Обозреватель - Observer
Наука и образование

Точка зрения

Образование в России накануне XXI века

И.Никитин, доктор биологических наук
В.Гумилевский, ректор Казанского филиала СГИ

Высшее образование в России накануне третьего тысячелетия тема весьма актуальная, затрагивающая интересы не столько молодежи, сколько Государства Российского. Перестроечные коллизии политической реструктуризации нашего общества существенно отразились на экономике страны. Бюджеты подавляющего большинства отраслей России значительно оскудели. Этот процесс не обошел стороной и российское образование. Но, как это ни покажется странным, именно это в сочетании с появившимися наконец-то новыми возможностями частного предпринимательства, в том числе и в сфере образования, создали уникальные возможности для российского образования.

Неповоротливая машина госчиновничьего аппарата своевременно не среагировала на требования времени. Так появилась мелкая уступка госвузам — в обмен на катастрофически скудеющий бюджет финансирования — разрешение внебюджетного (частного) финансирования учебного процесса (до 25% общего объема) из карманов самих студентов и их родителей, или спонсоров. А ведь это была крайне мизерная мера. Само государство могло стать ведущим меценатом образования России. Оставляя прежним механизм финансирования высшего образования, от него требовалось два радикальных решения:

  • не ограничивать какой-либо квотой внебюджетное финансирование, т.е. не лимитировать количество так называемых коммерческих групп студентов, и
  • безотлагательно запустить программу создания безналоговых рабочих мест для студентов и старшеклассников, банковского кредитования образования.

    Вместо этого стал бурно развиваться процесс рождения частного образования, предоставляя ученым-педагогам возможность самореализации в создании собственных учебных заведений со специфическим профилем, внутренней атмосферой, собственным имиджем.

    Преподавание дисциплин, формирующих истинный патриотизм российской молодежи, без какой-либо идеологии, духовность личности на исконно российских конфессиональных фундаментах, свобода мысли, предпринимательства и т.д. — вот лишь некоторые черты отличия частных вузов, вызывающие неудовольствие Советов ректоров государственных вузов на местах. Борьба истинного педагога, ученого, профессора против косности учебного процесса быстро заканчивается победой в пользу первого, как только ректор уходит со своего поста в госвузе и начинает строить свой храм образования и науки.

    Весьма неудачное определение — негосударственное образовательное учреждение (НОУ), прокралось даже в основные законы об образовании. Побоялись чиновники назвать вещи своими именами. Слово «частное» не отрицает значения собственности группы лиц-учредителей и их прав на организованное ими учебное заведение, да и государству не возбраняется поучаствовать в смешанной форме собственности при рождении новых учебных заведений. При этом участие государства в формировании НОУ возможно, да, пожалуй, и необходимо в весьма конкретной форме — Госкомимущество руками министерств образования на местах передало бы лучшие здания и сооружения для создания новых ученых заведений. Смотришь и образовалась бы официальная, законная, не силовая возможность у государства, как полноправного члена попечительского совета, активно влиять на учебное заведение. Да и слова с делом расходиться не будут. Иначе лозунг: «Все лучшее — детям!» — добавим «...и юношеству, и молодежи!», на деле оказывается малореализуемым. Лучшие здания — светлые, просторные, пригодные по нормативам к ведению образовательного процесса, попадают к студентам по остаточному принципу. Приоритетом пользуются банковские структуры, затем денежные магнаты, использующие эти здания под фешенебельные офисы, торговые залы магазинов и т.д. Образованию же остается удел нищего, ожидающего милости или снисхождения от сановников Госкомимущества. При этом автоматически закладывается основа для традиционного вопроса-требования государственных лицензионных, аттестационных и аккредитационных комиссий всех уровней (федеральных, республиканских, краевых и т.д.) — о соответствии зданий, в которых действуют учебные заведения, установленным нормам и стандартам.

    Здание бывшего детского садика или отдельный подъезд здания какого-нибудь бывшего заводоу-правления кажется для ректора НОУ неслыханным счастьем. Власти, безусловно, могли бы предложить и здания бывших дворцов — домов политпросвещения, университетов марксизма-ленинизма, горкомов и райкомов партии, но по цене арендной платы за квадратный метр, как с пивного заведения или казино, совмещенного с ночным клубом. Естественно, что все финансовые издержки тяжким бременем должны лечь на плечи родителей или самих студентов.

    А где государственные стипендиальные фонды поддержки одаренного студенчества, учащегося в негосударственных образовательных учреждениях? Как нам кажется, студент-отличник вполне мог бы рассчитывать на возврат суммы платежа за свое обучение семестрового или годового объема в форме государственной стипендии.

    Да и само понятие негосударственности учебных заведений необходимо пересмотреть в ближайшее время, так как смысл негосударственности в отношении образования имеет какой-то отрицательный оттенок инородности, внегосударственных интересов. Для многих понятие негосударственности ассоциируется с мошенничеством или другими, отнюдь не положительными понятиями. Внебюджетное или платное образование — понятия более реальные для слуха и понимания российских граждан.

    Немаловажно сегодня поднять вопрос о качестве высшего образования в России. Если у государственного образования уже не хватает средств на поддержание прежнего уровня, то у платного еще не хватает средств без помощи государственных механизмов, для достижения должного уровня качества образования.

    «Рыночная» экономика имеет свои законы, она открыта для предпринимательства как в сфере малого, так и большого бизнеса. Поле образовательных услуг — это арена большого бизнеса, цена которого — интеллектуальная собственность народа. Коммерциализация образования — преступление против нации и государства.

    В сегодняшнее экономически тяжелое время, к великому сожалению, многие ученые-педагоги оказались неспособными завоевать это поле образовательных услуг. Им показалось по плечу уйти в рыночные отношения непосредственно на рынках в сфере торговли продуктами питания и товарами народного потребления. Это жалкое зрелище — видеть на торговых точках полуобмороженного преподавателя, доцента, обложенного данью госслужб всех видов надзора, не санкционированного рэкета и т.д. А тем временем, авантюристы из сферы торговли пытаются перебраться на благодатное поле образовательных услуг. Но как первые не компетентны в торговле, так и вторые до смешного примитивны в сфере образования. Последние рассматривают учебные заведения как квинтэссенцию сетевого маркетинга по сбору оборотных средств для своей сверхидеи глобального коммерческого проекта. Это они своим присутствием дискредитируют саму идею возрождения российского образования, и в этом есть вина многих и многих педагогов. Но через ошибки и нестандартные решения пробивается новая молодая поросль ректоров, директоров платных учебных заведений, идущих рука об руку с достаточным количеством старых кадров. Кадровый вопрос в любой перестройке общества был и остается одним из самых главных. Лидеры, несущие дух и черты современности, бережно сохраняющие традиции и опыт прежних поколений педагогов, ученых, руководителей способны адаптировать отрасль образования к условиям и требованиям российской действительности 2000 г.

    Сегодня на территории России есть ряд высших учебных заведений, сочетающих традиционную классическую контактную технологию образования с элементами виртуального образования. Новая форма дистанционного образования качественно отличается и от первой и от второй. Успех этой формы образовательной технологии в огромной мере зависит от психологии и мотивации необходимости получения высшего образования самим студентом. Это как нельзя кстати сегодня у нас в стране. Сегодня важна достоверная самооценка личности. А этому как раз и способствует технология дистанционного образования еще на стадии довузовской подготовки в старших классах полной средней школы по программе Университетского курса школьника (УКШ).

    Создание полноценного учебного продукта на расстоянии (дистанции) от субъекта его приложения — студента, позволяет привести его без особой спешки в полное соответствие с государственным образовательным стандартом сегодняшнего дня. Содержание лекций в гипертекстах, изданных полиграфическим способом, или видеолекциях, как в записи, так и в эфире спутникового интерактивного телевидения, равно как супертьютеры для практических занятий по всем предметам в дискетном варианте для персональных компьютеров, имеют возможность постоянной коррекции соответствия государственному образовательному стандарту и требованиям Министерства образования России.

    Интересен анализ системы высшего образования Республики Татарстан.

    В Татарстане развиваются внебюджетные вузы, их в Республике уже тридцать три. Из них два филиала и пять представительств Современного гуманитарного института (СГИ). Казанский филиал СГИ занимает прочные позиции в системе внебюджетных высших учебных заведений и составляет достойную конкуренцию ряду государственных вузов: патриарху российских университетов — Казанскому университету, Юридическому, Финансово-экономическому институтам и т.д. Наличие четырех аккредитованных специальностей, магистратуры, аспирантуры, зарубежной учебной практики, двойной аккредитации, включая Британскую, позволяет Казанскому филиалу СГИ (КФ СГИ) с уверенностью смотреть в завтрашний день.

    За неполные три года существования СГИ принял на четыре своих факультета свыше пятисот студентов очной и заочной форм обучения. И это в условиях жесточайшей конкуренции почти двадцати вузов Казани. В плане развития Казанского филиала СГИ стоит еще целый ряд городов и крупных населенных пунктов Татарстана, а также два представительства закрытого типа для системы Управления исполнения наказаний Татарстана. Стратегия развития региональной сети СГИ полностью базируется, а точнее стала возможной только благодаря дистанционной технологии образовательного процесса. Удаленные от столичного вузовского центра, густонаселенные районы республики раньше не имели иной перспективы удовлетворения потребности молодежи в высшем образовании, как поступление в казанские вузы. Да и это, кстати, не решало проблем местных администраций в пополнении специалистами с высшим образованием. Единицы из десятков и сотен молодых специалистов не возвращались из города домой в сельскохозяйственные районы. Проблема закрепления кадров на местах может эффективно решаться через дистанционную технологию высшего образования.

    На местах же с дистанционной технологией образования решается ряд проблем — не только получения самого образования, но и создания рабочих мест для педагогов-тьютеров. То же планируется и для офицеров-воспитателей УИН с педагогическим стажем, выходящих в отставку по выслуге лет. Опережающее обучение на гражданскую специальность педагога-тьютера закрытого представительства дистанционного образования СГИ — это программа социальной адаптации военнослужащих, уходящих в отставку из системы исполнения наказания и МВД. Для самого же спецконтингента (осужденных, отбывающих наказание) дистанционная технология высшего образования практически единственный путь последующей социальной адаптации и получения профессий управленческого уровня. Программа «Образование против криминализации общества» будет запущена в системе УИН Татарстана в 2000—2001 учебном году.

    *   *   *

    В заключение следует сказать, что рынок образовательных услуг для вузов, специализирующихся на дистанционной технологии образования, оказался несоизмеримо шире, чем у вузов с традиционной технологией, а студенты, если их квалифицировать сухим юридическим языком, как потребители оказались полностью защищены гарантированным качеством учебного продукта в рамках Закона «О защите прав потребителей», Закона «Об образовании», Закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».



    404 Not Found

    Not Found

    The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.

    <%you_hit(32);%>    TopList         




    [ СОДЕРЖАНИЕ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]