Экономика
Обозреватель - Observer


РЫБНОЕ КАЗИНО ГРЕФА

В.ЗИЛАНОВ,
Председатель Комитета по рыбохозяйственному
комплексу Ассоциации Северо-Запад,
заслуженный работник рыбного хозяйства России,
профессор

Вот уже третий месяц основные правительственные ведомства - Минэкономразвития, Госкомрыболовства, Федеральная пограничная служба, Антимонопольный комитет, МВД и другие заняты проблемами рыбной отрасли:

  • вовсю идет борьба с браконьерством - вплоть до потопления своих судов (слава Богу, нет убиенных);
  • во всех рыбных регионах работают проверяющие и контролирующие органы;
  • в столице с помпой проходят рыбные аукционы;
  • в рыбном штабе - Госкомрыболовстве формируется новая (видимо, очередная - шестимесячная) команда по спасению "рыбаков и рыбы".

Словом, суета сует или видимость активной деятельности. А в это время рыбаки высказывают немало нелестных слов, а точнее - костерят правительство и прежде всего Минэкономразвитие и Госкомрыболовство.

    Основное содержание этих претензий сводится к тому, что правительство вместо создания эффективных механизмов для развития производства и внутреннего рынка отечественной рыбной продукции встало на путь создания фискальной системы выколачивания финансовых средств из рыбодобывающего сектора, являющегося основой отрасли.

    Ведомством Г.Грефа при поддержке прошлых руководителей Госкомрыболовства внедрены, впервые в мировой рыболовной практике, аукционы по продаже промышленных квот вылова рыбы для российских рыбаков при промысле в своей же 200-мильной исключительной зоне. Среди рыбаков сие новшество окрестили как "Рыбное казино Грефа". Как известно, казино работает по принципу: немного выигравших - большинство проигравших. Но всегда в выигрыше администрация и крупье.

На аукционное новшество все рыбные регионы ответили дружным возмущением, а Совет Федерации принял специальное обращение к Президенту В.В.Путину 31 января с.г. с просьбой отменить продажу квот для российских рыбаков. С момента обращения сенаторов к Президенту прошел уже месяц. Аукционы идут полным ходом - никто их отменять не собирается. Рыбаки вынуждены идти на аукцион, иначе останутся без работы. Более того, зреет намерение в следующем году расширить их на все рыбные запасы. Да и как их отменять, если столько информационно-пропагандистских средств и сил в течение 4 лет затрачено определенными кругами на подготовку и осуществление этого "эпохального" новшества! Чего стоят только вымыслы о 4-10 млрд. долл. США, якобы отправляемых ежегодно рыбаками "за бугор", и т.п.! И все ради аукционов. А тут сенаторы - отменять. Нет, не для этого грефовцы все это затевали, да и биржу уже подыскали. Так что придется рыбакам проглотить аукционную наживку.

А как же рыбные запасы?

Выдержат ли они аукционное давление? Каковы последствия аукционов в долгосрочном плане для рыбаков, рыбной отрасли страны?

Куда идет "рыболовный мир" в третьем тысячелетии в условиях рынка?

Неужели в аукционы?


Рыбные ресурсы и рынок

    Природа наделила наши прибрежные воды и 200-мильную исключительную экономзону щедро. По запасам крабов, минтая, осетровых мы занимаем первое место в мире, а по сельди, треске, камбаловым, наваге, лососевым - второе. По другим объектам морского промысла (мойве, окуневым, кильке, шпротам, палтусу, сайре) мы также в первой пятерке.

    Следует сказать, что наши ресурсы находятся в большинстве своем в суровых северных морях - Баренцевом, Охотском, Беринговом, что вызывает периодическое колебание их численности. Урожайные годы сменяются неурожайными. Поэтому наше рыболовство в северных водах, по аналогии с сельским хозяйством, находится в зоне рискованного промысла. Например, еще не так давно в дальневосточных морях нами добывалось ежегодно до 600-800 тыс. т сельди-иваси. К этому еще и японские рыбаки добывали 3-4 млн. т. Урожайность сельди-иваси уменьшилась, и этот вид потерял свое значение в отечественном рыболовстве. Резко снизились уловы и у Японии.

Наряду с природными факторами на состояние рыбных запасов влияет и чрезмерный, особенно неконтролируемый, промысел. Погоня за прибылью неминуемо ведет при отсутствии строгого контроля к хищнической эксплуатации рыбных ресурсов, и прежде всех тех, которые имеют повышенный спрос. Это - крабы, осетровые, треска, икряной минтай, нерка и др. Именно по этим рыбным запасам за годы реформ произошло снижение их численности, так как, стремясь получить максимальную прибыль, новые рыбопромышленники выбирают крупную треску, нерку, икряной минтай, выбрасывая за борт всю мелкую и другую рыбу, которая имеет меньшую рыночную стоимость. Это наносит значительный урон рыбным запасам. "Выбросы" - это новый бич нашего морского рыболовства. Кроме того, в 200-мильной дальневосточной зоне России, и прежде всего в Охотском море, длительное время ведут промысел по специальным межправительственным соглашениям рыбаки зарубежных стран и даже тех, которые не являются странами Дальневосточного региона. Например, рыболовные суда Польши. В разные годы иностранный промысел изымает от 200 до 600 тыс. т.

Все это в совокупности - давление "рыночных сил", браконьерство, иностранный промысел - уже нанесло, при попустительстве соответствующих ведомств, значительный урон рыбным запасам 200-мильной экономической зоны России. Так, еще недавно, в 1996 г., запасы минтая позволяли добывать до 3 млн. т, теперь же не более 1,5 млн. т. И даже эта величина то ли будет достигнута в 2001 г., то ли нет. Еще худшее положение складывается с запасами крабов и осетровых. Последние уже переведены в разряд прилова, да и то только для научных целей и в объеме всего 536 т. А ведь на заре перестройки и реформ вылов осетровых, исходя из рекомендаций науки, давал улов в 12-15 тыс. т! Именно на осетровых радикальные либералы опробовали в последние два года аукционы по продаже квот в воде. Кроме снижения запасов, аукционы повлекли за собой рост цен на продукцию почти в 2 раза! Результат, как говорится, налицо.


Вновь мы впереди планеты всей

Хотя рыбные запасы нашей 200-мильной экономической зоны находятся в напряженном состоянии, а по отельным популяциям они подорваны, тем не менее потенциальные возможности при надлежащем их управлении и соответствующем контроле за рыболовством позволяют пока еще добывать около 4,4-4,8 млн. т ежегодно.

    Еще в 1998 г. наш вылов в целом составлял 4,7 млн. т, в 1999 и 2000 гг. он упал до 4,1-4,0 млн. т. Отечественное рыболовство приобрело характер монопромысла, то есть произошло сосредоточение его на отдельных валютоемких видах. В Баренцевом море - это треска, пикша; в Охотском и Беринговом морях - минтай, крабы, лососевые.

    Целый ряд других видов (сайра, камбаловые, сельдевые, сайка, мойва и т.п.) недоиспользуются. Более того, способы лова тоже стали моно - 95% улова берется тралами. Кошеловые неводы, орудия сетного промысла в прибрежной зоне, ярусный лов под влиянием псевдорыночных реформ заброшены.

Вот здесь-то и должна быть проявлена государственная мудрость, и прежде всего в государственном управлении рыбными ресурсами и рыболовством. Вместо этого чиновники разных федеральных служб настойчиво продавливают псевдорыночные новации, выставляя рыбные ресурсы в воде (как будто это уже товар) на аукционы.

    Подобного нет ни в одной из соседних с Россией стран с современной экономикой. Нет этого ни в Норвегии (соседи в Баренцевом море, мы имеем с ней общие запасы трески и пикши), ни в США (соседи в Береговом море, мы имеем с ними общие запасы минтая), ни в Японии (соседи в Японском море и у Курильских островов) и Китае (соседи по пограничным рекам).

В этих странах ведется научное государственное управление рыбными ресурсами, а не выставляют их на аукционы. Одновременно широко осуществляются практические работы по воспроизводству и выращиванию рыбы в морской прибрежной зоне при активном содействии государства и местных властей.


Марикультура - основа
рыбного хозяйства XXI века

В современном мировом рыбном хозяйстве применяются технологии по увеличению рыбных ресурсов за счет использования достижений в биотехнике выращивания рыбы и ракообразных в морских прибрежных водах. Аквакультура и ее морская часть - марикультура - становится основой устойчивости водных ресурсов и их ритмичной поставки на мировой и внутренний рынок. Лидерами здесь являются опять-таки наши соседи. На Северо-Западе - Норвегия, на Дальнем Востоке - Китай, Япония и США.

    Так, Норвегия за последнее десятилетие довела выращивание лососевых - семги и форели - в морских садках (фермерские хозяйства) до 560-580 тыс. т в год! По своей рыночной стоимости этот объем равен стоимости морских уловов Норвегии в естественных водоемах объемом в 2,0-2,5 млн. т.

    Не менее впечатляющие результаты достигнуты Китаем, который за счет выращивания рыбы и других водных объектов в пресной и морской водах ежегодно получает 17-23 млн. т! Кроме того, в естественных морских водах Китай добывает еще 15-17 млн. т.

    Япония уже в течение почти десятилетия устойчиво выращивает ежегодно в морских прибрежных водах 780- 830 тыс. т высококачественной рыбы и ракообразных, да и добывает в морях еще 6-7 млн. т.

    США ежегодно выращивают в морской и пресной воде до 400-420 тыс. т, а в морских водах вылавливают дополнительно еще 4,5 млн. т.

Все эти страны (Норвегия, Китай, Япония, США) - наши соседи и находятся почти в равных морских климатических условиях, у всех у них развитые рыночные отношения. И нет никаких аукционов. У этих стран имеется сбалансированная рыболовная политика, направленная на оптимальное использование природных ресурсов, развитие марикультуры и насыщение внутреннего рынка рыбной продукцией собственного производства.

    А каковы наши успехи в аквакультуре, включая марикультуру? В 1988-1990 гг. Россия выращивала 150-254 тыс. т рыбы, в основном в пресных водах. Сейчас всего 52-100 тыс. т, а в морских водах - немногим более 5 тыс. т. Снижение за годы реформ в два раза! Весь мир идет по пути наращивания объемов марикультуры, мы идем в обратном направлении.

    Может быть, у нас нет достаточных научных наработок? Имеются, и еще какие!

    Ученые и практики России разработали биотехнику выращивания не только лососевых, но и осетровых, камбалы-калкан, многих видов пресноводных рыб. А по акклиматизации и вселению новых видов, таких, как королевский краб (созданы запасы в Баренцевом море), горбуша (в Белом море), кефалевые (в Азовском, Каспийском морях), мы являемся мировыми лидерами.

Так почему же у нас не идет развитие марикультуры в прибрежных регионах? Да только потому, что нет четко разработанного экономического механизма и соответствующих организационных структур по развитию этого важного (ведущего в ХХI в.) направления по насыщению внутреннего рынка рыбной продукцией. Административные путы, налоговые нагромождения не дают возможности развивать это направление. Нет ясного разграничения полномочий между Центром и регионами. Вот сюда бы, а не на рыбные аукционы нужно было бы направить энергию грефовских "экономчиновников", с тем чтобы создать экономические, действительно рыночные условия как для рыбных ресурсов экономзоны России, так и для ускоренного развития марикультуры в прибрежной зоне приморских регионов. Однако, видимо, делить и продавать это больше подходит для них, чем приумножать и использовать рыбные ресурсы во благо страны.


Аукционы по продаже "кота в мешке"

Организовав аукционную продажу рыбных квот в воде для граждан России, что является, как уже было отмечено, "новшеством" в мировой рыболовной практике, ведомство Грефа совершенно "забыло", что по существу продают прогноз возможного улова. А если этот прогноз не оправдается? Кто понесет ответственность?

История морского рыболовства знает сотни примеров, когда, выйдя в море, рыбаки возвращались без улова. Ошибка в прогнозе или рыба ушла в другие районы?

Словом, море есть море, а рыбалка зависит от многих природных факторов. Покупать же квоты на аукционах рыбакам предлагается как товар! А товара-то еще и нет! Ведь квота становится товаром только тогда, когда окажется на палубе корабля. Так что Греф из воды деньги решил делать. Причем покупать "кота в мешке" должны даже традиционные пользователи - коренное население, малочисленные народности, российские рыбаки. Введя аукционную продажу квот в воде, ведомство Грефа нарушило целый ряд федеральных законов и даже положения Конституции России, касающиеся прав коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока. Эти новации грефовскими "чиновниками" названы "…совершенствованием государственного управления водными биологическими ресурсами". В подкрепление своей позиции они считают, что аукционы покончат с коррупцией в рыбной отрасли, увеличат поступление средств в бюджет и дадут импульс для ее развития.

Все это - словесная завеса, видимая часть "рыболовного айсберга". Скрытая же - это перераспределение финансовых потоков и передел последней государственной собственности в области морского рыболовства - сырьевых рыбных ресурсов. В целом ни много ни мало около 5 млн. т рыбы, первоначальной стоимостью около 2-2,5 млрд. долл. США. Правда, для осуществления такого промысла надо затратить не менее 1,8-2,1 млрд. долл. Так что нет никаких пиаровских 4 млрд. долл. США.

В схватке за владение и распоряжение этими ресурсами столкнулись две группировки. Первая, ведомая радикальными либералами, вторая - государственниками-профессионалами.

Радикальные либералы навязывают выставление рыбных ресурсов на открытые и закрытые аукционные торги. Государственники-рыбники считают, что рыбные ресурсы как всенародная собственность должны выделяться по единым критериям только для российских рыбаков, и прежде всего приморских регионов, без всякой оплаты. За теми и другими стоят заинтересованные лоббисты как в исполнительной, так и в законодательной ветвях власти всех уровней. Об этом свидетельствует почти пятилетняя борьба вокруг проекта закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", который уже принят 21 марта с.г. В результате закон приобрел четкую радикально либеральную направленность. Его ядро - это аукционы, конкурсы, платность ресурсов и совершенно новые критерии при распределении квот среди российских пользователей. Попытки сенаторов приморских регионов скорректировать проект закона, исходя из мировой и российской практики, нашел лишь относительное понимание в нижней палате Федерального Собрания. Да это и неудивительно при нынешнем составе Думы! Совершенно очевидно, что радикально-либеральное крыло "продавило" аукционы и платность рыбных ресурсов в правительстве и сейчас спешно закрепляет эти новации посредством соответствующего закона. В схватке вокруг этих вопросов роем кружат "советники", "помощники" высоких правительственных чиновников и различные "прилипалы" от псевдокоммерческих структур, которые ловят свою рыбешку, а точнее, свою выгоду, кто - политическую, кто - материальную, в мутной воде. Между тем в стороне остается судьба основы основ рыбной отрасли - сырьевых рыбных ресурсов 200-мильной исключительной зоны России, добывающего российского флота и рыбаков. Ведь за годы реформ рыболовный флот выработал свой ресурс, требуются инвестиции для его модернизации и обновления. Рыбаки же опасаются потерять работу. Другой профессии у них нет. Море и рыба - кормилицы, а последняя выставляется на аукцион!


Последствия аукционов

О том, что рыбные аукционы ничего общего не имеет с совершенствованием государственного управления водными биологическими ресурсами и внедрением современных экономических отношений, вряд ли требует доказательств. Главная цель аукционов - навязать регионам выгодную радикально-либеральным чиновникам систему распределения квот на вылов рыбы и пересмотреть критерии распределения квот, которые определены Федеральным законом "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" от 17 декабря 1998 г., что является противозаконным. Кроме того, ставится задача перераспределить финансовые потоки между регионом и Центром в пользу последнего. Именно поэтому ряд губернаторов Дальневосточных регионов обратились к Генеральному прокурору РФ Устинову с просьбой об отмене упомянутого постановления правительства, а рыбаки внесли в Верховный Суд исковое заявление по данному вопросу. Если же аукционы все же останутся на длительный период, а именно такую линию ведет грефовское ведомство ("чиновники от Грефа" в кулуарах ссылаются при этом на приверженность Президента В.В.Путина к аукционной продаже рыбных ресурсов), то последствия легко просчитываются.

    В них не смогут принимать участие мелкие и средние рыбопромышленники - новый класс собственников мелких и средних судов. Они обречены на разорение и отстранение от рыбного бизнеса.

    Крупные рыбопромышленники и ряд средних, не имея собственных оборотных средств, вынуждены брать дополнительные кредиты, и прежде всего у иностранных банков и иностранных партнеров, так как именно за рубежом ставки по кредитам ниже, чем в российских банках. Не исключено внедрение на аукционы криминальных теневых денег.

    Выиграв аукцион, рыбопромышленник вынужден идти на превышение квот, чтобы оправдать затраты. Основная масса продукции все больше будет поставляться за рубеж - надо же рассчитываться за кредиты.

    Затраты на аукционы рыбопромышленники отнесут на себестоимость продукции, что повлечет рост розничных цен не менее чем на 15-20%, а в ряде случает до 50%. К тому же наша рыбопродукция станет неконкурентоспособной не только на внутреннем рынке, но и на внешнем, так как иностранные рыбаки ведут промысел этих же запасов, получая квоты от своих правительств без всякой оплаты.

    Аукционы создадут неустойчивый инвестиционный климат, особенно по обновлению основных фондов морского рыболовства - флота. Ну кто будет вкладывать инвестиции в обновление, модернизацию судов, которые окупятся только через 5-6-10 лет, а квоты на вылов надо выигрывать на аукционе ежегодно?

    Не менее важен и следующий нюанс: где гарантии, что, выиграв аукцион, рыбопромышленник сможет их добыть? А если нет? Кто покроет его убытки? Кто возместит ему затраты?

    После 2-3 лет аукционов, которые неминуемо разорят российских рыбопромышленников, их место займут иностранные фирмы, так как если государство не может использовать квоты, то в соответствии с международным правом они должны быть переданы соседним государствам. Не в этом ли глубокий смысл аукционов и их организаторов?

    Кроме того, рыболовные поселки придется дополнительно финансировать из федеральных бюджетных средств.

    Расчеты экономистов показывают, что введение платных аукционов за рыбные ресурсы в воде приведет к снижению рентабельности производства товарной продукции с существующей сегодня 13% до 3,7%, а дополнительные расходы на обслуживание кредитов для участия в аукционах сделает процесс производства продукции убыточным в целом.


Что делать?

Извечный русский вопрос вот уже 10 лет мучает рыбников. Надежды на Президента остаются, опять-таки в силу русской ментальности - царь-батюшка рассудит. Аукционы - дополнительный налог на рыбаков. И вот здесь Президент может внести законопроект, изменяющий налоговую базу. Но это полумеры. Главное - Президент, правительство должны определиться в основных направлениях рыболовной политики России. Каковы ее основные цели?

Является ли она, как это было на протяжении двухсотлетней истории, компонентом продовольственной безопасности? Или это удел флибустьеров, одиночек-рыбопромышленников? Во всех приморских зарубежных странах рыбная отрасль является компонентом не только продовольственной безопасности страны, но и безопасности в целом, так как обеспечивает заселенность отдаленных приморских регионов, а рыбаки - это самый подготовленный резерв для ВМФ. Именно по этим соображениям правительства ведущих зарубежных стран осуществляют по отношению к своей рыбной отрасли протекционистскую политику.

Настало время и нашему правительству повернуться лицом к рыбному хозяйству. Необходимо незамедлительно разработать и утвердить Концепцию морской рыболовной политики России и Программу по ее осуществлению. Следует навести порядок в кадровом вопросе штаба отрасли. Опора должна быть на профессионалов.

В последние два года на должность председателя назначались: генерал Ермаков, молодой бизнесмен Синельник, полковник Моисеев. Вряд-ли от столь далеких от рыбных дел специалистов стоило ждать положительных результатов. В настоящее время отрасль возглавил опытный политик - Наздратенко, но дадут ли ему работать грефовцы?

Председателю правительства М.Касьянову полезно было бы собрать рыбопромышленников от приморских регионов, а не околорыбных чиновников Московского кольца и выслушать их мнение об аукционах, распределении квот, о путях развития отрасли. Почему Президент В.В.Путин находит время встретиться с бизнесменами - нефтяниками, энергетиками, учеными, журналистами, творческой интеллигенцией, а у председателя правительства нет времени для встречи с рыбаками, специалистами, учеными отрасли?

Вот уже три месяца в приемной председателя правительства лежат по этому вопросу десятки предложений с мест. В этих условиях рыбаки вынуждены идти на объявление забастовок, обращаться к Президенту и даже вносить иск на правительство в Верховный Суд РФ. Кроме того, решено созвать в мае с.г. Чрезвычайный Всероссийский съезд работников рыбного хозяйства.

Настало время правительству перейти от деления и продажи рыбных ресурсов к их приумножению и устойчивому использованию, созданию условий для развития производства в целях насыщения внутреннего рынка рыбной продукцией отечественного производства.

Что же касается распределения квот на вылов, то для условий России, с учетом прошлого опыта, более подходит система двух уровней.

Первый включает решение правительства о наделении квотами приморских регионов, взяв за базу среднегодовой фактический вылов за последние 5-10 лет, выраженный в процентах. По этому ключу можно было бы наделять квотами регионы в течение 3-5 лет.

Второй уровень - это наделение квотами пользователей - рыбаков, рыбопромышленников в каждом приморском регионе в пределах выделенных для них квот.

Принципы наделения квотами пользователей должны быть разработаны в самих регионах с учетом местных условий ассоциациями, объединяющими рыбаков и рыбопромышленников. Такие принципы должны действовать на долгосрочной основе, с тем чтобы создать условия для инвестиций в обновление основных фондов - флота и береговой перерабатывающей базы.

Назрела необходимость разработать и принять закон прямого действия о принципах наделения квотами на вылов водных биоресурсов как приморских регионов, так и конкретных пользователей - российских рыбопромышленников.

Перспективным представляется передача рыбных ресурсов в долгосрочную аренду ассоциациям, объединениям рыбаков-профессионалов.

Государство же должно заниматься мониторингом, управлением этими запасами, контролем за промыслом и осуществлением национальной политики в области рыболовства.



   TopList         



[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]