Обозреватель - Observer 
Экономика 

 
foto 

Б.ЗАМАРАЕВ 
кандидат экономических наук 

ЭКОНОМИКА:  
ПРИЗНАКИ  ОЖИВЛЕНИЯ ... 
По многим показателям, начиная с 1990 г., 1997 г. в России пока наилучший. Инфляция снизилась до 11% за год, то есть она устойчиво контролировалась на уровне менее 1% в месяц. Реальный обменный курс рубля был стабилен по отношению к доллару. По итогам года объем золотовалютных резервов страны по существу остался на уровне предыдущего года, несмотря на то что для поддержания стабильности национальной валюты Центральный Банк России был вынужден в ноябре 1997 г. потратить 6,3 млрд. долл. Даже бури на фондовых и валютных рынках Юго-Восточной Азии, вызвавшие финансовые потрясения во всем мире, не привели к катастрофическим последствиям для российской экономики, хотя она весьма остро ощутила на себе негативное влияние азиатского кризиса. И наконец, в прошлом году впервые зафиксировано прекращение падения производства. Несомненно, сдвиги к улучшению экономической ситуации есть, тенденции к оздоровлению проявились. Тем не менее говорить о переходе к устойчивому и количественно значимому экономическому росту в оставшиеся до конца нынешнего столетия годы представляется пока преждевременным. Почти достигнув пределов своего падения, российская экономика не сулит в ближайшее время ни экономического бума, ни возобновления нескончаемого спада.
 
Падение производства приостановилось  

В 1997 г., наконец, было зарегистрировано прекращение спада производства. На части предприятий наметилось улучшение экономическо го состояния. Во многих комментариях по этому поводу утверждается, что это начало мощного подъема российской экономики. Представляется, что это далеко не так и текущая экономическая ситуация по итогам прошлого и начала 1998 г. весьма противоречива и неоднозначна. 

Позитивные макроэкономические результаты регистрируются не по всем отраслям и секторам народного хозяйства. По сравнению с 1996 г. в 1997 г. уровень ВВП увеличился на 0,4%, а промышленного производства на 1,9%. Значитель но возросли объемы предоставления услуг связи. В то же время на этом положительном фоне производство в строительстве и грузооборот на транспорте продолжали сокращаться (табл. 1)
 

Таблица 1
В хозяйственной деятельности страны продолжались тенденции, закрепляющие модель экономического развития, основанного на экспорте топливно-энергетических ресурсов и импорте машин, оборудования и продоволь ствия. Как и в предыдущие годы, добывающая промышлен ность росла быстрее, чем обрабатывающая. При росте физического объема произведен ной продукции в целом по промышленности в январе—но ябре 1997 г. по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года на 1,7% выпуск в добывающей возрос на 2,7%, в то время как в обрабатывающей только на 1,6%. Сохранение структуры экономики, утяжеленной ТЭК, другими сырьевыми и добывающими отраслями, характеризует и более высокий темп роста производства промежуточной продукции по сравнению с динамикой выпуска инвестици онных и потребительских товаров (табл. 2)
 
Таблица 2
Противоречивую и неоднозначную картину фиксируют итоги года в промышленности. При этом следует учитывать, что только за счет промышлен ности в целом динамика ВВП вышла на положитель ные значения. Одним из важных факторов сохранения устойчиво низкой инфляции в конце 1997 г. явилось уменьшение тарифов на грузоперевозки в сентябре и октябре, что повлекло за собой замедление роста цен в других секторах. Но главной причиной невысоких темпов роста цен производителей остается низкий платежеспособ ный спрос предриятий и высокая доля неденежных расчетов в товарообмене. 

Промышленное наследие прошлого, природные богатства регионов, беспрецедентный спад в предшествующие годы — это основа очагового роста конкурентоспособных производств, руководители которых сумели восстановить старые и создать новые производственно-технологические цепочки, найти свою нишу на рынке товаров и услуг с учетом существующего платежеспособного спроса. Но положительная динамика одних секторов наблюдается на фоне продолжающегося кризиса и падения выпуска продукции в таких ключевых отраслях промышленности, как легкая, пищевая и стройиндустрия (табл. 3)
 

Таблица 3
Особо ярко разнонаправленную динамику производства, характеризующую отдельное очаговое, точечное улучшение экономической ситуации в промышленности можно наблюдать на примере машиностроения и металлообработки. В прошлом году выпуск по машиностроению в целом увеличился за счет автомобильной промышленности, приборостроения и промышленности средств связи. При этом производство автомобилей выросло благодаря установлению практически запретитель ных таможенных пошлин. Но коренного экономического оздоровления внутри отрасли не произошло. В остальных отраслях, как и прежде, спад не преодолен. В инвестиционном машиностроении, оживление и рост которого является предвестни ком общеэкономического подъема, кризис продолжается с не меньшей интенсивностью, чем в предшествующие годы (табл. 4)
 
Таблица 4
О том, что регистрируемый общепромышленный прирост производства характери зует не фронтальное оживление после затяжного и глубокого кризиса и не начало экономического роста, говорит и невысокая степень использования наличного производственного аппарата. Так, средний уровень загрузки производственных мощностей базовых предприятий промышленности достигает только 41%, соответственно по отдельным отраслям он еще ниже (табл. 5)
 
Таблица 5
При этом надо учитывать весьма высокий уровень накопленного морального и физического износа оборудова ния. Старение основных производствен ных фондов представляет серьезное препятствие к возобновлению экономического роста, учитывая, что значитель ная часть даже относительно новых производственных средств и оборудования по мировым меркам является устаревшей с технологической точки зрения. Поэтому низкие номинальные уровни использования производственных мощностей не являются тем резервом, который позволит быстро и эффективно нарастить производство. Фактические коэффициенты загрузки действующих производств, реально производящих добавленную стоимость, соответствую щую платежеспособному потребительскому и инвестиционному спросу, существен но выше, чем по отрасли в целом. 

Проявившиеся стабилизационные тенденции пока не способны обеспечить переход народного хозяйства в фазу активного экономического роста, логически завершающую кризис. Для этого потребуется массовое выбытие устаревших фондов. По существу, этот процесс в необходимых масштабах еще и не начинался. Содержание массы неиспользуемых мощностей является непосильным бременем для стагнирующей экономики и ее финансовой системы. Объемы производственного аппарата, его технико-экономические характеристи ки должны соответствовать нынешнему, почти в два раза меньшему, уровню производства, чем бывшему на рубеже 80—90-х годов. Только в этом случае производство товаров и услуг по количеству, качеству и издержкам будет конкурентоспособно по мировым меркам. Пока же в народном хозяйстве сохраняется и нарастает дисбаланс между производственной базой, оставшейся от качественно другой и количественно более мощной экономики, и финансовой системой, опирающейся на существенно меньшие ресурсы производимой добавленной стоимости. 

На продолжающееся ухудшение ситуации в хозяйственной деятельности предприятий реального сектора, их финансового состояния указывает и непрекращающийся рост просроченной кредиторской задолженности по обязательствам. Если на конец третьего квартала 1996 г. неплатежи поставщикам, бюджетам всех уровней и другим хозяйствующим субъектам предприятиями промышленности, строительства и транспорта составляли 28,6% от ВВП, то к аналогичному периоду 1997 г. они уже возросли до 37,4%. Не случайно поэтому хозяйственная деятельность предприятий в настоящее время не является ключевым фактором, определяющим динамику и структуру совокупного спроса. 

Совокупный спрос  

Если все прошлые годы основным фактором, определяющим динамику совокупного спроса, была экспансия на внешних рынках, то в 1997 г. ситуация изменилась. В условиях стабильного реального обменного курса и неблагоприятной ценовой конъюнктуры по основным российским экспортным товарам на мировых рынках стоимостные объемы экспорта уменьшились. Российская экономика подошла к пределу экстенсивного расширения экспорта: 

  • во-первых, на внешний рынок она до сих пор не может предложить в больших объемах конкурентоспособные товары и услуги, за исключением продукции сырьевых отраслей; 
  • во-вторых, продолжает уменьшаться разрыв между внутренними и внешними ценами; 
  • и наконец, существенно сократились возможности высвобождать и перераспределять за счет внутреннего потребления ограниченные ресурсы для поставок на внешний рынок. При этом выпуск продукции, поставки которой могут удовлетворять как внешний, так и внутренний рынки, существенно не растет (табл. 6)
 
Таблица 6
Впервые за последние годы положительную динамику совокупного спроса обеспечил реальный рост потребительских расходов населения, хотя он и не был подкреплен соответствующим ростом доходов. Если в первом полугодии 1997 г. денежные доходы населения с учетом инфляции имели тенденцию к росту, то, начиная с середины года, они стали резко падать. Несмотря на это, расходы домашних хозяйств на покупку товаров и оплату услуг не сокращались. Высокая склонность населения к потреблению — потребительские расходы в целом не снижались, а покупки непродовольственных товаров даже росли — на фоне падения его реальных доходов во второй половине года были связаны с объявлением о грядущей деноминации денежных знаков. Этим же было обусловлено и сокращение вкладов населения в Сбербанке и коммерческих банках, зафиксированное Госкомста том РФ в сентябре—ноябре прошлого года. В связи с этим следует ожидать в ближайшее время снижение потребитель -ского спроса, что вновь негативно скажется на экономической конъюнктуре. 

Как и все предыдущие годы особо негативная ситуация продолжает оставаться в инвестиционной сфере (табл. 7)
 

Таблица 7
Особенностью 1997 г. является углубление кризиса в непроизводственном строительстве, наиболее остро проявившемся в строительстве жилья. Следует особо подчеркнуть, что в предшествующие годы именно жилищное строительство было стабилизирующим фактором в инвестиционном комплексе. 

Падение спроса на инвестиции в реальный сектор является следствием сокращающейся прибыльности производства товаров и услуг. Точечное оживление и прекращение спада в отдельных отраслях и секторах промышленности не привело к улучшению ликвидности и финансового положения реального сектора экономики. Об этом свидетельствуют следующие факты. Так, если в 1996 г. прибыль по всем видам деятельности (по кругу крупных и средних предприятий) составила 125,6 млрд. руб. (в масштабе цен 1998 г.), то, по предварительным оценкам Госкомстата, в прошлом году ее номинальная величина не превысила 125 млрд. руб. Таким образом, объемы реальной (дефлированной) прибыли за год снизились более чем на 10%. Как следствие этого, в условиях хотя и устойчиво низкой, но тем не менее также устойчиво продолжающейся инфляции, — непрекращающийся рост масштабов убытков и числа убыточных предприятий. В январе—ок тябре 1997 г. общий убыток в промышленности, строительстве и на транспорте составил 56,2 млрд. руб. и увеличился по сравнению с соответствую щим периодом 1996 г. на 18,2%. По этому кругу отраслей доля убыточных предприятий на 1 ноября 1997 г., по сравнению с предыдущим периодом, увеличилась на 0,3% и составила 47,8%. Сокращение массы прибыли (в реальном выражении), кроме негативного влияния на инвестиционный спрос со стороны предприятий, ведет и к сжатию налогооблагаемой базы. 

Тщетность повышения доходов  

Ухудшение ликвидности и финансового положения реального сектора экономики постоянно поддерживает в кризисном состоянии все государственные бюджеты — федерального правитель ства, органов власти субъектов Федерации, а также государственных внебюджетных фондов социального характера. На это постоянно указывают представители международных финансовых организаций. Так, в начале декабря прошлого года директор-распорядитель МВФ Мишель Камдессю заявил французской газете «Монд», что основные проблемы российского правительства состоят в провале фискальной политики. 

Потребность в финансировании государственных расходов выше, чем объективно существующие возможности налоговой базы, поскольку в результате стагнации производства она чрезвычайно узка и в основном опирается на добывающие и сырьевые отрасли. По оценке, более 60% собираемых в федеральный бюджет налогов — это так или иначе налоги от топливно-энергетического комплекса. 

Поскольку профинансировать все обязательства в бюджетной сфере государство не в состоянии, то последние два года по существу оплачивались только выплаты населению. С особой наглядностью это проявилось в прошлом году, когда авральным порядком старались погасить долги по пенсиям и заработной плате в бюджетной сфере. В то же время общая кредиторская задолженность бюджетов всех уровней продолжала нарастать. 

Чрезвычайно низкий уровень налоговых поступлений и сохраняющийся все последние годы относительно большой дефицит федерального бюджета вынуждают государство изыскивать средства на рынке заемных ресурсов. Расширенное Правитель ство, которое включает в себя федеральное правительство, местные правительства, а также внебюджетные фонды, является самым крупным заемщиком на рынке кредитных ресурсов. Государство для финансирование своих расходов использует от 85 до 95% кредитных ресурсов Центрального Банка России, что составляет более 50% от общего объема внутреннего кредита предоставляемого денежно-кредитной системой всей экономике в целом. Таким образом, государство отвлекает на свои нужды и в ущерб другим секторам основную массу свободных финансовых ресурсов экономики (табл. 8)
 

Таблица 8
Большие объемы заимствований ухудшают и утяжеляют расходную часть федерального бюджета. Начиная с 1995 г., когда прекратилось заимствование кредитов у Центрального Банка России, правительство, для покрытия текущих расходов бюджета, стало занимать ресурсы на свободном рынке под рыночные проценты. Отказ от эмиссионного финансирования дефицита бюджета привел к быстрому наращиванию внутренне го и внешнего долга. Вследствие экспансии на рынке ГКО государственный долг подошел к пределу допустимого. Поскольку он брался под высокие проценты, складывающиеся на рынке, то расходы по его обслуживанию стали самой большой и быстрорастущей статьей федерального бюджета (табл. 9)
 
Таблица 9
Но эта оценка без учета того, что, после кризиса на финансовых рынках и роста процентов на заемные ресурсы в конце 1997 и начале 1998 г., расходы по обслуживанию государствен ного долга, кроме уже учтенных сумм, должны увеличиться еще, как минимум, на 25 млрд. руб. То есть, в действительности расходы по обслуживанию государственного долга и в текущем году не опустятся ниже отметки в 27—29% от всех предполагаемых расходов федерального бюджета. 

В течение всего прошлого года бюджетная политика была направлена на снижение доходности краткосрочных государственных ценных бумаг. К четвертому кварталу 1998 г. доходность рыночных операций с казначейскими обязательствами удалось сбить до 19% годовых (табл. 10)
 

Таблица 10
Но последовав ший финансовый кризис, после краха на фондовых и валютных рынках ряда азиатских стран, вызвал рост доходности на рынке государственных ценных бумаг. В ноябре ее средний уровень вновь подскочил до 22,6%, а в отдельные дни начала декабря достигал почти 40%. В первой половине января 1998 г. доходность ГКО стабилизировалась в пределах 30—35% годовых. 

Последствия мирового финансового кризиса последней четверти 1997 г. негативно скажутся на состоянии бюджетно-финансовой сферы страны как текущего года, так и последующих лет. Следует напомнить, что проект федерального бюджета на текущий год разрабатывался из расчета, что макроэкономическая ситуация позволит снизить на финансовых рынках доходность заимствований по ценным бумагам государства до 14% в первом квартале и до 11% к концу 1998 г. Складывающие ся уровни доходности рыночных операций с краткосрочными государственными ценными бумагами в начале текущего года показывают, что решение этой задачи чрезвычайно усложнилось. 

Баланс сбережений и накоплений 

Финансовый кризис конца 1997 г. не позволит существенно снизить нагрузку федерального бюджета по обслуживанию государственного долга как в текущем году, так и, вероятнее всего, и в последующие годы. Государство по-прежнему будет привлекать для своих нужд значительную часть свободных финансовых ресурсов, отвлекая их на непроизводственное использование. Соответственно негативное воздействие будет оказано и на инвестиционный спрос, и на инвестиционный климат в целом. Сохранится нехватка инвестиционных ресурсов для реального сектора, что снизит возможности для его развития и отложит начало устойчивого и количественно значимого экономического роста.  

Отсутствие свободных финансовых ресурсов, их нехватка для использования в национальной экономике является основным фактором провоцирую щим и поддерживающим в кризисном состоянии производство и государственные финансы. В то же время, как это ни парадоксально, наша экономика начиная с 1992 г. является чистым нетто-кредито ром остального мира. Ключевой диспропорцией современного российского хозяйства является макроэкономический дисбаланс между объемом сбережений и возможностями по их реальному использованию в национальной экономике. 

Все последние годы российская экономика характеризуется высокой склонностью к сбережению. Доля валовых национальных сбережений устойчиво составляет порядка 30% ВВП. То есть почти треть валового национального дохода, которым располагает страна, не используется в течение года на внутреннее конечное потребление товаров и услуг. 

Российская экономика в легальной, но более всего в нелегальной форме в немалой степени кредитует остальной мир. Это характеризует показатель чистое кредитование (+) или чистые долги (-), который на уровне экономики в целом показывает количество ресурсов, которыми страна кредитует «остальной мир» (со знаком +), или которые «остальной мир» в свою очередь предоставляет стране, соответственно со знаком (-). Объем ежегодно импортируемого капитала оценивается в пределах 6—9% ВВП. Это тот объем располагаемых страной ресурсов, которые каждый год не используются в национальной экономике ни на потребление, ни на накопление, а утекают за рубеж. Таким образом, реально существующий потенциал для наращивания инвестиций за счет сберегаемых в отечественной экономике ресурсов сегодня достаточно велик. Для сравнения можно отметить, что самая экономически развитая и благополучная страна мира США, сберегая лишь порядка 16—17% своего ВВП, еще и заимствуют за рубежом около 2% ВВП, используя их на цели внутреннего потребления и накопления (табл. 11)
 

Таблица 11
Сложившаяся структура экономики, механизмы ее функционирования содержат в себе глубокие противоречия, которые в своей основе препятству ют экономическому росту, опирающемуся на внутренние источники. С одной стороны, это постоянная и крупномасштабная утечка капитала из страны. С другой — чрезмерная зависимость финансирования дефицита государственного бюджета и реструктуризации народного хозяйства от заемных средств, не менее трети которых составляют иностранное капиталы. Они начинают играть все возрастающую роль в экономике России. Так, если в 1994—1995 гг. приток иностранных инвестиций во всех зарегистрированных формах был сопоставим с 2% ВВП, то в 1996 г. аналогичная оценка составила уже 5,6% ВВП. Не случайно поэтому, по мнению многих экономистов, «мотором роста» экономики в последующие годы могут стать лишь прямые иностранные инвестиции. Российская экономика во все большей и большей степени становится критически зависимой от привлечения капиталов внешнего рынка. 

Между тем уже в начале нового 1998 г. стало ясно, что последствия азиатского кризиса на мировую экономику были серьезно недооценены. Свободные финансовые ресурсы, обращающиеся на мировых рынках, будут в первую очередь направлены на поддержку азиатских финансовых и банковских систем, что косвенным образом подстрахует банки-кредиторы в Европе и Америке. Как ни мала доля привлекаемых Россией иностранных инвестиций в их общем объеме, используемом в мировом хозяйстве, тем не менее при таком развитии событий возникнут серьезные ограничения по увеличению их потока в российскую экономику. 

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ 

Социально-экономические и финансовые неудачи последних лет — падение с 1990 г. промышленного производства более чем на 50%, реальных доходов населения почти на 50%, а инвестиций в основной капитал более чем на 80% — во многом связаны с форсированными макроэкономическими верхушечными преобразованиями без предварительных структурных и институциональных преобразований. 

Создание действенных предпосылок перелома траектории развития российской экономики от стагнации к подъему все еще остается ключевой задачей. Одной относительной стабилизации производства недостаточно для обеспечения экономического роста. Необходимы соответствующие коррективы экономического курса, макро- и микроэкономического регулирования. Глубокие структурные противоречия и воспроизводственные диспропорции, дисбалансы реального и финансового секторов будут определять характер дальнейшего развития и параметры функционирования народного хозяйства, диктовать условия социально-экономической политики. В наибольшей степени это проявится в ближайшие два—три года. Можно уверенно говорить о весьма слабых надеждах на обеспечение устойчивого и количественно значимого экономического роста в ближайшие годы.  

Сложное финансовое положение отечественных производителей, сохраняющаяся для них недоступность рынка заемных ресурсов не позволяют обеспечить складывающиеся потребности в экономичес ком обновлении. Поэтому наиболее вероятный сценарий развития событий в реальном секторе в ближайшие годы — это продолжение ситуации 1997 г.: оживление экономической активности в отдельных секторах и отраслях экономики на фоне вялотекущего и застойного состояния в других. В целом динамика производства будет находиться в пределах 1—3%-ной вилки вверх или вниз от нулевого уровня. 

Препятствием для расширения внутреннего спроса, а соответственно и наращивания производства, будут являться уже намеченные к осуществлению в ближайшее пятилетие меры в государственных финансах, внешнем секторе и социальной сфере. 

Потребуется существенно ослабить остроту по погашению бюджетных долгов перед экономикой и социальной сферой. Поэтому в условиях продолжения жесткой политики в бюджетно-нало говой сфере государство не сумеет поддержать производство и инвестиции. Это объясняется тем, что для сохранения низкого уровня дефицита бюджета и удержания наращивания внутренне го и внешнего долга в приемлемых рамках, в условиях, когда существенного улучшения со сбором налогов не предвидится, продолжится снижение государственных расходов. Поскольку внеэкономичес кие возможности игнорирования пределов дальнейшего падения реальных доходов населения по существу исчерпаны, сокращение основных видов бюджетных расходов затронет в первую очередь те из них, которые направляются на поддержание экономической активности. 

Оздоровление государственных расходов начнется уже в текущем году. Основная цель — это инвентаризация накопленных долгов бюджетными организациями и недопущение новых. После ревизии кредиторской задолженности всех организаций, финансируемых из федерального бюджета, часть ее будет реструктуризирована, а часть списана. Будет уменьшено число бюджетных организаций и занятых в них. И наконец, намечается поставить заслон росту неплатежей в ТЭК. Планируется реально оплачивать потребление энергоресурсов ведомствами, в то время как в прошлом газовики и энергетики фактически кредитовали бюджет, сами оставаясь перед ним должниками, так как не получали оплату за поставляемые тепло и электроэнергию. Так, например, около 40% неплатежей в ТЭК порождено бюджетными потребителями всех уровней. Сокращение всех этих расходов и обязательств бюджета соответственно приведет и к снижению совокупного спроса. 

Одним из факторов, позитивно влиявших на уровень производства в последние годы, была экспансия на внешние рынки. Высокие темпы роста экспорта позволяли не только поддерживать на плаву экспорториентированные производства, но в отдельных секторах и отраслях промышленности даже наращивать выпуск. Установление ориентира для центрального курса рубля до 2000 г. в размере 6,2 руб. за долл., с пределами изменений плюс-минус 15%, обеспечит управляемую девальвацию рубля в пределах прогнозируемой инфляции, что сохранит не ухудшающиеся условия хозяйственной деятельности как для экспортеров, так и для импортеров. Но с учетом исчерпания экстенсивных факторов роста экспорта это не позволит производству, ориентированному на внешние рынки, стать в ближайшие годы основой промышленного подъема.  

ПРЕДЛАГАЕМЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КУРС НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ В ОСНОВЕ СВОЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ ПОЛИТИКОЙ ПО СОКРАЩЕНИЮ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ И РЕСТРУКТУРИРОВАНИЮ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ. Это снижение бюджетных расходов: на здравоохранение, образование, национальную оборону. Но самое большое влияние на перераспределение финансовых потоков в экономике окажет перестройка механизмов финансирования жилищно-коммунального хозяйства и пассажирского транспорта — снижение дотаций населению на услуги жилищно-коммунального хозяйства и сокращение, а в конечном счете и отмены перекрестного субсидирования в энергетике и на транспорте. Цены на жилищно-коммунальные услуги, тарифы на транспорте будут иметь устойчивый и весьма длительный рост. Поскольку потребление этих видов услуг населением весьма малоэластично по уровню располагаемых доходов, то повышение цен и тарифов приведет к снижению совокупного внутреннего спроса со стороны домашних хозяйств, а соответственно и стимулов к росту производства. 

И наконец, последним фактором, но естественно не по важности, позволяющим достаточно уверенно прогнозировать отсутствие каких либо существенных подвижек и перемен в экономической конъюнкту ре ближайших лет, является приближающийся рубеж 2000 г. Страна вступает в очередной предвыборный цикл, а это означает, что резких движений, болезненных изменений в социально-экономической сфере никто себе не может позволить. Долгожданный экономический рывок желателен и необходим, но, по всей видимости, реально возможен лишь только за пределами нынешнего столетия.





   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]