Обозреватель - Observer 
Внутренняя политика 

 

О ПОЛОЖЕНИИ СТУДЕНЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
и возможностях совершенствования его социальной защиты в соответствии с современными требованиями  


 
 
В 573 государственных учреждениях высшего профессионально го образования и 2608 государственных учреждениях среднего профессионального образования обучается около 5 млн. студентов. На 01.01.97. в государственных учреждениях высшего профессионального образования на дневном отделении обучалось 1,77 млн. чел., на вечернем отделении — 0,162 млн. чел., на заочном отделении — 0,86 млн. чел., по системе экстерната — 1241 чел. и составляло в сумме свыше 2,8 млн. студентов; в государственных учреждениях среднего профессионального образования на дневном отделении обучалось 1,43 млн. чел., на вечернем отделении — 90 тыс. чел., на заочном отделении — 0,451 млн. чел., по системе экстерната — 298 чел. и составляло в сумме около 2 млн. студентов. 

Ежегодные приемы в государственные высшие и средние учебные заведения составляют в среднем по 700 тыс. чел. при ежегодном выпуске специалистов в системе государственного профессионального образования около 1 млн. чел. (за 1996 г. — 909 160 чел.), из них по очной форме обучения — в среднем 65—70% (за 1996 г. — 618 085 чел., или 67% от общего числа выпускников). 

Приведенная выше численность студентов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования не равномерно распределена среди министерств и ведомств, которым подчинены те или иные образовательные учреждения. 

Так, на долю Минобразова ния России приходится 67,4% всех обучающихся студентов высших учебных заведений, а на долю Минсельхозпрода России, Минздрава России, МПС России и еще 18 ведомств — остальные 32,6%. 

В настоящее время количество высших учебных заведений страны увеличилось по сравнению с 1994 г. на 20 (3%), при увеличении контингента на 268 тыс. чел. (10%). 

Законом Российской Федерации «Об образовании» установле на норма обучения студентов в государственных учреждениях высшего профессионального образования не менее 170 на каждые 10 000 чел., при финансиро вании обучения за счет средств федерального бюджета. К настоящему времени с 1994 г. данный показатель увеличился на 10% и составил 190 студентов. 

С 1994 г. отмечается резкий рост — на 35% (по отношению к 1997 г.) — негосударственных высших учебных заведений в системе профессионального образования, контингент студентов увеличился на 32%. 

В 244 негосударственных учреждениях высшего профессиональ ного образования на 01.01.97. обучалось 162 тыс. чел., что составляло 5% от общего количества студентов высших учебных заведений. 

Несмотря на заметное увеличение показателей, характери зующих профессиональное образование, ухудшение социально- экономического положения абсолютного большинства граждан не создает достаточных гарантий для осуществления молодым поколением своих прав на образование, охрану здоровья, отдых, гармоничное духовное, нравственное, физическое развитие. 

За последние годы на федеральном уровне принят ряд законов и иных нормативных правовых актов по вопросам социальной защиты студентов, обучающихся по очной форме обучения. 

В результате сложилась следующая система материального обеспечения студентов: 
 

  •  стипендиальное обеспечение студентов, обучающихся в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, в зависимости от успехов в учебе и их материального положения, установлено действующим законодательством; 
  •  для студентов высших учебных заведений в сумме двукратного минимального размера оплаты труда в соответствии с Федеральным законом Россий-ской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональ ном образовании» от 22.08.96. № 125-ФЗ; 
  •  для студентов учреждений среднего профессионального образования в сумме 70% от минимального размера оплаты труда в соответствии с Законом Российской Федерации «О минимальном размере оплаты труда» от 30.03.93. № 4693-1; 
  •  выдача студентам очной формы обучения доплаты на питание из расчета на одного человека на каждый календарный день не менее, чем 2% установленно го федеральным законом минимального размера оплаты труда; 
  •  предоставление права иногородним студентам на бесплатный проезд железнодорожным транспортом один раз в год туда и обратно, а для проживающих на Крайнем Севере и регионов, приравненных к нему, — на авиатранспорте; 
  •  выделение государственным и муниципальным вузам дополнительных средств в размере двух месячных стипендиальных фондов для организации культурно-массо вой и физкультурно-оздорови тельной работы со студентами, их санаторно-курортного лечения и отдыха; 
  •  полное государственное обеспечение обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); 
  •  увеличение размера стипендии на 50% студентам-инвалидам I и II групп, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (законных представителей). 
Существенную материальную помощь студенты получают в виде именных стипендий: 1000 стипендий Президента Российской Федерации (4 минимальных размера оплаты труда), 2000 стипендий Правительства Российской Федерации (3 минимальных размера оплаты труда), других именных стипендий, учрежденных министерствами, главами администраций, банками и т.д. 

Тем не менее дополнительные доходы студентов в 2—3 раза выше, чем их стипендии и доплаты к ней. 

Источником дополнительных доходов студентов являются: 

  •  помощь родителей (95%); 
  •  подработка (55%); 
  •  материальная помощь за мелкие услуги (29%); 
  •  спонсорская помощь (10%). 
Уместно заметить, что стипендия никогда не удовлетворяла в полном объеме повседневные жизненные потребности студентов. Она была всегда и продолжает оставаться поддержкой (пособием). 

Из-за вынужденной дополнительной подработки студенты часто не посещают учебные занятия, не соблюдают распорядок дня; режим питания, активным формам отдыха предпочитают пассивные. В результате к концу обучения их состояние здоровья и физическая подготовленность заметно ухудшаются. 

Выделение средств на организацию летнего отдыха и каникулярное оздоровление студентов за истекшие 3 года Минфином России осуществлялось с задержками и не в полном объеме. 

Фактическое финансирование расходов государственных учебных заведений высшего и среднего профессионального образования Минобразования России в 1996 г. по дотациям на питание, льготному проезду и оздоровительным мероприятиям составило 280,5 млрд. руб. (41,43% от плана). 

Общая площадь учебно-лабо раторных зданий учреждений высшего профессионального образования составляет 21,544 млн. кв. м, и, следовательно, при численности студентов очной формы обучения 1,77 млн. чел., на одного студента при обобщенном нормативе в 21 кв.м обеспеченность составляет 58%. 

Общая площадь учебно-лабораторных зданий учреждений среднего профессионального образования составляет 14,48 млн. кв. м, при численности студентов очной формы обучения 1,43 млн. чел., на одного студента при обобщенном нормативе в 18,6 кв. м обеспеченность составляет 54,7%. 

Состояние материально-технической базы учебных зданий вызывает серьезную озабоченность, так как большая часть учебно-лабораторных корпусов и общежитий введены в эксплуата цию 25—30 и более лет тому назад, многие из корпусов находятся в ветхом или аварийном состоянии (среди них более 150 зданий — памятники архитекту ры) и нуждаются в реконструк ции или комплексном капитальном ремонте. 

Однако ни то, ни другое невозможно осуществить из-за недостаточного финансирования. В настоящее время потребность высших и средних профессио нальных учебных заведений в средствах на проведение капитального ремонта и реконструк цию зданий и коммуникаций составляет 500 млрд. руб. в год. 

Финансирование расходов в высших и средних специальных учебных заведений Минобразова ния России по оплате коммуналь ных услуг в 1996 г. производи лось Минфином России только на 4,69% и при плане 629,4 млрд. руб. профинансировано 29,9 млрд. руб. (данные без взаимозачета). 

Министерство неоднократно обращалось в Минфин России и Правительство Российской Федерации по проблемам финансиро вания подведомственных учреждений, но, к сожалению, эти вопросы положительного решения не нашли. 

Среди общих проблем занятости молодежи существует проблема трудоустройства выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования дневной формы обучения. В 1994 г. на работу по направлению вузов было устроено 135,3 тыс. молодых специалис тов (52,6% от выпуска, составившего 257 тыс. чел.), при этом 55,5 тыс. выпускников трудоустроены в соответствии с договорами заказчиков. К категории трудоустроенных можно отнести 66,8 тыс. выпускников, или 26%, получивших право самостоятель ного трудоустройства, то есть имевших к моменту окончания вузов предложения о приеме на работу. Однако 54 тыс. выпускников, (21%) не получили направления на работу, в основном это молодые специалисты из вузов искусства, культуры и строительства. 

В 1995 г. на работу по направлениям вузов было устроено 128,6 тыс. чел. (51,5% от выпуска, составившего 249,6 тыс. чел.). Получили право самостоятельного трудоустройства 66,5 тыс. чел., или 26,6%. Не получили направления на работу 38,8 тыс. чел. (15,6%). 

В 1996 г. на работу по направлениям вузов было устроено 128,2 тыс. чел., или 48,4% от выпуска, составившего 264,9 тыс. чел. Получили право самостоятельного трудоустройства 51,3 тыс. чел., или 19,4%. Не получили направления на работу 60,4 тыс. чел., или 22,8%. 

Из учреждений среднего профессионального образования в 1996 г. было трудоустроено 110 270 молодых специалистов (35,7% от выпуска, составившего 308 885 чел.). Не получили направление на работу 85,6 тыс. чел., или 27,7%. 

Проблема трудоустройства молодых специалистов усложняется еще и тем, что Федеральная служба занятости начинает вести работу с молодыми специалиста ми только на этапе их непосредственного включения в трудовую деятельность, которая у них отсутствует на данный момент. 

Минобразование России проводит целенаправленную работу по вопросам учета требований подготовки специалистов для регионов, которые отражены в региональных соглашениях Министерства с органами исполнительной власти на местах, а также отраслевом (тарифном) соглашении с ЦК профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации и Минтрудом России. Эти вопросы учитывают ся и при заключении соглашения между Минобразованием России и РАПОСом. 

В целях снижения социальной напряженности и ликвидации безработицы среди выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования Министерство и Федеральная служба занятости проводят работу по оценке спроса на специалистов и их дальнейшего трудоустройства. 

Для стабилизации обстановки положения студенчества Минобразование считает необходимым решить следующие проблемы: 

  •  защитить все расходные статьи бюджета на содержание и развитие образования на 1998 и последующие годы; 
  •  в течение 1998 г. обеспечивать своевременное и устойчивое финансирование высшего и среднего профессионального образования по всем статьям расходов, предусмотренным федеральным бюджетом. 
В настоящее время Минобразованием России прорабатывают ся основные вопросы очередного этапа реформирования образования в Российской Федерации на период 1998—2000 г., а также предложения по совершенствованию системы государственной социальной поддержки обучающихся и работников системы образования в соответствии с современными требованиями и концепцией реформирования системы образования Российской Федерации. 
 
(Информация Министерства общего и профессионального образования РФ)




   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]