Внешняя политика
Обозреватель - Observer



 ДВИЖЕНИЮ НЕПРИСОЕДИНЕНИЯ - 40 ЛЕТ

 
С.КРЫЛОВ,
кандидат исторических наук

Cостоявшаяся в сентябре 1961 г. по инициативе выдающихся государственных деятелей Дж.Неру, И.Б.Тито, Г.А.Насера, К.Нкрумы и Сухарно I конференция глав государств и правительств 25 неприсоединившихся стран положила начало становлению авторитетного межгосударственного объединения развивающегося мира - Движения неприсоединения (ДН)1 .
Сегодня, когда происходит смена биполярной структуры мира на многополярную, межблоковые отношения постепенно трансформируются в более сложные геополитические модели взаимодействия между государствами. В этой ситуации должны быть по-новому оценены роль и место Движения - второго после ООН по числу участников международного форума.
Каково же действительное положение вещей в ДН сегодня?
Нашло ли оно свою нишу в структуре нового, нарождающегося миропорядка?
Каким вообще видится неприсоединение в ракурсе наших государственных интересов, когда российская дипломатия решает задачи обеспечения максимально благоприятных внешних условий для преодоления внутренних экономических проблем, обретения достойного великой державы места в трансформирующемся мировом сообществе?


Немного истории

Зарождение Движения неприсоединения связано с борьбой народов Азии и Африки против колониализма и иностранного господства. Идея оформилась в Дели на двух международных конференциях в 1947 и 1949 гг., где было признано необходимым и естественным стремление освободившихся государств к созданию организации (или движения), выражающей интересы афро-азиатских стран в условиях конфронтации Востока и Запада. На V сессии Генеральной ассамблеи ООН в 1949 г. постоянный представитель Индии в ООН во исполнение принятого решения собрал группу африканских и азиатских государств. С этого времени афро-азиатская группа в ООН начала функционировать на постоянной основе. В начальный период ее основные усилия были направлены на достижение мирного урегулирования корейского конфликта (1950-1953 гг.). Эта деятельность афро-азиатской группы была охарактеризована премьер-министром Индии Дж.Неру как "позитивный нейтралитет", который впоследствии был заменен термином "неприсоединение".

Бандунгская конференция глав государств и правительств стран Азии и Африки (апрель 1955 г.) сформулировала принципы мирного сосуществования и создала организационные основы Движения:

  • встречи на высшем уровне,
  • принятие итоговых документов,
  • рекомендательный характер принимаемых решений,
  • практика консенсуса,
  • координация совместных действий,
  • отказ от создания какого-либо блока,
  • функционирование инициативной группы.

Провозглашенные в Бандунге цели и задачи были заложены в основу внешней политики неприсоединившихся стран (НС).

Движение неприсоединения - результат поисков путей интеграции молодых государств, отвергавших блоковую политику противостояния Восток-Запад. Оно было "продуктом мировой антиколониальной революции" и зародилось в климате "холодной войны". Политика неприсоединения базировалась на борьбе против империализма, колониализма, неоколониализма, гегемонизма, иностранной агрессии и сионизма, оккупации и господства, против апартеида, расизма и всех форм зависимости, интервенции, вмешательства и нажима, против великодержавной и блоковой политики. На протяжении почти трех десятилетий эти цели и принципы были императивами коллективной дипломатии НС, которая эффективно использовала в интересах развивающегося мира противоборство восточного и западного блоков. На сессиях Генеральной Ассамблеи ООН позиции большинства неприсоединившихся в 80-90 случаях из 100 расходились с позициями Запада, особенно США.

Однако страны - члены Движения резко негативно реагировали на ввод в декабре 1979 г. советских войск в Афганистан, расценив вторжение как подтверждение "теории двух империализмов". Общее для НС понимание "империализма" сводилось к формуле "все формы неравных отношений и господства", принятой в 1976 г. на V Конференции Движения в Коломбо. Как сформулировал в свое время президент Югославии И.Б.Тито: "Мы не против великих держав, а лишь против политики с позиции силы".

Показательно, что создатель неприсоединения Дж.Неру почти не применял клише "империалистическая держава", а ДН в целом никогда в своих документах не оценивало НАТО как блок империалистический, агрессивный, а ОВД - как антиимпериалистический, оборонительный. ДН предпочитало вообще воздерживаться от каких-либо характеристик и с момента I конференции в "верхах" последовательно выступало за роспуск блоков, полное и всеобщее разоружение, мирное урегулирование конфликтов и активное мирное сосуществование. К началу 80-х годов ДН подошло к признанию необходимости создания всеобъемлющей системы международной безопасности, нового мирового политического, экономического, правового и информационного порядка. Отрицание конфронтации явилось, по словам премьер-министра Индии И.Ганди, "самым важным вкладом" ДН в мировое развитие. Процесс серьезного переосмысления ДН своей роли и места в мире начался на его IX саммите (Белград, сентябрь 1989 г. ), который поставил перед НС стратегические задачи: "создать возможно лучшие условия для своего развития накануне XXI века и более активно влиять на обстановку в мире".

Последовавшие в начале 90-х годов события, изменившие конфигурацию современного мироустройства, поставили ДН перед лицом кризиса, самого серьезного за всю историю его существования. "Холодная война" закончилась, рухнула биполярная система международных отношений, и на ее обломках возник однополюсный мир с жестким политическим и военным доминированием США. Идея, лежавшая в основе создания Движения - неприсоединение к противостоящим военным блокам, - оказалась лишенной всякого смысла.


"Быть или не быть?"

Ситуация усугублялась нарастанием кризисных тенденций внутри самого Движения. Распалась СФРЮ, ряды ДН покинула Аргентина, на "перепутье" оказались и некоторые другие латиноамериканские государства. Влиятельные члены Движения (Индия, Куба, Алжир) по различным причинам ослабили свое внимание к проблематике неприсоединения. Утратили интерес к ДН его европейские участники - Кипр и Мальта, подавшие заявки на участие в ЕС.

Свидетельством неудовлетворенности многих неприсоединившихся стран эффективностью Движения при практическом решении их насущных проблем стало создание в 1989 г. на IX Конференции глав государств и правительств НС "группы 15" (Г-15), в которую объединились 13 государств-членов ДН, обладавших наибольшим потенциалом динамичного развития, и страны-"наблюдатели" - Бразилия и Мексика2.

"Лидерство государств", пришедшее на смену "лидерству вождей", усилило тенденцию регионализма и формирования центров силы и влияния в "третьем мире" и продемонстрировало кризис "вождизма", который объективно способствовал развитию центростремительных сил внутри ДН.

"Харизматические" вожди ДН (Дж.Неру, И.Б.Тито, Г.А.Насер, Сукарно, И.Ганди, С.Бандаранаике) постепенно уходили со сцены. Вместо них не возникло адекватной когорты лидеров, а те, что появились, были менее значимыми фигурами (за исключением Ф.Кастро). Для практических задач, стоящих перед большинством НС, нужны были конструктивные действия по сотрудничеству с Севером для "создания новых, более справедливых обществ XXI века".

Серьезным испытанием для Движения стала агрессия Ирака против Кувейта в 1991 г. Несмотря на инициативные посреднические меры, направленные на разрешение кризиса мирными средствами, ДН не смогло привести стороны к соглашению. Это еще более углубило внутри Движения неверие в свои силы и возможности. Ход событий в Персидском заливе породил у многих НС тревогу, что прежнее биполярное устройство превратится в безраздельную гегемонию одного полюса силы, самостоятельно противостоять которому Движение уже не сможет. Наряду с этим в ДН высказывалось опасение, что процессы сближения между Востоком и Западом приведут к экономическому противоборству "единого Севера" и "разобщенного Юга", повлекут за собой ослабление интереса развитых стран к комплексу проблем "третьего мира", что подорвет "концептуальную автономию" Движения, сузит его возможности маневрировать, а значит, оно будет вынуждено отступить от той роли, которую до сих пор играло в качестве группы международного давления, и странам-участницам останется только приспособиться к силе.

В этой связи некоторые НС предлагали деполитизировать ДН, сделать его сугубо экономическим сообществом, что в итоге привело бы к слиянию ДН и "Группы-77"3.

Были и противники такого подхода, которые считали капитуляцию перед таким гипотетическим "суперсоюзом" недопустимой и призывали противостоять ему, используя коллективный потенциал ДН, бороться с "диктатом" великих держав в ООН, добиваясь повышения значения Генассамблеи и спецучреждений ООН, демократизации и реформы Совета Безопасности.

Подавляющее большинство НС высказывало уверенность, что предстоящая переориентация экономической помощи Запада от государств "третьего мира" на Восточную Европу и Россию, которая отягощена своими проблемами и закрывает глаза на "нужды и чаяния" неприсоединившихся стран, приведет к дальнейшему политико-экономическому забвению беднейших государств. В целом все сводилось к следующему: Движение - на грани выживания, реальна угроза его исчезновения с мировой арены как реликта двуполярного мира.

Дискуссия по поводу жизнеспособности и перспектив ДН, его стратегии и тактики, методов достижения организационного единства достигла своего апогея к моменту созыва X форума ДН на высшем уровне в Джакарте (сентябрь 1992 г.). Он стал этапным, полностью опровергнув "похоронный сценарий" будущего ДН. Руководство ДН приняла на себя одна Индонезия, лидер которой - Сухарто пользовался широким международным авторитетом. Во многом благодаря его деятельности Движение смогло выжить и доказать, что, зародившись в климате "холодной войны", оно отнюдь не является продуктом конфронтации. В этот критический для ДН момент политические лидеры ведущих НС - Индии и Индонезии, Египта и Нигерии, Колумбии и Чили - осознали, что ДН необходимо освободиться от архаичного идеологического багажа и искать новые концепции, адекватные нарождающемуся послеблоковому мироустройству.

Вызов времени приняла на себя Колумбия, которая на XI саммите Движения (Картахена, октябрь 1995 г.) была избрана его Председателем и от имени НС недвусмысленно заявила о твердом намерении Движения участвовать в формировании современного многополюсного мира в качестве самостоятельной политической силы.

XII Конференция глав государств и правительств НС стран в Дурбане (сентябрь 1998 г.) приняла Декларацию, закрепившую место и роль ДН в международных отношениях как "передовой силы нового тысячелетия, знаменующего собой эру возрождающихся наций, эру Юга, эру оправдавшейся надежды". По существу, это программа вхождения развивающихся государств в XXI век.

Саммит ДН в Дурбане завершил критический этап истории Движения, этап обновления и поиска своего амплуа в новых "международных реалиях". Движение не кануло в Лету, став одной из несущих конструкций формирования многополюсного мироустройства.


Что же сегодня?

Приоритетный вопрос, стоящий сегодня перед ДН, - искоренение бедности и обеспечение устойчивого развития стран "третьего мира". Решению этой проблемы подчинена вся деятельность нынешнего Председателя Движения - ЮАР и ее президента Т.Мбеки.

Пути преодоления отсталости развивающихся государств и взаимодействия с Севером в реструктуризации их долга индустриальным странам вновь обсуждались на саммите Юг-Юг (Гавана, апрель 2000 г.), созванном по инициативе ДН и Группы-77. Ее председатель, нигерийский президент О.Обасанджо, вынужден был признать, что страны Юга так и не пришли к общему мнению по параметрам компромисса с Севером в решении проблем протекционизма, задолженности, а также привлечения инвестиций в экономику развивающегося мира.

Разногласия эти носят не случайный характер.

    К концу 90-х годов в Движении неприсоединения четко обозначились, по крайней мере, три группы государств. Наиболее благополучные новые индустриальные страны ЮВА, ведущие латиноамериканские страны, ЮАР, Египет и некоторые другие африканские и азиатские государства, прежде всего нефтедобывающие, которые уже сами заинтересованы в освоении новых рынков в "третьем мире".
    Наименее развитые страны - приблизительно 40 беднейших государств, прежде всего Африки.
    И расположенная между этими двумя группами основная масса (около 60) малых и средних неприсоединившихся стран с относительно средним для стран Юга уровнем дохода на душу населения.

Объективные процессы "расслоения" социально-экономического развития выливаются в диверсификацию интересов и целей государств, входящих в Движение, что может стимулировать у них потребность выхода за формальные рамки ДН. "Более южные" страны стремятся обособиться и стряхнуть с себя "тяжелый груз" многих десятков "менее южных" государств, перед которыми стоят принципиально иные социально-экономические и политические проблемы, требующие соответственно совершенно иных подходов и решений.

Социально-экономическая дифференциация НС по "интересам и симпатиям" сопровождается возникновением новых полюсов силы и влияния внутри самого Движения.

    На рубеже веков практически завершился процесс формирования региональных держав Юга, которые выдвинулись в ряд влиятельных лидеров ДН, имеют международное признание и обладают авторитетом не только в своих регионах, но и в мире. Индия, Индонезия, Пакистан, Иран, Египет, ЮАР, Алжир, например, добились такого положения благодаря независимому и самостоятельному внешнеполитическому курсу или прагматичной внешнеэкономической политике, заложившей серьезный фундамент промышленного развития. По своему экспортному, а в некоторых случаях и научно-техническому потенциалу они уже опережают Россию и к тому же гораздо прочнее и глубже интегрированы в мировую экономику. Эти страны не скрывают своих великодержавных региональных амбиций, а Индия и Бразилия будут приближаться в XXI в. к статусу глобальной мировой державы. Очевидно, что такое положение вряд ли будет совместимо с членством в ДН.

Другой проблемой, нарушающей равновесие и равенство внутри Движения, становятся процессы быстрого наращивания потенциалов обычных и ядерных вооружений, милитаризация экономик некоторых неприсоединившихся стран. В целом Движение на всех международных форумах, прежде всего в ООН, занимает наступательную позицию по всему комплексу "разоруженческого досье". Причем приоритетной политической задачей является борьба за ядерное разоружение. Прежде в антиядерной риторике Движения было много декларативного. Сейчас программа ядерного разоружения ДН обрела черты реальной позиции.

    НС возлагают вину за отсутствие прогресса на переговорах по ядерному разоружению исключительно на пять ядерных держав - США, Россию, Францию, Великобританию и Китай, которые, по мнению ДН, не отказываются от принципа построения своей безопасности на основе ядерного сдерживания. Это расценивается Движением как заявка "ядерного клуба" на монополию в управлении вопросами международного мира, как подпитка ядерных амбиций "пороговых" государств. Поэтому ДН прямо не осудило Индию и Пакистан, которые де-факто стали ядерными державами, и закрывает глаза на работы в Иране, Ираке и Северной Корее.
    Что касается обычных вооружений, ДН декларирует, что первостепенной задачей всего мирового сообщества является сохранение и обеспечение баланса обычных вооружений прежде всего в "третьем мире", однако приобретение и производство оружия развивающимися государствами продолжается невиданными темпами.

Очевидно, что милитаризация НС в условиях незавершенности их национально-государственной консолидации, сложной социально-экономической ситуации, территориальных, религиозных и прочих претензий друг к другу чревата серьезными конфликтами и угрожает единству Движения.

Третьим важнейшим направлением деятельности Движения является реформа ООН. Лидеры неприсоединившихся стран, выступившие на Саммите тысячелетия, высказались за возрастание роли ООН в формировании нового миропорядка. Сегодня именно в этой организации развивающиеся страны видят идеальный форум, способный гарантировать соблюдение баланса интересов всех членов международного сообщества. Однако новые условия, по мнению ДН, должны повлечь за собой глубокую демократизацию ее деятельности. В этом у ДН не существует непримиримых разногласий с позицией, например, Г-84.

Обе группы стран признают назревшую необходимость реформирования ООН, повышения эффективности работы всех ее органов. Принципиально важно, что совпадают мнения о целесообразности расширения Совета Безопасности, большей транспарентности его деятельности. Однако в этом вопросе у ДН сохраняется определенный максимализм. Во многом это обусловлено неудовлетворенностью НС тем, как идет реформа, ее темпами, небеспочвенными опасениями, что она пройдет без их участия. Вместе с тем, несмотря на подобные опасения, ДН так и не смогло договориться об общих принципах, особенно в вопросах целесообразности и приоритетности тех или иных конкретных изменений.
В целом ДН выступает за перераспределение полномочий между Советом Безопасности (СБ) и Генассамблеей в пользу последней, установление подотчетности ей СБ, повышение роли специализированных органов и организаций ООН.
НС убеждены, что реформа СБ должна проводиться параллельно и в "едином пакете" со всеми другими преобразованиями в структуре и методах деятельности ООН, причем институт "вето" подлежит ликвидации. В требовании отмены права "вето" скрывается беспокойство, что СБ в руках ограниченного числа стран превратится в карательный орган по наказанию "провинившихся" членов международного сообщества.

Идея же расширения СБ на основе равного географического представительства обусловлена как неудовлетворенными амбициями некоторых крупных развивающихся стран (Индия, Индонезия, Нигерия, Египет, ЮАР, Бразилия, Аргентина), так и опасениями подавляющего большинства НС, что они могут быть отстранены от реформы СБ, который в результате превратится в структуру безраздельного доминирования Севера.

Четвертое направление и первостепенная задача в деятельности НС в рамках Движения неприсоединения - укрепление сложившегося организационно-идейного равновесия, совершенствование дипломатического механизма его функционирования.

    Сегодня подавляющее большинство ДН твердо привержено принципам демократии и современным принципам экономики. Оно более не служит питательной средой для радикализма и экстремизма. Определены иерархия всех органов Движения и регламентирующие их полномочия, критерии участия, порядок работы и принятия решений. Отдельные радикальные режимы уже не могут диктовать свои позиции всему ДН, блокировать рекомендации институционального характера. В полную силу работают региональные группы и координационно-дипломатический механизм - "тройка" Движения, - обеспечивающий преемственность курса ДН.

Правда, время от времени некоторые НС заявляют, что обновление роли ДН должно быть не только внешним, но и внутренним, в частности должен быть создан постоянный секретариат ДН.

    Идея эта дебатируется еще со времен II Каирского саммита (1964 г.). Однако дальше признания необходимости создания секретариата дело пока не идет, так как среди самих НС до сих пор нет единства мнений относительно целесообразности такого шага из опасения, что секретариат станет наднациональным органом, вершащим дела от имени всего Движения, и в подобном органе будет трудно соблюсти принцип равенства, а отдельные страны смогут использовать его в своих интересах. Крупные и наиболее авторитетные в ДН государства возражают против создания технического аппарата, не желая связывать себе руки в результате институализации Движения.
    Безусловно, принцип консенсуса, отсутствие программы, устава, постоянной бюрократической структуры и т.п.
снижают эффективность деятельности ДН и возможностей его оперативного воздействия на возникающие в мире ситуации.

Но приходится учитывать, что Движение является весьма своеобразным политическим объединением и его жесткая институализация могла бы подорвать саму основу его существования - единства в многообразии, усилить элементы конфронтационности между отдельными членами и группами государств и тем самым снизить эффективность деятельности ДН в целом. Очевидно одно: механизм подобного межгосударственного объединения не может работать в раз и навсегда заданных параметрах.

Необходимо отметить, что объединяющие участников ДН мотивы превалируют и в обозримом будущем будут превалировать над тем, что их разъединяет. ДН - это объединение малых и средних развивающихся стран Юга. И в этом его качестве заложена одна из важнейших предпосылок сохранения единства, долголетия, роста влияния и международного престижа.

    Наглядным свидетельством роста престижа ДН стало признание де-факто Движения всеми европейскими странами, а также США, Канадой, Японией, Южной Кореей, Австралией, Новой Зеландией и Китаем, чьи делегации присутствовали на Дурбанском саммите Движения.


Курсом сотрудничества

Итак, ДН, обновленное и организационно консолидированное, встало на путь широкого политического и дипломатического диалога со всеми субъектами мировой политики. ДН уже сегодня активно участвует в формировании будущего многополюсного мира в качестве самостоятельной политической силы. Поэтому для России небезразлично, что в дальнейшем будет определять ее отношения с неприсоединившимися странами: сотрудничество или (что тоже возможно) конфронтация в рамках противостояния Юга с Севером. Требования, которые "третий мир" предъявляет к "богатому" Северу, частично распространяются и на Россию. Этот контекст взаимоотношений имеет многовариантное развитие. И здесь многое будет зависеть и от состояния экономики России, степени ее интеграции с Западом, и от российской политики в отношении неприсоединившихся и других развивающихся стран.

"Западное" направление внешней политики России 90-х годов, ее стремление интегрироваться в ведущие структуры Севера носили тактический, конъюнктурный характер. Россия в стратегическом плане "обречена" на одновременное сотрудничество с Югом и Севером, с Западом и Востоком, а длительный "дрейф" в какую-либо одну из сторон мог бы привести к нежелательным последствиям. Россия в своих различных ипостасях одновременно является и великой державой, и развитой, и развивающейся страной, поэтому у нее есть общие проблемы и общие интересы с любой группой государств современного мира.

ДН также открыто для углубления диалога с Россией, так как уже не рассматривает ее как супердержаву, потенциально опасную для отдельных его государств-членов или угрожающую корпоративным интересам НС. Как отмечалось в документах Конференции министров иностранных дел НС (Картахена, апрель 2000 г.), сегодня, "когда сложился однополюсный мир и монополией обладают США", роль России приобретает для ДН особую ценность. Неприсоединившиеся страны крайне заинтересованы в том, чтобы восстановить российское влияние в качестве действенного противовеса США и усилить позиции РФ в мире. Именно поэтому в 1995 г. Движение предоставило России статус "гостя" на своих форумах и выступило инициатором установления прямого диалога на уровне министров иностранных дел.

Рассматривая Россию в качестве одного из ключевых факторов в формировании многополюсного миропорядка, ДН приветствовало полноправное вступление РФ в Г-7 и образование "восьмерки". В Движении рассчитывают, что присутствие России в этой структуре придаст новую тональность переговорам Севера с Югом, а позиции Г-8 станут более взвешенными и сбалансированными. Гарантом тенденции поворота Г-8 в сторону развивающегося мира и адвокатом интересов НС в "восьмерке" ДН хотелось бы видеть Россию.

Необходимость усиления разноплановой работы с Движением диктуется еще рядом важнейших обстоятельств:

Первое - растущий интерес к ДН со стороны Запада.

    Развитые средние и малые европейские страны, Австралия, Новая Зеландия, Канада и раньше рассматривали Движение как позитивный фактор международной жизни и пусть не напрямую, но использовали его для продвижения своих интересов. Со второй половины 90-х годов все ведущие мировые державы Запада, включая США, стараются хотя бы не наживать в лице НС серьезных оппонентов. Активно налаживают диалог с Движением Германия и Япония, стремящиеся повысить свой авторитет в "третьем мире", в том числе и для нейтрализации возможных возражений против своих претензий на постоянное членство в Совете Безопасности ООН.

Второе - участие в работе форумов ДН, помимо России, еще 8 государств-членов СНГ - Белоруссии, Узбекистана, Туркменистана (как полноправных членов) и Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизии, Украины (наблюдателей) - значительно увеличивает коллективный потенциал дипломатического взаимодействия с ДН.

Третье - активизация Движением координации действий со всеми международными организациями, прежде всего системы ООН, где неприсоединившиеся страны обладают почти 2/3 голосов, снимает опасность изоляции "третьего мира" и сводит к минимуму возможные попытки какого-либо одного полюса силы бесконтрольно действовать на международной арене.

И сейчас по целому ряду мировых проблем позиции России и ДН совпадают. Поэтому мы можем выступать союзниками или партнерами в решении таких взаимоинтересующих вопросов, как:

  • реформирование международных финансовых организаций;
  • формат и направления деятельности ВТО;
  • противодействие международному терроризму и организованной преступности;
  • расширение сотрудничества на уровне международных региональных объединений.

Посредством тесного дипломатического взаимодействия мы могли бы заблаговременно получать информацию и корректировать наши позиции в общих интересах по таким проблемам, как:

  • реформа ООН, проведение операций по поддержанию мира (ОПМ);
  • урегулирование отдельных региональных конфликтов.

Поддержка ДН наших инициатив может иметь немаловажное значение для отстаивания общих подходов к решению ключевых международных проблем, продвижению интересов России на мировой арене.

Можно смоделировать в общем виде контуры диалога с ДН как на двусторонней, так и на многосторонней основе:

1. Целесообразно проводить самое тесное и доверительное политическое и дипломатическое взаимодействие со страной-Председателем ДН, используя всю ее внешнеполитическую вертикаль власти и весь ее дипломатический механизм.

2. Действенным фактором углубления сотрудничества с ДН может стать также координация политики в отношении НС с союзниками по СНГ, принимая во внимание их более высокий статус в Движении и, следовательно, информированность и возможности продвижения общих и индивидуальных позиций. Уместно культивировать в наших партнерах чувство солидарности с Россией и призывать к осознанию союзнической ответственности при поддержке инициатив, противоречащих интересам Содружества.

3. Для придания устойчивости диалогу с ДН необходимо развитие прямых политических контактов с отдельными странами-членами ДН.

* * *

В нынешнем году Движению неприсоединения исполняется 40 лет. Юбилей совпадет с проведением в начале сентября XIII Конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран в Дакке (Бангладеш). Именно ей предстоит наметить политические ориентиры деятельности ДН на последующие 3 года. Там же Движение по традиции должно определиться с кандидатурой преемника Бангладеш на посту Председателя и с местом проведения своего XIV саммита, право организации которого, согласно принципу географической ротации, зарезервировано за Латинской Америкой.

__________________

Примечание. На эту тему см. "Обозреватель-Observer". 2000. № 1.
1 К 1 апреля 2001 г. в составе ДН - 115 полноправных государств-членов, 14 стран участвуют в форумах Движения в качестве наблюдателей.
2 Основная цель Г-15 - развитие диалога Север-Юг. В настоящее время в группу входят 17 государств
3 Группа-77 - экономическое объединение развивающихся государств, выступающих в ООН и в связанных с ней организациях с общих позиций, возникшее в 1966 г.
4 Г-8 - группа 7 наиболее развитых стран, созданная в 1975 г., плюс Россия.



   TopList         



[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]