Обозреватель - Observer 
Внешняя политика 

А.Осипов,
доктор исторических наук, профессор
 
САУДОВСКАЯ
АРАВИЯ:
Страна
экономических
чудес
 (Продолжение. Начало см. № 2, 1999 г.)
 
При упоминании о Саудовской Аравии у неискушенного в хитросплетениях мировой политики и экономики читателя нередко возникает подернутый пряным флером сказок «Тысячи и одной ночи» образ фантастически богатого государства, не обремененного в отличие от большинства развивающихся стран грузом проблем, бременем долгов и чередой кризисов. Не без стараний мировых СМИ, как правило, не очень утруждающих себя кропотливым и глубоким анализом фактов, событий и их причинно-следственных связей, за коренными жителями королевства закрепился весьма далекий от действительности образ эксцентричных прожигателей жизни, порой не знающих как употребить свои несметные «нефтедоллары». В последнее время обладающие нефтяными запасами страны СНГ, прежде всего среднеазиатского ареала, все чаще видят в Саудовской Аравии ориентир и эталон для своего самостоятельного развития и превращения в «нефтяной рай». Однако при более внимательном и взвешенном рассмотрении картина становится более прозаической, а главное — реальной.

Общеизвестно, что, благодаря бурному росту нефтяных доходов в 60—70-х гг. и их рациональному использованию, королевство смогло сделать, без преувеличения, гигантский скачок в своем развитии, перейдя от отсталого, полуфеодального состояния в разряд динамично развивающихся стран. В условиях возникшей на время вновь в середине 90-х годов повышательной тенденции в динамике цен на нефть лишь за два года (1994—1996 гг.) темпы роста ВВП Саудовской Аравии возросли с 1,7 до 8,6%. В 1997 г. он составил около 136 млрд. долл.

Занимая площадь, равную территории Западной Европы, имея 25% мировых разведанных запасов нефти, Саудовская Аравия обладает на сегодня самой развитой среди арабских стран экономикой, дает 1/4 их совокупного ВНП, 1/3 межарабского экспорта, 3/4 нефтехимической продукции и осуществляет более половины внутрирегиональных перевозок.

В 1995 г. Саудовская Аравия завершила выплату внешних долгов. Ожидается, что к 2000 г. страна полностью избавится от бюджетного дефицита, составлявшего в 1997 г. около 4,5 млрд. долл.

Если в 1970 г. (первый год первой пятилетки) в стране работало 199 предприятий, то к 1998 г. их число перевалило за 2,5 тыс. (из них мелких и средних всего 9%). В индустриальном секторе в 1998 г. было занято более 240 тыс. рабочих и служащих. Капиталовложения в промышленность за годы пятилеток увеличились с 743 млн. до 50,8 млрд. долл. (из них половина приходилась на смешанные, саудо-иностранные инвестиции).

Значительный упор делается на развитие импортзамещающих отраслей, ослабляющих нефтедобывающую специализацию королевства. К концу 1996 г. доля промышленности в ВВП (без нефтяных отраслей) достигла 13%. Стоимость годовой промышленной продукции оценивалась в 25 млрд. долл., четвертая часть которой экспортировалась. Общий объем промышленного экспорта КСА за период с 1984 по 1998 г. возрос более чем в 20 раз, превысив 6 млрд. долл. (2/3 из них пришлись на продукты нефтехимии). К началу 1998 г. саудовская продукция вывозилась в 90 стран мира.

Благодаря обильным инвестициям, госсубсидиям, кредитам (за 1964—1995 гг. они превысили 7 млрд. долл.) и бесплатной раздаче земли крестьянам, площадь сельхозугодий, несмотря на трудные условия климатической зоны пустынь, за период с 1975 по 1998 г. увеличилась со 150 тыс. до более, чем 1,6 млн. га. К 90-м годам королевство добилось самообеспеченности основными продуктами питания, часть из которых экспортируется. Производство такого стратегического товара, как пшеница, с 1970 по 1997 гг. возросло с 23 тыс. до 4,7 млн. т, перекрыв внутренние потребности. В 1996 г. сельское хозяйство давало более 11% ВВП (без нефти).

При наращивании сельскохозяйственного производства были допущены перегибы в использовании для орошения грунтовых вод. По решению правительства, расходование подземных водных ресурсов было резко ограничено и сократилось с 7 млн. в 1992 г. до 1,8 млн. куб. м в 1996 г. В рамках политики сохранения водных запасов был взят курс на ограничение производства требующих интенсивного полива сельхозпродуктов потребностями внутреннего потребления. В результате производство пшеницы снизилось с рекордного урожая в 4,7 млн. в 1992 г. до 1,5 млн. т в 1998 г., ячменя — с 2 млн. в 1994 г. до 484 тыс. т в 1996 г.

Королевство является крупнейшим в мире про-изводителем (30%) опресненной воды. Мощность 25 опреснительных станций за период 1970—1997 г. возросла почти в 10 раз, достигнув производительности 1,5 млрд. куб. м в сутки. Для сбора воды из природных источников сооружено 200 плотин стоимостью 1 млрд. долл. С привлечением американских и других зарубежных специалистов ведутся исследования по использованию для ирригации и полива морской воды.

Ускоренное экономическое развитие государства было бы невозможным без создания современной транспортной и коммуникационной, а также энергетической инфраструктуры.

Ко времени окончательного территориального оформления королевства к началу 30-х годов в обширной по площади стране практически не существовало автомобильных дорог, которые заменяли караванные верблюжьи тропы. Путешествие по ним с запада на восток, от побережья Красного моря до Персидского залива (ок. 1320 км) занимало около месяца.

В 1933 г. в королевстве начала действовать американская монополия АРАМКО, которая для нужд нефтеразведки и доставки тяжелого промышленного оборудования к началу 70-х годов проложила 1250 км дорог с твердым покрытием и 600 км — с грунтовым. Эти дороги и положили начало современной транспортной сети Саудовской Аравии. Протяженность сети асфальтированных и бетонных автодорог и скоростных автомагистралей превысила 42 тыс. км. В стране действует 25 аэродромов, созданы современные системы телефонной (св. 2 млн. линий) и спутниковой связи. По данным Программ развития ООН, производство электроэнергии в КСА с 1990 по 1995 г. возросло в 5,2 раза.

В 30-х годах американцы подарили королю Ибн Сауду первый самолет Дуглас и послали на год обслуживающий его экипаж для того, чтобы «Его Величество смог с высоты обозреть свои необъятные владения». Король на самолете никогда не летал, но тот первый Дуглас положил начало компании «Саудия», которая с течением времени превратилась в одного из крупнейших в регионе и в мире авиаперевозчика.
Формирование экономической и транспортной инфраструктуры послужило стимулом для урбанизации королевства. За последние сорок лет его столица — город Эр-Рияд — превратилась из захудалого селения с 35 тыс. населения и одной начальной школой в суперсовременный мегаполис, в котором проживает, по различным оценкам, свыше 3 млн. чел.

За последние 25 лет площадь города достигла 1,6 тыс. кв. км, а протяженность его асфальтированных и бетонированных проспектов, улиц и путепроводов перевалила за 6,5 тыс. км. На их сооружение было израсходовано почти 2 млрд. долл.

За годы «нефтяного бума» серьезные сдвиги произошли и в базовых звеньях социальной структуры саудовского общества, выразившиеся прежде всего в формировании прослойки крупных современно образованных и располагающих большими средствами технократов-предпринимателей. К концу 90-х годов из 185 тыс. миллиардеров и миллионеров зоны Персидского залива 78 тыс. были саудовцами. По данным аме-риканского журнала «Форбс», 5 саудовских миллиардеров из 7 арабских вошли в 1998 г. в список крупнейших предпринимателей мира, а один из них — принц Валид бен Таляль — в их первую десятку.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]