Обозреватель - Observer 
Товарные рынки России 

 

КРАСНАЯ
КНИГА
 
товарных рынков России

А.СЕЛЕЗНЕВ
доктор экономических наук, профессор, 
действительный член 
Российской Академии 
социальных наук
 
РЫНОК НАУКОЕМКОЙ ПРОДУКЦИИ 

 Экспорт из России наукоемкой продукции и технологий имеет очень незначительные объемы. Тенденция их роста в 80-е годы не была закреплена, хотя это было реально, особенно после введения сертификации на «знак качества», которая предъявляла требования конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Такая продукция производилась и в рамках ВПК. Сегодня же вследствие «рыночных» реформ ситуация намного хуже даже на внутреннем рынке, так как подавляющая часть спроса на наукоемкую продукцию удолетворяется за счет импорта. Объем отечественного производства по отношению к импорту по системам связи составляет лишь 2%, а по стратегически важному виду средств транспорта — самолетам — 50%. 

Сама логика российского экспорта как преимущественно сырьевого и, следовательно, развивающегося экстенсивно, неизбежно предполагает стабилизацию экспорта сырья и даже его сокращение. Если удастся преодолеть падение производства и наметится постепенный его рост, то это потребует увеличения потребления сырья, материалов, энергоносителей. Тогда поставки сырья из России могут быть сокращены и наши европейские партнеры окажутся перед фактом сырьевого дефицита. Не случайно МВФ поощряет в России все меры, направленные на сохранение упадка промышленности, подстраховывая сохранение доходов крупного монополистического капитала и там и здесь. Однако в связи с тем, что восстановление объемов производства допустимо лишь при условии повышения качества и наукоемкости продукции машиностроения, а это сразу невозможно, острой останется проблема иметь в наличии эквивалент импортируемой техники. Им будет оставаться сырье, в том числе энергоносители. Еще долгое время оно будет нашей твердой валютой. 

 
ПРИОРИТЕТ НАУКОЕМКОМУ ЭКСПОРТУ 

Единственный вывод — постепенное наращивание производства наукоемкой и пользующейся спросом на мировом рынке продукции. Конечно, весьма желательно, чтобы это была продукция гражданского назначения; наукоемкие услуги, которые Россия теперь почти никому не оказывает; услуги по транспортировке импортируемых товаров; технологии; патенты. Итак, в условиях, когда торговать на уровне мировых требований практически нечем, для России очень важно сохранить и увеличить экспорт военной техники, производство которой хотя и деградировало, но осталось на уровне мировых достижений и не имеет аналогов в мире, то есть до сих пор дает о себе знать наличие советской школы разработки и организации производства эффективных видов техники и вооружений. 

Благодаря этой школе СССР сравнительно длительное время занимал первое место в мире по объему производства именно вооружений и военной техники. СССР держал первенство по поставкам оружия, удолетворяя 40% спроса на мировом рынке, имея экспортную выручку свыше 20 млрд. долл. в год. 

По данным бывшего генерального директора государственной компании по экспорту и импорту вооружений и военной техники «Росвооружение» А.Котелкина, за период с 1986 по 1990 г. СССР поставил за рубеж вооружения и военной техники на сумму 77,3 млрд. долл. США, что тогда составляло 40,5% мирового оружейного рынка. Тем самым обеспечивалось лидерство СССР. «Реально живых денег поступало в казну ежегодно около 3 млрд. долл. — поставки безвозмездно шли в счет долгосрочных кредитов странам Африки (Эфиопия, Ангола, Мозамбик), Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Камбоджа, Лаос), Афганистану и странам ОВР». 

Рост экспорта военной техники и вооружений в последние годы свидетельствует о сохранении ее высокого качества. Но нет оснований предполагать, что в перспективе тенденция роста доли экспорта военной техники в объеме ее производства будет безусловной. 

Нищенский бюджет военных расходов привел их в состояние деградации. 

Красноречивы признания высших военных руководителей, увольняемых Президентом друг за другом вслед за их оценками положения в ВС.1 

Бывший главком ВВС, генерал армии П. Дейнекин: «Ситуация кризисная, имеющая устойчивую тенденцию к ухудшению по всем статьям. Нам катастрофически не хватает топлива, и поэтому летчики при годовой норме налета 180—240 час. в среднем находятся в воздухе 50 час. Летная подготовка находится на крайне низком уровне». 

Командующий ВДВ генерал-полковник Г. Шпак: «Несмотря на высокую подготовку наших десантников, в нынешних условиях по своему основному оперативному предназначению — для действий в тылу противника — ВДВ применяться уже не могут. За последние пять лет число соединений военно-транспортной авиации (ВТА) сократилось с семи до четырех, а в оставшихся частях резко уменьшилось количество готовых к вылету самолетов. Если в 1991 г. вся ВТА могла десантировать в тыл противника одновременно около 70% сил и средств целой воздушно-десантной дивизии, то сегодня из-за недостатка техники ВТА способна одновремен но доставлять в район десантирования не более одной воздушно-десантной бригады». 

Экономическая причина произошедшего — развал промышленности. В результате достигнуто невиданное доныне сокращение доли экспорта сложной наукоемкой техники — машин и оборудования — до 8%, что может соответствовать статусу лишь слаборазвитой страны. В мировом экспорте средняя величина экспорта машин и оборудования превышает 38%. Страна утратила и свой кадровый научный потенциал. В 1990 г. в СССР было 1694,4 тыс. ученых и инженеров, занятых в НИОКР — преимущественно оборонного значения, а в США было 949,2 тыс. чел., в Японии — 638,8 тыс. чел., в Германии — 165,5 тыс. чел., во Франции — 1151 тыс. чел., в Италии — 74,8 тыс. чел., в Южной Корее — 56,5 тыс. чел. Теперь этот потенциал существенно утрачен. 

НОВЫЕ РЕАЛИИ РЫНКА ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ 

Катастрофическое положение России на рынке оружия и военной техники, сложившееся в результате роспуска ОВР и сокращения закупок другими партнерами, достигло минимума в 1994 г. 

С тех пор положение несколько выправляется — при общем резком сокращении экспорта (против максимальной величины, достигнутой в 1989 г., более чем в 10 раз в 1994 г.). Но начиная с 1995 г. наметился некоторый устойчивый подъем. Активизировали внешнеэкономическую деятельность компании «Росвооружение», АО «Ижмаш», АО «Метровагонмаш», АО «Гидромаш», АО «Росвертол», концерн «Антей» и др. 

В результате на рынке оружия доля России достигла 17%, доля США сократилась с 56 до 43%. Отстала Германия — 9%, Великобритания — 7%, Франция — 4%, Китай — 4% (табл.1табл.2). 

Изменить свой статус страны-должника, экспортера ресурсов и реципиента иностранных кредитов постепенно можно через увеличение экспорта наукоемких изделий и прежде всего военной техники и услуг, превращение ее в мирового инвестора и экспортера перспективных конкурентоспособных техноемких изделий. 

России угрожает становящаяся с каждым днем все более реальной опасность войти в XXI в. без адекватной технологической базы, поскольку сколько-нибудь значимой государственной программы развития науки и техники нет. Разработанная президентская программа «Национальная технологическая база» не реализуется. Ситуация, когда гражданские отрасли отставали от оборонных в 2—5 раз, усугубилась. Ничего не сделано по закреплению позиций там, где Россия оказалась первой в мире. Более того, финансирование приоритетной программы свернуто и уменьшено не менее чем в 100 раз — вместо 2,5 трлн. руб. в год до 24 млрд. руб. (оценки до деноминации). Прекращение финансирования исследований на год означает автоматически отставание на три года. При сложившихся пропорциях распределения средств к концу столетия Россия добавит к своему технологическому отставанию минимум еще 10 лет. Это угрожает отставанием навсегда... Оно может возрасти и вследствие реализации специальной стратегии РУМО (Разведывательное управление министерства обороны США) по формированию за рубежом, в том числе и в России, сети коммерчес ких структур, призванных служить прикрытием для спецслужб, работающих против России на ее территории, проводящих крупномасштабные операции против нее с использованием ее же ресурсов. 

Вся «изюминка» грядущих новшеств в экономике, позволяющих считаться с Россией как с могучей державой, способной постоять за свои интересы, — это такая ее реорганизация, которая позволила бы максимально сохранить все нужное в области производства, чтобы уменьшить финансовую нагрузку на процесс создания недостающих звеньев и даже целых отраслей. 

Эффективная структура общественного производства в условиях России прямо и непосредственно может быть функцией только сильного макроэкономи ческого государственного регулирования, включая и развитие по определенным программам государственного сектора в экономике, в том числе государственных и под контролем государства предприятий, хозяйственных и научно-производ- ственных комплексов. 

Здесь уместны: 

  •  государственная монополия, 
  •  планирование, 
  •  госзаказы, 
  •  бюджетная поддержка, 
  •  льготное кредитование, 
  •  гибкая амортизационная политика. 
Ничего этого в значимых масштабах нет и в ближайшее время не будет. 

В ОСНОВУ СТРАТЕГИИ — ДОКТРИНУ «ПРОРЫВА», КАЧЕСТВО МАКРОРЕГУЛИРОВАНИЯ 

Российской Федерации следует ориентироваться на доктрину прорывного развития. Само собою разумеется, что развитие, предполагающее «прорыв» в той или иной области производства, а значит, и «высокое напряжение» интеллектуального потенциала, так или иначе должно иметь соответствующие предпосылки. Никакой «прорыв» невозможен без ранее созданных «тылов». Поскольку любой серьезный «прорыв» возможен на базе развертывания и всемерного стимулирования результативной интеллектуальной деятельности, необходимы соответствующие государственные программы, тщательный отбор талантов, их специальная подготовка, равно как и определение приоритетов в выделении крайне ограниченны х ресурсов на нужды овладения «последним словом» науки и техники. 

«Прорыв» в социально-экономическом развитии в принципе невозможен без создания условий развертывания каждого таланта в области инженерно го творчества, науки, литературы, искусства, культуры в широком смысле слова. Возможности России, связанные с экспортом в обмен на валюту продуктов интеллектуальной деятельности, не так уж малы. Результаты функционирования советской системы в области интеллектуальной деятельности гораздо больше, чем это значится в оценках таких экспертов по России, как Збигнев Бжезинский и др. Необходимо отчетливо представлять, что дальнейший рост экспорта наукоемкой военной техники из России будет происходить невысокими темпами, поскольку для этого не созданы адекватные условия. Прежде всего, тщательно спланированное разрушительное проведение конверсии резко сократило производcтвенный потенциал ВПК. Наряду с этим следует считаться с предстоящей полной переориентацией стран Центральной и Восточной Европы на импорт оружия из стран НАТО в связи с их адаптацией к техническим стандартам Запада. Вследствие этого сократится еще в большей степени спрос на технику, поставлявшуюся прежде из России. Это невероятно сильный удар и по оборонительной, и по конкурентной стратегии России, если таковая у нее была. 

«Союз» европейских государств и США пока выгоден как гарант давления на Россию и другие страны Восточной Европы и как гарант необратимости рыночных антисоциалистических реформ в этих странах. 

Планы США в НАТО предельно циничны и даже не скрываются — США и другие страны НАТО буквально рвутся на освобождающиеся сегменты европейского и евразийского рынков, не утруждая себя уроками истории. А они таковы, что Россия никогда не забывала о поведении «миротворцев» в трудное для нее время. Не забудется и «технология» примитивной конверсии оборонного комплекса, ликвидация любой ( даже крайне необходимой) монополии, спланированная деформация сложившихся структур ВПК как раз в то время, когда страны — члены НАТО активнейшим образом приспосабливают структуры своих ВПК к новым условиям конкурентной борьбы. Нелишне напомнить, что в 1996 г. министерствами обороны Франции, Германии, Великобритании и Италии было создано агентство вооружений — «Совместная организация по сотрудничеству в области вооружений» — для обеспечения совместного производства на основе кооперации труда франко-герман -ского боевого вертолета «Тигр», ракеты класса «воздух-земля» (Франция, Великобритания), предназначенного для ПВО фрегата «Горизонт» (Франция, Великобритания, Италия). 

Все сделано для «отсечения» России от таких покупателей оружия, как страны Балтии, Чехия, Словакия, Польша, Румыния, Болгария, Венгрия. Поставки оружия из стран СНГ и России в эти страны сильно сокращены, как, впрочем, и в страны других континентов — Мозамбик, Кубу, Вьетнам, Эфиопию, Камбоджу, Лаос. 

Активизировалась политика США и других стран НАТО, направленная на «привязку» польской промышленности к колеснице НАТО, и прежде всего в производстве авиационной техники. Разрабатыва ются схемы поставок комплектующих узлов техники для сборки ее на польских предприятиях. Авиастроители США уже определили потенциальный спрос Польши в боевых машинах для авиации — это примерно 100—150 новых машин общей стоимостью до 5 млрд. долл. Для восточноевропейс ких стран определена «потребность» в вооружениях на сумму порядка 60—125 млрд. долл. в расчете на предстоящие 15 лет. ВПК Великобритании, Швеции, Франции заняты разработкой предложений на поставку новым членам НАТО французских танков «Леклерк», американских танков М-1 «Абрамс», английских «Челленджеров», военных самолетов Швеции под названием «Гринпес»... Уже полным ходом реализуется программа «Партнерство ради мира». 

В «Основополагающем акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и организацией Североатлантического договора» без обиняков заявлено: «НАТО подтверждает, что в нынешних и обозримых условиях безопасности альянс будет осуществлять свою коллективную оборону и другие задачи через обеспечение необходимых совместимо сти, интеграции и потенциала усиления, а не путем дополнительного постоянного размещения существенных боевых сил. Соответственно он будет полагаться на адекватную инфраструктуру, соизмеримую с вышеупомянутыми задачами. 

С учетом всего сказанного Россия не может не сделать для себя соответствующих выводов. Она должна максимально развернуть экономику на внутренний рынок, как это сделала Япония после второй мировой войны, активизировать глубокую регионализацию всей экспортно-импортной политики, имея в виду прежде всего стратегические ориентиры в рамках СНГ и в странах Евразии. Например, возможно существенное увеличение предложения Россией космических услуг и даже «передел» рынка в свою пользу. Эти прогнозы основаны на следующих параметрах: экологической защиты (разрушительное воздействие американско го носителя «Спейс Шаттл» на озоновый слой Земли в 1800 раз больше, чем при запуске российско го носителя «Протон». Подобные факты могут быть основанием для пересмотра соответствующих международных требований); наличия в России сверхтяжелых носителей типа «Энергия», доведение которого до рабочих кондиций вполне реально в короткий срок. Таких систем пока ни у кого нет. 

Справочно, все зарубежные страны, вместе взятые, в 1995—1996 гг. выводили на опорную орбиту около 400—500 т полезных грузов в год. Возможности России в этом отношении, как минимум, в два раза выше. По имеющимся расчетам, если Россия смогла бы принять на себя около 50% от мирового количества запусков объектов в космос, то она смогла бы только на этом зарабатывать порядка 10—20 млрд. долл. в год. В этой связи актуально инициирование создания под эгидой России Всемирной организации по оказанию экологически чистых космических услуг с соответствую щей величиной поступающих доходов. 

Россия имеет неплохие перспективы сотрудниче ства в области дальней спутниковой связи. Начата реализация совместного российско-французского проекта «SESAT», рассчитанного на использование спутниковой связи. Проект включен в федеральную космическую программу России и стоит 119 млн. экю (1 экю приравнен к 1,3 долл.). Около 60% составляет российская доля. Проект завершается выведением системы связи с помощью ракеты-носителя «Протон» на геостационарную орбиту. В случае успешной реализации проекта будет обеспечен выход России на мировой рынок телекомму никационных услуг. 

Экспорт оружия и военной техники также должен считаться с тем, что реально существуют особые интересы в таких регионах, как Китай, другие страны Азии, Ближний Восток. В целом доля Азии на мировом рынке оружия и военной техники составляет порядка 46% и возросла с 1986 г. вдвое. 

России необходимо учитывать особенности латиноамериканского рынка. В частности, в связи с развитием отношений в рамках Андского пакта здесь ожидается бум спроса на узкофюзеляж ные самолеты. В середине 1995 г. парк самолетов 20 авиакомпаний в Латинской Америке составлял 818 машин, 75% которых находится в эксплуатационном лизинге. Около 300 воздушных судов требуют замены. Практически это предполагает импорт самолетов на сумму порядка 7—10 млрд. долл. Имеет перспективу экспорт подходящего для местных условий российско-украин ского самолета АН-38 или создаваемые на его базе суда с американским участием (фирма «Эллайд сигнал»). Базовый поставщик — Новосибир -ское авиационно-производственное объединение (способно после 2000 г. создавать 200 машин в год). Это удобно тем, что фирма «Эллайд сигнал» имеет в Латинской Америке разветвленную сеть материально-технического сервисного обслуживания. 

Россия делает смелые шаги в области расширения экспорта авиационной техники в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, считаясь со следующими реалиями: на долю стран этого региона приходится около 35% стоимости импортируемо го оружия; темпы роста импорта оружия и авиационной техники в этом регионе превосходят соответствующие темпы в других государствах; возрастает емкость рынка стран АТР вследствие ряда постоянно действующих факторов (отсутствие многосторонней системы безопасности, обострение противоречий между странами региона); динамичное развитие производства, высокие темпы прироста объемов производства, а следовательно, и источников для закупок военной техники. В Японии, например, затраты на оборону ежегодно растут на 2—3%, в Китае — на 5—7%. Один Тайвань ежегодно расходует на оборону 105 млрд. долл. (для сравнения — суммарные ежегодные расходы на оборону в Чили, Аргентине и Бразилии составляют лишь 9 млрд. долл.). В Южной Корее, в Малайзии и на Тайване ежегодный прирост затрат на оборону прогнозируется на уровне 6% — до 4—5% к объему ВНП; наличие в странах АТР долгосрочных программ модернизации вооруженных сил и приоритетность в этих программах модернизации ВВС; резкое сокращение финансовых возможностей России для закупок военной техники для переоснащения своих ВВС. При «блокирова нии» поставок новой техники собственным ВС она экспортируется. Это относится к «черным акулам»; тщательный учет российскими поставщиками требований к военной технике со стороны ее заказчиков. В частности, по контракту на поставку в Малайзию МИГов-29 СЭ завершена программа создания системы дозаправки самолетов в воздухе — по стандартам НАТО. 

Разумеется, нельзя переоценивать перспективы экономического сотрудничества России со странами АТР, Северной и Восточной Азией. Наиболее крупные страны этого региона пока еще не рассматривают Россию значимым торговым партнером и ориентируются больше на экспорт, чем на импорт. 

Для продвижения на зарубежные рынки авиационной техники потребуются значительные усилия. На проводившейся в марте 1997 г. в столице ОАЭ международной выставке военной техники российская экспозиция произвела большое впечатление — там были представлены такие системы вооружений, как ударный вертолет Ка-50 «Черная акула», танки Т-90С и Т-80 УК, боевая машина пехоты БМП-3, 120-миллиметровое автоматизированное самоходное орудие «Вена», многоцелевой ракетный комплекс «Корнет-Э2», боевая разведывательная машина «Рысь», комплексы управляемых артиллерийских боеприпасов «Краснополь», «Смельчак», «Сантиметр» и ряд других. 

В обозримой перспективе на отечественном и мировом рынках могут оказаться достаточно конкурентоспособными легкие вертолеты. При значительной разнице в цене — МИ-34 весной 1996 г. стоил 350 тыс. долл., а его западный аналог «Робинсон» — 500 тыс. долл., российские вертолеты превосходят все имеющиеся по техническим характеристикам. При условии создания сервис-цент ров в странах-импортерах вертолета производящей компанией АО «Легкие вертолеты МИ» спрос на эти машины может быть устойчивым. Считаясь с этим, южнокорейская фирма «Самсунг аэроспейс» заключила контракт на поставку вертолета МИ-26 — мирового лидера по грузоподъемности (20 т при скорости 250 км в час и дальности полета 800 км, а с подвесным баком — 1900 км). В дальнейшем предполагается продажа техники во всей Юго-Восточной Азии, создание центра технического обслуживания вертолетов. Известна высочайшая конкурентоспособность самолетов СУ-27, МИГ-29, танков Т-72, Т-80, системы залпового огня «Смерч», зенитных ракетных комплексов «Тунгуска», «Тор», «Бук», подводных лодок типа «КИЛО» и др. Пока что непревзойденная конкурентоспособность и спрос на вертолет МИГ-29 подтвержде ны тем, что эта машина имеет беспрецедентные летно-технические характеристики, а обусловленные техническими причинами аварии по сравнению с американским аналогом F-16 за один и тот же период эксплуатации случаются в 15 раз реже, эксплуатационные расходы на час полета также существенно ниже. Покупателями уже стали Австрия, Малайзия, Индия, где уже имеются совместные фирмы по сервисному обслуживанию МИГов. 

В России в КБ Сухого создан не имеющий аналогов в мире многоцелевой ударный комплекс СУ-32 ФН, способный удовлетворять сразу несколько родов войск, вертолет КА-50 с безаналоговой винтовой схемой, признанный специалистами машиной следующего века. Нигде в мире, кроме России, пока еще не производятся полностью бронированные вертолеты (воздушные танки), всепогодные вертолеты МИ-28 М. Нет аналогов летающего танкера ИЛ-78, амфибии БЕ-200. Перспективен экспорт истребителей-перехватчиков, оснащенных реактивными двигателями четвертого поколения, созданными еще в 1985 г. Машина может выполнять маневры типа "кобры Пугачева" — самолет как бы встает на дыбы, движется хвостом вперед и не имеет себе подобных в воздушном бою. Теперь уже создан реактивный двигатель пятого поколения — с поворотным соплом, благодаря чему МИГи и СУ способны осущест-влять полный поворот через себя против направления полета. Вдвое сокращена взлетная дистанция. В России умеют производить вертолеты, способные вести бой в абсолютной темноте и летать на высоте всего лишь 5 метров, — таких машин во всем мире ни у кого больше нет. 

Справедливости ради следует сказать о том, что и пассажирские авиалайнеры, производимые в России, могли бы быть более конкурентоспособ ными при наличии стратегии производства их на экспорт. Отнюдь не случайно итальянцы считают новый авиалайнер ИЛ-96 М Воронежского авиазавода лучше "Боинга", при условии, что интерьер для этой машины пассажирского класса будет итальянским. Предвидя рост производства в авиастроении, итальянцы добиваются устойчивого заказа на поставку предметов интерьера для авиасалонов. Производство элементов салона они намерены организовать на территории России на базе реализации инвестиционных проектов. 

В настоящее время доля авиационной техники в военном экспорте составляет 55—60%. С учетом этого в конкурентной стратегии приоритет должен быть отдан именно этому направлению. По зарубежным прогнозам, в 1997—2006 гг., то есть за десять лет, на мировом рынке будет предложено самолетов всех видов порядка 25,5 тыс. ед. на сумму около 656 млрд. долл., в том числе административных самолетов — 4331 ед. на сумму 42,3 млрд. долл., реактивных пассажирских авиалайнеров — 5867 ед. на сумму 367,2 млрд. долл., вертолетов — 7139 ед. на сумму 38,3 млрд. долл., военно-транспортных самолетов — 677 ед. на сумму 34,7 млрд. долл. Статистика впечатляю щая. Но впечатляющи и масштабы сокращения авиационного производства в России. В 1997—2006 гг. она могла бы поставить на мировой рынок авиационной техники на сумму порядка 192—194 млрд. долл. А это почти треть предполагаемого объема продаж на мировом рынке. При всех трудностях поставки техники на внутренний рынок указанная величина считается реальной, что очень сильно тревожит конкурентов. И все же ситуация пока далека от критической. Они понимают, что Россия без инвестиций на эти рубежи не выйдет. Так что проблема — в инвестициях. О том, насколько они ничтожны, свидетельстует объем сборки военных самолетов и вертолетов: в 1995 г. было собрано всего 10 единиц, тогда как в «застойные годы» ежегодно 600—700 единиц (М.Первов. МАКС на взлете. «Правда», 12 сентября 1995 г.). 

В организации инвестиционного и кооперацион ного сотрудничества допускаются грубые ошибки, о чем, например, свидетельствует договор о поставках в Россию 80 авиадвигателей фирмы "Прайт-Уитни" для установки на 20 самолетах ИЛ-96-300 под кабальный американский кредит. Договор лишает заработка рабочих АО "Пермские моторы" и ряда других заводов — всего более 3 млн. чел., связанных кооперацией труда. Сделка убыточна, поскольку один американский двигатель стоит в несколько раз дороже пермского, не имея явных преимуществ по техническим параметрам. Между прочим, даже старательная организация кооперационных связей военных ведомств Великобритании, Германии, Франции, Италии пока не увенчалась желаемым успехом — рассчитинного на успех на мировом рынке "евросамолета" пока нет. Даже такому мощному консорциуму, как "Юропиан файтер эркрафт" (ЮФЭ), созданному в начале 80-х годов, не удалось мобилизовать интеллектуальный потенциал этих стран. Из консорциума ряд участников вышли, было сокращено количество заказанных самолетов, а завершение программы отодвинуто на 2008 г. 

К сожалению, на рынке оружия Россия и страны СНГ могут стать даже импортерами, как, впрочем, возможно их взаимное вытеснение с некоторых секторов рынка в странах СНГ. Начало проникновению США на рынки СНГ положено "подарком" США Казахстану — поставкой 6 катеров "СЕКОНД КЕНТ" для береговой охраны Каспия, где присутствует "Шеврон". 

Исключительно перспективным с позиции конкурентоспособности могло бы стать сотрудничество российского аэрокосмического комплекса с другими странами. С 1991 г. ведутся переговоры об участии российских фирм в модернизации космодрома на мысе Канаверал для запусков космическо го корабля "Титан". Выяснилось невероятное технологическое отставание США, в связи с чем существует реальная возможность российского участия в строительстве космодрома. Российские безлюдные технологии позволяют запускать космические корабли в нескольно раз чаще — не один раз в два месяца, а каждые три дня. Потенциал России по запускам не уступает США и может обеспечить 30% запусков всех искусственных спутников Земли. Российский жидкостный ракетный двигатель РД-180, производимый "Энергомашем", признан одним из лучших на тендере, объявленном "Локхид Мартин". Он будет использован для запуска ракет типа "Атлас". 

Во всем мире с 1989 по 1992 г. наблюдалась устойчивая тенденция существенного сокращения объемов производства и экспорта вооружения — экспорт сократился в 3,3 раза. После развала СССР Россия стремительно сократила поставки вооружений — по сравнению с 1985 г. в 13 раз — с 17,1 млрд. долл. до 1,3 млрд. долл. Факторами такой динамики было не только сокращение спроса, но и упразднение ОВД, конкуренция ряда стран Восточной Европы (Польша, Чехия, Словакия), имевших лицензии на производство созданного в СССР оружия, введение Советом Безопаснос ти ООН эмбарго на поставку оружия Ираку, Ливии, странам бывшей СФРЮ. 

Чрезвычайно ослабленные Вооруженные Силы России являются символическим заказчиком оборонных отраслей. По признанию бывшего министра обороны И.Родинова, "на силы общего назначения армии сейчас рассчитывать не приходится. В переводе на общедоступный язык: не готовы российские солдаты и офицеры ходить в атаку. Сегодня трудно сыскать хоть одну боеготовую дивизию, которую по первой необходимости можно было бы бросить в бой и при этом быть уверенным, что она по топографической неграмотности командиров не пойдет в противоположную сторону и не начнет бить по своим из-за поспешно призванных новобранцев и пьяных контрактников". После таких признаний министр был быстро уволен. Но все это подтверждено опытом военных действий режима в Чечне. 

Согласно Концепции реструктуризации авиапромышленного комплекса, до 2007 г. планируется загрузить авиационные заводы настолько, чтобы выпускать 15—20 военных самолетов в год. Но при сложившемся финансировании военные заказы могут быть в пределах 5—10 самолетов ежегодно, в течение 7—10 лет. Видимо, долгое время все это продолжаться не может. Факты таковы, что в России в составе ВВС и ПВО осталось 2200 истребителей, тогда как в США — более 4000, в Китае — 3650. В случае изменения отношения к финансированию Вооруженных Сил спрос на отечественную технику на внутреннем рынке будет расти очень быстро, существенно ограничивая возможности экспорта. 

* * * 

Исследования Ниционального института авиационных технологий (НИАТ), выполненные под руководством О.Сироткина, свидетельствуют о том, что Россия располагает реальными возможностями претендовать на 10—15% мирового рынка наукоемкой продукции уже в начале XXI в. Это может гарантировать поступление 120—180 млрд. долл. в год. Для сравнения: США уже сегодня получают 700 млрд. долл., Германия — 530 млрд. долл., Япония — 400 млрд. долл. в год. 

Ниже приведены прогнозные параметры отдельных секторов рынка макротехнологий (табл. 3). 

Время покажет, насколько реальны эти прогнозы. 

Вызов времени заключается в том, что Россия должна переориентироваться на интеллектоемкий экспорт. Интеллектуальный потенциал державы пока еще достаточен, чтобы можно было ставить вопрос именно так. Еще несколько лет — и такая постановка будет исключена. 

Поэтому очень важно сохранить производственную способность отечественных предприятий хотя бы к частичной мобилизации их потенциала для решения задач макроэкономической структурной политики. Как бы ни восхваляли свои деяния творцы принятого закона "О несостоятельности (банкротстве)", реализация этого закона не оставляет шансов на сохранение потенциала отечествен ных предприятий. 

Реформаторы российской экономики ориентируются на структуру экономик иных стран, где в силу географических, природно-климатических и иных условий и традиций "все не так". Но именно поэтому и в России не все должно уподобляться заокеанским образцам. Любопытно отметить, что много лет проработавший в США Чрезвычайным и Полномочным послом и хорошо знающий американское общество и американскую экономику А.Добрынин со всею осторожностью суждений дипломата очень категоричен в том, стоит ли России копировать чуждые структуры. "Нам отнюдь не надо слепо перенимать весь опыт США, а тем более пытаться создавать из России подобие Америки. Надо уметь жить своим умом и идти своим путем. Россия с ее человеческими и интеллектуаль ными ресурсами, неисчерпаемыми природными богатствами, с ее уникальным географическим положенимем на двух континентах, и наконец, с ее постоянной твердой решимостью как нации неизбежно будет великой державой". 

Автоматически этого не произойдет. Заклинания о возможностях рынка тоже ничего не дадут. Нужна соответствующая стратегия. Надо признать, что в России нет разумной экспортной политики. Доведя до полной деградации собственное производство, страна вынуждена все закупать, предлагая в обмен энергоресурсы и сырье, алмазы и драгоценные маталлы. Мало кого волнует то обстоятельство, что разведанных запасов нефти достаточно лишь на 35 лет. Лауреат Нобелевской премии М.Интриллигейтор констатирует: "Россия не располагает экономикой, ориентированной на внешний рынок, если не считать экспорт природного газа, нефти и ряда других минеральных ресурсов, а также вооружений". 

Адекватная требованиям времени структура экономики должна создаваться — пусть болезненно, медленно, но целеустремленно, при условии реализации социальных функций государства, содействия развитию науки, образования, здравоохранения, социальной сферы, нематериального производства. Опыт многих стран в этом отношении, в том числе японский, более чем привлекателен , а уж советский — непреходяще значим даже при всех его изъянах в деталях. И никуда России от этого опыта не уйти. Иное дело — недопустимо им ограничиваться. 

В  программных документах оппозиционных сил нередко недостает именно нового видения  
возможностей макрорегулирования социально-экономических процессов в случае ухода с арены нынешнего режима. То, что по этому вопросу публикуется (например, среднесрочный, разработанный якобы левой оппозицией "план" развития экономики, опубликован ный в "Экономической газете", являет собой образец сочетания авантюризма и невежества), требует взыскательного анализа и разоблачения именно со стороны конструктивной оппозиции. Только имея реалистические представления о состоянии общества и экономики, можно стать на путь реально осуществимых динамичных преобразований. В том числе и в области экспорта. 



1 «Профиль», № 22, 1997 г. | НАЗАД |




   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]