Военно-политические проблемы |
Обозреватель - Observer
|
А.БАЛАШОВ,
полковник В марте этого года Главное управление международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ отметило 50-летний юбилей своего существования. С момента его создания постоянно расширялся круг задач международного плана, возлагаемый на Управление, и сегодня это широкий спектр вопросов от военно-технического сотрудничества со многими странами мира до вопросов стратегической и региональной стабильности и безопасности. За это же время были заключены важнейшие международные договоры в области контроля над вооружениями и разоружения. Именно они являются в настоящее время основой мировой и европейской безопасности и будут продолжать играть важную роль в построении системы безопасности и стабильности в XXI в. Хотелось бы остановиться на одном из договоров, заключенных за этот период, - Договоре по открытому небу (ДОН), тем более что в марте этого года исполнится 8 лет с момента его подписания. На фоне таких международных договоров в области разоружения и контроля над вооружениями, как СНВ-1, -2, Договор по ПРО, об обычных вооруженных силах в Европе, ДОН может быть не так широко известен. Тем не менее он занимает особое и важное место в процессе построения общеевропейской системы безопасности. Что же представляет собой данный Договор, почему, несмотря на свою уникальность, он до сих пор не вступил в силу, каковы его истоки и перспективы?
История возникновения ДОН, как, впрочем, и основных разоруженческих договоров, относится к периоду, когда в сознании мирового сообщества возобладало понимание того, что построение безопасного и прочного мира невозможно осуществить только за счет количественного и качественного совершенствования военных потенциалов. Европейская безопасность стала рассматриваться не как паритетное противостояние, а как комплекс мер и обязательств государств, принимаемых ими для обеспечения взаимовыгодного сотрудничества на принципах мирного сосуществования, военной разрядки, разоружения и других гарантий прочного мира. Достижение этой цели виделось на пути углубления мер доверия. Примечательно, что в основу данного Договора легла выдвинутая 12 мая 1989 г. отцом ныне действующего президента США Дж.Бушем инициатива об установлении режима "открытого неба". Предусматривалось достижение договоренности между США и СССР о предоставлении американским "невооруженным разведывательным самолетам" права беспрепятственного пролета через территорию СССР, а советским самолетам - такого же права пролета через территорию США для контроля любой точки территории государства. К этой договоренности, по мнению США, на добровольной основе могли бы присоединяться другие страны НАТО и ОВД. Руководство Советского Союза согласилось начать переговоры по данной проблеме, одновременно предложив распространить режим "открытого неба" в обязательном порядке на территорию Европы и Северной Америки. Работа по выработке текста Договора по открытому небу продолжалась вплоть до марта 1992 г. Основные дискуссии на переговорах велись по вопросам, связанным с перечнем разрешенной аппаратуры наблюдения, доступности всей территории для наблюдения, а также о том, чей самолет должен летать над территорией страны, принимающей наблюдательный полет. В результате конструктивных переговоров удалось выйти на согласованный текст, и 24 марта Договор был подписан в Хельсинки. В настоящее время его участниками являются 27 государств: страны НАТО и Восточной Европы, Россия, Беларусь, Грузия, Украина и Кыргызстан. Подписав данный договор, государства-участники согласились с установлением режима "открытого неба", суть которого состоит в предоставлении им права совершать наблюдательные полеты над территориями друг друга с применением оптико-электронных средств воздушного наблюдения с ограниченной разрешающей способностью для взаимного контроля за военной деятельностью. Таким образом, Договор по открытому небу уникален тем, что, как и Венский документ 1999 г. по мерам укрепления доверия и безопасности, он не является традиционным договором в области разоружения, так как не предусматривает каких-либо мер в сфере сокращения или ограничения вооружений. Договор следует рассматривать как важный политический документ, который в первую очередь является широкомасштабной мерой транспарентности в военной области, способствующей укреплению доверия и предсказуемости. Примечательно, что ДОН является единственным из договоров в области разоружения и контроля за вооружениями, в котором почти полностью учтена позиция России. Из 11 предложенных нами позиций 10 полностью вошли в текст Договора. В сентябре 1994 г. ДОН был внесен на ратификацию в Государственную Думу РФ. К сожалению, до настоящего времени Договор пока не ратифицирован нами. Тому есть ряд как объективных, так и субъективных причин, главными из которых являются трудности экономического порядка. Эта проблема становится определяющей в настоящее время - в период прагматического подхода к принятию решений. Ведь не секрет, что ряд обязательств, данных ранее политическим руководством России в области разоружения без предварительного экономического анализа, привели к огромным, незапланированным экономическим издержкам. В настоящий момент идет детальный просчет финансово-экономического обоснования реализации ДОН для представления в Правительство и Государственную Думу Федерального Собрания РФ.
Что же касается вопроса, выгоден ли России данный Договор, то здесь можно сказать следующее. После подписания Договора начался этап его временного применения, который позволил не только накопить практический опыт реализации ДОН, решить массу технических вопросов, регламентирующих практическую деятельность миссий открытого неба, но и получить дополнительные подтверждения целесообразности его реализации. Договор является единственным международным соглашением в области контроля над вооружениями, не содержащим абсолютного затратного механизма (в нем заложена оправдавшая себя система взаиморасчетов). Да, после вступления его в силу нам придется выполнить ряд организационных и технических мероприятий по развитию структур и систем открытого неба, связанных с определенными капиталовложениями. Однако накопленный опыт временного применения Договора позволяет наметить пути снижения затрат на реализацию его положений. Ведь вкладываемые для реализации Договора финансовые средства будут направляться на создание технических средств, которые могут использоваться как в военных, так и в гражданских целях, на развитие и поддержание инфраструктуры аэродромов ВВС и авиационной техники. ДОН, как показал опыт его временного применения, расширяет наши возможности по взаимовыгодному военно-техническому сотрудничеству со странами Европы, способствует выходу наших технологий на западные рынки (использование российского самолета и аппаратуры европейскими странами, совместные российско-германские программы по разработке и использованию аппаратуры наблюдения). Кроме того, Договор может быть также широко использован для мониторинга районов стихийных бедствий, оценки экологического состояния территорий, а также в целях картографии (это позволит не только экономить, но и получать дополнительные средства). Так, США провели в 1998 г. анализ последствий урагана "Митч" по материалам, полученным с использованием самолета наблюдения в целях оценки разрушений стихией. Что касается военно-политического аспекта, то механизм Договора позволяет охватить режимом открытого неба территории западных стран, в том числе и США. В условиях расширения НАТО мы получаем дополнительные возможности по контролю за обязательствами альянса не размещать на территории новых членов "на постоянной основе существенных боевых сил". Этот же механизм также может быть использован в интересах контроля за развитием военных инфраструктур новых членов НАТО и прояснения возникающих вопросов. Это важно в связи с тем, что механизм контроля Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) имеет по сравнению с ДОН более ограниченные возможности, так как предусматривает проведение инспекций преимущественно в местах нахождения ограничиваемых ДОВСЕ вооружений. Наряду с этим, ДОН в настоящее время - единственный Договор, механизм которого может эффективно применяться в интересах урегулирования кризисных ситуаций и вооруженных конфликтов. Участие нашего самолета в полетах над Боснией внесло определенный вклад в процесс урегулирования данного конфликта, а главное, выдвинуло Россию на ведущие позиции в этом вопросе. Кроме того, возможности Договора по открытому небу использовались в 1997-1998 гг. в Таджикистане, а в 1999 г. - в Чечне. В силу того что ДОН является контрольным инструментом за военной деятельностью в рамках ОВСЕ, его практическое применение будет способствовать укреплению роли этой организации в вопросах урегулирования кризисов. Это в полной мере отвечает интересам многих европейских стран, в том числе и России.
Что касается имеющего места мнения некоторых "аналитиков" относительно того, что ДОН будет использоваться исключительно в разведывательных целях против России, то здесь хотелось бы сказать следующее. Во-первых, при полетах над территорией России, как это уже отмечалось, будет использоваться только российский самолет с четко определенным набором аппаратуры наблюдения, не позволяющей по своему составу и разрешающей способности получить более качественную информацию, чем это возможно при помощи средств контроля космического базирования. Во-вторых, в настоящее время большинство западных стран утратили интерес к разведывательному аспекту Договора. Они рассматривают его именно в качестве механизма укрепления доверия и транспарентности в военной области и как один из важных инструментов в создании новой архитектуры европейской безопасности.
Таким образом, Договор по открытому небу не является для нас сколь-либо ущербным. Более того, он во многом выгоден России и способен за счет заложенного в него потенциала сыграть значимую роль в деле построения добрососедских отношений с государствами-участниками, укрепления стабильности и безопасности в военно-политической области. |
|