Внутренняя политика
Обозреватель - Observer



"ГРАЖДАНСКИЙ СОЮЗ":
противодействие кризису и обновление экономики России


Приоритеты стратегии

Экономика России стоит на пороге краха. Предприятия и целые отрасли уже не могут поддерживать собственную жизнедеятельность.

По сравнению с максимально достигнутым уровнем выпуск черных металлов снизился на 25-33%, цветных - до 50%, химической продукции - до 30%, угля - около 20%, добыча нефти - на 30%, производство светлых нефтепродуктов на 15-25%, отдельных видов машиностроительной продукции - до 30-50%, производство деловой древесины на одну треть, бумажной продукции и цемента на четверть, в легкой промышленности на 15-35%.

Падение производства в III квартале 1992 г. резко ускорилось, превысило уровень в 20% и приблизилось к критическому уровню. Под угрозой жизнеобеспечение населения и экономики.

Честный добросовестный труд не обеспечивает прожиточного минимума. Многолетние сбережения граждан обесценены.

Распадаются системы общедоступного образования и здравоохранения. Около половины населения - за порогом минимального уровня потребления.

Предприятия фактически лишены своих оборотных и амортизационных фондов. У них нет стимулов и возможностей вести нормальную производственную, коммерческую и инвестиционную деятельность. Почти единственной сферой прибыльного предпринимательства стало посредничество.

Кризис возник не в одночасье. Его истоки - в расточительности и неэффективности советской экономики, ее глубоких структурных диспропорциях, крайней милитаризованности.

Экономическая политика действующего правительства существенно углубила и ускорила распад экономики. Сделав ставку исключительно на кредитно-денежную политику, правительство долго пренебрегало устранением причин экономической дестабилизации - структурными и институциональными преобразованиями. Оно сбросило с себя заботу о повседневной жизни людей. Однако и в финансовой сфере правительство оказалось недееспособным. Свидетельством этому стал кризис неплатежей, острый дефицит наличности, подрыв местных бюджетов, проявление разнообразных эрзац-денег. Этот курс неизбежно ведет к неуправляемому спаду производства, обвальной безработице, полному обнищанию населения, разрушению всего хозяйственного механизма и, как результат, к широкомасштабным социальным конфликтам. Под угрозой не только перспективы оздоровления и реформирования экономики, но и демократические институты, целостность России.

Для преодоления кризиса недостаточно отдельных корректировок правительственного курса, имитации его смены. Нужен новый подход, базирующийся на глубоком понимании реальной ситуации, подлинных интересов России, знании повседневных нужд и забот ее граждан, истории и традиций страны, а также на профессиональном осмыслении мирового опыта.

Этот подход несовместим с навязыванием готовых систем, с безнравственными призывами к все новым и новым жертвам во имя "светлого будущего". Но нужно отдавать себе отчет, что безболезненного и быстрого выхода из кризиса уже нет. Нельзя терять время на поиск универсальных панацей и опробование шарлатанских рецептов.

Ответственная экономическая политика должна строиться исходя из непосредственных интересов и запросов большинства населения и предприятий. Основой такой политики должно стать широкое общественное согласие относительно ближайших и долгосрочных социально-экономических приоритетов.

Первое - остановить обнищание народа, на деле гарантировать каждому достойные условия существования. Не допустить обвальной безработицы. Превратить рост доходов населения, повышение его платежеспособного спроса и жизненного уровня в локомотив развития экономики. Стимулирование конечного спроса на данном этапе должно стать ключевым направлением кредитно-денежной политики. Обеспечить надежную социальную защиту безработицы, стимулировать предприятия, сохраняющие рабочие места. Четко определить минимальные гарантии доступности социально-культурных услуг, предотвратить ликвидацию и перепрофилирование учреждений, обеспечивающих эти гарантии. Обеспечить реальное соответствие оплаты труда в бюджетных секторах доходам и уровню цен.

Второе - сохранить созданный громадными усилиями производственный и научно-технический потенциал, не допустить деиндустриализации страны. Главным источником стабилизации и последующего подъема должно стать производительное использование имеющихся в стране ресурсов, внутренних источников накопления. Сельское хозяйство. подвергавшееся длительному ограблению, нельзя ставить в один ряд с другими секторами экономики.

Это чревато голодом. Здесь нужны терпеливая, справедливая и ненасильственная политика, поддержка ресурсами, стимулирование их эффективного использования. Необходимо сконцентрировать усилия на поддержке отечественного предпринимательства, мерами налоговой политики активно стимулировать инвестиции в производственную сферу.

Третье - социальная переориентация экономики. Сформировать механизм структурных преобразований, обеспечивающих насыщение внутреннего рынка - рост производства продовольствия, потребительских товаров и услуг; увеличение экспортного потенциала. Научно-техническая база, высокая квалификация кадров наряду с природными ресурсами должны стать опорой развития страны. Использовать достижения военно-промышленного комплекса для производства технически сложной гражданской продукции, включения в мировой рынок наукоемких товаров и технологий. Экономическими методами восстановить ценовой паритет между городом и селом. Поддерживать целевыми кредитами приоритетные структурные сдвиги и очаги технологического прорыва. Осуществлять защиту внутреннего рынка с помощью дифференцированной тарифной политики.

Четвертое - последовательно и продуманно трансформировать отношения собственности в интересах повышения эффективности экономики и складывания цивилизованного рыночного хозяйства. Приватизацию недопустимо сводить к скороспелой смене вывесок по надуманным шаблонам. Результатом приватизации должны стать реальный рост доходов всего населения и передача рычагов управления хозяйством тем, кто способен на деле обеспечить его максимальную эффективность. Необходимо использование ее разнообразных моделей, проведение конкурсов. Создать условия для адаптации промышленности к требованиям рынка на основе поэтапного разделения финансовой ответственности предприятий и государства. Поощрять создание новых частных предприятий, прежде всего мелких и средних. Гарантировать действенную правовую защиту собственности и предпринимательства. Землей должны распоряжаться те, кто может лучше ее использовать при широкой свободе выбора форм хозяйствования. Предотвратить тотальную коммерциализацию здравоохранения, образования, науки и культуры, создавая правовые и экономические условия как для коммерческих, так и некоммерческих организаций.

Пятое - добиваться финансовой стабилизации и укрепления курса рубля на основе реального подъема экономики и комплекса целенаправленных мер монетаристской политики. Превратить рубль в единственное законное платежное средство на территории России. Упорядочить денежную эмиссию. Подчинить бюджетную и кредитную политику ясным и четко реализуемым социальным и экономическим приоритетам.

Шестое - осуществлять реальную децентрализацию и регионализацию, создавая тем самым основу укрепления Федерации. Отказаться от стремления сосредоточить управление всей хозяйственной жизнью в руках нового центра. Последовательно разграничить сферы ответственности и источники бюджетных поступлений федеральных, республиканских и местных органов власти, развивать между ними отношения делового партнерства. Ввести в практику совместную разработку и финансирование экономических и социальных программ.

Необходимым условием проведения в жизнь этой стратегии является восстановление дееспособности государства, в первую очередь неукоснительное соблюдение законности, неотвратимость наказания за ее нарушение, борьба с коррупцией, поразившей весь хозяйственный механизм.

Такая экономическая политика способна отвести страну от развала и хаоса, предотвратить социальный взрыв и крушение демократических институтов. Она отвечает ближайшим и долговременным интересам огромного большинства граждан России.

Механизмы осуществления намеченных целей раскрыты в антикризисной программе "Гражданского Союза", представляющей собой реальную платформу консолидации общественных сил.

Источник:0ригинал. Принтер. Москва. 1992. 3 с.


   TopList         



[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]