Экономика |
Обозреватель - Observer
|
НА ЗАМЕТКУ ГУБЕРНАТОРАМ ЛЕНИНГРАДА - САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
А.ЛАБУДИН,
доктор экономических наук, профессор (г. Санкт-Петербург) 7 февраля 2001 г. исполнилось 78 лет со дня рождения Григория Васильевича Романова, без малого 13 лет стоявшего во главе Ленинграда и области. Хочется обратить внимание на тот факт, что бывший руководитель Ленинграда одним из первых понял необходимость придания особого статуса нашему городу и региону в стране и мире и жестко проводил линию, направленную на обеспечение этого статуса, на защиту интересов Ленинграда и ленинградцев. Долгие годы о Ленинграде говорили: "великий город с областной судьбой". И в большой степени были правы - юридически, а во многом и фактически статус Ленинграда мало чем отличался от аналогичных областных центров, совершенно не сравнимых с ним ни по экономическому и научному потенциалу, ни по образовательному и культурному уровню населения, ни по той роли, которую наш город сыграл и играет в мировой истории и культуре. Однако мало кто знает, что этот статус упорно стремился изменить именно Романов. Его избрание в сентябре 1970 г. первым секретарем Ленинградского обкома КПСС ознаменовалось началом комплексного территориального социально-экономического планирования. Эта довольно бюрократически звучащая формула означала возможность взять под контроль ленинградских партийных и советских органов деятельность и перспективы развития любых предприятий и организаций вне зависимости от их ведомственной принадлежности. В ту пору - после ликвидации в 1965 г. совнархозов - об этом местные лидеры могли только мечтать. Романов проявил недюжинную энергию, чтобы не только воспользоваться новой формой планирования для укрепления своей власти, что объективно было в интересах всего города и региона, но и сделать ее своего рода "ноу-хау" Ленинграда. Он добился включения в директивы XXIV съезда КПСС (апрель 1971 г.) по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971-1975 гг. пункта, напрямую одобряющего комплексное территориальное планирование. В декабре 1971 г., во время посещения Ленинграда Л.И.Брежневым, Ленинградское руководство "на полную катушку" использовало этот визит. Ему были доложены основные параметры проекта Комплексного плана экономического и социального развития Ленинграда и Ленинградской области на 1976-1980 гг. Брежнев одобрил представленные документы и в выступлении на собрании партийного актива города и области поставил задачу: в короткие сроки разработать и представить на рассмотрение Политбюро ЦК КПСС комплексный план в целом.
В докладе прослеживается линия на интенсивное развитие ленинградской экономики и полный контроль городских и областных властей, в первую очередь партийных, за состоянием и динамикой всех предприятий и организаций вне зависимости от их ведомственной подчиненности. Как достижение Ленинградского обкома партии Г.В.Романов охарактеризовал то, что под его контролем определяются перспективы развития не только градообслуживающих отраслей, но и всех градообразующих отраслей промышленности, относящихся к общесоюзным и союзно-республиканским министерствам: судостроения, приборостроения, радиопромышленности, электронной промышленности, легкой промышленности, железнодорожного транспорта и др. Из слов Романова было понятно, что первую скрипку в перспективном планировании и стратегическом управлении промышленностью Ленинграда и области играет и будет играть дальше обком, а не отраслевые министерства. Он потребовал от хозяйственных руководителей, чтобы они считались с теми возможностями, которыми обладают город и регион, и не пытались навязать Ленинграду свои условия (как это имело место в моноотраслевых городах и областях, где вся активность концентрировалась на предприятиях и в организациях одного министерства). А для того, чтобы у министерств не оставалось путей, по которым они могли бы воздействовать на свои предприятия в Ленинграде и области, минуя обком, необходимо комплексное планирование, сводящее воедино планы экономического и социального развития коллективов предприятий, районов, отраслей. Ленинградский обком КПСС уже не был удовлетворен тем, что в VIII пятилетке (1966-1970 гг.) в Ленинграде и области впервые в стране стали разрабатываться комплексные планы предприятий, городов области, административных городских и сельских районов. Территориальные планы включали основные показатели развития находящихся на соответствующих территориях предприятий, и вся эта работа шла под руководством партийных комитетов, начиная с обкома. По проектам Комплексного плана экономического и социального развития Ленинграда и области на 1976-1980 гг. принимались два постановления Госплана СССР - в мае 1972 г. и в мае 1974 г., где давались конкретные задания министерствам и ведомствам СССР. Но координатором и руководителем всей работы по составлению плана был Ленинградский обком КПСС, где в 1972 г. был создан Совет экономического и социального развития во главе с Г.В.Романовым. Членство с марта 1976 г. в Политбюро ЦК КПСС - высшем органе политического руководства СССР - предоставляло ленинградскому руководителю несравнимые по отношению к другим региональным руководителям возможности в решении вопросов в московских ведомственных инстанциях. Он продолжал упорно настаивать на том, чтобы не только партийные (это уже было достигнуто), но и советские органы чувствовали себя хозяевами города и области, руководили всеми предприятиями и организациями вне зависимости от их ведомственной подчиненности. >"Исполкомы областного и Ленинградского Совета, - указывал Романов в докладе на XXIII конференции Ленинградской областной организации КПСС 30 января 1976 г., - ограничивают сферу своего влияния в основном лишь подведомственными организациями... [Они] обязаны предусмотреть тесную взаимосвязь мероприятий по всем предприятиям и организациям, независимо от их ведомственной подчиненности, сделать все для того, чтобы обеспечить действительно комплексное и гармоничное развитие региона". В 1975 г. в Ленинграде была проведена Всесоюзная научно-практическая конференция "Социально-экономическое планирование и идеологическая работа", где Романов выступил с основным докладом. В журнале "Коммунист" за 1975 г. была опубликована его программная статья "Комплексно, с перспективой", посвященная работе Ленинградской парторганизации по комплексному экономическому и социальному планированию. В выступлении на XXV съезде КПСС 25 февраля 1976 г. Г.В.Романов охарактеризовал разработку перспективного плана экономического и социального развития Ленинграда и области как принципиально новое направление деятельности областной партийной организации после XXIV съезда партии, одновременно подвергнув резкой критике отраслевые министерства за узковедомственный подход к руководству предприятиями, мешающий внедрению достижений научно-технического прогресса и решению межотраслевых проблем. Комплексный план экономического и социального развития города и области, наряду с комплексными планами экономического и социального развития предприятий и административных районов, научно-производственными объединениями, профтехучилищами, целевыми и отраслевыми и межотраслевыми программами развития топливно-энергетического комплекса, экономии электроэнергии и топлива, производства промышленных роботов, новых полимерных материалов, расширения применения плазменных методов обработки, порошковой металлургии, других прогрессивных технологических процессов, сокращения ручного труда и т.д., а также крупными специализированными комплексами в животноводстве области, стал одним из "коньков" Ленинградской партийной организации, определявшим лицо Ленинграда и Ленинградской области на политическом ландшафте страны в целом. В рамках системы комплексного экономического и социального планирования была определена специализация Ленинграда и области в общесоюзном и мировом разделении труда - машиностроение и металлообработка, в первую очередь те их направления, продукция которых является наиболее технически сложной; наука и научное обслуживание; система подготовки кадров с высшим образованием; общесоюзный и международный туризм. При определении специализации за основу были взяты естественные и исторически сложившиеся особенности города и региона: дефицит трудовых ресурсов, их высокая квалификация, высокий образовательный и культурный уровень коренного населения, ограниченные природные ресурсы, уникальность Ленинграда как города-памятника и центра мировой культуры. В сельском хозяйстве области упор делался на крупные специализированные производственные комплексы, особенно в животноводстве.
Плановые комиссии Ленгорисполкома и Леноблисполкома накопили огромный практический опыт комплексного планирования, согласования территориальных и отраслевых программ, который активно использовали плановые органы других республик, краев, областей, городов. В рамках проектного и научно-исследовательского института "ЛенНИИпроект" Главного архитектурно-планировочного управления Ленгорисполкома возникли комплексные творческие коллективы архитекторов, экономистов, социологов, инженеров, успешно занимавшиеся перспективным градостроительным проектированием и его увязкой с социально-экономическим планированием. В дальнейшем (1988 г.) на базе I мастерской "ЛенНИИпроекта" был создан уникальный научно-исследовательский и проектный институт генерального плана города. Можно смело сказать, что в 70-80-х годах Ленинград был флагманом региональных исследований - и экономических, и социологических, и градостроительно-архитектурных - в Советском Союзе. Все сказанное не означает, безусловно, какой-либо апологии Романова. Далеко не все в проводившейся им политической линии заслуживает положительной оценки не только с позиции сегодняшнего дня, качественно выросших демократических требований, но и с точки зрения простого здравого смысла. Так, явно не соответствовали "питерскому духу свободы" стиль и формы работы романовского руководства с творческой интеллигенцией. Напряженность в отношениях с интеллигенцией, накачки на обкомовском уровне порождали нервозность в творческой среде, вызывали отъезд из Ленинграда многих выдающихся деятелей культуры и в конечном счете ударили по Романову в конце 80-х годов, когда он стал объектом (уже пассивным) критики и сатиры, в значительной мере обоснованной, со стороны ленинградских писателей (например, Д.А. Гранина), артистов, других мастеров искусства. Негативное отношение Романова к частной собственности проявлялось не только во вполне справедливой борьбе с любыми злоупотреблениями со стороны руководителей, партийных и советских чиновников, но и в ограничениях развития садоводства, что ударяло по интересам широких слоев горожан и обедняло потребительский рынок. Все это, без сомнения, не способствовало укреплению авторитета Г.В.Романова, не расширяло, как теперь принято говорить, его потенциальный электорат. Поэтому-то и не соответствующие действительности и, как выяснилось впоследствии, провокационные слухи о свадьбе его дочери, сыгранной с привлечением сервиза из Эрмитажа, об "амурных похождениях" ленинградского лидера и даже о якобы имевшей место его вовлеченности в коррупцию, падали в городе и области не на сухую почву. А отсюда и вывод Романова из Политбюро ЦК КПСС на заре перестройки не вызвал никакого сочувствия и даже сожаления в Ленинграде. Битва Григория Васильевича с московскими "сверхмонополиями"-ведомствами проходила, что называется, за сценой, и публика - ленинградцы - попросту не видела ее. Об этой борьбе можно было судить, лишь внимательно анализируя газетные статьи, документы, выступления и статьи ленинградских руководителей. 14 июня 1983 г. Г.В.Романов по инициативе Ю.В.Андропова был избран секретарем ЦК и в связи с этим 21 июня освобожден от обязанностей первого секретаря Ленинградского обкома. Однако он не забывал город, с которым была связана вся его сознательная жизнь. Романов всячески поддерживал (вплоть до своего добровольно-принудительного ухода на пенсию 1 июля 1985 г.) самостоятельную линию своих преемников по ленинградскому руководству, которое возглавил один из его ближайших соратников - бывший председатель Ленгорисполкома Л.Н.Зайков, горячий поборник комплексного планирования и управления. 8 сентября 1983 г., очевидно, по инициативе Романова Политбюро ЦК КПСС принимает постановление, расширяющее права ленинградских органов управления, еще более увеличивающее степень их влияния на предприятия союзного и республиканского подчинения. Министерствам и ведомствам было вменено в обязанность совместно с Исполкомом Ленсовета рассматривать проекты пятилетних и годовых планов развития предприятий и организаций, расположенных в Ленинграде, до представления их в Госплан СССР и Совет Министров СССР; согласовывать основные показатели проектов сводных планов развития мощностей подрядных строительных организаций и объемы подрядных работ, подлежащих выполнению в городе; предусматривать в проектах пятилетних и годовых планов задания по выводу из Ленинграда непрофильных предприятий и производств. Романов заставлял министерства считаться с Ленинградом, исходить в своих планах из его потребностей. Очевидно, что не в последнюю очередь с подачи Романова руководители Ленинграда смогли в апреле 1984 г. заручиться поддержкой нового советского руководителя К.У.Черненко в таких своих начинаниях, как территориально-отраслевая программа интенсификации развития Ленинградского регионального народнохозяйственного комплекса "Интенсификация-90", единый Генеральный план развития города и области на период вплоть до 2005 года, единый план комплексного экономического и социального развития города и области не только на пятилетку, но и на каждый ее год. 31 июля 1984 г. программа "Интенсификация-90" была одобрена ЦК КПСС, союзным и республиканским органам было поручено использовать ленинградский опыт при подготовке планов на XII пятилетку (1986-1990 гг.) и перспективу в регионах и стране в целом. Таким образом, инициативе ленинградского руководства было придано общегосударственное значение. В целом последовательная линия руководства Ленинграда (Л.Н.Зайков, Ю.Ф.Соловьев, Б.В.Гидаспов) и далее Санкт-Петербурга (В.А.Яковлев) на обеспечение достойного места и адекватного статуса города, вехами которой стали концепции "Интенсификация-90", "Интенсификация-95", единого генерального плана города и области, регионального хозрасчета, свободной экономической зоны и, наконец, стратегический план развития Санкт-Петербурга, вполне может рассматриваться как продолжение политики Г.В.Романова. Деятельность Романова и его преемников на посту руководителя Ленинграда-Петербурга показывает, что всегда существует определенный круг задач, которые необходимо решать людям, облеченным властными полномочиями на той или иной территории. И перечень, и характер этих задач в значительной мере определяются природой самой территориальной общности, включая и такие ее совершенно естественные параметры, как климат и географическое положение, не говоря уже о составе населения. Борьба руководства города за особый статус и высокую степень суверенитета обусловлена географией и историей и поэтому продолжается на всем протяжении его существования, во всяком случае с тех пор, как он перестал быть столицей Российского государства. |
|