Обозреватель - Observer |
Экономика
|
В.ТИХОНОВ, депутат Государственной Думы РФ |
В апреле 1997 г., подводя итоги Всероссийской акции протеста, Государственная
Дума приняла постановление, в котором четко определила, что единственным
выходом из нынешнего развала является смена курса социально-экономических
преобразований. Бюджетом-98 Правительство однозначно дает понять, что делать
этого не будет. Высшим авторитетом для него по-прежнему остаются не интересы
Родины, а требования МВФ. Абсолютно права «Независимая газета» за 19 декабря
1997 г., которая в статье «Правительство холопов» предложила называть вещи
своими именами. В условиях нынешнего режима «речь, по существу, идет
о внешнем управлении по крайней мере экономикой нашей страны. Так управляют
банкротами, но это уже не игрушки. Это даже не политика. Это больше, чем
политика — это судьба страны, судьба нации».
Правительство добровольно открыло страну Международно му Валютному Фонду, который затаскивает слабые страны в долговую яму, затягивает петлю, а потом выколачивает денег в пять раз больше, чем было дано в долг. Нас заставляют приватизи ровать всю национальную собственность, а затем за бесценок скупают акции разоренных предприятий. Должникам вроде Боливии деваться было некуда, но Россия эту программу принимать не имела права, как не принял ее, например, Китай. Уже к концу 80-х годов было точно известно, что применение программы МВФ привело к экономической катастрофе в Латинской Америке и в Африке. Этого избежали страны Юго-Восточной Азии, которые не пустили к себе МВФ. Знали ли об этом наши правители? Знали. Вплоть до того, что их предупреждали такие крупные политики, как Вилли Брандт и Жискар д'Эстен. Не захотели прислушаться. Не захотели даже тогда, когда Международный трибунал в Мадриде вынес приговор, что «Программы стабилизации Международного Валютного Фонда, примененные им в ряде стран, включая Россию, есть целенаправленное убийство людей посредством навязывания обманным путем договоров, и эту политику следует расценивать как следствие преступления, а не ошибки потому, что программы МВФ внедряются во все новых странах несмотря на доказанность их разрушитель ных последствий». Программа макроэкономи ческой стабилизации МВФ уже способствовала разрушению нашей экономики до такой степени, что сегодня уже нельзя вести речь ни о какой: ни о рыночной, ни о нерыночной экономике. Нынешний курс реформ с абсолютной неотвратимостью ведет к параличу, коллапсу всякой экономической деятельности в стране, к полной остановке всего производства, кроме самого примитивного, а значит, к экономической смерти, явлению, которого еще не наблюдала история. Бюджетом-98 правительство открытым текстом говорит народу: «Голодайте». Не будет Вам ни науки, ни образования, ни медицинской помощи, ни культуры. Не нужны стране ни промышлен ность, ни сельское хозяйство, ни национальная оборона. Не нужны ни старики, ни дети. Но стоит ли удивляться этому, если параметры бюджета при нынешнем состоянии экономики и благодаря проводимому курсу реформ обеспечивают потребности бюджетной сферы едва на 10—30%. Если самой крупной расходной статьей бюджета становится обслуживание государственного долга — 124 млрд. деноминированных рублей. Далеко не случайными были попытки правительства провести через Думу пакет социальных законов, налоговый кодекс, распродажу земли. Их решение о проведении жилищно-коммуналь ной реформы, деноминации — это все попытки за счет дальнейшего обирания нищего народа заткнуть дыры в Бюджете-98. Проводимыми реформами за 6 лет ограбили основную массу россиян, а восстанавливать вклады предполагают в течение 300 лет. При этом нас пытаются убедить в том, что 70 лет советской власти все жили плохо. Если все жили плохо, то откуда взялись миллиардные и триллионные состояния у нашей правящей элиты в условиях, когда спад производства к уровню 90-го года превысил 60%? Это ли не цинизм нынешней власти? Поистине крылатые слова сказал вице-премьер правительства О.Сысуев, выступая перед элитой отечественного бизнеса: «Многое из того, что мы предлагаем — это гадости для народа». При этом нам постоянно твердят о какой-то стабилизации, точках роста, хотя все это уже напоминает покойника, когда тело холодное, а волосы и ногти еще растут. Депутаты Госдумы, работавшие в составе трехсторонней комиссии, в рамках навязанного им курса действительно сделали все возможное. И не их вина, если правительство, на словах ратуя за наполнение доходной части бюджета, на конкурсе в Геленджике и Москве продает право пользования шельфом Каспийского моря с запасами нефти в 600 млн. т за 1,5 млн. долл., хотя имело возможность получить в сотни раз больше. Не их вина, если в условиях финансово го кризиса на фондовых рынках правительство собирается за бесценок распродать Роснефть с запасами нефти 2,5 млрд. т, другие «лакомые» куски государственной собственности. При отказе со стороны правительства скорректировать экономическую политику у нас есть все основания считать, что при принятии Бюджета-98 и в 1998 г. повторится ситуация 1997 г., когда правительство, проигнориро вав собственные обязательства, оказалось не в силах преодолеть экономический спад, а исполнение даже с учетом произвольно проведенного секвестра оказалось сорванным. Никакие меры по ужесточению налоговой дисциплины не способны кардинально изменить ситуацию со сбором налогов, если при этом не начнется восстановление производства в реальном секторе экономики: в легкой промышленности, машиностроении, сельском хозяйстве, военно-промышленном комплексе. В рамках проводимой макроэкономической политики с умерших предприятий получить больше не удастся. Для реального экономическо го роста нужны реальные предпосылки. Ничего этого в проекте бюджета нет. Более того, правительство просто прошляпило кризис на мировых фондовых рынках, в результате чего Россия оказалась втянутой в центральную фазу кризиса по типу «мексиканского синдрома», охватившего с лета этого года Юго-Восточную Азию. Результатом реформ по либеральной модели, провалившейся во всех странах мира, где она применялась, явилось последова тельное уничтожение валового накопления основного капитала. Это привело к такой деформации структуры внутренних цен, что экономика стала невосприимчива к любым инвестициям в производство. Выход из этого типа кризиса требует не упований на помощь иностранных инвесторов, а комплекса мер по оздоровле нию платежного баланса нашей страны, ограничению вывоза потребительского капитала из России и экономическому перерас-пределению его в прямые внутренние инвестиции. Такие меры в рыночном типе экономики всегда затрагивали и будут затрагивать весь комплекс механизмов государственного регулирования денежно-кредит ной политики, отношений собственности, поддержания устойчивого фондового и валютного рынков, таможенных, налоговых тарифов и ценовой политики. Этих мер в проекте бюджета не просматривается. К чему это приведет и как это отразится на людях и экономике в целом? Во-первых , об инвестициях в реальный сектор экономики в ближайшие месяцы можно забыть. В России не начнется экономический подъем. Во-вторых , «отмена» экономического роста приведет к новой волне безработицы, бюджетного кризиса, новых социальных потрясений. Множество банков, скупивших ранее ГКО, попросту разорятся. Частные вкладчики и предприятия потеряют свои деньги. Мы понимаем, что приятно рапортовать о том, что Россию приняли в Лондонский и Парижский клубы. Но это и огромная ответственность, и большое количество финансовых обязательств перед мировым сообществом, которые Россия должна выполнять. И не надо было быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что бум на фондовом рынке России в первом полугодии 1997 г. был совершенно неадекватен состоянию национальной промышлен ности. И это не могло длиться долго. Такого не бывает, чтобы процветал рынок акций тех самых предприятий, которые обросли колоссальными долгами. Неудивительно, что при первых признаках кризиса иностранцы, поспешно допущенные на российский рынок, спешно его покинули. Правитель ство обязано было выработать на этот случай страхующие механизмы. Ничего этого не сделано. Фондовый рынок, не подкрепленный успехами в реальном секторе экономики, должен был рано или поздно рухнуть. Для выживания страны совершенно необходимы серьезные изменения государствен -ной экономической политики. В рамках заявленной в Бюджете-98 экономической политики в 1998 г. следует ожидать дальнейшего продолжения глубокой экономической депрессии и спада, деградации структуры производства, сокращения производственных инвестиций, роста безработицы, обнищания большинства населения. |
|