Обозреватель - Observer 
Экономика 

 
foto Е.ВЕДУТА 
кандидат  
экономических 
наук 
НОВЫЙ КУРС  
для РОССИИ
ОТ РЕДАКЦИИ : 

Редакция предлагает читателям статью, посвященную обоснованию нового экономического курса для России. В этом номере анализиру ется экономическое соперничество США и СССР. В следующем — показано место России в современном мире. Завершающая статья посвящена обоснованию принципов эффективной национальной экономической стратегии для России. 

 

 1. СССР И США
Ведущим противоречием послевоенной эпохи до 90-х годов являлось соперничество двух супердержав — США и СССР (табл. 1).

Таблица 1
Послевоенная экономическая ситуация в США и СССР
 
США
СССР
Возрастание доли США в мировом производстве и международном обмене. 

Рост неравенства США и других стран по доходам в расчете на 1 человека. 

Значительное увеличение золотого запаса при ликвидации резервов, накопленных богатыми странами в прошлом. 

Сумма капиталов, вложенных США за границей превышает сумму капиталов, вложенных в США. 

Государственный экспорт капитала в виде «даров» и «помощи» с соблюдением требований политического характера приобретает заметное значение и по объему превосходит частные капиталовложения. 

Восстановление международного обмена с учреждением Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР) на принципах, выгодных США. Установление валютных паритетов в долларах и золоте. Золотой паритет доллара устанавливался казначейством США. 

Развитие исследований в области кибернетики. 

Разрушение производственного аппарата в европейской части СССР. Восстановление народного хозяйства завершилось к 1950 г. 

Сокращение доходов в расчете на 1 человека. 

Незначительные внешние займы от Англии, США и Канады для оплаты военных поставок; понижение покупатель ной способности рубля. 

Опора во время войны на собственные ресурсы. Поставки по лендлизу из США составляли около 4% промышленного производства СССР за время войны. 

Централизованное распределение собственных капиталовложений на военную перестройку экономики и ее восстановление. 

Превращение СССР в страну-кредитора. В условиях « холодной войны» и экономической блокады со стороны США создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) стран, выбравших сотрудничество с СССР. Установление золотого содержания рубля. 

Присвоение кибернетике названия лженауки. 

 

Для завоевания мирового господства в отраслях, находящихся в авангарде развития экономик целых стран, экономической стратегией США, становится рост экспорта капитала . Экспорт частного капитала стимулируется государственными льготами. Он направляется в приоритетные (с точки зрения стратегических интересов США) отрасли и страны либо прямо в создание предприятий базовых отраслей, либо с помощью рынка капиталов через эмиссию акций или облигаций, порождая обратный поток прибылей, быстро компенсирующий экспорт капитала.

Для обеспечения военного паритета с США и устойчивого роста уровня благосостояния граждан экономической стратегией СССР становится первоочередное развитие отраслей, определяю щих технический прогресс, за счет сокращения объема централизованно распределяемых инвестиций в пользу предоставления все больших финансовых средств хозяйствующим субъектам, использующих их по критерию прибыли, противоречащему достижению стратегических интересов СССР (табл. 2).

Таблица 2
Проблемы и их решение в США и СССР в период 50—90-х годов
 
 
США
СССР
50-е и 60-е годы
ПРОБЛЕМА 1. 

Восстановить экономику Западной Европы, сделать ее конкурентоспособной экономике Восточной Европы и СССР. 

Проблема решена. 
Бум американских инвестиций в Европу. Использование плана Маршалла и создание внутриевропейских экономических организаций для эффективного распределения инвестиций между европейскими странами. Создание сильных европейских государств, способных конкурировать в отдельных производствах и с США. 

ПРОБЛЕМА 2. 

Координирование государственных и частных капиталовло жений для решения стратегических задач США, повышение эффективности управленческого труда с использова нием ЭВМ. 

Решена частично. 

Развивается государственное регулирование экономики по поддержке и стимулированию научно-технического прогресса с использованием программирования. Трудности его применения возникают из-за коммерческой тайны о доходах частных корпораций. Удалось сдержать бурный рост численности управляющих в общем составе работоспособного населения с помощью АСУ, создание которых поддерживалось государством. Начиная с 60-х годов электроника выходит на первое место по темпам роста. Аналогично развивалась электроника в ФРГ, Японии, Англии и Франции. 

ПРОБЛЕМА 3. 

Хронический дефицит платежного баланса США и поиск новых рынков для экспорта капитала для распростране ния потерь от нестабильности международной валютно-финансовой системы на более экономически слабые слои. 

Решена частично. 

Хронический дефицит платежного баланса США порождает потоки обесцененных долларов, являющихся основой международной валютно-финансовой системы, в обмен на которые приобретаются реальные материальные блага. Накопление долларовых резервов европейскими странами позволило им восстановить конвертируемость валют к концу 50-х годов. Открылся рынок евродолларов и евродевизов, на которых развивается свободная от контроля национальных правительств и центральных банков спекуляция. Началась «война» процентных ставок. Усилилась тенденция предоставления долгосрочных государственных займов и «помощи» из США развивающимся странам. Выделены кредиты СССР. 

ПРОБЛЕМА 1. 

Достижение военного паритета с США. и переориентация централизованного механизма управления экономикой на цели потребительского рынка для повышения конкурентоспособности товаров народного потребления. 

Решена частично. 

Военный паритет с США достигнут на основе государственного централизованного планирования, обеспечива ющего первоочередное развитие отраслей, определяющих технический прогресс. Ухудшается состояние продоволь ственной безопасности государства и конкурентоспособ ность товаров и услуг потребительского рынка. 

ПРОБЛЕМА 2. 

Повышение гибкости централизованного управления за счет эффективного применения ЭВМ в плановых расчетах. 

Не решена. 

Создана догматическая политэкономия социализма, препятствовашая созданию системы оптимального управления экономикой и предопределившая потерю преимуществ экономической стратегии СССР в конкуренции супердержав. В рамках ее постулатов разработки в области экономико-математического моделирования и применения АСУ были обречены на неэффективность. СССР отстает от США в области электроники и ее применения в народном хозяйстве. 

ПРОБЛЕМА 3. 

Создание стимулов к высокопроизводительному труду в «мирное» время. 

Не решена. 

Бессистемная реорганизация отраслевых и территориаль ных министерств во второй половине 50-х годов. С середины 60-х годов развиваются кредитные отношения с западными странами и проводится экономическая реформа по децентрализации инвестиционных процессов. В плановый механизм встраивается критерий рыночной экономики — прибыль, стимулирующий рост цен производителей и опережающий рост заработной платы над производи тельностью труда. Так как розничные цены практически не меняются, то растет дефицит потребительских благ, развивается спекуляция материальными благами и привилегии у номенклатуры. Страна стала терять темпы. 

70-е—начало 80-х годов 
ПРОБЛЕМА 4. 

Нестабильность международной валютно-кредитной системы, галопирующая инфляция и кризис кейнсианской концепции государственного регулирования экономики. 

Решены частично . 

Образование к началу 70-х годов трех центров экономических конкурентов — США, Западная Европа и Япония, повлекло за собой усиление протекционистских мер и учреждение расчетных денег — «специальных прав заимствования» (СПЗ) для регулирования сальдо платежных балансов. С отменой конвертирумости долларов на золото установился долларовый стандарт и нестабильность международной валютно-финансовой системы усилилась. 

Галопирующая инфляция в 70-х годах, две девальвации доллара, экономический и структурный кризис 1974—1975 гг. знаменовали кризис долларового стандарта, в результате чего наметилась тенденция перехода к многовалют ному стандарту. 

Повторение экономического кризиса в 1980—1982 гг., выразившегося в замедлившемся росте рынка, падении прибылей, усилении инфляции, росте безработицы, накоплении бюджетных дефицитов и международной нестабильности, знаменовало кризис кейнсианской концепции государственного регулирования, легализовавшей бюджетный дефицит. С поражением Картера в 1980 г. закончился период «фордовского» накопления, для которого характерны: рост капиталовооруженности труда, реальной заработной платы теми же темпами, что и рост производительности труда и проведение активной политики социального обеспечения. 

ПРОБЛЕМА 4. 

Возрастание сложности координирования производствен ных связей в экономике, ослабление стимулов к производительному труду и кризис экономической теории социализма 

Не решены. 

В 70-х годах проводится множество реорганизаций и экономических экспериментов на базе различных министерств по распределению прибыли с целью стимулиро вания технического прогресса. С этой же целью начал деятельность Международный инвестиционный банк, предоставляющий долгосрочные и среднесрочные кредиты членам СЭВ, в том числе в конвертируемой валюте. Получены долгосрочные кредиты на компенсационной основе от США и стран Западной Европы. Расширяется кредитование развивающихся стран. 

Политэкономия социализма все более представляется в виде конгломерата элементов социализма и рыночной экономики. «Зашли в тупик» экономико-математические исследования. Неспособность господствующих экономистов разработать комплексную методику оценки эффективности хозяйственных мероприятий. 

С конца 70-х годов США обгоняют СССР в темпах роста капитальных вложений.

80-е годы 
ПРОБЛЕМА 5. 

Финансовая нестабильность — инфляция, рост бюджетного дефицита, государственного долга и дефицита платежного баланса, низкие темпы экономического роста и безработицы. 

Частично решена. 

Усиление роли государства в финансовом регулировании на базе монетаристской концепции . Сокращение бюджетного дефицита за счет приватизации государствен ной собственности и уменьшения государственых расходов на социальные цели, установка целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредита, проведение скоординированной политики западных государств по поддержанию стабильности национальных валют и сбалансированности платежных балансов. 

ПРОБЛЕМА 5. 

Усиление стихии в организации управления экономикой, ухудшение продовольственной безопасности, рост дефицита товаров, спекуляции и привилегий, рост внешнего долга. 

Не решена. 

Проведение радикальных экономических реформ по усилению стихийной организации управления экономикой на базе рыночной теории социализма. Постепенное свертывание государственного экономического планирования, децентрализация банковской системы, усложнение концепции финансов, приоритетное развитие кооперативно го сектора экономики. Снижение темпов экономическо го роста, рост дефицита, спекуляции, привилегий, внешнего долга СССР. Развал СЭВ. 

90-е годы 
ПРОБЛЕМА 6. 

Низкие темпы экономического роста, бюджетный дефицит, рост государственного долга, снижение инвестици онной активности, рост социального неравенства, рост хронического дефицита платежного баланса США. 

Не решены. 

Расцвет спекуляции на рынке капиталов и недвижимос тью. Рост задолженности частных лиц, промышленного сектора государства и государственного долга. Безвозвратный долг Латинской Америки. Сокращение расходов на социальную сферу. Биржевые крахи, обесценение доллара. Рост внешнеторгового дефицита. 

Совет директоров МВФ поставил США под надзор для снижения бюджетного дефицита и роста налогов. У федерального правительства больше нет денег для маневра по ликвидации бюджетного дефицита. 

Паралич кейнсианского и монетаристского варианта регулирования экономики. Отсрочку банкротства монетариз ма дал кризис советской системы. 

ПРОБЛЕМА 6. 

Развал единого народнохозяйственного комплекса СССР. Более чем в 2 раза спад производства и инвестиций. Разрушение отраслей, определяющих технический прогресс, и отраслей, работающих на потребительский рынок. Сырьевая ориентация экономики, инфляция, рост бюджетного дефицита, резкое социальное расслоение и криминализация экономики, рост внешней задолженности при активном внешнеторговом балансе. 

Не решены. 

Расцвет спекуляции на рынке капиталов и недвижимости. Кризис неплатежей, рост государственного долга и сокращение расходов на социальную сферу. Биржевой крах после краха на Нью-Йоркской фондовой бирже и снижение доходности акций российских предприятий. Рост внешней задолженности. Обесценение рубля по отношению к доллару. 

Всемирный банк рекомендует государству стать эффективным и продолжить рыночные преобразования. У федерального правительства больше нет возможностей для усиления государственного регулирования экономики. 

Кризис теории перехода к рыночной экономике. Бремя расцвета всемирной финансовой спекуляции несет большинство граждан России, стран СНГ и их союзников по блоку СЭВ. 





   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]