Внутренняя политика |
Обозреватель - Observer
|
О.САРЫЧЕВ
Государство создается не для того только, В начале нового тысячелетия Россия опять нахо- дится на перепутье. Ее будущее туманно и во многом неопределенно. Стране вновь предстоит тяжелейший выбор - по какому пути осуществлять свое развитие? Академик А.Орлов в 1999 г. выявил четыре сценария социально-экономического развития российского общества до 2007 г. Экспертная оценка данных сценариев показала, что равные возможности осуществления имеют три сценария:
Осуществление сценария "Смута" (12,65%) эксперты считают маловероятным1. Столь неопределенный прогноз требует уточнения. При этом за основу, как нам кажется, необходимо взять принцип историзма. Он символизирует собой триединство: "прошлое - настоящее - будущее". В этом плане настоящее, современность - актуальная, развивающаяся история. Ее цель состоит в формировании социально-политического идеала будущего. От того, каким он будет, зависит путь, которым пойдут люди ради его осуществления. Несмотря на то что в последнее время учеными данный метод широко не применяется, а его использование в ряде случаев подвергается критике, необходимо признать, что результаты, полученные таким путем, весьма интересны. Они позволяют:
За основу исторической аналогии взята концепция социально-политического развития древнегреческого философа Платона. Пытаясь обозначить исторические (временные, геополитические и т.п.) рамки "идеального государства", он рассматривает четыре формы государственного устройства: "совершенное государство", "тимократия", "олигархия", "демократия" и "тирания", которые приближают (или отдаляют) нас к "идеальному государству". Как соотносятся данные формы с современным состоянием политической и экономической системы России, каковы перспективы их дальнейшего развития? При этом сразу же предостережем от поспешных выводов: эти формы государственного устройства рассматриваются нами скорее как архетипы, как идеи государственности, нежели чем сама государственность.
Совершенное государство (1917-1985 гг.). Первоначальной, или исходной, формой общества, полагал Платон, было царство наимудрейших (а применительно к СССР и "наистарейших". - Авт.) и богоподобных людей. М.Восленский назвал этот класс богоподобных людей Страны Советов номенклатурой2. Это были люди, которые не только укрепили и узаконили свое положение, не только отделили себя от народа, но и даже внутри самих себя воздвигли иерархию чинов и барьеров. Это позволило номенклатуре стать наследственной. Можно много привести примеров. Но делать этого нет нужды, так как описываемые явления повсеместно продолжаются и сегодня. Номенклатура настолько закостенела, что трудно даже было представить, как она могла изменяться и развиваться. И все-таки она изменилась, ибо наш мир - неуверенно, пользуясь выражением Ленина, "шаг вперед, два назад", - движется не от свободы к рабству, а от рабства к свободе. Естественно, что СССР никак совершенным назвать нельзя. Но мы подчеркиваем, что речь идет об "архетипах", то есть структурных элементах коллективного бессознательного, мира идей, который остался в голове каждого человека, заставшего то время. Основная идеологическая установка этого периода - идея стабильности (силы, уверенности, защищенности). Этот период характеризовался как жесткой идеологической системой, так и спором лириков и физиков; как поголовным воровством, так и стабильной экономической и политической структурой3. Это было время блестящих научных открытий (кстати, академик Ж.Алферов получил Нобелевскую премию в 2000 г. за открытия, сделанные им в то время), освоения космоса и т.п. Но именно в этой атмосфере зрела внутренняя распря, движимая главным образом эгоистическими материальными и экономическими интересами. Внутри- и межклассовое противостояние стало главной двигательной силой социально-политических процессов. Правящий класс стал самовырождаться. Тимократия (1985-1991 гг.). Первой на смену "совершенному" государству, пишет Платон, приходит тимократия - "власть благородных воинов", сражающихся за честь и славу родного государства. Старое общество болело. Ему нужен был врач, избавитель, нужна была "новая кровь". Исходя из исторической аналогии, сразу вспоминается приход к руководству страной молодого и активного М.С.Горбачева. Его вхождение во власть было неоднозначным и в некоторой степени неожиданным явлением. Решающую роль при этом, как известно, сыграла поддержка министра иностранных дел, первого заместителя Председателя Совета Министров А.А.Громыко. Назначение Горбачева во многом поспособствовало тому, что когда-то "единый патриархальный правящий класс" стал разъединенным. После XXVII съезда КПСС одна часть партийных "реформаторов" (Яковлев, Шеварднадзе) пошла за новым Генеральным секретарем, другая - "оппозиционная" - стала консолидироваться вокруг второго секретаря ЦК КПСС Е.К.Лигачева. Наступало время смуты, вражды и нестабильности. Нестабильность и разъединенность, считал Платон, - это те пороки, которые низводят государство на следующую его ступень. В мутной воде всегда легче ловить рыбу. Это время когда совесть и долг замещаются честолюбием и вседозволенностью. Честолюбие - это дитя раздробленности. Мы прекрасно понимаем, что реформирование политической системы 1985-1989 гг. задело не только политических аутсайдеров, но и вполне активных, наполненных честолюбивыми помыслами молодых людей: комсомольских вожаков, секретарей горкомов и райкомов. "Теперь мой муж, брат, сын не принадлежит к правителям", - слышится со всех сторон. Власти уже нет, но осталась заложенная с рождения жажда власти и отличий. Решающим фактором в новых условиях становятся конкуренция и возможность реализации собственнических интересов. И теперь бывшие комсомольские и партийные работники принялись раскачивать ту лодку, что зовется государством. Децентрализм парализовал все - от экономики до чувства национального достоинства. Итог многим памятен - события в Беловежской пуще, развал СССР. С этих событий начиналась уже не советская, а российская "демократия". Демократия (1991-1993 гг.). Здесь необходимо провести корреляцию времени возникновения демократических тенденций. С чего же начинается демократия? "Демократия, - писал античный философ, - возникает тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей..." Этот период в истории России ознаменовался двумя тенденциями:
Эра правового нигилизма началась с отрицания силы закона и проповедования закона силы, с отождествлением свободы с беззаконием, а вольности со вседозволенностью, равенства перед законом с безначалием. Несмотря на то что отношение Платона к афинским демократам было предвзятым и он больше использовал инвективы, а не аргументы при анализе их деятельности, он обвиняет демократов в том, что они "стыдливость обзывают глупостью, а рассудительность - недостатком мужества. Опорожнив и очистив душу... они низвергают туда наглость, разнузданность и распутство"4. Это объясняет и то, что в 90-е годы сильные мира сего будут опираться не на карательный аппарат, ибо вера в силу закона и без того подорвана, а на администрацию, деньги и СМИ. Переориентация на западные методы борьбы за власть, когда цель оправдывает вложенные средства, привела в конечном счете к девальвации моральных и нравственных ценностей. Этический парадокс того времени состоял в том, что личность, решая вопрос о добре и зле индивидуально, ответственность по старинке перекладывала на плечи других. Это стало достаточно массовым явлением, а расхожая фраза, что "во всем виноват Чубайс", ушла в народ. B самом же народе стала преобладать ориентация на свободу предпринимательства, индивидуализм, близость "американской мечты" о моментальном обогащении. Эти процессы сопровождались ломкой социального устройства общества, что привело к формированию такого класса "новых" собственников, как олигархи. Олигархия, пользуясь крайней нестабильностью экономической системы в России, ценовым дисбалансом, быстро набирала экономический и политический вес. После того как в 1993 г. перестал существовать последний мятежный оплот оппозиции, наступило время новой экономической элиты. В этом и парадокс самой России: демократия, начавшись с путча, путчем и закончилась. Олигархия (1993-2000 гг.). Говорить о том, что процесс накопления олигархического капитала начался в 1993 г., неправильно. Мы полагаем, что он начался в 1989 г., когда одна часть партийных чиновников осталась в большой политике, а другая - ушла в бизнес. Временем перехода от тоталитарной (коммунистической) к олигархической системе следует считать первый срок президентства Б.Н. Ельцина (1992-1996 гг.). Именно в это время намечаются основные черты олигархического государства: концентрация экономического и политического господства в руках немногих и сращивание коммерческих и теневых структур с государственными. "И слепому ясно, - читаем у Платона, - как совершается этот переход... скопление золота в кладовых у частных лиц губит тимократию; они прежде всего выискивают, на что бы его употребить, и для этого перетолковывают законы, мало считаясь с ними: так поступают и сами богачи и их жены... Затем, наблюдая, кто в чем преуспевает и соревнуясь друг с другом, они уподобляют себе и все население". Говоря о концентрации капитала в руках частных собственников, нельзя обойти процесс приватизации. Несмотря на то что общая картина происходившего ясна, трудно смириться с ее итогами: целью послужила не модернизация производства, не сбалансированность бюджета, а "создание класса собственников с тем, чтобы сделать процесс смены общественно-политической формации необратимым"5.В результате приватизация фактически свелась к присвоению узкой группой лиц (порядка 700-900 тыс. руководителей разного уровня) большей части национальных богатств России.
Авен - пищевая и сахарная промышленность. Алекперов - нефть ("Лукойл"). Гусинский - финансы (группа "Мост", и не только). Смоленский - финансы ("СБС-Агро", и не только). Братья Черные - алюминиевая промышленность. Малкин - финансы.
В целом переход к олигархической форме правления, по Платону, завершается тогда, когда "богатые" устанавливают законы, согласно которым "к власти не допускаются те, у кого нет установленного имущественного ценза". Нет, в Конституции РФ еще нет такой статьи. Но тенденции прямо указывают на это - введение экономического, политического или иного ценза. Яркий пример тому - процесс реформирования избирательной системы, согласно которому приоритет в выдвижении кандидатов сохраняется за политическими партиями федерального уровня. Можно с большой уверенностью сказать, что если не возрастет число "бумажных" партий, то количество "бумажных" членов этих партий вырастет многократно. Более того, реформаторам следует задуматься над итогами выборов в США, где решающее слово сказали беспартийные. Как показывает опыт, зло может идти не столько от беззакония, сколько от закона.
Но все это не так опасно, как возможная "смута", гражданское противостояние богатых и бедных. И это не только касается отдельных людей, но даже и субъектов РФ. На сегодняшний день разрыв между наиболее высокими по уровню душевого потребления регионами и наиболее бедными составил 20 раз. И понадобится около 20-30 лет упорного труда с приростом ВВП 5-8%, чтобы примерно на половину снизить этот показатель. Классик античной философии обращал внимание на то, что противостояние между олигархами и беднейшим населением обязательно должно вылиться в гражданскую войну. Надо сказать, что когда бастовали шахтеры, а голодные и забитые солдаты расстреливали своих сослуживцев, подозрения на этот счет были. Но "тирания" почти бескровно захватила власть, потеснив на политическом Олимпе олигархию. "Тирания"-2000 и "диктатура закона". Описание тирании Платоном особенно ценно тем, что все ее плюсы и минусы философ узнал на личном опыте. Переход к тирании, писал мыслитель, может быть легко осуществлен вождем, имеющим поддержку в народе. Именно эта поддержка в совокупности с умением играть на общественных противоречиях позволит ему провести процесс передачи бескровно, пока он не обзавелся собственными "телохранителями" и армией. Как ни странно, но процесс перехода к тирании необязательно означает, по Платону, конец всякого развития. Наоборот, наихудшее из государственных устройств может быть реформировано, если к власти придет молодой тиран, который "будет памятлив, способен к учению, мужествен и от природы великодушен". И можно добавить - только тогда от этих качеств будет польза, когда власть еще будет и добродетельной. Добродетель сегодняшней власти базируется, как известно, на "диктатуре закона". Этот тезис не нов. Он скорее не плод деятельности политических имиджмейкеров, а реакция общества на происходящие в нем процессы. Остановимся на двух тенденциях, которые, как нам кажется, проявят себя в ближайшее время.
1. Закон как правило игры. На протяжении последних 5 лет происходящее вокруг навевало мысли об одной большой, кем-то инсценированной игре. Казалось, люди стали свободнее, активнее, стали получать удовольствие от жизни. Но никто и не подозревал, что "глоток свободы" способен погрузить человека в животное состояние. Свобода стала пониматься как "право делать всякому человеку что угодно". Все забыли, что свобода - это не только право, но и ответственность. Все забыли, что удовольствия были дарованы человеку из сострадания, как рожденному для трудов. Другими словами, не должно быть никаких беспорядочных удовольствий, каждое из них должно быть согласовано с требованиями закона и добродетели. Свобода должна сочетаться с необходимостью. И в этом контексте тезис о диктатуре закона вполне оправдан. При этом закон должен не только задавать правила игры, но и следить за их соблюдением. В этих условиях тезис главы государства о равноудаленности олигархов стал символом единых правил игры.
2. Закон как основа единообразия. Надо признать, что состояние законодательной базы в России на сегодняшний день является неудовлетворительным. Отследить исполнение законов не только на федеральном, но и на региональном уровне не представляется возможным. Каков выход из создавшегося положения? Этот выход известен с давних времен. Когда общность взглядов станет преобладающей чертой всех граждан, тогда окажется ненужным усердное придумывание законов, "все будут желать одного и того же". Какими методами будет достигнуто это? Путей несколько, основные из них:
Проникновение власти во все сферы жизни человека наводит нас на мысль, что мы опять только лишь "игрушки в руках богов". "Боги" решают, что мы можем знать, а что нет. Яркий пример тому - гибель атомохода "Курск". Сработал многовековой стереотип русской власти: затаиться, уйти на дно, а вдруг само собой рассосется. Более того, мы не просто игрушки, мы - бессловесные куклы. Дернут за одну нить - мы испытаем радость, дернут за другую - погрузимся в море страстей. Но наши "боги" забыли, что самая лучшая нить - это нить рассудка. Рассудок - единственный советчик для человеческого счастья. И надо предпринять все, чтобы в основе "руководящих" нитей лежала именно эта "золотая" нить рассудка.
Мы осветили только одну грань процессов, происходящих сегодня в стране. Но даже этот примерный прогноз заставляет задуматься о своем будущем и о будущем страны, в которой нам суждено жить. Укрепление вертикали власти неизбежно. Свидетельство этому:
__________________ 1 Орлов А. Сценарий социально-экономического развития России до 2007 г. // Обозреватель-Observer. 1999. № 10.
|
|