Экономика
Обозреватель - Observer

 
РЕФОРМА ЗА РУБЕЖОМ
ГЛАЗАМИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ


 
ГЕРМАНИЯ.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
 
В.ФОМУШКИН
 

Опыт США в построении социально ориентированного рыночного хозяйства оказался полезен другим странам. После второй мировой войны многие вступили на этот путь. Одной из первых стала Федеративная Республика Германии, в которой была создана собственная концепция, получившая название "социальной рыночной экономики". Меры, предусмотренные в ней, были успешно претворены в жизнь Людвигом Эрхардом, который в тяжелейших послевоенных условиях сумел создать эффективно работающий экономический механизм, многие элементы которого действуют до сих пор.

Вначале необходимо разобраться, в каких условиях приходилось осуществлять переход к новой экономике.

Германия была расчленена на оккупационные зоны. Политика оккупационных властей была направлена поначалу на лишение немцев политико-экономической самостоятельности. В соответствии с этим был произведен демонтаж промышленных установок, определенные виды производства запрещены, а другие - ограничены. Союзники приняли введенный национал-социалистами порядок с характерной для него системой распределения продуктов питания и дефицитных предметов потребления по карточкам, административным распределением сырья и производственных материалов; замороженными ценами и заработной платой; государственным контролем над импортом и экспортом; валютным контролем.

Практически все партии и профсоюзы выступали против введения рыночного хозяйства. СДПГ требовала "социалистической экономики за счет планового руководства и общехозяйственного управления" и "социализации крупных предприятий... и части перерабатывающей промышленности, стремящейся к образованию крупных фирм".

Не менее безвыходной чем политическая обстановка представлялась ситуация в экономике и социальной сфере.

Около 20% промышленных строений и промышленного инвентаря, 20-25% квартир, 40% транспортных сооружений были разрушены; 25% бывшей имперской территории в границах 1937 г. пришлось отдать; немецкое имущество за границей подверглось конфискации.

В общей сложности потерю мощностей германского народного хозяйства в результате войны и ее последствий можно оценить в 50% от довоенного уровня. Оставшаяся часть реального капитала была в основном устаревшей и изношенной. С 1945 по 1947 г. поток беженцев и изгнанных составил 12 млн. чел. Около 60% населения страдали от сильного недоедания.

Не существовало и работающей денежной системы. От военного времени была унаследована инфляция, явившаяся результатом финансирования военных расходов. На деньги как таковые почти ничего нельзя было купить, они принимались лишь в сочетании с продовольственными карточками и талонами. На черном рынке цены в десять-сто раз превышали официально замороженные цены. Самым расхожим меновым и расчетным средством того времени была не имперская марка, а американская или английская сигарета.

5 июня 1947 г. госсекретарь США Дж.К.Маршалл сказал в Гарвардском университете: "Истина заключается в том, что потребность Европы в иностранных продуктах, большей частью из Америки, в ближайшие три или четыре года будет больше, чем теперешняя способность Европы за это платить. Поэтому Европа должна получить значительную дополнительную помощь или двигаться в направлении экономического, социального и политического обнищания..."

Таким образом родилась идея плана Маршалла, сыгравшего значительную роль в экономическом развитии Германии. Необходимо отметить, что Западной Германии в экономическом возрождении послевоенной Европы отводилась ключевая роль. Ведь так же, как Германия находилась в большой зависимости от других стран по части поставок сырья, другие страны зависели от нее по части поставок готовой промышленной продукции. Поэтому значительная часть помощи, выделяемой по плану Маршалла, была направлена именно в Германию.

Однако никакая иностранная помощь не спасла бы ФРГ, если бы не заработал собственный экономический механизм.

Идеологической основой концепции "социального рыночного хозяйств" был неолиберализм.

Основная задача всех неолибералов - совмещение принципов свободы с порядком, обеспечиваемым сильным государством. В этом их коренное отличие от либералов, отводивших государству лишь роль "ночного сторожа".

На основе их идей была разработана концепция социального рыночного хозяйства. Основными ее создателями были Александр Рюстов, Вильгельм Репке, Альфред Мюллер-Армаак и Людвиг Эрхард, а двое последних возглавили процесс внедрения ее в жизнь.

Цели этой концепции известный специалист в этом вопросе немецкий профессор Хайнц Ламберт описывает следующим образом:

  • Достижение максимально высокого благосостояния.
  • Обеспечение экономически эффективной и социально справедливой денежной системы, в особенности обеспечение стабильности цен.
  • Социальная обеспеченность, социальная справедливость и социальный прогресс, прежде всего защита семьи, справедливое распределение доходов и имущества.

Во главе движения к социальной рыночной экономике стал Людвиг Эрхард, назначенный директором экономической администрации "Объединенной экономической области" в 1948 г. Основным направлением его экономической политики было соединение преимуществ рыночной экономики с принципами социальной справедливости. Изо дня в день, годами с парламентской трибуны, с газетных страниц, по радио, на международных встречах и конгрессах, на митингах Людвиг Эрхард упрямо и бескомпромиссно отстаивал свой политико-экономический курс. И он добился успеха.

Начало преобразованиям положила денежная реформа, ставшая классическим примером подобных мероприятий. Валютная реформа решительно изменила экономику.

Проходила она непросто. Людвиг Эрхард не раз описывал то, с каким трудом давались любые реформы в Западной зоне оккупации, на какие ухищрения приходилось идти, чтобы склонить союзническую бюрократию на свою сторону.

Основным содержанием этой реформы был ее конфискационный характер, резко сокративший спрос на продукцию и повысивший стоимость денег, укрепивший доверие к денежной системе. Стабильная бундесмарка вместо обесценившейся имперской марки, развитие частной собственности привели к радикальному оздоровлению финансовой системы - одной из основ рыночной экономики.

Успех реформы был обусловлен тем, что Правительству в короткое время удалось обеспечить денежную массу соответствующим количеством товара. Новая немецкая марка не была подкреплена ни валютой, ни золотом. Таким образом, удачный исход валютно-финансовой реформы ставился в зависимость исключительно от восстановления народного хозяйства, а также решимости эмиссионного банка защитить стабильность немецкой марки за счет правильной валютно-финансовой и кредитной политики.

Кроме того, чтобы остановить рост цен, который продолжался еще некоторое время после денежной реформы, был предпринят ряд шагов по сокращению производственных издержек:

  • существенно было либерализовано внешнеэкономическое законодательство,
  • упрощен порядок оформления контрактов,
  • снижены таможенные пошлины на сырьевые товары.
  • Все это привело к существенному удешевлению ввозимого сырья, что в сочетании с:

  • мерами по насыщению рынка товарами,
  • ростом производительности труда (30% во втором полугодии 1948 г.) и
  • увеличением загрузки производственных мощностей (50-100% во втором полугодии 1948 г.)
  • привело к остановке роста цен и даже к некоторому их снижению в 1949 г.

    Необходимо отметить и тот факт, что успеху денежной реформы способствовали меры, направленные на частичное переключение избыточной покупательной способности из сферы потребления в сферу производства. Для этого резко должна была возрасти потребность в новых средствах производства. И эта потребность была создана с применением различных средств, в том числе и сохранившейся со времен административной экономики системы государственных субсидий, направлявшихся теперь на поощрение частных капиталовложений в производство.

    Успешная денежная реформа заложила основу для дальнейших преобразований. Следующим шагом были сокращение и отмена системы нормирования. Еще до проведения валютной реформы Научный совет при экономическом управлении "Объединенной экономической области", состоявший из профессоров экономики, высказался по поводу будущего экономического порядка. Важнейшие выводы были таковы:

    1. Валютная реформа имеет смысл, только если с ней будет связана принципиальная смена существовавшей до сих пор системы руководства экономикой... Валютная реформа ограничит фактический спрос таким образом, что тотальное регулирование потребления и принудительное нормирование станут беспредметными... В рамках управления при помощи цен на переходный период могут сохраняться специальные предписания для отдельных областей.

    2. Совет придерживается той точки зрения, что функция цен, заключающаяся в управлении народнохозяйственным процессом, должна проявиться в максимально возможном объеме. Это воззрение исключает меры по распределению материалов в случае отсутствия на то особых, прежде всего социальных, причин.

    В июне 1948 г. был Принят "Закон о принципах нормирования и ценовой политики после денежной реформы". Он предусматривал свободу внешней торговли и конкуренции (кроме жилищного строительства). Однако указывалось на недопущение монополий и особенно монопольного поведения, в частности в сфере ценообразования.

    Параллельно с другими мерами экономической реформы в 1948-1949 гг. проводилась так называемая "Программа защиты интересов рядового потребителя". Она состояла в обеспечении населения необходимыми товарами для повседневных нужд: от посуды до радиоприемников, производство которых было развернуто национальной промышленностью в короткие сроки. Это делалось с целью дать почувствовать рядовым гражданам реальность изменения положения дел к лучшему, снискать поддержку общественного мнения проводимым преобразованиям, что Людвиг Эрхард считал залогом успеха экономической реформы.

    Благодаря мерам экономической реформы уже к началу 1949 г. было восстановлено равновесие в экономике между спросом и предложением. Как результат этого заработал механизм конкуренции. Товар стал искать своего покупателя, возродился дух предпринимательства, появились стимулы:

    o снижать издержки производства, чтобы снизить цены;

    o повышать качество продукции, чтобы успешно реализовать товар, и т.д.

    Однако, несмотря на предпринятые шаги, состояние дел в экономике было достаточно нестабильным. Объем денежной массы, находящейся у населения, был угрожающе велик, и лишь благодаря грамотно организованной пропагандистской работе удавалось сдерживать эту массу от разрушительного воздействия на экономику, направлять ее на развитие производства. Доверие к проводимому курсу поддерживалось за счет постоянного медленного снижения цен, что было провозглашено как основная задача экономической политики на 1949 г.

    Когда основы рыночной экономики были заложены, наступили трудные времена. Германия не располагала собственным сырьем для промышленности, а потому сильно зависела от мирового рынка. Когда началась Корейская война, цены резко выросли. Сырье подорожало в среднем на 67%, а продовольствие на 40%, в то время как цены на готовую продукцию - основную составляющую германского экспорта - выросли всего на 17%.

    Это заставило изыскивать пути для резкого увеличения экспорта, обусловило особую направленность государственного регулирования на уравновешенность макроэкономических показателей. Германия продемонстрировала всему миру возможности государственного регулирования рыночной экономики. Целенаправленные действия Правительства опровергли доводы скептиков государственного регулирования и доказали, что умелое руководство экономическим развитием с использованием потенциала рыночного хозяйства способно приносить великолепные плоды.

    Людвиг Эрхард так описывал времена корейского кризиса:

    "От меня требовали вновь ввести нормирование, объявить запреты на использование ряда материалов, как это предусматривали принятые в международной практике правила игры плановой экономики... я считал слабую Германию способной обойтись без средств, которые богатые страны считали для себя необходимыми. Пришлось вести тактическую игру, соблюдать видимость, но практически продолжать идти путем свободы, на который вступила страна. Правильность моей политики была позже признана и на мировой арене".

    После того как удалось пройти высшую точку кризиса, связанную с корейским конфликтом, преобразования были вновь возобновлены. Теперь уже во главу угла было поставлено увеличение благосостояния широких слоев населения. Этому способствовал постоянный рост заработной платы (более чем в 2 раза с 1948 по 1951 г.), который стал возможен благодаря снижению издержек и росту производительности труда. Возрастание покупательной способности у населения позволяло поглощать постоянно растущий выпуск продукции, что в свою очередь давало стимулы для его дальнейшего роста. Это позволяло предприятиям, укрепив свое положение внутри страны, выходить на внешние рынки, добывая необходимую для страны валюту, которая помогала решать вопросы продовольственного дефицита.

    Необходимо различать высокую покупательную способность населения в 1952 г. и высокую покупательную способность до денежной реформы 1948 г. Если тогда основная часть денежной массы была сосредоточена в руках небольшой группы населения, что никак не способствовало существенному росту совокупного спроса на потребительские товары, то уже в 1952 г. денежные ресурсы были распределены куда более равномерно между различными слоями населения, что тут же отразилось на совокупном спросе. Теперь уже большое количество людей имело возможность приобретать самые разнообразные товары, а значит, их требовалось все больше и больше.

    Никогда не забывая о главном направлении реформы - повышении благосостояния народа за счет развития производства, - Людвиг Эрхард не боялся использовать все рычаги и методы воздействия на экономику, вплоть до административных.

    Например, в тех отраслях, где рыночные отношения не утвердили себя в полной мере (угольная, чугуно- и сталелитейная промышленность), долгое время приходилось нормировать некоторые моменты работы отрасли, в частности инвестиции. Однако такая политика была направлена на то, чтобы привести отрасли в состояние, когда они смогут эффективно функционировать без серьезного вмешательства.

    Именно в такой последовательности закладывались основы того, что мир потом назовет "германским экономическим чудом". Главным инструментом этого "чуда" стало грамотное сочетание мер идеологического, политического, экономического и социального характера. Причем приоритет отдавался идеологическим и социальным мерам, которые впоследствии дали толчок к экономическому развитию и политическим преобразованиям.



       TopList         




    [ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]