Обозреватель - Observer 
Экономика 

 
Будет ли поворот к здравому смыслу 
В.ФЕДИНИН, доктор экономических наук
 
 
Руководители Правительства Российской Федерации, многие средства массовой информации не перестают уверять общественность «о наметившихся положительных тенденциях в экономике». Премьер-министр В.Черномырдин, выступая в Госдуме, говорил о «стабилизации экономики», «прекращении спада производства и наметившемся росте», «наступлении благоприят ных условий для развития народного хозяйства». 

Есть ли основания для таких оптимистичес ких утверждений, что за ними стоит, каковы реальные сдвиги в хозяйственных процессах? 

Надо прямо сказать, что экономический анализ не дает никаких оснований для подтвержде ния подобного рода высказываний: никаких положительных сдвигов пока, к сожалению, не видно. Тот же Бюджет-98, который с таким трудом правительство проталкивало через Думу, свидетельствует о том, что негативные тенденции развития экономики будут иметь место и в 1998 г. О каком-либо переломе в экономической ситуации говорить не приходится. Работа тройственной комиссии помогла кое в чем сгладить остроту положения — включить в бюджет финансирование погибающего Севера, дополнительно наскрести в доходную его часть 27,7 трлн. руб., выправить некоторые перекосы в финансировании регионов. 

Но бюджет не решает главных проблем, от которых зависят перемены к лучшему. Стране нужны прежде всего эффективные меры по развитию сферы материального производства, а власти строят политику на подачках западных «доброжелателей». Из внутренних факторов — вся надежда на «улучшение собираемости налогов». Но откуда это «улучшение», если спад производства продолжается, инвестиции все больше и больше сокращаются, более половины предприятий работают в убыток, рентабель ность их упала до 7% (в три раза ниже банков-ских ставок). 

Иногда, правда, пытаются говорить о «прекращении спада производства», опираясь на сомнительные цифры увеличения на 1% выпуска промежуточных изделий негосударственными структурами. И умалчивают при этом, что производство средств производства, особенно в наукоемких и технически сложных отраслях, сокращается, выпуск потребитель ских товаров падает. И это вполне закономерно, поскольку сокращается инвестиционная активность. В 1997 г. объем инвестиций сократился на 9,3%. В 1998 г. прогнозируют сохранить инвестиции на уровне 1997 г., но за счет чего? За счет «роста на 5% непроизводственных инвестиций». И снижения, естествен но, собственно производствен ных инвестиций. К тому же власти делают ставку не на государственные инвестиции (их доля в бюджете составляет всего 5,7%), а на собственные средства предприятий (более 70% всех инвестиций). А откуда же у них деньги, если они сидят и без зарплаты и без оборотных средств, в долгах, как в шелках. Сжимая денежную массу ниже критического уровня, власти оставляют без средств инвестиционный сектор, большинство предприятий. Отсюда неизбежный рост долгов и ненаполняемость бюджета даже в тех скромных размерах, которые обозначены в законе. И это все делается ради одного — побыстрее «интегрировать российскую экономику в мировую». А вернее сказать, побыстрее превратить ее в сырьевой придаток Запада. На днях эмиссары МВФ опять прибыли с ультиматумом Чубайсу — не задерживать поставки стратегических материалов. Таково положение в промышленности. А уж о сельском хозяйстве и речь не идет — около 80% хозяйств «лежат на боку», никаких доходов не имеют, многие из них живых денег не видели уже несколько лет. В результате импортной продовольственной интервенции гибнут целые отрасли. С 1991 г. только за счет диспаритета цен сельское хозяйство потеряло 210 трлн. руб.! Нигде в мире не мыслят развитие сельского хозяйства без дотации государства. А у нас бюджетные ассигнова ния резко сократились и в 1998 г. составят чуть больше 1% бюджетных средств. 

Все это свидетельствует о том, что в новом году заложены условия, которые будут способствовать дальнейшему подавлению отечествен ной экономики, перетоку средств из реального сектора в спекулятивно-финансовый сектор, сокращению финансирования науки, образования социальных проектов. Поразительно, что законодательная власть спокойно взирает, как бесчинствуют на территории Российской Федерации зарубежные авантюристы, сомнительные банки и компании, не вытаскивают на свет отечественных спекулянтов и мародеров. 

По существу у нас идут не реформы, а ускоренный передел собственности, которая концентрируется в руках небольшой кучки лиц, сумевшей заполучить ее, ничего не заплатив государству или заплатив всего 5—10% ее реальной стоимости. Причем «прихватизированные» предприятия в своем большинстве отдачи не дают, бюджетные обязательства не выполняют, растет их просроченная задолженность. В этих условиях государство начинает выставлять на рынок более важные в стратегическом отношении объекты по бросовым ценам и допускает к инвестиционным конкурсам иностранных собственников с гигантскими по сравнению с российскими финансовыми ресурсами или, наоборот, компании, не включенные на Западе в соответствующие реестры и обладающие очень небольшими уставными капиталами. И все чаще и чаще собственниками наших крупнейших предприятий становятся иностранцы. 

На 1998 г. запланировано продолжение ситуации «денежной засухи». А это значит, что будет продолжаться кризис просроченной задолженности, банкротство предприятий, сокращение поступлений в консолидированный бюджет. Для того чтобы ускорить переход предприятий из рук в руки, с 1 января 1998 г. предполагает ся отменить взаимозачет, что умножит ряды банкротов. Пробивается закон о купле и продаже земли. А с ним и дальнейший разгул спекуляции. 

Лондонская фирма «Контрол Рискс», оценивающая инвестиционный климат в разных странах, рассчитала среди многих факторов и такой, как «рейтинг взяточничества». Так вот, по ее данным, Россия по этому показателю делит первое и второе места с Нигерией! Она обошла даже Колумбию. О каких же «благоприятных условиях» может идти речь? 

Известно, что Китай ежегодно получает более 40 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций. Социалистический Вьетнам менее чем за три года получил 33 млрд. долл. А Россия за все годы «реформ» 7 млрд. долл. — чуть больше одного млрд. в год. Причем и этот миллиард не пошел на строительство заводов, нефтяных вышек или сельхозмашин, а нашел пристанище в спекулятивно-биржевых операциях московского капитала. Очевидно, для него привлекательнее рынок ценных бумаг, чем рынок производственного назначения. Скупаются по дешевке ценные бумаги российских компаний, а в отчетах нам преподносят как вложения в инвестиции. 

Сокращение инвестиций, рост государствен ного долга и общих объемов расходов на его обслуживание, рост удельного веса расходов на государственное управление и судебную власть, дальнейшее перераспределение доходов в пользу предпринимателей и снижение жизненного уровня трудящихся масс никак не может свидетельствовать об оздоровлении экономики. 

Соотношение средней заработной платы 10% наиболее высоко оплачиваемых и 10% наименее обеспеченных достигло уже 24 раза! 

На долю 10% наиболее обеспеченного населения приходится 32,3% доходов, а на долю менее обеспеченных всего 2,6%! Это уже запредельное соотношение. 

Обстановка требует смены курса, смены экономической политики. Без значительного увеличения государственных инвестиций, без регулирования цен, без четкой и сбалансированной стратегии — где были бы ясно видны приоритеты развития, реальная программа восстановле ния социальных завоеваний, поддержки всех форм собственности и хозяйствования — преодолеть тяжелейший кризис невозможно. 





   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]