Обозреватель - Observer 
Товарные рынки России 

 
Оптовые и розничные цены России 

В.КАТКОВ (г. Санкт-Петербург) 
 
 
I. Уровень жизни  

В России оптовые цены до 1 января 1992 г. на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, тарифы и цены на энергоноси тели, тарифы на транспортные услуги и розничные цены на товары народного потребления по сравнению с ценами и тарифами 1996 г. были очень низкими. Механизм установления оптовых и розничных цен на продукцию приводил к ряду существенных недостатков, а именно: 

  •  не стимулировал разработку и выпуск новой техники; 
  •  приводил к уравнительной системе оплаты труда; 
  •  не побуждал к экономии материальных и энергетических ресурсов; 
  •  не способствовал росту производительности труда. 
Как только в 1992 г. были «освобождены» оптовые и розничные цены на продукцию и товары, они стремительно «поползли» вверх, «перегоняя» друг друга. Особенно это характерно для необходимо го социального набора, установленного Федеральным законом от 21 июня 1996 г. «О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации». Необходимо отметить «загадочность» формулировки закона для обманутого трудового народа России с 1 января 1992 г., по которому будут восстанавливаться сбережения населения. Расчеты произведены в условиях города Санкт-Петербурга. 

Результаты расчетов необходимого социального набора в ценах 1991 г. и 1996 г. приведем в таблице 

Как видно, цены на продукты питания их необходимого социального набора в I полугодии 1996 г. увеличились в 7,7 тыс. раз по сравнению с 1991 г. А если посмотреть динамику цен на продукты питания в наборе, то они увеличились в следующих пределах: 

  •  на мясо-молочные продукты в 5—8 тыс. раз; 
  •  на овощные продукты в 7— 10 тыс. раз; 
  •  на хлебо-мучные продукты в 9—13 тыс. раз. 
В целом стоимость необходимого социального набора в ценах 1996 г. увеличилась в 7,6 тыс. раз по сравнению с 1991 г., а среднемесячный доход одного работающего увеличился в 3,1 тыс. раз и одного пенсионера соответственно в 2,6 тыс. раз. 

То есть, темпы роста стоимости необходимого социально го набора в 2,5 раза опережают темпы дохода на одного работающего и 2,9 раза соответствен но на одного пенсионера. Следовательно, в 1996 г. покупательская способность россиян снизилась ориентировочно в 2,7 раза по сравнению с 1991 г. 

Кроме того, необходимо отметить, что за пятилетний период резко возрос удельный вес затрат на необходимый социальный набор в доходе работающего с 11,5 до 28,1% и в доходе пенсионера с 25,3 до 73,8%. 

В этот период российское народное хозяйство работало более эффективно по производству продуктов питания, товаров народного потребления, других услуг населению и экономика еще была сбалансирована между отраслями. Цены на продукты из набора были почти «мизерными». 

Причины «изобилия» в 1996 г. на прилавках магазинов продуктов питания и товаров (свыше 60% импортных) образовались из-за высоких (28,1% и 73,8%) вышеуказанных затрат в доходах населения, то есть рыночные цены на продукты из набора сложились настолько «высокими», что многим россиянам указанные продукты стали недоступным. 

При полной остановке промышленности по производству ТНП, при значительном сокращении сельскохозяйственной продукции, а также при полной разбалансированности экономики парадокс недоступности привел к МНИМОМУ ИЗОБИЛИЮ . 

Из вышеприведенного анализа динамики роста цен на продукты, товары и услуги из необходимого социального набора можно сделать следующие выводы: 

  •  динамика роста цен в 2,7 раза опережает динамику роста доходов россиян; 
  •  сложившиеся цены в 1996 г. привели в некоторых категориях граждан, особенно пенсионеров, к недоступности многих продуктов и товаров; 
  •  разрыв в темпах динамики роста стоимости необходимого социального набора и доходов населения приводит к замедлению товарного оборота и как следствие к застою производства; 
  •  из динамики роста стоимости необходимого социального набора (7,6 тыс. раз) видно, что занижен размер (1,0 тыс. раз) предварительной компенсации вкладов отдельных граждан России, в соответствии с Указом Президента РФ от 16 мая 1996 г. 
Для такой социально-экономической ситуации можно сформулировать следующие предложения. 

В соответствии с динамикой роста стоимости необходимого социального набора установить размер: 

  •  предварительной компенсации вкладов отдельных граждан России; 
  •  средний размер пенсии и ее индексации; 
  •  индексации заработной платы; 
  •  индексации минимальной зарплаты. 
Реализация вышеуказанных предложений по каждому субъекту России позволит, во-первых, снять социально-экономическую напряженность в обществе, во-вторых, внедрить обоснованность и системность в механизм социальной защиты населения в современных условиях по каждому субъекту России, в-третьих, ускорить оборачиваемость товарного оборота и, как следствие, резко повысить объем производства, и наконец, уменьшить армию безработных.




   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]