Внешняя политика |
Обозреватель - Observer
|
Интервью
Один из "круглых столов" Совета по внешней оборонной политике (СВОП), собравший представителей политической и интеллектуальной элиты России, оказался не таким уж и "круглым". Обсуждался вопрос "Глобализация и Россия", где участники пытались ответить на вопрос: что делать с Россией и ее экономикой перед лицом грозящей глобализации? Одним из содокладчиков был председатель президиума СВОП, заместитель директора Института Европы РАН С.А.Караганов.
КАРАГАНОВ Сергей Александрович, заместитель директора Института Европы РАН с 1988 г., председатель президиума общественного Совета по внешней и оборонной политике; родился 12 октября 1952 г.; окончил экономический факультет МГУ, доктор исторических наук; с 1974 г. работал в Институте США и Канады АН СССР (РАН); в 1976-1977, 1985 гг. проходил длительные научные стажировки в США по линии МИД; член Президентского совета с 1993 г.; член Совета по внешней политике МИД РФ; член Международного института стратегических исследований; автор 10 монографий; женат, имеет дочь. Сергей Александрович, каковы Ваши взгляды на развитие системы международных отношений? Влияние глобализации не только на международные отношения, но и на позицию современной России - крайне трудная область для исследования и понимания не только для обывателя, но и для маститого ученого. Это связано с тем, что одновременно с вступлением в эпоху глобализации международные отношения вступили в эру коренной трансформации и двублоковой системы противостояния. И именно эти два процесса "разморозили" многие процессы, которые до определенного времени подавлялись, подтолкнули и изменили многие тенденции. Во-первых мы находимся лишь в начале длительного периода перестройки всей системы международных отношений, а во-вторых, она становится все более неопределенной и непредсказуемой. И по моему мнению, эта система становится все менее управляемой, преобладает тенденция к усилению хаоса. Вы приглядитесь внимательно, что происходит: нарушаются все линии связи по всем "фронтам". В последнее десятилетие из-за массового введения информационных технологий, а также из-за накопленной лучшей способности приспосабливаться к любым переменам, а также большой возможности мобилизовать высокомобильный финансовый капитал на Западе происходит резкий позитивный скачок производительности труда. США и другие ведущие страны пошли снова в отрыв от всего остального мира.
Практически мы сегодня имеем, условно, конечно, три группы государств:
В какую же группу Вы включаете Россию? Ну, с первой группой все ясно. Это США, доля которых в мировом ВВП в прошлом году, по данным МВФ, составила около 30%, и они в ближайшие 15-20 лет будут единоличным лидером мирового сообщества. Это и Германия, и Великобритания, и Франция, и Италия, Канада, Япония. Большинству стран, особенно Запада, лидерство Америки выгодно, ведь это позволяет экономить ресурсы. Хотя надо отметить, в Европе растет недовольство Вашингтоном, но носит это пока неорганизованный, зачастую эмоциональный характер. Ко второй группе относится Китай, доля которого в мировом ВВП в прошлом году составила 3,3%, Индия, большинство "азиатских тигров", стран Латинской Америки, бывшие соцстраны, Иран, другие нефтяные государства. И третья группа - почти вся Африка, значительная часть Азии и государства СССР. Так вот, Россия политически находится на границе первого и второго миров, а экономически тяготеет к нижней границе второго мира, и в отсутствии реальных и энергичных реформ этот уровень будет снижаться. Так, может быть, по совокупности факторов, как говорил один римский император, "лучше быть первым в провинции, чем последним в Риме"? Если брать культурно-образовательные, а отчасти и геостратегические отношения, в силу обладания термоядерным оружием и с учетом векторов экономических связей, Россия занимает определенное место в первом мире. Но как раз этот мир и не считает нас своим. Сегодня в силу с глобализацией, другими объективными процессами, США относительно не усиливаются, а слабеют, они все менее способны эффективно навязывать свою волю. Сами американцы очень обеспокоены тем, что происходит у них с экономикой. Недавно А.Блайндер, экономист из Принстонского университета, заявил, что в этом году ожидается снижение темпов роста американской экономики до 2-2,5% (с 5% в 2000 г.) ВВП вырос всего на 1,4% - это худший результат с 1995 г. По его словам, экономику США ожидает "очень неровная посадка - вплоть до жесткой". А все это уже провоцирует следующие один за другим кризисы на фондовых рынках, что отразится и на России. Проваливается Вашингтон и в другой области - начался неконтролируемый процесс распространения ядерного оружия: Индия, Пакистан, Израиль. И все это толкает Америку к активизации военно-политического давления: расширение НАТО, военная авантюра в Югославии, стремление не допустить большей военно-политической самостоятельности ЕС. Они считают, что самым надежным средством является именно военно-политический инструмент, а следовательно, нужно искусственно поддерживать слабеющую политическую полезность военной силы. И это им неплохо удается. В регионах "второго" и "третьего" миров военная сила возрождает, если можно так сказать, свою полезность: быстро перераспределяется мощь и влияние, "размораживаются" старые проблемы. Хотя и здесь не все до конца ясно. Я не исключаю возрождения политической роли ядерного оружия. Сегодня это уже оружие "второго" мира против "первого". И в этом случае Россия может быть поставлена перед трудным выбором: в какую группу уйти, а точнее - где закрепиться. Не так давно один из крупнейших специалистов по СССР и России, Збигнев Бжезинский, заявил: "Если Россия хочет выстоять как государство, она должна сделать свое пространство - от Калининграда до Владивостока - европейским. А если она не установит близких связей с Европой, я не исключаю, что в 2050 г. Владивосток перестанет быть российским. Но стать европейской страной Россия может лишь тогда, когда оставит свои имперские амбиции". Выходит, что американцы сами уже определяют наше место в мировой системе… Мы, и только мы сами, должны это определить. А этого нет. Дилемма в следующем: играть ли нам в "восьмерке" скрипку четвертого-пятого ряда либо, используя естественное недовольство "второго мира", попытаться организовать разнокалиберную коалицию, которую неизбежно возглавит Китай. Последнее будет означать упор на мобилизационную экономику, авторитаризм, политическую и информационную закрытость. И предпосылки к этому мы уже наблюдаем. Это приведет к жесткому давлению со стороны США и замораживанию сближения с ЕС. Россия опять проиграет. Первый вариант более предпочтителен, так как предлагает курс на экономическую открытость, дальнейшую демократизацию общества. Но морально он будет более трудным, ибо нужно будет смирить гордыню и даже поступиться некоторыми внешнеполитическими интересами. Но как убедить Кремль в правильности выбранной позиции? И это не только проблема нынешнего правительства. Еще П.Я. Чаадаев писал в своем "Философическом письме": "То, что у других давно уже составляет саму суть общества и жизни, у нас еще только теория и умозрение…" Это еще один извечный "проклятый" вопрос российской жизни. Современный внешнеполитический курс, привязанный к личной активности президента, может оказаться просто непродуктивным и привести к усилению трений с Вашингтоном. Союза России со "вторым миром" вообще пока не просматривается, хотя идут активные дипломатические переговоры с Пекином и Дели. Провозглашенный курс на интеграцию в мировую экономику - это пока лишь декларация. Модернистская риторика В.Путина эволюционирует в сторону традициональной политики. А идти в дождь "между каплями" становится все труднее и труднее. Не проще ли стать России огромным "сборочным цехом" Европы, хотя бы на ближайшее десятилетие? Мы бы сразу решили многие экономические вопросы, в частности с привлечением нормальных западных инвесторов. А это сегодня должно быть главным в нашей политике. В условиях глобализации у кого сегодня реальная власть в руках: у корпораций или у правительства? Процессы глобализации уменьшают власть национальных правительств внутри страны и на международной арене. Правительства все меньше могут управлять "своими" корпорациями. Транснациональные субъекты - неправительственные организации, все более международные СМИ - затрудняют навязывание "своей" идеологии. Хотя капиталистическая, либеральная идеология в целом доминирует, но и она трансформируется достаточно быстро. Рушатся блоковые системы, ослабляется роль ООН, ОБСЕ, других организаций, связанных с прежней международной системой. Управляемость ее ухудшается, а непредсказуемость и хаотичность усиливаются. Одно время многие считали, что главное - обладать как можно большей информацией. А что оказалось: знаем все больше, понимаем все меньше, а делать можем еще меньше. Уход власти из-под контроля национальных правительств означает кризис демократии в ее традиционном понимании. Только национальные правительства несут ответственность перед своим народом, но их власть и возможности относительно уменьшаются. И нам надо выбирать: либо мы боремся за свои интересы, либо за многополярный мир. И необходимость такого выбора становится все более актуальной с каждым днем. Иначе Россия может автоматически сползти к многополярности, которую большинство "семерки" отвергает на словах и не применяет на практике, на самых невыгодных условиях.
Спасибо за интервью
Беседовал спецкорр журнала В.Богданов |
|