Внешняя политика
Обозреватель - Observer



 "ГОСТИ АЛЛАХА"
(к истории российского паломничества)

 
С.ЖДАНОВ,
кандидат экономических наук

Он милосерд: Он Магомету
Открыл сияющий Коран,
Да притечем и мы ко свету,
И да падет с очей туман.

А.С. Пушкин. Подражания Корану

В последний месяц исламского календаря зуль-хиджжа (месяц паломничества) сотни тысяч правоверных мусульман со всего света (около 2,5 млн. чел. в год) совершают предписанное Кораном паломничество. Как правило, оно включает в себя "большое паломничество" (хадж), "малое паломничество" (умра) и посещение мечети пророка в Медине.

Каждый мусульманин, совершая паломничество, не только выполняет одно из предписаний ислама, но и возвышается над своими единоверцами как человек, постигший нечто глубокое и таинственное. Он называется "хаджи", и эта приставка тешит его религиозное тщеславие. Авторитет хаджи, особенно среди малограмотного и забитого населения, очень высок во всем мусульманском мире. Хаджи часто выступают в роли судьи и миротворца.


Часть I


Истоки

Покрывало на Святую Каабу

До возникновения ислама арабы были язычниками. Они обожествляли разные явления природы, деревья, камни, источники, колодцы и небесные светила. Особым почетом пользовалась Кааба. В ней находились 360 идолов, но среди них наибольшим уважением пользовался бог племени Курейш по имени Аллах. Поэтому в принципе идея и традиции хаджа целиком привнесены в ислам из древних обрядов язычников.

Кааба расположена в центре главной мечети Мекки и представляет собой каменное здание высотой 15 м и с основанием 10 м х 13 м. В один из углов этого сооружения на высоте полутора метров вмурован заключенный в серебряное обрамление "черный камень" - главный предмет поклонения, символ могущества Аллаха, посланный им на Землю людям. В настоящее время он состоит из трех соединенных вместе обломков черновато-красного цвета. Согласно легенде, "черный камень" первоначально был белым прозрачным яхонтом, дарованным Адаму. Внутри его можно было рассмотреть картины рая. Почернел же камень из-за грехов и порочности людей.

Ежегодно к началу хаджа Каабу накрывают специальным покрывалом из натурального шелка черного цвета, украшенным художественно выполненными золотым шитьем айятами из Корана. Для его изготовления в Мекке построена специальная фабрика. Стоимость покрывала - 4,5 млн. долл.

Покрывало меняется раз в год 10-го зуль-хиджжа, а старое покрывало поступает в пользу главной мечети, частями оно распродается паломникам, золотое шитье - шерифу или в казну. Кроме известного "черного камня" в западный угол встроен другой почитаемый мусульманами камень - Рукн аль-Яман.

До недавних пор паломничество было чрезвычайно тяжким испытанием, путь до Мекки длился зачастую не один год, особенно из Западной Африки или Юго-Восточной Азии. Для очень многих это был путь в один конец. Часто в местах совершения хаджа вспыхивали эпидемии холеры, на караваны с паломниками нападали бедуины, и тогда число жертв достигало нескольких тысяч.

Наличие доходных святых мест никак не стимулировало развитие каких-либо производств и соответственно торговли. Единственной заботой властей Хиджаза было обеспечение более или менее сносных условий хаджа и минимальных бытовых потребностей горожан.

Наиболее существенной представлялась проблема обеспечения водой. Действовавший до конца XIX в. водовод постоянно подвергался нападениям бедуинов, да и его пропускная способность была невелика. Настойчивые поиски воды вблизи города увенчались успехом с открытием в 1900 г. греческими геологами трех подземных источников на глубине 17 м с дебитом 60 т воды в сутки. Однако и этого было крайне мало, особенно в период наплыва паломников; расход воды приходилось нормировать. Уже тогда в практическую плоскость была поставлена проблема опреснения морской воды в промышленных масштабах. В донесении русского консула М.Никольского, датированном ноябрем 1905 г., содержится упоминание о строительстве опреснителя морской воды на острове Абу-Саад, в пяти верстах от Джидды. Кстати, именно в этом донесении впервые содержится рекомендация направить в Аравию российских гидрологов с целью оказать практическое содействие в решении жизненно важной проблемы. Тогда это предложение было проигнорировано1.


Паломничество сегодня

В настоящее время к услугам паломников все современные транспортные средства, и их численность увеличилась многократно. Со временем паломничество стало одним из самых доходных отраслей туризма в мире. Сегодня, правда, посещение Мекки разрешено только мусульманам, и за этим строго следит специальная полиция, но желающих посетить исторические места - великое множество. Вполне понятно, что Саудовская Аравия не жалеет сил и средств для того, чтобы и дальше развивать бизнес паломничества.

Для паломников действует специальная виза мурра, разрешающая находиться в стране не более месяца. При получении визы паломник вносит задаток в размере 870 долл., обеспечивающий получение в королевстве необходимых услуг.

Министерство по делам хаджа и вукуфов (мусульманская собственность), а также Генеральное управление по делам научных исследований, фетвы и проповеди ведут просветительную и агитационную работу среди паломников, объясняют порядок исполнения религиозных обрядов, дают пояснения по мусульманской символике, истории вероучения.

    Издаются журналы: "Исламское просвещение", "Памятка паломнику", "Наставления гостям милостивого Аллаха" и другие памятки и руководства. По радио "Коран" вещание ведется по 18 часов в сутки на разных языках. По телевидению демонстрируются фильмы с записью Корана в исполнении лучших чтецов мира. Работают передвижные группы, в машинах, оснащенных динамиками. Священные места обслуживают 6 больниц на 1,3 тыс. коек, а также 41 поликлиника.
    Помимо стационаров во время хаджа оборудуются полевые медицинские пункты в местах наибольшего скопления паломников, оснащенные таким образом, чтобы была возможность срочно поставить диагноз и даже сделать средней сложности операцию. Они оснащены лабораториями, рентгеновскими установками, инструментарием, не уступающими по своим возможностям городским больницам. При необходимости задействованы специальные санитарные самолеты, оборудованные как летающие госпитали. С борта такого самолета можно связаться с любым более или менее авторитетным медицинским центром мира для получения консультаций или с запросом на помещение больного в ту или иную лечебницу.
    Во время хаджа правительство Саудовской Аравии пpeдocтaвляeт дотации на основные продукты питания, с тем чтобы пища была доступна всем.

Недавно правительством Саудовской Аравии введено ограничение на паломничество для своих подданных и живущих в стране иностранцев. Отныне они смогут совершать хадж не чаще чем один раз в 5 лет. В феврале 2000 г. саудовские власти ввели дополнительный налог на паломничество в размере 250 долл.

Чтобы предотвратить "оседание" паломников в Саудовской Аравии, правительство приняло ряд мер, наиболее эффективными из которых оказались изымание паспорта при въезде, а также возложение на гидов личной ответственности за то, чтобы вверенная им группа в полном составе возвращалась к месту пересечения границы. Для недобросовестных саудовцев, которые предоставляют работу или кров нелегалам, предусмотрены суровые меры воздействия: штрафы или тюрьма.

В планах хозяйственного развития святым местам постоянно уделяется особое внимание, финансирование осуществляется из государственного бюджета отдельной строкой. При этом принимается во внимание не только улучшение быта самих мекканцев и мединцев, но и обеспечение комфортного и безопасного пребывания огромной массы паломников со всего света.

    В 1986 г. была построена кольцевая дорога вокруг Мекки, для чего пришлось помимо строительства собственно дороги высокого качества пробить шесть тоннелей общей протяженностью около 2,5 км, построить два моста и все это обустроить в соответствии с особенностями паломничества.

В программу хаджа входит ритуал жертвоприношения. Жертвой, как правило, становится баран.

    Сотни тысяч паломников режут сотни тысяч баранов, которые продаются бедуинами здесь же, в святых местах; мясо поступает в специальные холодильники и затем по каким-то своим каналам распределяется среди нуждающихся мусульман.
    В период хаджа владельцы отелей взвинчивают цены в 4-5 раз. Намного повышают цены за услуги автобусные компании, проводники, торговцы реликвиями и сувенирами, продавцы питьевой воды. Даже бедуины, которые съезжаются в город на большой байрам (праздник жертвоприношения), требуют за своих коз и баранов несусветную плату в 500 риалов и более.

Из года в год хадж в Мекку бывает омрачен печальными происшествиями.

    В 1990 г. в пешеходном тоннеле, ведущем к священным местам, задавили 1426 чел.
    В 1994 г. во время ритуала "побивание дьявола камнями" погибло 270 мусульман.
    В 1997 г. в палаточном городке случился пожар, унесший жизни 340 паломников, а еще 1500 получили ранения.
    В 1998 г. в давке погибли еще 120 чел., 170 было ранено и еще 10 чел. стали жертвами автомобильной катастрофы.

В связи с быстрым распространением ислама и увеличением численности верующих принимаются меры для благоустройства Мекки и Медины. Работы по реконструкции святынь осуществляются под личным контролем короля при участии самых известных зарубежных проектных организаций.

    Реконструкция мечетей в Мекке и Медине обошлась казне в 13 млрд. риалов (около 4 млрд. долл.). Проект реконструкции предусматривал создание специального технического центра управления, оснащенного компьютерами для осуществления контроля за всем оборудованием мечети: кондиционерами, питьевыми установками, тентами, лифтами, раздвижными куполами, осветительными установками, системой противопожарной сигнализации, канализацией и т.д.

Медина в глазах всего мира - город особенный. Здесь жил и похоронен Мухаммед, посланник Аллаха. Медина - это город, население которого поддержало Мухаммеда в трудные времена, город, в котором он нашел соратников, вместе с которыми победоносно вернулся в Мекку спустя 8 лет после эмиграции. В Медине он построил первую в исламе мечеть, где и был похоронен. Отсюда ислам распространился по всему миру. Медина - колыбель первого исламского государства, здесь был составлен Коран. Поэтому мечети пророка в Медине уделялось всегда не меньше внимания, чем главной святыне. В 1984 г. здесь были проведены реконструкционные работы. Площадь мечети была расширена в 9 раз.

Мечеть пророка Мухаммеда в Медине

Стихи Корана, записанные на коже, были собраны воедино в Медине при халифах Абу Бакре и Омаре ибн аль-Хатабе, а при халифе Османе ибн Аффане в 656 г. Коран был составлен целиком.

Коран представляет собой запись проповедей, произнесенных Мухаммедом в форме "пророческих откровений" в период между 610 и 632 гг.

Орфография, структура текста арабской вязью и правила чтения были окончательно канонизированы изданием Корана в Каире в 1919 г. Он стал главным источником религиозных предписаний и социальных установлений, этико-культурных норм и стандартов общения2.

Известно, что священная книга была разослана при халифе Османе, каждый экземпляр рассылаемой копии был тщательно сверен с оригиналом, хранящимся в Медине. Противники ислама неоднократно пытались фальсифицировать Коран. Кроме того, даже в случае добросовестного исполнения заказа в текст вкрадывались опечатки. Чтобы избежать недоразумений по поводу истинного звучания священного писания, в Медине был построен гигантский издательский комплекс с эксклюзивными правами на размножение, оснащенный самым современным полиграфическим оборудованием.

    В комплексе работают 900 чел., среди них ученые-корановеды. Министр хаджа и вакуфов лично руководит этим комплексом. С 1987 г. издательство и типография выпустили десятки миллионов экземпляров книги в разном оформлении - от роскошного в сафьяне и золоте до книги карманного формата в скромном переплете. Многие из них бесплатно разосланы в те страны, где ислам нуждается в поддержке и возрождении, многие вручаются в качестве дара паломникам или гостям.


Российские паломники

Российские паломники направлялись к святым местам в Аравии с незапамятных времен. Правоверного мусульманина не остановят никакие преграды и лишения для реализации своей почетной обязанности.

Первые письменные упоминания об исламе встречаются на Руси в XI в. Источниками этих сведений стали переводы греческих хроник и других летописей на религиозную тему. В них давалось примитивное и в целом искаженное представление о сущности ислама и его истории. Более полное и точное описание ислама и его догматов появилось в России значительно позже, с установлением торговых и дипломатических связей с мусульманским Востоком.

В конце XV в. на русский язык было переведено описание Мекки и Медины, жизнеописание Мухаммеда. В среде татар, поселившихся в Литве и постепенно забывших родной язык, в течение XV-XVII вв. были предприняты попытки перевода Корана на белорусский язык (оригинал перевода хранится в библиотеке Восточного факультета Ленинградского университета). Это была первая попытка перевести Коран на славянский язык. В самом конце XVII в. появилось первое на русском языке толкование Корана, подготовленное специально для царевичей Петра и Ивана с целью расширения их кругозора. Огромная заслуга в организации изучения мусульманского Востока, его традиций, истории, духовного наследия принадлежит Петру I: по его инициативе осуществлен полный перевод священной книги, организована специальная школа по изучению восточных языков, и в первую очередь арабского; была организована типография с передвижным арабским шрифтом; он же поручил Дмитрию Кантемиру составить подробное изложение содержания Корана и биографии Мухаммеда.

Такая линия была продолжена и при наследниках Петра.

    В конце 1800 г. были сняты ограничения к печатанию в России мусульманской религиозной литературы, а в 1802 г. в Казани была открыта первая мусульманская типография, затем такие же типографии появились в Петербурге, Оренбурге, Баку, Тифлисе, Ташкенте и Бахчисарае. При Екатерине II было образовано Духовное Управление мусульман России.
    Полный татарский перевод Корана был осуществлен в Казани Мусой Бигеевым в 1911 г.

До учреждения в 1891 г. российского консульства в Джидде паломники прибывали главным образом через Бомбей, имея на руках в качестве документов рекомендательные письма от волостных старшин и сертификаты на свободный проход по английским владениям. К слову сказать, российские подданные получили возможность иметь заграничные паспорта только с 27 июня 1855 г.

По свидетельству хаджей, путь в Мекку через Северную Индию и Афганистан и далее через Бомбей в те времена обходился значительно дешевле, чем через Одессу, Таганрог, Астрахань, а затем через Константинополь и Батум. На южных границах были обустроены сухопутные пункты пересечения границы с карантином для возвращающихся хаджей в Караургане, Джульфе, Худоферане, Гаубане.

Задолго перед началом хаджа в Россию (Крым, Казань, Кавказ, Бухара, Средняя Азия) отправлялись с целью агитации, сбора пожертвований и продажи "бедель-хадж" (совершение хаджа заместителем за деньги) многочисленные добровольцы с благословения мекканского шерифа, как правило, бывшие русские подданные и худо-бедно говорящие по-русски. Дело это прибыльное: заместитель хаджа стоил от 750 до 1500 и даже до 3000 руб., пожертвования -- от 10 до 100 руб.

Хиджаз вошел в состав Оттоманской империи при султане Селиме в 1517 г. Власть турецкого правительства опиралась на редкие гарнизоны войск.

    В первые годы османского владычества Хиджаз в административном отношении зависел от Египта и управлял им джиддский бей. В 1554 г. Хиджаз был причислен к Йемену, губернатор которого носил титул абиссинского бейлярбея. С 1655 г. Хиджаз управлялся уже из Суакима абиссинским вали.

Только в 1864 г. административным центром стала Мекка, где жили губернатор, хиджазский вали и шериф.

Вторым по значению и величине стал другой священный город - Медина, построенная в трех верстах от развалин древнего еврейского города Ятреб.

Очень красива легенда об истоках еще одного города, отстоящего от Мекки на 70 км к северу.

    По преданию, Авраам, построив Каабу, спросил: "Боже, по повелению твоему я воздвиг алтарь и основал город, чем же теперь будут питаться жители его?"
    Тогда архангел Гавриил был послан в Сирию, где обошел (совершил "тоаф") большой участок земли и перенес его в Таиф, где и сейчас климат и растительность напоминают сирийский: здесь приятный субтропический климат, достаточно проточной воды, часто выпадают дожди, выращиваются бананы, виноград, апельсины, персики, абрикосы, гранаты, многие виды овощей, которыми снабжается Мекка. Таиф - единственное место в Саудовской Аравии с претензией на статус курорта.

Коренное население и Мекки, и Медины изначально имело слабое отношение к местному арабскому населению Аравии. В большинстве своем -- это пришлые элементы из натурализовавшихся турок, алжирцев, тунисцев, египтян, сартов, татар и др. Многие татары переселились из России по религиозным причинам, а особенно после волнений в Поволжье в 1892 г. Жители традиционно промышляли хаджем.

В Медину во времена османов ссылали опальных приближенных султана, а также наложниц и евнухов из гарема.

    Единственное и последнее в своей жизни путешествие имам Шамиль тоже совершил к могиле пророка. В 1871 г. Александр II разрешил своему пленнику (который, кстати, еще в 1866 г. вместе с сыновьями Кази-Магомедом и Шафи-Магомедом присягнул на верность русскому престолу) выезд к святым местам. Шамиль успел посетить гробницу пророка, но обратно в Россию вернуться ему не пришлось, он умер в Медине.


__________________

1 Для справки. Сегодня экономическое взаимодействие с арабскими странами представлено в основном обслуживанием старых долгосрочных контрактов и поставками запчастей для ввезенного в свое время оборудования и военной техники. Единственная область, где сотрудничество живет и расширяется, - именно гидрогеология и гидротехника.
2 На русский язык Коран был переведен в 1716 г. Петром Посниковым.



   TopList         



[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]