Обозреватель - Observer |
Внутренняя политика
|
РУССКАЯ ЭМИГРАЦИЯ: В.КУЛИШ, ведущий специалист Центра международных и стратегических исследований «РАУ-Университет» |
Как известно, одной из наиболее сложных и трудноразре шимых проблем
в русской истории была, есть и остается эмиграция. Несмотря на кажущиеся
простоту и закономерность ее как общественного явления (каждому человеку
ведь дано право свободно выбирать место своего проживания), эмиграция нередко
становится заложницей тех или иных процессов политического, экономического,
духовного или иного характера, теряя при этом свою простоту и самостоятель
ность. Это особенно наглядно видно на примере нынешнего столетия русской
истории. Великая Октябрьская социалистическая революция, последовавшие
за ней гражданская война и реконструк ция системы росийского общества не
только стимулировали процесс русской эмиграции, но и наложили на него свой
неизглади мый отпечаток, придав ему политизированный характер. Так, впервые
в истории появилось понятие "белая эмиграция", имевшее четко выраженную
идеологическую направленность. При этом игнорировался тот факт, что из
4,5 млн. русских, вольно или невольно оказавшихся за рубежом, лишь около
150 тыс. включились в так называемую антисоветскую деятельность. Но клеймо,
поставленное в то время на эмигрантах — "враги народа", еще долгие годы
оставалось для всех них общим. То же можно сказать и о 1,5 млн. русских
(не считая граждан других националь ностей), оказавшихся за рубежом в годы
Великой Отечественной войны. Были, конечно, среди них и пособники фашистских
оккупантов, и дезертиры, бежавшие за рубеж, спасаясь от справедливо го
возмездия, и иного рода отщепенцы, но основу-то все-таки составляли лица,
томившиеся в немецких концлагерях и вывезенные в Германию в качестве бесплатной
трудовой силы. Но слово — "предатели" — было для всех них единым.
Последовавшие затем разоблачения культа личности Сталина и период "хрущевской оттепели" внесли существенные коррективы в эту историческую неточность. Однако, к сожалению, это длилось недолго. С началом периода "холодной войны" и обострением обстановки на идеологичес ком фронте под влиянием различных факторов, (в первую очередь — политического характера) изменилось и отношение к проблеме эмиграции. Эмигранта ми нередко стали называться люди, насильственно выдворявши еся из СССР за так называемую "антисоветскую деятельность" (в то время их принято было называть "отщепенцами"). Это автоматически стало относиться и к другим русским, оказавшимся в те годы по различным причинам за рубежом и названным впоследствии не без злого умысла "третьей эмиграцией". Для тех, кто давал эти определения, неважно было, что более половины из них (не говоря уже о их женах, детях и т.п.) никогда никакого отношения не имели и не имеют к антисовет -ской деятельности. Это ли не есть наглядное подтверждение того, к чему ведет политизация процесса эмиграции и в чем ее неоспоримая опасность. Начавшаяся с конца 80-х годов эпоха перестройки и реорганизации российского общества открыла новый путь в решении проблемы русской эмиграции. Гражданам России было впервые в истории предоставлено право свободного выезда за рубеж по различным каналам. Были также пересмотрены прежние оценки русской эмиграции. Вместе с тем наряду с положительными моментами в данном направлении появились и некоторые новые проблемы в деле эмиграции. Во-первых , ни МИД, ни МВД, ни ФСБ, ни другие заинтересован ные министерства и ведомства Российской Федерации, не говоря уже об общественном сознании, не были по-настоящему готовы к такому повороту событий. Во-вторых , люди, выехавшие за рубеж, оказались предоставлены сами себе со всеми вытекающи ми отсюда последствиями. Кое-кто сумел выжить и адаптировать ся к западной действительности, кое-кто занялся преступным бизнесом, создав так называемую "русскую мафию". Но большая часть этих людей влачит нищен-ское существование и борется за свое нравственное выживание. В-третьих , с распадом СССР и образованием ряда независимых государств свыше 15 млн. граждан России неожиданно оказались за рубежом и составили "ближнюю эмиграцию". В одном случае — это носит весьма условный характер (в Белоруссии, например), в другом — умеренно-на ционалистический (на Украине), в третьем — враждебный (в государствах Прибалтики). И снова мы оказались неподготовленными к такого рода событию. Значительная часть наших соотечествен ников стали вдруг пасынками для родного государства, так как всерьез ими никто до сих пор не занимается. Прогнозируя будущее российской эмиграции, можно с достаточной определенностью констатировать тот факт, что процесс этот будет идти и дальше, приобретая все новые черты и формы. Например, в ближайшее время может появиться новая "массовая эмиграция", то есть выезд за рубеж целых групп населения или даже народов (наподобие "еврейской эмиграции"). Не исключена также возможность проявления и "обратной эмиграции" — возвращения в Россию лиц, ранее выехавших из СССР и не нашедших себя на Западе. Возможно обострение проблемы с "ближней эмиграцией" , к чему также необходимо заблаговре менно готовиться (пример с Крымом последнее тому подтверждение). С учетом изложенного представляется целесообразным принять некоторые меры для решения вышеуказанных проблем, а именно:
Важную роль в реализации этой программы могло бы сыграть Всероссийское обществен но-политическое движение "Духовное наследие", способное объединить все силы, участвующие в данном процессе. Одним из путей его деятельности должно стать создание за рубежом, в странах, где проживает значительное количество русских эмигрантов (США, Франция, Германия и др.) отделений движения "Духовное наследие", призванных организовать и осуществлять соответствующую работу.
|
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(58);%>
|