Обозреватель - Observer 
Экономика 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ИНТЕГРАЦИЯ —
реальный шанс
выхода из кризиса
 
Уходящий век принес нам русским и белорусам немало испытаний. Мы пережили и радость побед и горечь поражений. Но каждый раз сообща поднимались и, несмотря на жесточайшие трудности и лишения, двигались вперед. Братство наше испытано в горниле Великой Отечественной войны... На-ши страны, объединяя усилия, имеют возможность выйти из тяжелейшего кризиса конца XX века. Так давайте же не упустим такую возможность.
Н.И.РЫЖКОВ
 
Идеи интеграции и кооперации, создание единого экономического пространства, восстановление и развитие сотрудничества между странами — традиционными партнерами, стали первоочередными в государствах СНГ. И это закономерно. Ибо интеграционные процессы в экономике — это веление времени.
Восьмой год существования Содружества Независимых Государств (СНГ) на постсоветском пространстве наглядно свидетельствует о том, что новые партнерские отношения складывались и складываются далеко не просто, весьма противоречиво и сопровождаются весьма низкой эффективностью. Распад Советского Союза произошел спонтанно и вопреки воле народов. Как следствие — обострение между странами многих противоречий и возникновение целого ряда конфликтных ситуаций. Все это негативно отразилось на экономическом положении всех стран из-за частичного или полного разрушения вертикальных и горизонтальных интеграционных экономических связей, разрушения финансово-экономического и производственного пространства.

В настоящее время индустрия многих стран СНГ работает лишь на 10% своих мощностей. Проблемы, с которыми сталкиваются страны, одинаковы на всем постсоветском пространстве и решать их гораздо проще, объединив свои усилия в рамках СНГ. И, повидимому, не случайно, что в настоящее время идет поиск новых путей взаимоотношений.

Стоит напомнить некоторые данные. Без кооперации со странами СНГ Россия может производить около 67% прежних объемов продукции. А другие страны без поставок из России еще меньше, так: Казахстан — 48%, Украина (по разным оценкам) — от 28 до 33, Азербайджан — 15, Белоруссия — 16% от прежних объемов конечной продукции.

Сейчас торговый оборот между странами СНГ составляет порядка 30—37% против 71% в 1987 г. В ЕЭС торговый оборот сегодня постоянно растет и его объем — около 60%.

По оценкам специалистов, примерно 40—50% спада производства в странах, образовавшихся на территории бывшего Советского Союза, приходится на неоправданный разрыв прежних хозяйственных связей. И если в первый год после образования СНГ объем товарооборота между его участниками составлял 21% от суммарного ВВП, то пять лет спустя он упал до 6%. За последующие годы положение еще более усугубилось и, кроме того, надо учитывать, что и ВВП сократился в абсолютном выражении.

А вот пример в пользу сотрудничества. В государствах СНГ 12 тракторных заводов, которые выпускали 500 тыс. машин в год. Сейчас большинство из них на грани банкротства. Но кое-кому еще можно помочь.
Целесообразнее все-таки сохранять рабочие места у себя дома, а не за океаном. Например, часть российского рынка могла бы сохраниться и за Минским траторным заводом (МТЗ), у которого 96 предприятий-смежников, его трактора поставляются в 70 стран мира, в том числе и в США, Англию, Францию, Австралию. В странах СНГ эксплуатируется около 1 млн. тракторов с маркой «Беларусь».
Товаропроводящая сеть МТЗ создана в 43 странах. Стоимость трактора в несколько раз ниже аналогичных по классу при достойном качестве. Правда, «причесан» он несколько хуже, но эта проблема вполне решаемая.
 

Экономическая интеграция России и Белоруссии
 
Россия переживает тяжелейший экономический кризис. Вряд ли есть необходимость оспаривать тот факт, что все происходящее является результатом развала единого народнохозяйственного комплекса Советского Союза, осуществления навязанных извне псевдореформ. Сейчас даже ярые либералы от экономики, проводившие эти реформы, не отрицают, что их главная цель была в максимальной степени развалить отечественное производство, открыть шлюзы для массированной интервенции иностранных товаров на огромный российский рынок. Это, к сожалению, в значительной мере им удалось. А началось все с приватизации государственной собственности. Такой поспешной приватизации мир еще не видел и больше никогда не увидит. Глобальное перераспределение общенародной собственности, как декларировалось ее авторами и исполнителями, должно было резко повысить эффективность производства. Но это привело только к баснословному обогащению в небывало сжатые сроки узкой кучки людей. За время проведения приватизации экономике страны был нанесен сокрушительный удар. В результате «шоковой терапии» в России все основные социально-экономические показатели опустились ниже предельно критических величин, принятых в мировой практике.

Так:

Снизилось производство электроэнергии, нефти и угля, готового проката.

Такого спада не было даже в годы Великой Отечественной войны. В подобной ситуации не оказалась ни одна из стран в Восточной Европе, вступившая на путь «рыночной» экономики.

Разрушена основа возможного подъема промышленности, машиностроения. Здесь объемы производства сократились в два с половиной раза, а в оборонном комплексе — в 11 раз. Практически прекращено изготовление отечественных телевизоров, магнитофонов, радиоприемных устройств. Только три телевизора из ста имеют отечественное происхождение. Из-за развала агропромышленного комплекса подорвана продовольственная безопасность страны. Посевные площади сократились на 30%. Все это не могло не сказаться на уровне производства важнейших видов сельскохозяйственной продукции: валовой сбор зерна упал со 160 млн. до 48 млн. т в 1998 г. Упадок сельского хозяйства привел к тому, что сейчас больше половины продуктов питания импортного происхождения. Уровень потребления продукции животноводства населением отбросил нашу страну с седьмого на сороковое место. Дошло до того, что 80% товаров легкой промышленности, поступающих на наш рынок, ввозится из-за рубежа. А в это время отечественные заводы и фабрики простаивают.

Справедливости ради следует отметить, что Белоруссии удалось избежать многих негативных разрушительных процессов в ходе реформирования экономики и недопустить глубокого спада производства народного хозяйства.

Согласно официальным источникам, в республике с 1990 по 1995 г. включительно ежегодное падение составляло от 8 до 13%, а за последние три года ВВП вырос почти на четверть, а объем выпуска промышленной продукции удалось довести до 81% к уровню 1990 г. Восстановили, или превысили объемы производства 1990 г. известные предприятия: объединение «Атлант», АО «Керамин», Белорусский металлургический завод и Брестский завод газовой аппаратуры и некоторые другие.

В прошедшем очень сложном 1998 г. темпы роста ВВП составили 108%, в том числе промышленного — 111, товары народного потребления — 117,4; объемы инвестиций в основной капитал увеличены на 16%. Продукция республики сегодня экспортируется в 142 страны мира, но одновременно не удалось «добрать» продукцию сельского хозяйства. В Белоруссии велика инфляция, выбитие основных фондов превышает их ввод, износ оборудования в ряде отраслей приближается к 60%, рентабельность составляет менее 10, что не позволяет за счет собственных средств вести обновление основного капитала. Импорт превышает экспорт.

Однако при сохранении достигнутых темпов роста по экономике только в 2001 г. в республике удастся достигнуть уровня экономического развития 1990 г.

Тесное сближение России и Белоруссии, имеющее огромное геополитическое значение, это настоятельное требование нашего времени. Международные события показывают все более явную однополюсность мира.
Соединенные Штаты Америки заняли гегемонистскую позицию, подменяя международные организации.
«В этой ситуации, — как утверждает Президент Белоруссии А.Лукашенко, — союз Белоруссии и России должен стать тем ядром, вокруг которого сформировался бы мощный экономический независимый центр с высокими потенциальными возможностями, способный также эффективно решать политические проблемы. Союз Белоруссии и России должен быть реальным противовесом агрессивному трансатлантическому монополизму, интеграционным ядром нового единения государств. Обеспечение нашего единства — это исторический шанс выживания целостной славянской цивилизации в жестких современных условиях передела мира. Это возможность защитить свою самобытность и место среди других сообществ и государств».

Экономическая интеграция двух стран, стремление к которой продиктовано насущной потребностью объединить усилия в деле возрождения прочных и взаимовыгодных производственных, научно-технических и торговых связей стало сегодня реальной тенденцией.

Каждый понимает, интеграционные процессы между двумя нашими странами начинаются не с нулевой отметки. Известно, что интеграция, уровень специализации и кооперирования в бывшем СССР были значительно выше, чем в Европейском Союзе, который берут сейчас за образец. Эти связи были не временными, а строились десятилетиями. В подтверждение этому 80% продукции Белоруссии вывозилось за пределы республики, в основном в Россию.

Какова основа для выхода на новый интеграционный уровень наших стран?

За последние два года Высший совет Белоруссии и России, парламентские собрания и исполком совместными усилиями сумели добиться некоторых позитивных результатов. Было достигнуто соглашение о совместной деятельности министерств обороны и иностранных дел на основе разработанной ими единой программы действий на эти годы. Важное значение имело принятие союзного бюджета. Осуществляется постепенный переход на единые стандарты социальной защиты, и, в частности, трудоустройство, оплата труда граждан обоих государств. Для защиты экономических интересов союза создан таможенный комитет — объединенная служба управления таможенными структурами. Он занимается организацией и совершенствованием таможенного дела, разработкой и применением унифицированной нормативно-правовой базы.

Взаимное предоставление с 1 января 1998 г. национального режима и гарантий субъектам хозяйствования Республики Белоруссия на территории России, и наоборот, устранило формальное ограничение их деятельности. Они перестали быть иностранными по отношению друг к другу. Тем самым перед предприятиями и деловыми людьми двух государств раскрываются новые перспективы и возможности для расширения объемов производства и взаимной торговли. Выработан ряд эффективных мер и механизмов конкретного взаимовыгодного сотрудничества.

Так, реализация соглашения предоставления Белоруссии государственного кредита в 1998 г. позволила оживить производство дизелей на Ярославском моторном заводе. Одновременно белорусские автозаводы, получив комплектующие, смогли обеспечить стабильным заработком тысячи людей, удовлетворить потребности России и Белоруссии в автомобильной технике. В практическую плоскость переведена работа по созданию межгосударственных финансово-промышленных групп.

Расширяется сотрудничество Белоруссии с российскими регионами. Сейчас из 89 субъектов Федерации 55 ведут с ней широкую торгово-экономическую деятельность. Белорусские промышленные товары всегда были привлекательными для российского рынка. Высоко оценивают российские потребители белорусские продовольственные товары. За восемь месяцев 1998 г. в Россию поставлено продовольствия на сумму более 170 млн. долл. Основной объем экспорта составляет продукция животноводства. За этот период в Россию экспортировано 32 тыс. т мяса, 11 тыс. т мясных консервов, большое количество молочных продуктов.
Темпы роста внешнеторгового оборота России и Белоруссии довольно высоки. После затяжного спада товарооборот между двумя странами в первом полугодии 1998 г. увеличился на 222% и составил около 5 млрд. долл.

Огромные возможности открываются в сфере военно-технического сотрудничества. Как известно, в оборонных отраслях наших стран были сосредоточены лучшие научные и рабочие кадры, уникальные технологии. Однако оборонная отрасль оказалась в полуразрушенном состоянии как в России, так и в Белоруссии. Необходимо приложить большие усилия, чтобы воссоздать традиционную кооперацию, используя совместные научно-технические разработки и конверсировать предприятия ВПК по выпуску высокотехнологической продукции.

Эффективно используя преимущество межгосударственного разделения труда, совместная деятельность на ближайшую перспективу должна быть направлена на формирование условий для стабильного развития экономик обеих стран, на повышение жизненного уровня населения. Конечно, совершенно ясно, что будет немало противников нашей интеграции, которых подталкивают, подкармливают с одной единственной целью, чтобы постоянно противодействовать интеграционным процессам. Для них, видимо, не аргумент, что издержки производства за счет интеграции и взаимного дополнения отечественных экономик снизятся в 1,5—2 раза. Их не могут убедить и миллиардные затраты на формирование дополнительных мощностей с целью создания замкнутых производственных систем каждой страны. Трудно доказать им, что, создавая искусственные государственные препоны, мы не даем возможность использовать общие научные разработки и технические достижения.
 

Союзы производителей России и Белоруссии
 
В феврале 1998 г. состоялся учредительный съезд российских товаропроизводителей, отметивший, что выход из экономического и социального кризиса страны может быть обеспечен только за счет возрождения и развития отечественной производственной сферы. Для этого необходимо объединение усилий всех отечественных товаропроизводителей, создание им приоритетов на российском рынке за счет совершенствования законодательной и нормативно-распределительной базы, защита их интересов в исполнительных органах. Восстановление межрегиональных связей является важнейшим условием возрождения России на принципах самодостаточности, обеспечения ее целостности, обороноспособности и национальной безопасности.

Именно для решения этих задач на съезде был образован Координационный совет отечественных товаропроизводителей (КСОТ) из числа руководителей крупнейших союзов и ассоциаций сферы производства товаров и услуг, директоров предприятий промышленности, транспорта, строительства, агропромышленного комплекса, депутатов палат Федерального Собрания РФ, руководства отраслевых профсоюзов, представителей различных ветвей власти в субъектах Российской Федерации.

Следует отметить, что за два месяца до 17 августа прошлого года на Президиуме КСОТ было отмечено, что экономика — это целостная система и если производство не растет и при этом где-то наблюдается концентрация доходов и богатства, это означает их уменьшение в остальной части экономики.

В России сверхприбыли сектора финансовых спекуляций выросли на перераспределении государственной собственности через спонтанную ваучерную приватизацию, государственного бюджета — через финансовую «пирамиду» ГКО, сбережений населения — через частные финансовые «пирамиды». Интенсивность этого перераспределения была чрезвычайно высокой, составляя ежегодно до половины всего фонда накопления страны, и сопровождалась образованием колосссальных финансовых пузырей, вырастающих не на создании нового денежного богатства, а на всевозможных формах его присвоения при сверхдоходности гарантированных государством спекулятивных операций.

Правительства Гайдара — Черномырдина — Кириенко предпочитали не обращать внимания на социальные бедствия, концентрируясь на поддержании стабильности и сфере финансовых спекуляций. Центральный Банк отвечал, как ни странно, не за состояние денежного обращения и платежей, обеспечение нормальных условий для трансформации сбережений в инвестиции через банковскую систему, а все свои усилия направил только на поддержание твердого обменного курса рубля.

Успешной была объявлена политика секвестирования государственного бюджета и сокращения социальных расходов ради перераспределения бюджетных ассигнований на выплату сверхдоходов финансовых спекулянтов. Отказ от политики следования национальным интересам в пользу протектората международных финансовых организаций и транснационального капитала объявлялась доблестью государственной службы. А коррупция и некомпетентность стали ее нормой.

Президиум КСОТ предупредил Правительство РФ о приближающейся финансовой катастрофе и предложил принять срочные меры по минимизации потерь от нее.

Для этого, воспользовавшись ситуацией, возвратить под контроль государства утраченные источники принадлежащих ему по праву доходов: ввести реальную госмонополию на оборот алкогольной продукции и государственное регулирование экспорта стратегической для страны продукции, вернуть в доход бюджета денежную эмиссию, восстановить государственный контроль над деятельностью Центрального Банка России. Только эти меры позволили бы увеличить доходы федерального бюджета не менее чем на четверть.

Мы рекомендовали правительству путем приведения деятельности Центробанка в соответствие с общегосударственными интересами облегчить положение бюджета и выйти из бюджетного кризиса без секвестирования расходов. Для этого заморозить обслуживание пакета ГКО, находящегося в собственности ЦБ, изъять в доход бюджета часть средств, полученных ЦБ за счет спекуляций государственными обязательствами и злоупотреблений монопольным положением на рынке. Одновременно провести давно назревшие меры по дедолларизации экономики, централизовать управление валютными резервами страны, что позволило бы ослабить ограничения политики обменного курса и существенно смягчить кризис ликвидности и неплатежей на внутреннем рынке, сбить доходность ГКО и облегчить выход из долгового кризиса.

К сожалению, тогдашнее Правительство РФ, не желая рисковать своей репутацией «рыночников-либералов» и хватаясь за соломинку новых кабальных кредитов, не приняло наших предложений. Тем самым ввергло страну в финансовую катастрофу.

КСОТ направил свои предложения по целому ряду вопросов новому Правительству РФ, сформированному после 17 августа. Конечно, наивно было бы рассчитывать на то, что Правительство без детального анализа предложений и рекомендаций КСОТ сразу же будет принимать их к реализации. Уж очень много проблем накопилось в различных отраслях отечественной экономики, поэтому нужен тщательный отбор первостепенных задач, требующих решения на правительственном уровне, скрупулезный просчет конечных результатов того или иного решения.

Но все-таки можно отметить, что определенная часть предложений КСОТ уже нашла отражение в решениях Правительства РФ. Но это уровень макроэкономики. Однако необходимо наряду с глобальными, стратегически важными экономическими проблемами не упускать из поля зрения вопросы отдельных отраслей народного хозяйства. На основе анализа ситуации в той или иной отрасли КСОТ вырабатывает свои предложения по выходу из кризиса. Разумеется, первоочередное внимание уделяется тем сферам производства, которые при минимальной помощи со стороны правительства могут дать быстрый экономический эффект.

Например, текстильной и легкой промышленности. Судя по выступлению Е.Примакова перед депутатами Государственной Думы при принятии в четвертом чтении бюджета, Правительство РФ рассматривает стабилизацию и подъем производства в легкой и текстильной промышленности как одну из ключевых своих задач. В этом случае эти отрасли смогут не только выжить, но и дать существенное увеличение поступлений в бюджет, ибо оборачиваемость рубля в этой реальной сфере экономики как нигде высока.

На заседании Президиума КСОТ был рассмотрен вопрос о проблемах золото- и алмазодобывающей отраслей, которые всегда были источником валюты, а сейчас оказались в стихии «дикого» криминального рынка.
Совместно с Союзом старателей России, Союзом золопромышленников, акционерной компанией «АЛРОСА» в Правительство РФ, Государственную Думу, Совет Федерации, Центральный Банк России были направлены предложения по реализации программы конкретных мер по стабилизации и развитию промышленности драгоценных металлов и драгоценных камней.

Современные экономические условия заставили искать пути к объединению товаропроизводителей и в Белоруссии. На начало 1998 г. в Республике насчитывалось около 100 тыс. предприятий, в том числе более 76 негосударственных форм собственности. Координировать их деятельность органам государственного управления в полной мере невозможно. Поэтому в Белоруссии в 1998 г. также была создана Белорусская конфедерация промышленников и предпринимателей, которая должна консолидировать общест-венные силы республики и выражать интересы товаропроизводителей перед государством. Успешно действует также Белорусская межотраслевая промышленная корпорация. Эти общественные объединения решают задачи, сходные с теми, которые стоят перед российским КСОТ. Таким образом, налицо все предпосылки объединения усилий этих общественных структур в рамках совместного Координацинного совета отечественных товаропроизводителей России и Белоруссии.

Можно полностью согласиться с Президентом А.Лукашенко, который, выступая на десятой сессии парламентского собрания Республики Беларусь и России, заявил о необходимости поиска новых подходов в решении проблем интеграции и создания более эффективной смешанной экономики, подчеркнул, что решению этой проблемы во многом содействовало бы создание совместного Координационного совета товаропроизводителей России и Белоруссии, который сможет существенно расширить интеграционное поле экономического взаимодействия наших стран на региональном и межотраслевом уровнях, а также на уровне конкретных предприятий.

И такой Координационный совет двух стран был создан в феврале 1999 г.

На базе совета возможна более тщательная проработка совместных программ экономического развития как долгосрочных, так и на короткие промежутки времени, определение приоритета в реконструкции, модернизации агростроительного и агропромышленного производства, обмен опытом, проведение сертификации, системы управления качеством, реструктуризация, санация и т.д.

Например, всего пять стран мира могут делать часы: Россия, Белоруссия, Швейцария, Япония и Германия. У остальных производителей сборка из поставляемых им комплектующих. Зачем же нам усиливать позиции конкурентам?

Только восемь государств мира экспортируют калийные удобрения, аналогичные нашим, но производят их больше, чем могут купить потребители. Создание российско-белорусской компании позволило устранить ненужное соперничество. По объему экспорта эта компания занимает сейчас второе место в мире.

Если бы совет был создан на год раньше, то не стоял бы вопрос о приобретении для агрокомплекса Российской Федерации американских тракторов «Джон Лир», ведь такое решение способствует деградации и добиванию собственного тракторостроения России и оказывает негативное влияние на положение минского тракторного завода.

Американский трактор стоит недешево (около 150 тыс. долл.), но самое главное, что в России нет центра сервисного обслуживания такой техники, но они будут созданы компанией, потому что основные доходы, как правило, появляются именно при покупке запчастей, ремонте и профилактике. По данным российской печати, трактор «Магмам» (ФРГ) стоит порядка 145 тыс. долл., но затраты на его эксплуатацию в течение пяти лет составляют 90 тыс.

Поставив вопрос о создании Объединенного координационного совета (ОКС) товаропроизводителей Белоруссии и России, необходимо было определить его четкие цели, в том числе:

Кроме того, на основе совместного информационно-рекламного органа, который должно иметь объединение, может быть организован обмен информацией, опытом, обсуждаться проблемы, стоящие перед производителями и потребителями двух стран, оказывать помощь в поиске деловых партнеров, инвесторов, в максимальной степени сокращать количество посредников.

Через Президиум ОКС возможно наиболее оперативное и эффективное осуществление контактов товаропроизводителей России и Белоруссии с третьими странами, особенно с государствами СНГ, Восточной Европы и другими.

Естественно, что эти широкомасштабные задачи не могут быть успешно решены без самого тесного сотрудничества с органами исполнительной власти, в том числе и вновь создаваемыми в рамках союза России и Белоруссии. Они должны видеть в объединенном Координационном совете товаропроизводителей не конкурентов или просителей, а равноправных партнеров и соратников в достижении общей цели — успешного развития экономики обоих государств, повышения уровня жизни российского и белорусского народов, укрепления их авторитета на международной арене.

Итак, деятельность Объединенного координационного совета должна способствовать как экономической интеграции в рамках СНГ, так и в мировую систему. Совет может немало сделать для решения такой актуальной задачи, как вступление обеих стран во Всемирную торговую организацию, в рамках которой реализуется свыше 90% мирового товарооборота. Российские и белорусские производители при этом получат возможность многостороннего обмена новейшими технологиями, товарами и знаниями. Кроме того, заслуживает внимания проблема разработки порядка применения специальных защитных мер по отношению к импорту товаров, а также обеспечение добросовестной конкуренции в рамках зоны свободной торговли.
Особое внимание в работе Координационного совета должно быть уделено проблемам, которые не способствуют развитию наших отношений и дают пищу противникам интеграции: союзники должны согласовывать такие действия, которые прямо или косвенно затрагивают интересы товаропроизводителей.

Например, в прошлом году российская сторона в одностороннем порядке внесла изменения в систему тарифного и нетарифного регулирования, были изменены ставки ввозных таможенных пошлин на лекарственные средства, мясные, молочные и ряд других продовольственных товаров.

В России введена разрешительная система международных автомобильных перевозок для третьих стран. Под ее действие попадает Республика Беларусь. Кроме того, белорусские экспортные грузы железные дороги России обслуживают не по льготным, а по международным тарифам. В прошлом году МПС России установил тарифы на перевозку грузов в международном сообщении в свободно конвертируемой валюте с оплатой в рублях по курсу ЦБ России.

БелАЗ, например, возит металл из Магнитогорска до Смоленска, где вагоны разгружаются, груз складируется, а потом надо решать проблему доставки его предприятиям транспортом Белоруссии. При этом страдают как товаропроизводители России, так и Белоруссии. А ведь можно ввести единый, прямой союзный тариф, что создает предпосылки для единого таможенного пространства.

В качестве главной цели избранного Объединенного координационного совета товаропроизводителей России и Белоруссии съезд определил содействие правительствам и парламентам, всем хозяйствующим субъектам в:

Председателем Объединенного координационного совета товаропроизводителей России и Белоруссии избран Н.Рыжков.
Эксперты РАУ-Университета




   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]