Обозреватель - Observer |
Внутренняя политика
|
проблема ограничения прав А.КОРОВНИКОВ ,
|
|
Важнейшим источником российского военного права является
действующая Конституция Российской Федерации, определившая Россию как социальное
государство. Ее принятие в 1993 г. потребовало значительных изменений в
законодательстве в целом и в военном законодательстве в частности.
Боеготовность и боеспособность армии во многом зависит от содержания и качества действующих правовых норм. Право, если оно отвечает необходимым требовани ям, способствует обеспечению сплоченности и единства действий военнослужащих, мобилизации их на совершенствование боевого мастерства, на безупречное несение военной службы, а также реализации их прав и законных интересов. Поэтому и в области военного строитель ства важно, чтобы научные рекомендации и передовой опыт своевременно получали правовое закрепление, чтобы в праве воплощались прогрессивные тенденции развития военного дела. Военная служба, как известно, это особый вид государственной службы.
Ее особенности состоят в том, что:
Так, к примеру, во Всеобщей декларации прав человека (принята 10 декабря 1948 г.) (п. 2 ст. 29), Пакте об экономических, социальных и культурных правах (принятом 16 декабря 1966 г.) (ст. 4), Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (принят 29 июня 1990 г.) используется термин "ограничения" (ст. 24); в Международном пакте о гражданских и политических правах (вступил в силу 23 марта 1976 г.) (ст. 4) — термин "отступление от своих обязательств", в Американской конвенции о правах человека 1 (ст. 27) — термин "приостановление гарантий", а в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод2 (принята 4 ноября 1950 г.) используются на равных два термина — "ограниче ния" (ст. 8—11, 18) и "отступление от своих обязательств" (ст. 15). Анализ международных и отечественных документов показал, что ограничение прав и свобод как международно-правовое явление должно включать в себя следующие структурные элементы: правовую основу, определяющую характер и содержание ограничений, цель ограничений, обстоятель ства, вызвавшие необходимость ограничений, права и свободы, которые могут быть ограничены, права и свободы, подлежащие ограничениям, информирование мирового сообщества о введении ограничений. |
I. ПРАВОВАЯ ОСНОВА, ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ ХАРАКТЕР И СОДЕРЖАНИЕ ОГРАНИЧЕНИЙ
Каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, которые устанавливает закон. Гарантией именно такого развития законодательства по правовой защите военнослужащих могло бы стать закрепление в Конституции Российской Федерации новых подходов, связанных с признанием особого статуса военнослужащего и конституционной регламентацией ограничения его прав и свобод. С этой целью необходимо основы правовой защиты военнослужащих непосредственно закрепить в Конституции России. Это ключевой момент, на котором должна быть выстроена отечественная система правовой защиты военнослужащих. В законодательстве Российской Федерации прямое определение термина "правовая защита" отсутствует. Однако в период с 1990 по 1998 г. более чем в пятнадцати законодательных актах термин "правовая защита" был применен законодателем. Исходя из анализа Российского законодательства и правоприменительной практики правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей — это функция государства, предусматривающая разработку, принятие, реализацию нормативных правовых актов и приведение в действие механизмов, обеспечивающих гарантии реализации прав, свобод, льгот, гарантий и компенсаций. Нельзя не отметить в этой связи, что права военнослужащих специально оговорены в международных пактах о правах человека. Ныне действующая Конституция России 1993 г. содержит широкий круг прав граждан страны. Однако в ней ничего не говорится о гарантиях соблюдения этих прав в отношении военнослужащих. Нужно сделать так, чтобы изначально статьи Конституции адекватно компенсировали ограничение у военнослужащих таких конституци онных прав, как право на свободу передвижения, право на выбор места жительства, возможность заниматься предпринимательством, право на свободу вероисповедания, право на участие в митингах и забастовках и т.д. В Конституции России целесообразно определить статус военнослужащего как гражданина страны и необходимость защиты его неприкосновенности как особого должностного лица. Речь идет о социально-экономических, политических и личных правах и свободах, которые не могут быть изменены актами меньшей юридической силы. Иными словами, никакая правовая регламентация не может идти вразрез с конституционными правами и свободами военнослужащих как граждан России. Для этого уже в ближайшее время необходимо внести в Конституцию Российской Федерации 1993 г. поправки, содержащие базовые конституционные нормы правовой защиты военнослужащих и конституционную регламента цию ограничения их прав и свобод (см. табл.). II. ЦЕЛЬ ОГРАНИЧЕНИЙ Ограничения прав военнослужащих не должны применяться произвольно. Их применение должно быть связано с конкретными целями. Согласно Всеобщей декларации целями ограничений прав человека являются (п. 2 ст. 29): - обеспечение должного признания и уважения прав и свобод других людей; - удовлетворение справедливых требований морали, общественного порядка и общего благостояния в демократическом обществе. Указанные цели ограничений юридически закреплены в Пакте о гражданских и политических правах (п. 3. ст. 12; п. 3 ст. 18; п 3 ст. 19; ст. 21; п. 2 ст. 22). В соответствии с п. 3 ст. 22 Американской конвенции о правах человека целями ограничений также являются: - предупреждение преступления и защита национальной безопасности; - здоровье других людей. По сравнению со Всеобщей декларацией и Пактом о гражданских и политических правах цели ограничений значительно расширены Европейской конвенцией. По этому документу ограничения, кроме того, вводятся с целью: поддержания государственной и обществен ной безопасности или экономического благосостояния страны; предотвращения беспорядков или преступлений; охраны здоровья или нравственности населения (ст. 8—9); охраны территориальной целостности; защиты репутации других лиц; предотвращения разглашения конфиденциальной информации; поддержания авторитета и беспристрастности судебных органов (ст. 10). Исключительно важно для дальнейшего развития отечественной юридической науки и законодательной практики определить основные цели ограничений прав военнослужащих, которые должны быть в развитие конституционных положений закреплены в Законе Российской Федерации "О статусе военнослужащих". Исходя из анализа, конституционных и федеральных законов Российской Федерации основными целями ограничений прав военнослу жащих являются: - защита государственного суверенитета и национальной безопасности государства; - поддержание высокой боевой готовности и боеспособности Вооруженных Сил России; - предотвращение разглашения государственной и военной тайны. III. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЫЗЫВАЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ОГРАНИЧЕНИЙ В международно-правовых документах обстоятельства, при которых могут вводиться ограничения прав человека, носят названия чрезвычайных обстоятельств. Однако понятийный аппарат "чрезвычайные обстоятель ства" в науке разработан не достаточно. Единственным правовым документом, где дается определение этому правовому явлению, является Конвенция МОТ "О принудительном или обязательном труде" № 29 от 28 июня 1930 г.3 В соответствии с п. d ст. 2 этой Конвенции под чрезвычайными обстоятельствами понимаются обстоятельства, ставящие под угрозу или могущие поставить под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего или части населения. К ним относятся:
Этот пробел в теории и практике международно-правовой защиты человека был в значительной мере восполнен принятием в 1990 г. восьмым Конгрессом по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями "Основных принципов применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка ", а в региональном масштабе — Документом Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ в 1991 г. В первом документе установлены пределы применения силы и оружия, в т.ч. при чрезвычайных обстоятельствах, а во втором, в частности, указывается, что такие чрезвычайные обстоятельства, как внутренняя нестабильность или любые другие чрезвычайные общественные явления, не могут служить оправданием для любого отхода от Основных принципов. К этому следует добавить, что статья 6 Пакта о гражданских и политических правах, закрепляющяя неотъемлемое и естественное право человека на жизнь, не допускает отступления от этого права даже в условиях чрезвычайного положения. С учетом буквы и духа упомянутых международно-правовых документов и норм представляется возможным рассмотреть с юридической точки зрения события, имевшие место в России в 1993—1995 гг. В этой связи, непреложным является тот факт, что применение вооруженной силы, включая авиацию, артиллерию и танки, как против народных депутатов Верховного Совета Росссийской Федерации 3—5 октября 1993 г., так и против гражданского населения в Чечне в 1994—1995 гг. стало явным нарушением международно-правовых стандартов в отношении прав человека. Таким образом, несмотря на то что основные принципы применения силы
и огнестрельного оружия и Документ Московского совещания носят рекомендательный
характер, они имеют огромное значение в качестве правового обычая. Во-первых,
для правовой защиты человека в России и, во-вторых, для совершенство вания
национального и, особенно, военного законодательства Российской Федерации.
IV. ПРАВА И СВОБОДЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ОГРАНИЧЕНЫ Права человека, которые при указанных в международно-правовых документах обстоятельствах могут быть ограничены, составляют основу правового явления ограничений. 4 Право на ограничение прав, провозглашенное Всеобщей декларацией (ст. 29), впервые было реализовано после второй мировой войны в международно-правовом договорном документе регионального уровня Европейской конвенцией защиты прав человека и основных свобод. В документах же глобального масштаба ограничения прав человека юридически были закреплены лишь в 1960 г. в Международных пактах о правах. В российском военном законодательстве только в 1993 г. с принятием Закона РФ "О статусе военнослужащих" впервые на законодательном уровне были закреплены ограничения прав военнослужащих: право на свободу передвижения; право на выбор места жительства; право заниматься предпринимательской деятельностью; право на свободу вероисповедания; право на участие в митингах, шествиях и забастовках; право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. В 1997 г. Законом Российской Федерации "О дополнениях и изменениях в Закон Российской Федерации о статусе военнослужащих" ограничение военнослужащих в праве создания и участия в профсоюзах было отменено. V. ПРАВА И СВОБОДЫ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ ОГРАНИЧЕНИЯМ Значительным шагом вперед в развитии международно-правовой защиты как отрасли международного права явилось закрепление в Пакте о гражданских и политичес ких правах тех личных и гражданских прав, которые не подлежат ограничениям даже в условиях чрезвычайного положения. В соответствии с п. 2 ст. 4 Пакта такое положение не может служить основанием для каких-либо ограничений: права на жизнь (ст. 6); свободы от пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (ст. 7); свободы человека от рабства или подневольного состояния (ст. 8); права человека не считаться виновным в совершении какого-либо уголовного преступления вследствие какого-либо действия или упущения, которое, согласно действующему в момент его совершения внутригосударственному законодательному или международному праву, не являлось уголовным преступлением (ст. 15); права на признание правосубъективности (ст. 16) и свободы человека иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору, без принуждения (ст. 18). Перечень прав, не подлежащих ограничени ям, установленный Пактом о гражданских и политических правах, существенно дополнен региональными конвенциями. Так, Американс кая конвенция о правах человека устанавливает (п. 1, 2 ст. 27), что ни война, ни общественная опасность, ни другое чрезвычайное обстоятель ство не дают оснований для каких-либо приостановлений действия ст. 17 (права семьи), ст. 18 (право на имя), ст. 19 (права ребенка), ст. 20 (право на гражданство) и ст. 23 (право на участие в управлении). Евпропейская конвенция и пополнившие ее одиннадцать протоколов, а также сложившееся на их основе прецедентное право Совета Европы определяют, что правами, не подлежащими ограничениям, являются: право на жизнь, свобода от пыток и обращения, унижающего человеческое достоинство, свобода от рабства и принудительного труда (п. 2 ст. 15 Конвенции). К такого рода неотъемлемым правам приравнены свобода от дискриминации и некоторые другие. В отношении остальных прав человека и основных свобод временное отступление государств от соблюдения ввиду чрезвычайных обстоятельств допускается. Но масштабы дерогации должны быть соразмерны природе и характеру этих обстоятельств, а опасность, угрожающая жизни наций и диктующая необходимость дерогации, расценивается как достаточно реальная и неотвратимая. VI. ИНФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА И ВВЕДЕНИЕ ОГРАНИЧЕНИЙ И, наконец, последним обязательным элементом ограни-чений является информирование государством международного сообщества об их введении и прекращении действия. Пакт о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 4) устанавливает, что любое государство, участвующее в нем, и, которое допустило отступление от статей Пакта, должно немедленно информировать другие государства-участники через посредство генерального секретаря ООН: о положениях, от которых оно отступило; о причинах отступлений; о дате, когда оно прекращает такое отступление. Государства — участники Пакта, которые являются участниками региональных конвенций и деклараций, обязаны также информировать о вводимых ограничениях и региональные сообщества государств. Так, государства — участники Американской конвенции, "воспользовавши еся правом на приостановку" статей конвенции, должны немедленно информировать другие государства через генерального секретаря Организации американских государств (п. З ст. 27). Государства — участники ОБСЕ должны также немедленно информировать институт ОБСЕ о решении объявить или отменить чрезвычайное положение, а также о любом отступлении от международных обязательств этого государства в области прав человека. Институт без задержки информирует другие государства-участники. Аналогичный порядок существует и среди государств, подписавших Европейскую конвенцию. Государства, воспользовавшиеся правом отступления от обязательств, ставят в известность Генерального секретаря Совета Европы (п. 3 ст. 15). Допускаемые по международным договорам о правах человека ограничения имеют в разных странах разный объем и содержание. В результате, считает Ю.А. Решетов, осуществляе мые права за вычетом этих ограничений становятся еше более относительными. Не способствует полной реализации прав такое положение, когда государства считают в порядке вещей устанавливать ограничения прав и свобод не только в форме законов, как это установлено в ст. 4 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, но и в форме других постановлений. Резюмируя все вышеизложенное о международных стандартах в области прав человека, можно сказать, что они вырабатываются на межгосударственном уровне, предназначаются для регулирования межгосударственного сотрудничества, и адресуются государствам, которые обязаны в пределах своей юрисдикции обеспечить правовую защиту своих граждан и несут ответственность перед своим народом, перед международным сообществом за соблюдение прав человека. Это исключительно важно для дальнейшего развития российского военного законодательства. Национальные нормы и принципы правовой защиты военнослужащих не могут опускаться ниже уровня международных стандартов. Международные стандарты в области правовой защиты военнослужащих выполнимы только там и тогда, где и когда отношения между военно-служащими и государством максимально способствуют реализации правовых норм. Если государством не обеспечиваются такие права, как право на жизнь, на неприкосновенность и личную безопасность, то нельзя говорить о выполнении таким государством международных стандартов. Это положение особенно актуально для России. Вот уже многие годы механизм исполнения законов, регулирующих правовую защиту военнослужащих, не выдерживает никакой критики. Многие хорошие законы не работают, уровень правовой и социальной защиты военнослужащих в современных условиях продолжает оставаться крайне низким и не отвечает международно-правовым стандартам. |
2 Вступила в силу 3 сентября 1953 г. | НАЗАД |
3 Конвенция вступила в силу 1 мая 1932 г. Ратифицирована Президиумом ВС СССР 4 июня 1956 г. | НАЗАД |
4 Еще раньше, чем Всеобщая декларация,
была принята Американская декларация прав и обязанностей человека, которая
устанавливала право ограничивать права каждого человека правами других
лиц, безопасностью всех, требованиями благополучия и достижениями демократии
(ст. XXVIII). Однако недостатком декларации, в отличие от Европейской конвенции,
было то, что она не указывала те конкретные права человека, которые могли
быть ограничены, а которые огричению не подлежали. | НАЗАД
|
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(57);%>
|