Обозреватель - Observer 
Внешняя политика 

 
Новый важный регион мировой политики 

А.Вавилов , профессор, доктор исторических наук 
Е.Медведева , кандидат философских наук  
 
Появление в среднеазиатской части бывшего Советского Союза целой группы новых независимых республик, обретение ими роли полноправных субъектов межгосударственных отношений привлекло пристальное внимание многих политиков и политологов, всех тех, кто интересуется переменами, бурно происходя щими в мире на современном переломном этапе его развития. Одно из свидетельств тому — работа профессора М.Ахрари «Новая большая игра в мусульманской Средней Азии», опубликованная в 1996 г. вашингтонским Институтом национальных стратегических исследований 1 

Автор исследования (в сотрудничестве с Дж. Билом) поставил перед собой непростые задачи: рассмотреть динамику сложных и противоречи вых, а порой и противоборствующих процессов, разворачивающихся в молодых независимых среднеазиатских республиках (далее: САР), определить, хотя бы контурно, перспективы их дальнейшей политической эволюции. (Оставим в стороне, на усмотрение автора включение им лишь по религиозному признаку в разряд САР Азербайджана, имеющего свою историческую специфику и явно стоящего от САР особняком .)  

Исходный пункт монографии — справедливое, на наш взгляд, утверждение автора о том, что САР находятся сегодня на историческом перепутье, перед ними во весь рост стоит судьбоносная задача поиска своего собственного места в складывающихся на наших глазах новых региональных и общемировых геополитических и геостратегических структурах и связях. При этом принципиальное отличие нынешнего положения этих государств от времени раздела мира в XIX—начале XX в. состоит, отмечает автор, в том, что ныне они «играют решающую роль в определении собственного будущего».  

На их исторический выбор влияет целая гамма факторов внутреннего регионального и глобального порядка. К внутренним проблемам САР, напрямую воздействующим на направления и результаты поисков путей в будущее, проф. Ахрари относит перекосы в хозяйствен ном развитии этих стран в советский период и прежде всего исторически и климатически сложившуюся моносырьевую экспортную специализацию их экономики, углубленную и закреплен ную интеграционными процессами, развивавши мися в рамках СССР, низкую политическую культуру местного населения, отсутствие в среднеазиатских обществах глубоких демократических и плюралистических традиций, разветвленных партийных и иных политических институтов, а также значительную этническую пестроту и разобщенность населения. «В XX веке, — отмечает исследователь, — страны Центральной Азии знают либо коммунизм, превалировавший в бывшем Советском Союзе, либо авторитаризм, преобладавший на Ближнем Востоке». На его взгляд, народы САР объединяет лишь «общее племенное кочевое прошлое», а разделяет многое, в том числе и обостривши еся территориальные разногласия.  

Далеко не во всех рассматрива емых республиках титульная нация составляет преобладающее большинство (а в Казахстане она даже в меньшинстве). В этих условиях национальное становление народов САР неизбежно ведет к нарастанию межэтнических трений. Более того, попытки националь ной консолидации на религиозной или языковой основе, отмечает автор, дали в результате отток русского населения (его общая численность в САР, по приведенным в книге данным, достигает 25 млн. чел.), обладающего «жизненно важной квалификацией по обслуживанию и управлению промышленными предприятиями и энергетическими объектами».  

На таком сложном социальном и культурологическом фоне САР, по мнению автора, предстоит сделать выбор между двумя основными политическими системами, светской (Турция) или религиозной (Иран, Саудовская Аравия). При этом, по прогнозу исследова теля на ближайшее будущее, авторитарные тенденции в трансформации властных структур САР останутся доминирующими.  

Размышляя о путях дальнейше го развития САР, Ахрари приходит к выводу о том, что об их мусульманском будущем говорить можно лишь в неблизкой перспективе. По его суждению, этим странам «надо полностью сориентироваться в своей исламской сущности и лишь затем решать, что и сколько из ислама они хотели бы инкорпорировать в свою политическую систему». При этом единой модели для будущего развития САР не будет. Им предстоит выработать собственный механизм взаимоотношений государственной машины и ислама, отражающий местные реалии. Ислам будет оказывать глубокое влияние на политику САР и их нынешние взращенные в советскую эпоху авторитарные посткомму нистические руководители осознают это. В складывающейся ситуации они оказываются как бы между двух огней: с одной стороны, без ислама они не смогут удержать свое правящее положение, с другой — с исламом им волей-неволей придется делиться властью. Вот почему, заключает автор, они прилагают немало усилий, чтобы оттянуть эту неизбежность.  

Интересны в этой связи рассуждения проф. Ахрари относительно модальности взаимоотношений нынешних светских властей САР с исламскими партиями и движениями. В нескольких местах своего исследования он возвращается к мысли о том, что было бы неправомер но все эти движения без разбора относить к разряду ложно понятого «исламского фундаментализ ма», который уже по определению таит в себе угрозу экстремиз ма. По его оценке, исламские партии и организации в САР в массе своей не являются экстремист скими. Их влияние в народе пока невелико, так как они действуют в основном в среде городской интеллигенции, а 50—60% населения САР живет в сельской местности.  

В итоге исследователь настоятельно рекомендует руководите лям молодых среднеазиатских государств допустить включение исламистов в политический процесс, что должно уберечь последних от радикализации. Участвуя в политической игре, они «познакомятся с реальностями и сложностями управления, в котором примитивно, простецки мыслящие экстремисты не играют роли».  

Оценивая возможности нарастания крайних, радикалистских тенденций в исламистской среде САР, автор отмечает, что их реализация на практике будет непосредствен но зависеть от способности этих республик преодолеть нынешние экономические трудности и спад производства и сохранить внутриполитическую стабильность.  

К факторам регионального порядка автор относит традицион ное геостратегическое соперниче ство Ирана и Саудовской Аравии за влияние на Ближнем и Среднем Востоке, к которым сегодня добавилась и Центральная Азия, а также воздействие примеров Турции и Пакистана на выбор САР путей своего дальнейшего развития. По его оценке, географичес кая близость будет давать преимущества Турции и Ирану, а Саудовская Аравия «станет играть очень важную роль в повышении исламского самосознания и религиозной ориентации САР». При этом, вполне обоснованно успокаивает читателя автор, рост исламского самосознания совсем не означает нарастания экстремизма.  

Пример политизированного ислама в шиитском Иране для суннитского населения САР будет иметь скорее сдерживающее, чем притягательное воздействие в плане распространения влияния Тегерана в среднеазиатской части бывшего СССР. Саудовская Аравия, напротив, имеет, по оценке М.Ахрари, выигрышные козыри в отношениях с САР и прежде всего в области религии и экономики (инвестиции королевства в регион, согласно приведенным в книге данным, уже составили 4 млрд. долл.). «Как родина Ислама, — отмечает он, — Саудов-ская Аравия занимает особое место в сердцах мусульман Центральной Азии... У нее есть громадное преимущество в предоставлении им религиозного образования, широких возможнос тей совершать бесплатное паломничество, в передаче верующим миллионов экземпляров Корана, в сооружении тысяч новых медресе и мечетей. В этих вопросах Тегеран вынужден довольство ваться вторым местом». С благословения Саудовской Аравии САР были приняты в Организацию Исламская Конфедерация и получили доступ к фондам Исламского банка развития. К факторам, затрудняющим распространение саудовского влияния, автор относит географическую отдаленность королевства от Центральной Азии.  

В работе справедливо отмечается, что одним из важных каналов сближения САР с Турцией, Ираном и Саудовской Аравией являются экономические, прежде всего кредитно-финансовые связи и рычаги материальной помощи. Однако вряд ли можно согласить ся с неоднократно повторяемым в разных вариациях тезисом проф. Ахрари о том, что САР в экономической интеграции с этими несравнимо более мощными государствами, имеющими многолетний опыт самостоятельного развития, «могут рассчитывать на отношение к себе как к равным». Результаты попыток России интегриро ваться в западную экономику могут служить в этой связи показательным примером.  

Десятилетия советского прошлого, бесчислен ные и многообразные, ставшие органичными экономически е связи предопределяют, по мнению исследователя, сохранение в САР на годы вперед влияния России. Его отображение в книге неоднозначно. Умышленным преуменьшением представля ются содержащиеся в работе оценки результатов развития САР в рамках СССР. Их достижения в области индустриализации, образования, науки и культуры общеизвестны и общепризнаны. Кстати, в ряде мест автор, противореча себе, вынужден признавать эти неоспоримые факты.  

Отталкиваясь от советского периода в истории САР, он приходит к верному выводу о том, что от сохранения политической стабильности и перехода к экономическому подъему в РФ и в СНГ в целом во многом зависит будущее молодых среднеазиатских государств. В то же время, оценивая перспективы российской политики в Центральной Азии в основном как великодержавно -экспансионистские, он использует прежние критерии конфронтационных времен, забывая о таком важном и во многом определяющем факторе современных международных отношений, как взаимная заинтересованность равноправных и суверенных государств и народов в развитии взаимовыгодных двусторонних и многосторонних отношений. Под предубежденным и искажающим углом зрения в исследовании рассматривается миротворческая деятельность российских войск в Таджикистане, а также по охране южных границ СНГ, двусторонние и многосторонние соглашения САР с Россией о взаимном обеспечении безопасности.  

Весьма скромную (и, прямо скажем, мало соответствующую реальному положению дел) роль в определении будущего САР автор отводит США, которым, как он полагает, стоит лишь позаботить ся об экономическом благополучии этих республик, оставив поддержание стабильности в регионе на попечение Москвы. Однако под давлением фактов он вынужден признать глубокую заинтересованность США как мировой державы в направленности стратегического выбора САР. «США, — отмечается в монографии, — сделали акцент на пантюркизме, в значительной степени надеясь на то, что все мусульманские государства Центральной Азии станут тяготеть к Турции, а не к Ирану».  

России же как великой державе, имеющей жизненно важные интересы в САР, автор отводит в своих стратегических построениях служебную роль щита, прикрывающего от вредного влияния радикальных исламистских сил Ближний Восток, являющийся для Вашингтона с точки зрения безопасности очень важным регионом.  

В целом работа профессора М.И.Ахрари представляет немалый научный и практический интерес в плане изучения современного положения и перспектив развития стратегически важного Центральноазиатского региона мировой политики. 


1 The New Great Game In Muslim Central Asia, published by The Institute For National Strategic Stu-dies, National Defense University, Washington, 1996. | НАЗАД |





   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]