Военно-политические проблемы
Обозреватель - Observer



 "ЛЕТУЧИЕ ГОЛЛАНДЦЫ"
СЕВЕРНЫХ МОРЕЙ

 
В.НОСАТОВ,
полковник

В конце февраля с.г. рыболовецкое судно СТМ-17, а днем позже шхуна, назвавшаяся "Альбатрос-101", не выполнили требование пограничных сторожевых кораблей об остановке для их последующего досмотра. Суда предприняли попытку скрыться от преследования пограничников. СТМ-17 ушел в японский порт Вакканай, а "Альбатросу-101" это сделать не удалось. Видя, что капитан никак не реагирует на требования об остановке и на предупредительную стрельбу, пограничниками было принято решение о применении оружия на поражение. В результате шхуна получила повреждения и затонула. Экипаж был спасен и доставлен для дальнейшего разбирательства в г. Петропавловск-Камчатский.
В середине марта только угрозой применения оружия был остановлен средний рыболовецкий траулер "Родино", также подозреваемый в браконьерстве. По всем этим случаям вопиющего нарушения сложившейся практики рыболовства правоохранительными органами проводится разбирательство. И в скором времени виновники конечно же получат по заслугам.


Рыбоохрана - на приколе,
браконьеры - в море

Анализируя эти и другие подобные факты, необходимо отметить, что в последнее время наглость отечественных браконьеров, разворовывающих морские богатства страны, стала перехлестывать через край. Все чаще и чаще браконьеры предпочитают уход во внутренние воды сопредельных стран и выброс награбленной морепродукции за борт законопослушным действиям. Все чаще и чаще законной добыче морских биоресурсов они предпочитают новые пиратские технологии лова и ухода от ответственности.

Сразу оговорюсь, что случаев неподчинения морской охране и раньше было достаточно, но такой агрессивности со стороны капитанов и команд российских рыболовецких судов морские пограничники еще не встречали.

С 1 июля 1998 г., когда в соответствии с Указом Президента РФ и Постановлением Правительства РФ в ФПС России была образована Морская охрана, морскими пограничниками совместно с другими органами исполнительной власти было выявлено более 300 компаний и фирм, чьи суда причастны к противоправной деятельности в морском пограничном пространстве России. За этот же период по результатам контроля промысловой деятельности и внешнеторговых операций оштрафовано более 4,8 тыс. российских и иностранных судов, начислено штрафов и предъявлено исков на сумму около 250 млн. руб. и 8 млн. долл., конфисковано и обращено в доход государства более 10 тыс. т морепродуктов. Согласованными действиями контрольных и правоохранительных органов пресечена противоправная деятельность более 40 организованных преступных групп, занимавшихся незаконным промыслом морских биоресурсов. При анализе становится ясно, что от 15 до 20% судов осуществляют промысел с различными нарушениями, причем основными злоумышленниками по-прежнему являются представители российского промыслового флота (около 95% от общего количества привлеченных к ответственности).

При этом необходимо отметить, что если бы Пограничная служба России была обеспечена хотя бы необходимым количеством ГСМ, то показатели были бы значительно выше. В связи с этим совершенно очевидно, что отсутствие горючего оборачивается большими потерями для страны.

Постоянные перебои с горючим для пограничных кораблей и плавсредств рыбоохраны уже сегодня определяют тактику действий браконьеров. Например, воды у о.Хоккайдо забиты российскими рыболовецкими судами, и все ждут, пока у пограничников кончится топливо. Как только видят, что пограничные сторожевые корабли (ПСКР) на приколе, тут же заходят в наши воды и ведут хищнический лов. Все, что таким образом добывают, отправляют в японские порты или перегружают на японские суда. И пограничники ничего не могут поделать. Японцы попросту не пускают их в свои внутренние воды. Им такое положение дел очень выгодно. Ведь российские рыбаки работают-то в первую очередь на них. Недаром сегодня в Стране Восходящего Солнца самые низкие в мире цены на крабов и другую рыбопродукцию. Кроме того, российские суда, швартуясь и заправляясь в портах Хоккайдо, обеспечивают сотни, а то и тысячи портовиков работой, в то время как в наших портах процветает тишь да безработица. Последние факты особенно ярко характеризуют накал браконьерских страстей.


Необходимы строгие законы

Здесь необходимо отметить, что если проблема с обеспечением морских пограничников горючим решаема, то та неразбериха, которая существует сегодня в законодательстве, регулирующем добычу морских биоресурсов, еще долго будет содействовать браконьерскому промыслу.

ПСКР "Брест": выход на службу

Несовершенство законодательства прежде всего приводит к тому, что сегодня рыболовством могут заниматься все. Для этого нужно всего-навсего собрать необходимые документы, иметь хотя бы шлюпку, и независимо от того, знаком ты с правилами лова, или нет, - лови рыбку большую и маленькую сколько душе угодно. Конечно, ловля рыбы квотируется, но разве можно уследить за всеми рыболовецкими артелями, разбросанными по просторам морей и океанов?! И никто по существующим законам не может такого горе-хозяина привлечь к строгой ответственности. А штрафы ему нипочем: он их быстро окупит. Тем более что штрафы выплачивает не он, а капитан задержанного судна. На сегодня максимальный штраф составляет всего лишь 1000 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), что составляет всего лишь около 100 тыс. руб., в то время как 1 т краба по самым бросовым ценам стоит в пределах 10 тыс. долл. США.

Тот же небезызвестный СТМ-17 до того, как его обнаружили морские пограничники, по информации японцев, 29 января доставил в порт Вакканай 10 т камчатского краба. К слову сказать, у каждого члена команды потопленного судна "Альбатрос-101" в карманах оказалось от 3 до 5 тыс. долл. США. И еще одна особенность, выявленная морскими пограничниками в последнее время: все чаще и чаще наряду с реальными судами нарушителями начали появляться суда-фантомы, или "летучие голландцы", как окрестили их пограничники.

Так, в декабре прошлого года в районе Северных Курил морской охраной было задержано судно без документов и опознавательных знаков. По словам капитана, судно называлось РШ "Рыбак". Но в это время РШ "Рыбак" должно было находиться на рейде Петропавловска-Камчатского, так как по решению суда шхуна была конфискована у прежнего хозяина за браконьерство. В ходе тщательного досмотра задержанного судна пограничники нашли табличку с названием другого судна - "Владимир Грушенко".

Подобный случай произошел и с потопленным пограничниками судном "Альбатрос-101", который, по информации очевидцев, они видели стоящим на ремонте в одном из японских портов.

По имеющимся данным, на сегодняшний день образовалась целая флотилия рыболовецких судов, которые вышли из российских портов несколько лет назад и с тех пор возвращаться обратно не торопятся. Швартуются они, как правило, в иностранных портах, там же меняют экипажи и получают необходимое снабжение. Большая часть из них не рыбаки, а самые настоящие браконьеры. И действуют они зачастую по сговору с капитанами рыболовецких судов, осуществляющих промысел в исключительной экономической зоне РФ. Иначе как объяснить то, что, несмотря на тотальный досмотр всех судов, уходящих из российских портов на промысел, на предмет обнаружения незаконных орудий лова, морским пограничникам частенько попадаются нарушители с недозволенными орудиями лова на борту?! Попадаются также и затопленные ловушки и сети, обозначенные радиобуями.

Вывод напрашивается сам: скорее всего все это браконьерское оборудование доставляется на российские суда вот такими "летучими голландцами", ими же доставляется в иностранные порты после перегруза выловленный браконьерами улов.

Среди наиболее важных документов, направленных на борьбу с браконьерством, следует назвать постановление Правительства РФ "О техническом мониторинге", которое позволяет с помощью космических средств контролировать промысел и рыбопромысловую обстановку в наших прибрежных водах. Согласно этому постановлению судовладельцам, на плавсредства которых своевременно не будет установлено необходимое оборудование, определенное в постановлении, просто будет отказано в выделении квот. В этом же документе указано и об обязательном прохождении рыболовецкими судами Контрольных точек, которые создаются в российской экономической зоне, как правило, на базе ПСКР. В состав проверяющих, кроме пограничников, входят сотрудники рыбоохраны, таможенники и представители других заинтересованных ведомств, которым в числе основных задач предстоит и судовое декларирование груза. В таком случае подделать декларацию будет намного труднее, чем сейчас. А это значит, что будет прикрыта еще одна лазейка ухода судовладельцев от налогообложения. Но все это для законопослушных капитанов и судовладельцев. Браконьеры же быстро нашли способ избавиться от космического контроля. И потому зачастую, по данным мониторинга, судно должно находиться в порту, а на самом деле оно браконьерничает в море. Российские "умельцы" научились выкручивать нужные блоки из приборов мониторинга и отдавать их соседу. Однажды пограничники задержали судно, таскающее на себе устройства аж пяти судов, которые в это время вели браконьерский лов в сотнях километров от места мониторинга.


Что делать?

Что необходимо сделать для того, чтобы кардинально изменить существующую сегодня в охране морских биоресурсов ситуацию?

  • Прежде всего необходимо решить проблему полного обеспечения морских пограничников топливом и новыми, более совершенными сторожевыми кораблями.
  • Необходимо усилить ответственность за браконьерство.

Инструктаж осмотровой группы
командиром ПСКА-30

Пограничники задерживают одно и то же судно за нарушение правил рыболовства несколько раз подряд. Если бы морская охрана была наделена правом отстранять от промысла провинившихся и лишать их лицензии, то руководители рыбодобывающих фирм несомненно стали бы более законопослушными.

  • Необходимо внести изменения в законодательство по ужесточению мер за незаконный промысл в территориальном море и внутренних морских водах.

  • Следует увеличить штрафные санкции, они должны быть адекватны характеру нарушения.

    Это несправедливо, когда судно, остановившееся по первому требованию пограничников, и то, которое пытается уйти от преследования в течение многих часов, зачастую платят за нарушение правил рыболовства один и тот же штраф.

  • Необходимо решить вопрос о направлении (на паритетных с Госкомрыболовством РФ началах) наблюдателей от ФПС России в иностранные порты для осуществления контроля за объемами вывоза морепродукции из страны.

Эти и ряд других вопросов стоят перед Правительством РФ и ждут своего скорейшего решения.

Фото к статье предоставлены
пресс-службой ФПС РФ

Справка

Результаты служебно-боевой деятельности ФПС России по охране морских биологических ресурсов с 1998 г. по настоящее время свидетельствуют о росте ее эффективности.

В 2000 г. значительно повысились результаты административно-процессуальной деятельности - сумма штрафов и предъявленных исков составила 158,2 млн. руб. и 4,1 млн. долл. (всего 272,6 млн. руб.). В результате на счета поступило 231,5 млн. руб. и 4,1 млн. долл. (всего 350,3 млн. руб.).

Удалось добиться положительного сдвига в вопросе обеспечения сбора налогов от промысловой деятельности. Этот вопрос напрямую связан с масштабом незаконного промысла и имеет первостепенное значение в определении эффективности деятельности по осуществлению государственного контроля в сфере охраны морских биоресурсов.

Главным итогом в этом вопросе является то, что за 2000 г. поступление налогов от предприятий рыбной отрасли возросло в среднем на 50%:

  • Приморье - 54%;
  • ахалин - 40%;
  • Камчатка -50%;
  • Арктика - 58%;
  • Каспий - 35%;
  • Балтика - 22%;
  • Черное море - 27%.

В бюджеты всех уровней от предприятий рыбной отрасли поступило платежей в сумме 1 851 млн. руб., из которых 285 млн. руб. были дополнительно начислены в результате расследований, проведенных органами налоговой полиции на основании данных, представленных органами Федеральной пограничной службы России.

Успешному решению задач охраны морских биоресурсов способствовал и более высокий уровень взаимодействия с сопредельными государствами на участках Арктического, Северо-Западного, Тихоокеанского и Северо-Восточого региональных управлений. Только установленные контакты с УБМ Японии позволили выявить ряд фактов незаконного вывоза морепродуктов в японские порты, передача которых в органы налогового контроля позволила доначислить в бюджет Сахалинской области 58 млн. руб., более 1 млн. долл. США и 782 млн. японских иен, по Приморскому краю - 54,7 млн. руб., 1,3 млн. долл. США.

В результате активных действий морской охраны в Приморской подзоне большинство судов-нарушителей вытеснены из традиционных районов браконьерского промысла и вынуждены скрываться в ледовых полях и японских портах.

По информации Департамента морской охраны ФПС РФ



   TopList         



[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]