Военно-политические проблемы |
Обозреватель - Observer
|
C.СОСНОВСКИЙ,
подполковник, кандидат технических наук C.ДЫМОВ,
подполковник, кандидат технических наук 24 сентября 2000 г. исполнилось 4 года со времени подписания в Женеве Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ)1. Оглядываясь назад, можно сказать, что прошедшее четырехлетие в полной мере подтвердило предсказания трудной и неоднозначной судьбы этого международного соглашения, к которому сообщество наций шло около 40 лет.
Администрация США представила ДВЗЯИ на ратификацию сената в сентябре 1997 г. Однако с того времени Сенат практически ничего не сделал для его ратификации. Администрация в лице бывших президента Билла Клинтона и государственного секретаря М.Олбрайт неоднократно публично подчеркивали приоритетное значение Договора для безопасности США. Россия, ратифицировав Договор в непростой для себя ситуации, проявляет настойчивость в продолжении диалога с США, ключевой для судьбы Договора страной, в целях формирования позитивного большинства Сената в поддержку ратификации ДВЗЯИ. Хорошая основа для такого диалога заложена в подписанных в Нью-Йорке 6 сентября 2000 г. совместном заявлении президентов России и США, а также плане реализации мероприятий в связи с инициативой по сотрудничеству в области стратегической стабильности. Прошедшие в США президентские выборы, разумеется, могут внести коррективы в эти планы. Вместе с тем в отношении к ДВЗЯИ со стороны США отнюдь не поставлена точка. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что американцы продолжают финансировать (с одобрения Конгресса) деятельность Подготовительной комиссии Организации по ДВЗЯИ (ОДВЗЯИ), внося свой ежегодный взнос, равный 25% ее бюджета. Диалог с США на самых различных уровнях необходим и с учетом того обстоятельства, что неудачная попытка в 2000 г. ратификации Договора в Сенате, безусловно, повлекла за собой задержку с принятием решения по этому вопросу в других важных для судьбы ДВЗЯИ странах: Китай, Индия, Пакистан, КНДР, Израиль, Иран и Египет.
Завершив всю подготовительную работу по ратификации ДВЗЯИ, в настоящее время он затормозил этот процесс. Его дальнейшее продвижение зависит от ряда факторов:
Кроме того, значительное воздействие на позицию Китая по данному вопросу имеет общее положение в двусторонних американо-китайских отношениях, в частности подход США к проблеме Тайваня.
Премьер-министр Индии заявил 24 сентября 1998 г. на заседании Генеральной Ассамблеи ООН, что Индия придерживается добровольного моратория на ядерные испытания и выражает "готовность двигаться в направлении юридического оформления этого обязательства". Индия "вступила в обсуждение с ключевыми партнерами ряда вопросов, включая ДВЗЯИ. Мы готовы довести это обсуждение до успешного завершения, с тем чтобы вступление в силу ДВЗЯИ не затянулось позднее сентября 1999 г. Мы ожидаем, что другие страны, приведенные в статье XIV ДВЗЯИ, присоединятся к этому Договору без условий". Премьер-министр Пакистана, выступая на сессии ООН 23 сентября 1998 г., заявил, что его страна придерживается моратория на ядерные испытания, и поддержал присоединение к Договору одновременно обоих государств Южной Азии - Пакистана и Индии. Он подчеркнул, что "все государства, обладающие ядерными возможностями, включая Индию, должны присоединиться к ДВЗЯИ, прежде чем договор может вступить в силу... Пакистан готов присоединиться к Договору до конференции", предусматриваемой статьей XIV Договора. Однако резкое обострение индо-пакистанских отношений весной-летом 1999 г. значительно повысило ставку на потенциал ядерного сдерживания в этих странах и существенно осложнило задачу правительств Индии и Пакистана по консолидации поддержки внутри своих стран в пользу подписания ДВЗЯИ. 11 апреля 1999 г. в Индии было произведено успешное испытание ракеты Агни-2 дальностью 2500 км, способной нести ядерный боезаряд. Ракета может поразить цели на всей территории Пакистана и на значительной части китайской территории. 14 апреля Пакистан объявил об испытании своей новейшей ракеты Гхаури-2 дальностью 2000 км, также способной нести ядерный боезаряд и накрыть цели на всей территории Индии. К негативным факторам, затягивающим решение Дели и Исламабада вопроса подписания ДВЗЯИ, можно, как отмечалось выше, отнести и отказ Сената США ратифицировать Договор, и военный переворот в Пакистане. В целом подписание ДВЗЯИ рассматривается в Индии и Пакистане в увязке с комплексом вопросов ядерного выбора, сделанного этими странами. Это, в частности, показал состоявшийся весной 2000 г. визит Б.Клинтона в Дели и Исламабад, в ходе которого Индия и Пакистан, несмотря на массированное давление американцев, уклонились от каких-либо заявлений в отношении возможных конкретных сроков присоединения к ДВЗЯИ. Но, даже подписав договор, Индия и Пакистан вряд ли сразу пойдут на его ратификацию. Они скорее всего будут ориентироваться на другие ядерные державы и пытаться получить для себя уступки как политического, так и чисто экономического характера. Такой же подход, только в более обнаженном виде, по-видимому, будет свойственен и КНДР.
Позиция этих государств в отношении ратификации Договора во многом подвержена влиянию общей ситуации на Ближнем Востоке, и до настоящего времени здесь сохраняется большая степень неопределенности. Египет, безусловно, будет принимать решение о ратификации ДВЗЯИ с учетом позиции большинства арабских стран, которые подчеркивают важность обеспечения универсального характера не только ДВЗЯИ, но и Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и в этой связи говорят о недостаточности подписания Израилем только ДВЗЯИ, настаивая на необходимости его присоединения к ДНЯО. Однако Израиль четко обозначил условия своей ратификации договора:
Вероятно, что ни одно из этих условий не будет выполнено в ближайшие годы, и, следовательно, перспективы ратификации Израилем договора остаются весьма отдаленными. В Иране, помимо общей ситуации на Ближнем Востоке, значительное влияние на ратификацию оказывает внутриполитический фактор. Консервативно-религиозные силы, сохраняя заметное влияние в меджлисе, ставят вопрос о ратификации ДВЗЯИ в контекст решения проблемы выхода страны из международной изоляции. Именно они выражают сомнение, что принятие Ираном новых международных обязательств в сфере нераспространения оружия массового уничтожения сможет существенно изменить сложившееся положение. Весьма вероятно, что в ближайшее время руководство Ирана не будет спешить с ратификацией ДВЗЯИ.
Таким образом, приведенный выше анализ показывает, что перспективы скорого вступления Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний в силу на сегодняшний день выглядят достаточно отдаленными. Можно предполагать, что к концу 2001 г. из 44 стран, ратификация которыми ДВЗЯИ необходима для его вступления в силу, 34-36, вполне вероятно, ратифицируют договор. Дальнейшая же судьба и сроки вступления ДВЗЯИ в силу будут зависеть от политической воли сравнительно небольшой группы ядерных государств. Несмотря на такие перспективы, Договор уже внес и продолжает вносить важный вклад в поддержание стратегической стабильности, в процесс ограничения качественной гонки ядерных вооружений и их нераспространения.
__________________ 1 Международные договоры об ограничении и запрещении ядерных испытаний и контроль их соблюдения. М., МО РФ. 1999.
|
|