Экономика |
Обозреватель - Observer
|
ОПТИМИЗМ ПОД ВОПРОСОМ В. ФЕДИНИН,
доктор экономических наук, профессор Высшие должностные лица страны настойчиво уверяют нас в том, что произошел "кардинальный перелом в экономической обстановке", что "экватор падения производства пройден" и наступает период "стабилизации и инвестиционной активности". На чем основаны эти бравурные заявления, на какие факты они опираются? Знакомство с такого рода пассажами показывает, что в основном они подкрепляются ссылками на программы нового этапа приватизации. Как известно, с апреля 1995 г. государство начало продавать частным инвесторам пакеты акций государственных предприятий, которые оно не считает целесообразным оставлять в своей собственности, а также ценные бумаги тех из них, кто проводил акционирование в этом же году. По утверждению разработчиков программы здесь лежит ключ к успеху. Они называют главной задачей нового этапа приватизации - обеспечить поступление в бюджет 1995 г. около 9 трлн. руб. и максимальное наполнение предприятий инвестиционными ресурсами. Именно более широкая увязка приватизации с инвестированием делает эту программу весьма актуальной. Как заметил министр экономики Е. Ясин, "инвестиции - это тот мотор, который сможет вытянуть экономику из любой дыры". И реформаторы делают попытки этот мотор запустить в работу. Насколько они окажутся успешными - время покажет. Но многие специалисты выражают серьезные сомнения в исполнении планов.
Уже первые оценочные итоги 1995 г. весьма далеки от прогнозных предположений: продолжался спад производства, набирала темпы безработица, росли взаимные неплатежи, обострились еще больше все социальные проблемы. Кроме того, разочаровывают и результаты первого этапа приватизации. Не достигнута ни политическая цель приватизации, ни экономическая. Не создан средний класс частных собственников, кровно заинтересованных в развитии производства, не изменилось отношение людей к труду, заметно снизилась эффективность производства. Больше того, у большинства населения сформировалось убеждение в том, что его обманули: не только не наделили собственностью, но и экспроприировали последнюю. Приватизация практически ничего не дала для доходной части госбюджета, породила множество конфликтов и злоупотреблений. В ходе приватизации - были разрушены многие целостные технологические комплексы, что подвергает угрозе наиболее современную часть промышленного потенциала. Кроме того, параллельно с приватизацией шел демонтаж государственного управления и регулирования экономики, отказ от скоординированного контроля за ценами, материалами, кредитами и инвестиционными потоками. В этих условиях многие акционерные общества из-за отсутствия необходимых финансовых и материальных ресурсов не могут реализовать свои инвестиционные программы. Неликвидность на вторичном рынке акций большинства предприятий вызвала обострение ситуации на рынке ценных бумаг и предвещает крах целого ряда подобных обществ. Уже сегодня дивиденды по значительному числе акций не выплачиваются или выплачиваются в самых мизерных размерах. Нельзя не отметить и тот факт, что дележ государственного имущества в ходе приватизации стал поводом криминализации экономиче ской жизни страны, и все субъекты хозяйствования - директора, трудовые коллективы, частные предприниматели и государственные чиновники - в той или иной степени стали участниками присвоения ресурсов.
Безусловно, есть. Но, как считают многие эксперты, в настоящее время разумно было бы осмотреться, всесторонне осмыслить и исследовать результаты и последствия проведенной приватизации и только после этого идти дальше. Причем имея конкретные программы приватизации по основным направлениям экономической деятельности. Путь быстрого и искусственного форсирования "большой приватизации" не представляется оптимальным и эффективным. Другие страны, приватизируя предприятия, предварительно модернизируют их, что обеспечивает максимальный доход от приватизации и минимальный риск для частных инвесторов. Нельзя не согласиться с профессором Майклом Интрилигейтором из Лос-Анджелесского университета, который много раз в эти годы бывал в нашей стране и сделал вывод, что "ненужная поспешность и отсутствие всякой последовательности реформ" - одна из основных причин имеющихся негативных последствий. "Торопливость прива-тизаторов, - пишет он, - привела к криминализации экономики. И это понятно, так как без создания рыночной инфраструктуры, прочных правовых основ, надежных финансовых учреждений и условий для конкуренции нельзя рассчитывать на успех". Ориентация на скорейшую приватизацию государственных предприятий и их структурных подразделений вне связи со стоящими перед страной проблемами не находит поддержки у многих слоев населения и главное - никак не сказывается на рационализации процессов управления и государственной, и акционерной собственностью, порой дезорганизует его и способствует, особенно в наукоемких отраслях, технологической деградации. Яркое тому доказательство - опережающий спад производства в отраслях обрабатывающей промышленности по сравнению с добывающей, беспрецедентное свертывание производства товаров высокой степени обработки. При сокращении промышленного производства в два раза (по сравнению с 1990 г.) в ряде отраслей спад достиг 70-80%. Это, в частности, относится к электронному и электротехническому машиностроению, авиа- и судостроению, производству средств связи, станкостроению и приборостроению, многим видам машин для агропромышленное™, транспортного и топливно-энергети-ческого комплекса. Обследование результативности инновационной деятельности предприятий, проведенное Центром экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации, показало, что абсолютное большинство обследованных предприятий обновлением продукции в настоящее время не занимаются. Среди сдерживающих факторов назвали:
Таким образом, неотлаженность механизма приватизации, перекосы финансово-кредитной политики не только дезорганизуют управление акционированными предприятиями, но и ведут к необратимым изменениям в структуре экономики. Кроме того, следует отметить тот факт, что программа второго этапа изобилует противоречиями и нестыковкой разных позиций. С одной стороны, делалось заявление о том, что уровень инфляции будет доведен до 4% в месяц и до 1% во второй половине 1995 г., а с другой - подчеркивается, что темпы инфляции, вероятнее всего, будут не ниже 10-12% в месяц. Шло дальнейшее обострение проблемы неплатежей, социальное расслоение населения. Все это свидетельствует о том, что состояние неустойчивости может затянуться и экономика окажется перед опасностью втянуться в длительную депрессию. Ответы руководителей промышленных предприятий разных регионов и разных форм собственности на анкету социологов свидетельствуют о скептицизме большинства из них в скорый экономический подъем, если не будут изменены "правила игры". Обосновывают они свою точку зрения самыми прозаическими доводами. Производственные мощности на этих предприятиях только за 1994 г. уменьшились на 12-14%. Но и они используются далеко не полностью. В декабре 1994 г. степень их загрузки составляла всего 64%, наличная рабочая сила использовалась на 78%, а портфель заказов снизился до 74% к предыдущему году. Руководители, участвующие в опросе, показали, что в 1992-1994 гг. каждые полгода объемы капиталовложений сокращались наполовину, а треть опрошенных сообщила, что на их предприятиях вообще никаких капиталовложений не производилось. И даже на тех предприятиях, где кое-какие инвестиции были, 2/3 вложений направлялись на возмещение и ремонт мощностей. Большинство же никаких нововведений для улучшения продукции и технологий не проводили. Все это, по мнению руководителей, создает угрозу вползания в период длительного застоя. И надо сказать, что правительственная программа развития экономики на 1995-1997 гг., в которой заложено дальнейшее сокращение капиталовложений, это подтверждает. Важно подчеркнуть, что нынешнее положение обусловлено не действием самих по себе экономических законов, а является следствием административного нажима, который проявляется в высоких банковских процентах, налоговом прессе, "мировых" ценах. Нужны, таким образом, коррективы самой экономической политики.
Прежде всего необходимо обеспечить управляемость экономики. Государство призвано разработать такие принципы, которые позволяли бы хозяйствующим субъектам выживать в условиях меняющейся экономической конъюнктуры, осуществлять долгосрочное развитие производства, концентрировать ресурсы на "точках роста". Дело не в самих по себе формах собственности, а в умении видеть, какие из них и в каких сферах и отраслях будут функционировать более эффективно, позволят обеспечить технический прогресс. Ключевой формой государственного регулирования экономических процессов должны стать целевые программы развития, включающие реконструкцию и модернизацию объектов производства и социальной инфраструктуры. Государство призвано сформулировать механизм выявления приоритетных направлений промышленного развития, методы и формы обеспечения их ресурсами. Для стимулирования инвестиционной активности нужны серьезные корректировки в кредитно-налоговой политике. Нельзя надеяться на успех и подъем экономики при таких финансовых реалиях, коща инвестиции в промышленности никому не выгодны. Даже золотодобытчикам. Какой же резон вкладывать деньги в промышленность? Тем более что в торговле или сфере обслуживания их можно удвоить практически за полгода. Перспективные с точки зрения экономической эффективности проекты и программы должны иметь бюджетную и банковскую поддержку и приоритеты в использовании финансовых ресурсов. Интересы дела требуют упростить систему налогообложения. Кроме ее чрезмерной тяжести и запутанности нормативной базы, она грешит и тем, что не стимулирует инвестиционную и предпринимательскую активность. Но для стабильной деятельности инновационных структур нужен закон об инновационной деятельности. Нужна солидная нормативно-правовая база, которая бы ясно и четко определила, на какую государственную поддержку и при каких условиях новые структуры, находящиеся на острие научно-технического прогресса, могли бы рассчитывать. Думается, вполне обоснованы предложения об уменьшении налогообложения доходов, получаемых в результате инвестиций и нововведений и переноса акцентов на налоги, стимулирующие ресурсосбережение. Было бы справедливо вообще освободить от налогов доходы, направляемые на цели развития науки, подготовку и обучение кадров. Подталкивали бы инвестиционную активность и систематические переоценки или индексации амортизационных отчислений предприятий с учетом индекса оптовых цен в промышленности и их резервация на специальных счетах в банках для оплаты только инвестиционных расходов. Ну и, естественно, давно назрел вопрос о том, чтобы навести элементарный порядок в использовании бюджетных средств. |
|