Обозреватель - Observer 
Экономика 

МЕТАЛЛУРГИЮ
РОССИИ
необходимо
поддержать
 
С.ВОЛКОВ,
экономист
А.ПОГОДИН,
юрист
 
Наблюдаемый на протяжении ряда лет хронический спад в реальном секторе экономики заставляет серьезно задуматься о судьбах отечественных товаропроизводителей. Достаточно типичной по своей драматичности является ситуация, сложившаяся в черной металлургии.
 
В последние годы своего существования СССР потреблял в среднем 120 млн. т металлопроката в год. В 1998 г. потребление металлопроката в Российской Федерации составило около 15 млн. т, в то время как только три крупнейших градообразующих предприятия черной металлургии — ОАО «Северсталь», ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» и ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» произвели свыше 21 млн. т металлопродукции.

Растущие трудности со сбытом внутри страны объективно выталкивали производителей черных металлов на внешние рынки, неблагоприятная текущая конъюнктура которых, выражающаяся в падении спроса на металл в мире в целом, больно ударяет по позициям отечественных экспортеров. Разразившийся кризис в Юго-Восточной Азии усугубил их положение. Неприятным «сюрпризом» стали инициированные США, Канадой, Мексикой и некоторыми другими странами антидемпинговые процессы в отношении российских экспортеров черных металлов в 1997—1998 гг. В итоге этих дискриминационных акций еще в большей степени подрываются экспортные возможности наших производителей, перекрываются самые выгодные зарубежные рынки.

В условиях сужения внешних рынков особую актуальность приобретает проблема расширения сбыта российских черных металлов на внутреннем рынке. Однако ее решение упирается в Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1997 г. № 1392 «О признании утратившим силу Указа от 18 августа 1996 г. № 1216 «Об обложении налогом на добавленную стоимость товаров, происходящих с территории Украины и ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации», предусматривающий отмену с 01.02.98 г.
НДС, уплачиваемого при ввозе на территорию России товаров, происходящих с таможенной территории Украины. В результате украинские черные металлы, по качеству уступающие российским, получили конкурентные преимущества на нашем внутреннем рынке, поскольку продаются на 20% дешевле отечественных. Следствием такой ненормальной торговой практики явилось массированное вытеснение отечественного металла украинским с российского внутреннего рынка. Так, до 17 августа 1998 г. 70% московского рынка металлопродукции занимали украинские товары.

 Падение объемов производства и реализации продукции отечественной черной металлургии имеет далеко идущие негативные последствия, причем не ограничивающиеся данной отраслью и территориями, где расположены металлургические предприятия. В связи с вынужденной необходимостью сокращения производства, увеличением задержек выплаты заработной платы и сокращением численности работающих, социально-экономическая обстановка в центрах черной металлургии постоянно обостряется. Кроме того, три указанных металлургических предприятия обеспечивают заказами градообразующие предприятия в различных регионах Российской Федерации:

Таким образом, роль и место этих металлургических предприятий позволяют отнести их к регионообразующим, из чего следует, что сокращение объемов производства на этих предприятиях и тем более их остановка неминуемо приведут к тяжелейшим экономическим, а возможно, и социально-политическим последствиям по всей цепочке связанных в едином воспроизводственном процессе предприятий и субъектов Федерации. Последнее обстоятельство имеет особо важное значение на фоне усиливающегося экономического сепаратизма регионов. Разрыв или ослабление традиционных хозяйственных связей между ними создает благоприятную почву для центробежных тенденций в рамках Федерации, угрожает экономической безопасности страны.

 В целях защиты отечественных производителей черных металлов необходимо незамедлительное принятие закона, позволяющего им достойно выдерживать равную конкурентную борьбу с иностранными товаропроизводителями на российском внутреннем рынке, а также введение комплекса мер таможенно-тарифного регулирования импорта металлопродукции из-за рубежа.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]