Обозреватель - Observer 
Внутренняя политика 


Г.ШАХНАЗАРОВ,
член-корреспондент РАН
 
В нынешнем году исполнилось 75 лет со дня смерти В.И.ЛЕНИНА, и то, как Россия откликнулась на эту годовщину, говорит не столько о нем, сколько о нас.
 
О Ленине
 
 
 
 
Если бы мы жили по прежнему советскому распорядку, в юбилйные дни в Большом театре состоялось бы торжественное собрание. С докладом, который, вполне вероятно, был бы озаглавлен: «Три четверти века без Ленина по ленинскому пути» выступил бы один из членов Политбюро ЦК КПСС или даже сам Генеральный секретарь. Потом участники собрания потянулись бы колонной на Красную площадь, чтобы возложить венки к Мавзолею. Так же торжественно была бы отмечена эта дата по всей советской стране. Почести тому, кого называли вождем мирового пролетариата, были бы возданы коммунистами, сочувствующими делу революционного преобразования во многих государствах мира.

Но мы живем уже совсем в другой стране, и на дворе дуют иные ветры. По телевидению прокрутили политический сериал, в котором Октябрьская революция названа величайшей катастрофой, Ленин изображен злодеем, пришедшим погубить Россию, а все, что делала после него советская власть, рисуется однозначно черной краской. Некоторые газеты возложили на него вину за все беды, случившиеся с миром в уходящем столетии, вновь прозвучало требование захоронить тело Ленина и снести Мавзолей, поскольку он якобы уродует архитектурный облик Красной площади.

Вроде бы случай, к которому подходит старая латинская поговорка: «Sic transit gloria mundi» — так проходит слава мирская. Однако не вяжется с нею многое и в теперешней, несоветской России. Город на Неве, которому вернули его историческое имя, все еще находится в Ленинградской области. На карте страны остается немало названий, производных от ленинского имени — оно словно впечатано в российскую топонимику историей. Метрополитен в Москве и множество предприятий, колхозов, совхозов по-прежнему носят это имя. Не имела успеха попытка провести кампанию по сносу многочисленных памятников Ильичу; в нескольких случаях, когда это удавалось, вызывались желающие принять у себя «изгоняемый» монумент, в том числе — за рубежом. А главное — миллионы людей отдают голоса партиям, провозглашающим верность Ленину и его учению. И в опросах общественного мнения тех, кто положительно оценивает его роль в истории страны, намного больше тех, кто его проклинает.

Но правота не доказывается численным преобладанием. Самому Ленину приходилось не раз бывать в меньшинстве и чуть ли не в одиночку отстаивать свое мнение (Брестский мир, НЭП). Так кто же он — путаник и честолюбец, зачинщик «бессмысленного и беспощадного бунта» или пророк, задумавший построить рай на земле, в котором Александр Блок увидел самого Спасителя? Пытаясь ответить на этот вопрос, мы не добавим ничего нового к тому, что история знает о Ленине — все хорошее и плохое о нем уже сказано. Понимание Ленина, отношение к нему — это сегодня один из способов измерить высоту общественного сознания, уровень политической культуры и, не в последнюю очередь, нравст-венное состояние общества.

Прежде всего это вопрос элементарной порядочности. Ну, пользуясь знаменитым выражением самого Ильича, пересмотрели некоторые «всю свою точку зрения на Ленина», нашли у него уйму ошибок, разочаровались. Но надо не уважать самих себя, чтобы поливать грязью того, перед кем преклонялись; издеваться над ним, как это делали авторы телепередачи, в которой резалось его тело, изготовленное из торта; распространять всевозможные гадости по его адресу. Полезно бы вспомнить лермонтовское:
Так храм покинутый — все храм.

Кумир поверженный — все Бог.

Далее, это вопрос социальной позиции, говоря проще, элементарной человеческой совести. Всякий кто состраждет бедным и сирым, неравнодушен к попранию человеческого достоинства, ищет справедливости, не может не отдавать должное Ленину. Ведь как ни оценивать его деятельность, невозможно отрицать, что путеводной звездой этого человека было неукротимое стремление покончить с классовым и национальным гнетом, переоборудовать все общественное устройство к народному благу.

Это еще и вопрос патриотизма. Людям свойственно гордиться своими прославившимися соотечественниками, даже если у многих, мягко говоря, есть к ним серьезные претензии. В центре Парижа в «Доме инвалидов» усыпальница, в которой покоится перевезенный с острова Святой Елены прах Наполеона — великого полководца и властолюбца, мечом и кодексом распространявшего идеи Французской революции. Если кто-то предложил бы разрушить это здание на том основании, что Бонапарт залил Европу кровью, его сочли бы за сумасшедшего. Французы гордятся императором, и даже те, кому он не люб как тиран, скажут:
оставьте его истории.

Пора бы и нам научиться уважать свою историю. Ленин — деятель, оказавший наибольшее влияние на весь ход XX столетия. И русский народ вправе гордиться тем, что он выдвинул фигуру такого масштаба.
Это о самом Ленине. Теперь о ленинизме. Многое в нем было изначально ошибочным — например, явно утопические надежды на то, что сразу после революции можно будет обойтись без армии, которую заменит вооруженный народ, без денег, используя вместо них прямой продуктообмен, без полиции, поскольку сознательные граждане сами сумеют остановить преступника. Понадобилось всего несколько недель, чтобы понять романтический характер этих надежд. Этим, в частности, объясняется то, что декрет о создании рабоче-крестьянской Красной Армии был принят не 26 октября, как следовало бы, а лишь через несколько месяцев.

Многие серьезные промахи были порождены явно догматическим толкованием тех или иных тезисов марксистской концепции социализма и коммунизма. Опять-таки Ленин при всем своем безмерном уважении и даже преклонении перед «классиками» сразу увидел опасность слепого, некритического следования тем или иным рекомендациям, которые рождались в другое время и в других национальных условиях. Важнее любой догмы для него было умонастроение рабоче-крестьянской, солдатской массы. Ненавистники Ленина любят поиронизировать над его склонностью общаться с «ходоками», дотошно выспрашивать, чем живет деревенский люд. Но ведь тогда не проводились регулярно социологические опросы. Нынешним бы руководителям так же чутко вслушиваться в «глас народный».

Всегда ли и во всем Ленин находил единственно правильные решения? Конечно, нет. С высоты сегодняшнего дня можно назвать немало промахов, допущенных на заре советской власти, которые потом тяжело отозвались на стране и народе. Но справедливость требует сказать, что почти во всех случаях Ленин со свойственной ему поразительной политической интуицией видел слабые места создаваемой заново государственной и общественной конструкции и старался, как мог, исправить дело.

Это относится и к тому, что обернулось со временем самой тяжелой болезнью советского социализма — бюрократизацией, ставшей неизбежным следствием монопольного господства партии и ее вождей. Ликвидация политической свободы, подавление всякого инакомыслия оправдывались необходимостью сосредоточить усилия общества на создании мощной индустрии, без которой Советский Союз не смог бы выстоять и победить в Отечественной войне. Но они же препятствовали трезвой критической самооценке, блокировали способность системы своевременно обновлять структуру и методы управления, улавливать новые тенденции мирового развития.

Внимательно вчитываясь в заметки, статьи, выступления Ленина последних лет его жизни, нельзя не прийти к заключению, что именно в этом видел он основную угрозу советской власти. Последние его работы пестрят многократно повторяемыми призывами обеспечить надежный рабочий контроль за всеми государственными делами, покончить с волокитой и безответственностью, объявить беспощадную войну чиновному произволу и коррупции. В документе, известном как его политическое завещание, Ленин, отдавая должное организаторским способностям Сталина, тем не менее рекомендует подумать о его замене на посту Генсека.
Главное, что настораживало Ильича в человеке, ставшем его преемником, — нетерпимость к чужому мнению, склонность к самовластию. Можно не сомневаться, что, отпусти природа Ленину несколько лишних лет жизни, он позаботился бы встроить в нашу систему надежные механизмы демократического контроля. Но что гадать, история состоялась и ее не переделаешь.

За три четверти века, прошедшие со времени смерти Ленина, и страна наша, и мир вокруг нее неузнаваемо изменились. На перепаде веков Россия оказалась перед необходимостью заново решать вопросы своего социально-экономического, политического и геостратегического самоопределения. В идейной борьбе вокруг этих судьбоносных решений одни ссылаются на авторитет Ленина, другие берут за образец Столыпина, Витте, реформаторов-царей. У каждой стороны есть свои веские аргументы. Но преодолеть духовную смуту, создать почву для возрождения российской государственности можно лишь при том условии, если будет осознана необходимость синтеза досоветского и советского опыта.

Давайте не будем сносить памятники и возлагать вину за нынешние промахи и глупости на Ивана Грозного, Петра I или Ленина. Давайте искать собственные решения проблем, учитывая весь отечественный и мировой опыт. И уважать без каких-либо исключений всю нашу историю, наших великих сограждан.
 
 

Нижегородский региональный общественный благотворительный фонд
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Уважаемые читатели!

23 августа 1998 г. исполнился год со дня трагической смерти Марины Широковой — семнадцатилетней выпускницы школы, золотой медалистки, девочки, наделенной от Бога многими талантами — она прекрасно пела, закончила музыкальную школу, шила, лепила, писала стихи. Любила, была любимой. А самый главный ее дар — чистая и светлая душа. Очень скромная, нежная — девочка не нашего жестокого века, а века утонченности, галантности, порядочности. Семнадцатилетней, в выпускном платье, она ушла в свой последний путь.

Убийство до сих пор не раскрыто...

Не стало Марины Широковой. Скорбь родителей, вечера памяти Марины в школе, стихи о ней. Марина не зря прожила на земле свой короткий век. Ее смерть возродила во многих сердцах доброту, сострадание и мечту — построить Храм. Храм в память Марины, а еще и в память всех детей, безвременно ушедших из жизни. Храм, где молились бы за души тех детей, которым сейчас очень тяжело живется на свете, кто скитается без дома и любви, кто уже знает, что такое наркотики, голод, воровство, жестокость...

В планах учредителей фонда и воскресная православная школа, и приют для беспризорных детей, и христианский летний лагерь, и многое другое.

Руководство Борского стекольного завода передало людям помещение под молитвенный дом — стройте рядом ХРАМ. Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай благословил доброе дело и освятил место. Быть Храму!

Начал свою деятельность по созданию Храма специально созданный Фонд. Благословлено название Храма: Покрова Пресвятой Богородицы.

Дорогие люди, российский народ! Ты могуч добротой. Веками ты находил утешение под сводами церквей, храмов. Возродим эту традицию.

Мы обращаемся ко всем, у кого в душе горит искра Божия, в ком живет сострадание и любовь к ближнему. Строительство Храма в Ваших руках, благодаря Вам будет сделано богоугодное доброе дело. Фонд строительства Храма рассчитывает на любую Вашу поддержку — моральную, материальную, духовную, финансовую.

Ваше имя — участника строительства — будет увековечено в Книге Памяти Храма.

Да благословит Вас Бог на доброе дело.

606450 Нижегородская обл., г. Бор
микр-н Прибрежный д. 1, к. 58

т. (83159) 25560, (259) 25560

ИНН 5246016264
р/с 40703810307700000198 в ЗАО АИК НПСБ, Сормовский ф-л г. Н.Новгород
к/с 3010181070000000077
 БИК 042227770



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]