Внутренняя политика |
Обозреватель - Observer
|
"ГРАЖДАНСКОГО СОЮЗА"
Подтверждая безусловную приверженность принципам свободы и прав человека, рыночной экономики, ориентированной на человека, социального партнерства, сильного демократического государства, разделения и баланса властей;
И В ОТНОШЕНИИ ГОСУДАРСТВ, СОСТАВЛЯВШИХ СОЮЗ ССР
Тенденции, которые привели к распаду Союза ССР, продолжают действовать в Российской Федерации. Процессы дробления проникают все глубже. Целостность России, будущее российской государственности под угрозой. Сегодня ясно, что это связано не только с накопившимися межнациональными проблемами. Главные причины - распад центральной политической власти, недопустимо затянувшееся начало глубоких экономических преобразований, подмена системных, взвешенных реформаторских действий манипуляциями, подрывающими жизнеспособность экономики. Сказывается как стремление регионов уйти от последствий действий правительства, так и эгоистическое властолюбие части местных элит. Наша система взглядов на вопросы национально-государственного устройства базируется на следующих положениях:
Нашей стратегической целью является построение России на федеративных принципах с расширением прав краев и областей до уровня республик, предоставлением им одинакового правового статуса. В целостной федеративной России распределение полномочий между центральными и региональными властями должно соответствовать как общероссийским, так и региональным интересам, быть однозначно зафиксированным и неукоснительно соблюдаться. Последовательное эволюционное движение к укреплению российской государственности связано сегодня с решением таких коренных проблем, как: 1. Глубокое реформирование государственно-монополистической экономики. Формирование подлинно рыночной системы позволит устранить основную причину дезинтеграции России - экономическое господство властных структур, паразитирующих на государственной собственности, обеспечит отделение политической власти от экономической. 2. Дееспособность демократической политической власти на всей территории Российской Федерации, консолидация всех уровней государственной власти. 3. Проведение в жизнь политики культурно-национальной автономии. Она предусматривает свободу создания и деятельности национально-культурных центров, развитие сети национальных школ, обучение желающих национальному языку, издание литературы и распространение массовой информации на национальных языках.
Сегодня ясно, что скоропалительное решение о ликвидации СССР и создании СНГ было продиктовано разнородными, а иногда взаимоисключающими устремлениями политических элит союзных республик. Одни хотели создать замену бывшему Союзу. Другие, напротив, помышляли лишь о "цивилизованном бракоразводном процессе". В результате не решена ни одна из проблем. жизненно важных для народов, населяющих 1/6 часть суши. Распад целостного экономического пространства колоссально затрудняет выход из кризиса, осуществление реформ. Углубляющиеся противоречия между политическими элитами бывших союзных республик отзываются миллионами человеческих трагедий. Неурегулированность ряда военно-стратегических вопросов заставляет мировое сообщество смотреть на пространство от Бреста до Владивостока как на источник опасности. Приходится с сожалением констатировать, что СНГ как способ долговременного, гармоничного сосуществования государств и народов не состоялось. Нужны новые решения. Мы считаем необходимым немедленно предложить всем желающим государствам и осуществить вместе с ними шаги к решительному углублению и упрочению Содружества на конфедеративной основе по следующим направлениям:
С государствами, которые не проявят готовности к таким шагам, отношения необходимо строить исключительно на базе международного права и взаимной выгоды в духе добрососедства и сотрудничества, исходя из национальных интересов России. Особые отношения в рамках СНГ в этом случае должны быть приостановлены. При этом необходимо отказаться от немедленного решения спорных территориальных вопросов. Однако наличие таких проблем должно быть зафиксировано в двустороннем. а где это невозможно в одностороннем порядке. В любом случае Россия должна выступить гарантом обеспечения прав и свобод россиян, проживающих за пределами России, но исключительно средствами, признанными международным правом. Мы будем строить политическую линию в вопросах национально-государственного устройства, гибко учитывая как тенденцию к формированию собственно российской государственности, так и необходимость интеграционных процессов. В долгосрочной перспективе мы выступаем за восстановление всесторонних связей, воссоздание единства экономического, гуманитарного и оборонного пространства. Это единство на территории бывшего Союза ССР складывалось веками и может быть восстановлено на основе доброй воли, взаимной заинтересованности и взаимной выгоды. Россия открыта естественному стремлению народов прежнего Союза к объединению.
Социально-экономическая политика "правительства реформ" на грани провала. Вместо обещанных через полгода стабилизации экономики, укрепления рубля, снижения цен, наполнения рынка товарами налицо беспрецедентное падение производства и обнищание масс. Главная причина этого в том, что давно назревшее и многократно объявленное глубокое реформирование экономики так и не началось. На деле правительство устранилось от целенаправленного комплексного преобразования экономики на рыночных началах. Оно подменило его манипуляциями с ценами и налогами, от которых стало хуже всем - и производителям, и потребителям, и обществу в целом. Поскольку эти манипуляции широковещательно рекламируются как рыночная реформа, в обществе нарастают антиреформенные, антирыночные настроения. Сегодня экономика удерживается от полного краха, а общество - от социального взрыва не благодаря правительственной политике, а вопреки ей самоотверженными усилиями и терпением ответственных граждан России - рабочих и руководителей производства, фермеров и колхозников, предпринимателей и ученых, пенсионеров и студентов. Но и их запас прочности не бесконечен. Необходима немедленная и радикальная корректировка социально-экономической политики. Стратегической целью "Гражданского Союза" является эффективная рыночная экономика, ориентированная на человека - то, что может гарантировать становление гражданского общества, достойную жизнь людей, духовное развитие личности. Мы считаем догматической утопией попытку достичь этой цели одним скачком, без учета российских реалий и социальной цены преобразований. "Гражданский Союз" за реалистическую стратегию последовательного наращивания эффективности экономики, включая ее интеграцию в мировое хозяйство, с учетом реальных предпосылок и возможностей. В ближайшей перспективе общероссийскими приоритетами в области экономической политики должны стать прекращение падения уровня жизни, снижение социальной напряженности, стабилизация экономического положения страны, включая налаживание хозяйственных связей и нормального ритма производства, финансовое оздоровление, сохранение интеллектуального потенциала. Глубина переживаемого кризиса определяет характер мер, которые придется принимать для его преодоления. Основная предпосылка выхода из кризиса - преодоление паралича власти, обретение дееспособности государственными институтами, призванными продвигать экономические реформы. Последовательное проведение реформ должно осуществляться путем придания им комплексного характера с переносом центра тяжести на уровень непосредственных производителей и проведением необходимых преобразований в отношениях собственности и в управлении. Это обеспечит формирование подлинно рыночной среды, где участники хозяйственной жизни начнут действовать по законам экономической, а не административно-распределительной логики. Необходимо: 1. Снять все преграды на пути коммерциализации, свободного предпринимательства как государственных, так и частных предприятий. 2. Устранить административные ограничения на свободное передвижение товаров и капиталов в пределах Российской Федерации. 3. Создать правовые условия, максимально облегчающие учреждение новых предприятий и разукрупнение существующих. 4. Осуществить комплекс мер по эффективной государственной поддержке отечественного предпринимательства, прежде всего мелкого и среднего. 5. Энергично и неуклонно проводить приватизацию мелких и средних предприятий, исходя из следующих приоритетов: придание экономике максимальной эффективности; многообразие форм приватизации - от аукционных продаж до безвозмездной передачи собственности трудовым коллективам; учет интересов трудовых коллективов, администрации предприятий по условиям занятости, оплаты труда работников; социальная стабильность. Одновременно с предлагаемыми мерами необходима существенная корректировка макроэкономической политики. Финансовая стабилизация, оставаясь одним из важных экономических приоритетов, не может быть самоцелью и проводиться в ущерб другим национальным приоритетам, ценой развала промышленности, сельского хозяйства, отраслей социальной сферы. Форсированный переход к мировым ценам сегодня означал бы крах экономики России, уничтожение нарождающегося отечественного предпринимательства и падение уровня жизни населения до степени социальной и личностной деградации. Переход к мировым ценам должен проводиться поэтапно, по мере роста конкурентоспособности российской экономики. На переходный период необходимо заключить между бывшими республиками Союза при любых взаимоприемлемых условиях соглашение о ценах и тарифах, предусмотрев систему гарантий и чувствительных санкций для его нарушителей. Налоговая политика должна быть стабильной, стимулировать деловую активность, структурную перестройку экономики. Необходимо освободить от налогов инвестиции, установить налоговые льготы для социально значимых проектов, ужесточив одновременно систему взыскания налога. Структурная политика должна быть ориентирована прежде всего на развитие потребительского сектора и экспортного потенциала России. При этом в обязательном порядке должно быть обеспечено выживание отраслей (транспорт, энергетика, связь), разрушение которых подорвало бы национальную экономику. Необходимые меры по конверсии, в первую очередь, должны позволить высвободить ресурсы, в том числе мощный научно-технический потенциал, для проведения структурных реформ. Для ускорения аграрной реформы мы считаем необходимым принятие следующих мер: 1. Введение налоговых льгот для производителей продовольствия и сельскохозяйственного сырья (в частности, снятие 28%-го налога с продовольствия). 2. Установление паритета цен на сельскохозяйственную продукцию, с одной стороны, и промышленные товары для села - с другой. 3. Ускоренное освобождение от административных пут всех сельскохозяйственных производителей. 4. Принятие законодательных актов, регулирующих собственность на землю, и неукоснительное проведение их в жизнь. 5. Реорганизация колхозов и совхозов с учетом волеизъявления их работников. 6. Создание Центров аграрной реформы, системы крестьянских и ипотечных банков. 7. Приватизация земли, исходя из критериев эффективного использования земельного фонда, с учетом особенностей и традиций субъектов Российской Федерации, заинтересованности в получении наделов для новых фермерских хозяйств, городских жителей, а также для нужд промышленного развития. Социальная политика переходного периода должна быть прежде всего направлена на решение следующих задач:
Мы считаем, что социально-экономическая политика должна быть открытой для совместных действий государства, предпринимателей и наемных работников и базироваться на их общей заинтересованности в обеспечении стабильности в обществе, продвижении реформ, выходе из кризиса. Источник: Документы Форума общественных сип. Копия оригинала, принтер + ксерокс. Москва. 1992. С.7-14. |
|