Обозреватель - Observer |
Внешняя политика
|
Н.БИНДЮКОВ ,
член Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками, член Парламентского собрания Союза Белоруссии и России, член Комитета парламентского cотрудничества Россия — Европейский Союз |
|
В целом внутриполитическая ситуация в Республике Белоруссия остается
стабильной. Несмотря на социальные трудности и серьезные проблемы в отношениях
с западными странами, власти достаточно уверенно контролируют обстановку
в стране. Влияние оппозиции остается ограниченным. Ее попытки консолидировать
свои ряды на платформе противопоставления национальных интересов союзу
с Россией успехов не имеют. Линия президента А.Лукашенко на укрепление
российско-белорусских связей пользуется поддержкой подавляющей части белорусов.
В настоящее время в Белоруссии насчитывается более тридцати политических партий и общественно-политических объединений, небольшая часть из которых стоит в оппозиции к властям, однако большинство поддерживает президента или занимает нейтральную позицию. Социологические опросы, проведенные в октябре 1997 г., в том числе и независимыми институтами, показали, что А.Лукашенко по-прежнему остается политиком номер один. В случае президентских выборов сегодня за него проголосовали бы 41,2% опрошенных, на втором месте — С.Шушкевич (5,1%), на третьем — З.Поздняк (2,8%). С подписанием Договора и Устава Союза Белоруссии и России президент А.Лукашенко значительно укрепил свои позиции. Объективности ради следует сказать, что принимаемые им меры по обеспечению политической стабильности сопровождаются заметным усилением авторитарного стиля в руководстве, некоторым ослаблением демократических элементов в деятельности властных органов. С целью достижения общественного согласия и выхода из международной изоляции президент А.Лукашенко инициировал диалог с оппозицией с участием представителей Евросоюза. Реакция оппозиции была деструктивной и содержала неприемлемые требования возврата к ситуации до ноября 1996 г., что предусматривало аннулирование результатов референдума, восстановление прежней Конституции и распущенного Верховного Совета. Во многом с подачи оппозиции Совмин Евросоюза принял 15 сентября 1997 г. решение о свертывании связей странами и органами ЕС с Белоруссией. В результате оказался замороженным и диалог с оппозицией. Таким образом, политическую ситуацию в Белоруссии можно оценить как непростую, но и не следует драматизировать ее, понимая, что многие сложные моменты жизни сегодняшней Белоруссии связаны с объективными обстоятельствами переходного периода, процессами развития демократии. В мире по-разному относятся к конституционной реформе в ноябре 1996 г., к нынешнему белорусскому парламенту. Однако при всех «за» и «против» было бы недемократично закрывать глаза на то, что решения по этим вопросам были приняты по воле белорусского народа, выраженной на референдуме, который отличался высокой активностью избирателей (свыше 84%). Вопросы, поставленные президентом, в том числе об изменениях и дополнениях Конституции, получили полную поддержку более 70% участвовавших в голосовании. Это дает право руководству республики заявлять о легитимности принятых в результате народного волеизъявления решений. В настоящее время в Белоруссии отсутствуют этнические и религиозные конфликты, нет политических заключенных, отсутствуют территориальные претензии к соседям, ведется реформирование национального законодательства, в том числе в области борьбы с терроризмом, наркобизнесом, организованной преступностью и коррупцией. Белоруссия присоединилась практически ко всем международным соглашениям в области прав человека, включая Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах. Руководство Белоруссии демонстрирует приверженность курсу на демократичес кие преобразования во всех сферах общества. Сегодня, к сожалению, по-прежнему приходится слышать старые аргументы против полно-правного участия Республики Белорусссия в структурах Большой Европы. Минск обвиняют в медленном продвижении по пути экономических реформ, в централизации исполнительной власти и введении жесткого президентского правления, в оказании этой властью постоянного нажима на законодатель ные и исполнительные органы, а также СМИ, наконец, в создании Союза Белоруссии с Россией в ущерб национальной независимости. Оценивая ситуацию в Белоруссии как «неблагополучную», Евросоюз прибегает к двойным стандартам. Ведь, например, Латвия и Эстония, где положение национальных меньшинств у объективных наблюдателей не может не вызывать тревоги, в докладе КЕС «Повестка дня 2000» получили «сертификаты политической благонадежности». В Белоруссии даже по оценкам независимых экспертов наметился экономический подъем, а реформы проводятся с упором на поддержание социального баланса. По темпам экономических реформ Белоруссия действительно отстает от России и многих стран Центральной и Восточной Европы, но по большинству параметров идет вровень, а по мнению американской организации «Херитидж фаундейшн», даже опережает Украину, уже ставшую членом СЕ. Ныне 34% всего производства в Белоруссии приходится на негосударственный сектор. За десять месяцев 1997 г. ВВП страны вырос на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, инвестиции в основной капитал выросли за это время на 24,3%. В рамках Союза Белоруссии и России принята программа синхронизации экономичес ких реформ, выполнение которой уже начато. Что касается тезиса о централизации президент ской власти, то в большей или меньшей степени она также наблюдается во многих государствах СНГ, включая Россию. Президент Белоруссии объясняет такое положение как вынужденное, связанное с переходным периодом. Требования аннулировать результаты референдума 1996 г., восстановить Верховный Совет 13-го созыва и прежнюю Конституцию заключают в себе значительную долю инерции действий. В них больше эмоций, чем здравого смысла. Они не учитывают политических реалий. Ведь, по сути, белорусов призывают публично отречься от результатов общенационального референдума, восстановить Конституцию, носившую противоречивый характер и послужившую основой для противостояния ветвей власти в 1996 г. Такой поворот таит в себе реальную угрозу дестабилизации обстановки в республике, возникновения очагов напряженности в Восточной Европе. Ни России, ни Европе в целом этого не надо. Что же касается условий для деятельности конструктивной оппозиции, то здесь необходимы встречные шаги. Президент А.Лукашенко демонстрирует готовность к диалогу с оппозицией, в том числе при участии Евросоюза. Ответ сейчас за оппозицией. По всему видно, что начало такого диалога способствовало бы развитию демократических процессов в Белоруссии. Надуманно звучит тезис о том, что, заключив Договор о Сообществе, а затем Договор о Союзе с Россией, Белоруссия якобы утратила свой суверенитет. Те кто его продвигает, видимо, не знаком ни с этими документами, ни с Уставом Союза, где четко зафиксировано, что интеграция двух государств не содержит в себе угроз или вызовов суверенитету и независимос ти каждого из них. Подписанные в апреле—мае 1997 г. российско-белорусские интеграционные документы составлены на основе общепризнан ных международных норм. С учетом глубоких интеграционных процессов, происходящих в Европе и других регионах, такой подход к Союзу Белорусси и и России несет на себе печать двойных стандартов. В Уставе этой организации записано, что одной из ее целей является превращение ценностей демократии, включая права человека и свободу слова, в достояние Союза. |
|