Обозреватель - Observer 
Экономика 

 
foto 

И.ГЛАДКОВ
кандидат экономических наук, доцент

Инвестиционное
сотрудничество 
Республики КОРЕЯ и CША 
 
 
 
 
На протяжении нескольких последних десятилетий инвестиционное сотрудничество между Республикой Корея (РК) и США протекало несколько неравномерно.  

Так, если общий объем накопленных иностранных прямых инвестиций на территории РК за три десятилетия, в 1962—1992 гг., составил 10,164 млрд. долл. США, то всего за три последующих года он возрос еще на 42,3% до 14,466 млрд. долл. США, хотя основной прирост приходился на 1994—1995 гг.  

Как показывают официальные статистические данные (табл. 1), на протяжении всего рассматриваемого периода география источников получения РК прямых инвестиций из-за рубежа была достаточно стабильной.  

Так, практически постоянно крупнейшим среди иностранных инвесторов Республики Корея была Япония, на которую в это время приходилось примерно 85—92% всех азиатских прямых вложений капитала. Доля Японии в общем объеме накопленных иностранных прямых инвестиций в РК составляла в 90-е годы около 36%, хотя и произошло некоторое ее снижение в сравнении с периодом 1962—1992 финансовых годов, когда она равнялась 41,1%.  

На второй позиции среди иностранных вкладчиков прямых инвестиций в РК уверенно находились США, удельный вес аналогичных капиталов ложений США в их общем объеме в РК был практически постоянным, но обнаруживавшим все же тенденцию к некоторому повышению. Это обусловлено тем, что в 90-х годах на долю американских компаний приходится около трети притока капитала в данной форме (по этому индикатору США начали несколько опережать Японию и страны Европы), что поставило их в явное положение фаворита среди иностранных инвесторов в РК, оттесняя главных — как западноевропейских, так и японских конкурентов.  

В 90-е годы среди основных иностранных инвесторов РК наметилась перестановка сил. Так, в начале этого десятилетия активизировалась деятельность западноев ропейских компаний — вкладчиков капитала в форме прямых инвестиций в РК и в отдельные годы (1993 и 1995 гг.) им удается несколько увеличить объем направляемых в РК вложений и повысить соответственно свой удельный вес в сумме ежегодно получаемых РК подобных средств (табл. 1).  

Следовательно в притоке иностранных прямых капиталовложений на территорию Республики Корея в 90-е годы ведущую роль играли корпорации США, на втором месте оказывались западноевропейские фирмы и на третьем — японские компании.  

По объему же накопленных подобных инвестиций в РК лидером оставалась Япония (36,7%), далее следовали США (29,1%) и страны Европейского Союза (24,4%), среди которых выделялись традиционно Нидерланды (8,4%) и Германия (4,3% общей суммы).  

Как показывает анализ приведенных в табл. 1 данных, при дальнейшем сохранении действующей пока тенденции к наращиванию американскими корпорациями процесса инвестирования в экономику РК вполне реальным выглядело бы в обозримом будущем быстрое продвижение компаний США к неоспоримому лидерству среди иностранных вкладчиков капитала на территории РК — по удельному весу как в ежегодном притоке, так и в сумме накопленных здесь за весь рассматриваемый период иностранных прямых инвестиций (табл. 2) 

Наиболее привлекательно для американских инвесторов выглядит южнокорейская обрабатывающая промышленность и, прежде всего, такие ее преуспевающие в развитии отрасли, как химическая, электронная и электротехника, транспортное машиностроение.  

Так, по тем же данным, в 90-е го-ды доля обрабатывающих отраслей промышленности в общей сумме притока инвестиций из США составила более 70%; при этом удельный вес южнокорейской химической промышленности превышал 20%, электроники и электротехники равнялся примерно 17%, а транспортного машинострое ния — 11% (табл. 3) 

Другой сравнительно привлекательной для инвесторов из США областью стала сфера услуг, на которую пришлось свыше четверти всего притока американских вложений в 90-е годы. Среди отдельных отраслей этой сферы выделяются финансовый и торговый секторы, доля которых в общей сумме притока капитала из США составила 7 и почти 5% соответственно.  

Сельскохозяйственное производство и добывающие отрасли промышленности РК получали сравнительно небольшую долю американских вложений в текущем десятилетии — в общем их притоке занимая также соответственно только 0,2 и 0,01% (табл. 3) 

Южнокорейские заграничные прямые инвестиции в 90-е годы также нарастали достаточно высокими темпами.  

Так, если за период 1962—1992 гг. их общая сумма составляла 5,217 млрд. долл. США, то вследствие их бурного прироста в текущем десятилетии она увеличилась более чем вдвое, достигнув к 1996 г. 11,841 млрд. долл. США. Однако, с точки зрения регионального размещения вложений за рубежом, ситуация выявляется довольно специфическая (табл. 4) 

Географические приоритеты зарубежного инвестирования Республики Корея в достаточной мере очевидны. К ним относятся, прежде всего, азиатский и североамериканский континенты, на которые приходилось 41,2 и 30,6% всего объема подобных вложений РК за 1962—1995 годы соответственно.  

Среди отдельных стран картина заметно различается: крупнейшим в течение всего рассматриваемого периода получателем заграничных южнокорейских прямых инвестиций являлись США, доля которых в общем объеме таких вложений за 1962—1992 гг. равнялась удельному весу всех стран Азии — примерно 32,0%.  

Но наращивание инвестиционной деятельности южнокорейских фирм в США в текущем десятилетии происходило неравномерно, о чем свидетельствуют статистические материалы Экономического совета Корея — США (табл. 5) 

Как показывают данные табл. 6, отраслевая структура южнокорейских инвестиций в США тяготеет в известном плане к американской модели прямого инвестирования в РК.  

Так, крупнейшими получателями вложений южнокорейских фирм в США в 90-е годы стали также сфера услуг и обрабатывающая промышленность.  

Если на долю первой приходилось примерно около двух третей их суммарного объема в США, то второй — чуть более одной трети. Южнокорейские инвестиции в такие отрасли, как рыболовство и горнодобыча, оказались практически незначительными (табл. 6).  

Накапливая немалый опыт сотрудничества в экономической сфере, обе страны тем не менее не останавливаются на уже достигнутом.  

Так, Республика Корея рассматривает как недостаточный по объему приток иностранных прямых инвестиций.  

По данным Министерства торговли, промышленности и энергетики (МТПЭ) РК, на начало 1995 г. отношение таких капиталовложений в РК к ее ВНП не превышало 3,3%, но при этом подавляющее число соседних стран Азии имело значительно более внушительное данное соотношение. Так, для Малайзии оно составляло 43,9%, для Индонезии — 32,7, для КНР — 15,5%.  

Поэтому для РК важно стать не менее привлекательной для иностранных инвесторов страной, чем Китай, куда в 90-е годы направлялось до 38,8% всех иностранных вложений в развивающиеся страны.  

Стремясь к дальнейшему развитию своего сотрудничества, РК и США намерены создать совместный комитет по его продвижению, а также поддержке деятельности и контактов частного бизнеса.  

Формирование основ такого органа было проделано совместно специалистами МТПЭ РК и Департамента коммерции США.  

Главной задачей создания совместного Комитета по деловому сотрудничеству считают (COMMITTEE ON BUSINESS COOPERATION, CBC) ускорение таких процессов, как взаимный обмен передовыми технологиями и дальнейшее всемерное укрепление контактов серьезных бизнесменов обеих стран. Особенно важны постоянные консультации деловых людей, занятых в таких сферах бизнеса, как автомобилест роение, информация и связь.  

В то же время, частный бизнес обеих стран получает возможность создания крупномасштабных совместных проектов и осущест-вления определенного влияния на правитель ственные структуры , с тем чтобы лоббировать поддержку с их стороны своего делового сотрудничества.  

Логично предположить, что структурирование деловых контактов двух рассматриваемых государств позволит существенно расширить возможности и перспекти вы и без того довольно успешного их сотрудничества в экономичес кой сфере. 





   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]