Обозреватель - Observer
Наука и образование

Глобальное управление:дебют истории

В.Соколенко,кандидат исторических наук

Необходимость создания международной власти, центра общепланетарного управления сообществом в импиративном режиме проявилась после появления ядерного оружия. Ядерная угроза дополнила экономический импиратив формирования эффективно действующей системы глобального регулирования развитием мирового сообщества.

Видение перспектив формирования международной власти было разнообразным, звучали аргументы как «за», так и «против».

За укрепление международной власти в реалиях атомного века выступали видные ученые и мыслители, среди которых были, в частности, А.Энштейн и Б.Рассел. Создание наднациональной инфраструктуры управления ими рассматривалось как объективно обусловленный процесс, направленный на обеспечение нормальной жизнедеятельности человечества, открывающий дополнительные возможности для решения проблем, с которыми не в состоянии справиться национальные государства.

А.Энштейн писал: «Развитие технологии и систем вооружения привело к своего рода сжатию нашей планеты. Экономическая взаимосвязь сделала судьбы наций неизмеримо более взаимозависимыми, чем это было в предыдущие годы… Единственная надежда на защиту заключается в сохранении мира наднациональным путем. Должно быть создано всемирное правительство, которое могло бы улаживать конфликты между нациями политическими методами. Это правительство должно действовать на базе четко разработанной конституции, одобренной правительствами и нациями, и исключительно в его распоряжении должно быть наступательное оружие. Отдельно взятого человека или нацию можно рассматривать как приверженцев мира только в том случае, если они готовы передать свои вооруженные силы международным властям и отказаться от любой попытки и даже мысли достижения своих целей за рубежом путем использования силы»1.

Его единомышленником в этом вопросе был Б.Рассел: «Намного более предпочтительный путь сохранения мира – добровольное соглашение между нациями об объединении их вооруженных сил и подчинении их международному органу власти. Возможно, сейчас это кажется утопией и отдаленной идеей, но есть политики — прагматики, думающие иначе. Всемирное правительство, если оно обладает необходимыми полномочиями, должно иметь законодательную и исполнительную власть, а также мощную военную силу. Все нации должны согласиться на сокращение своих вооруженных сил до уровня, необходимого для выполнения полицейских функций внутри страны. Ни одна нация не имеет права сохранить ядерное оружие либо другие виды оружия массового уничтожения …В мире, где отдельные нации безоружны, всемирному правительству нет необходимости иметь значительные по своим размерам вооруженные силы, и их содержание не ляжет тогда тяжким бременем на плечи самостоятельных государств».

Действительно, перспектива сокращения военных бюджетов является серьезным аргументом в пользу создания наднациональных структур управления человечеством, ведущего к упрощению существующей национально-международной схемы военных расходов, что позволило бы эти расходы перераспределить на социальные нужды. Так, по данным издания United Nations Human Development Report 1990, военные расходы, в частности, развивающихся государств в середине 80-х годов составляли

примерно 200 млрд. долл. в год, что превышало их совокупные затраты на здравоохранение и образование. По классификации ООН подавляющая часть военных затрат подпадает под категорию «непроизводительных». В этой связи, как подсчитали сотрудники Международного Валютного Фонда, увеличение эффективности использования мировых государственных расходов на 1% высвобождает примерно 100 млрд. долл., которые могут быть направлены в социальную сферу — на удовлетворение потребностей граждан.

Признавая справедливость аргументов в пользу образования глобальных структур управления, ряд мыслителей высказывают скептические взгляды относительно целесообразности и следовательно реальности формирования Мирового правительства, полагая, что будет трудно добиться политического консенсуса национальных государств на создание такого правительства, которое может привести к созданию супер-государства оруеэлловского типа, способного контролировать все стороны жизни индивидуума и которое может привести к унификации человечества, лишив его разнообразия человеческих рас, веками являющегося источником развития жизни. Одновременно отмечались опасения по поводу потери национального суверенитета, стандартизации ценностей, разбухания чиновничьей бюрократии и т.д.

Эпоха Выживания Homo Sapiens, в которую человеческая цивилизация вступила на рубеже второго-третьего тысячелетий разрешила эти споры. Формирование Системы Глобального Управления становится реальностью, объективно обусловленной необходимостью решения задач выживания человечества в реалиях трансформирующегося физического мира и законами эволюции планетарной цивилизации.

В основе формирования геополитической системы глобального управления лежит цивилизационный дуализм или цивилизационная необиполярность: один центрообразующий полюс – это Глобальный капитал, обслуживаемый мондиалистскими теориями и воплощенный в геополитической форме «атлантического концерта», второй – международное «сборное» цивилизационное сообщество, воплощенное в представительной геополитической форме ООН.

В этой связи Система глобального управления, как структура венчающая мировую геополитическую пирамиду, также соответственно имеет два источника формирования:

  • Глобальный капитал – императив монетаризма, определяющего характер современной цивилизации и
  • ООН – представительскую ветвь развития глобальной инфраструктуры.

    *   *   *

    Таким образом, процесс становления Системы глобального управления имеет дуалистическую источниковую базу, в свою очередь являющуюся отражением цивилизационного дуализма, проявляющегося в форме цивилизационной необиполярности. Взаимодействие этих двух тенденций в процессе становления G.M.S. – стремление Глобального капитала к формированию униформного мира с моноцентрической системой управления и противостоящие этому усилия ООН к сохранению представительского характера глобальной управленческой системы, обеспечивающей сохранение цивилизационного разнообразия, характеризует современный этап становления Системы глобального управления.

       TopList         




    [ СОДЕРЖАНИЕ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]