Обозреватель - Observer
Наука и образование


Ключ в XXI век
          (Устойчивое развитие и образование взрослых)

Е.Малитиков,
президент Международной ассоциации «Знание», кандидат исторических наук

Ведущую роль в распространении знаний среди взрослого населения Советского Союза с 1947 г. играло Всесоюзное общество «Знание».

В наше время его преемником является Международная ассоциация «Знание», которая была создана решением последнего XI съезда Всесоюзного общества «Знание» в ноябре 1991 г. Это было сделано в интересах сохранения исторических связей между народами и интеллигенцией, в интересах сохранения интеллектуального богатства, каким обладала известная и авторитетная общественная организация. Тогда в Международную ассоциацию «Знание» вошли общества «Знание» всех союзных республик, а позднее ряд неправительственных организаций Европы, Азии, Северной Америки. Ныне она объединяет 30 просветительских и образовательных неправительственных организаций 24 стран мира.

С 1993 г. этой Международной организации был предоставлен статус ассоциированного члена ЭКОСОС ООН, и ее представители аккредитованы при штаб-квартирах ООН в Нью-Йорке, Женеве и Вене.

Международная ассоциация «Знание» является членом Международного Совета и Европейской ассоциации образования взрослых.

По ее предложению и по инициативе глав правительств Республики Армения и Республики Молдова в 1997 г. Совет глав правительств СНГ принял Соглашение о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых. Тогда же был создан Межгосударственный комитет по распространению знаний и образованию взрослых, равноправным членом которого является Международная ассоциация «Знание».

В начале XXI в. необходимо изменить традиционный, укоренившийся среди догм ушедшего столетия, взгляд на образование каждого человека, как образование на всю жизнь, на установку: образование — через всю жизнь.

Методами и установками истекшего столетия нам будущего не обрести.

В современном устройстве общества и менеджменте времени жизнь среднего россиянина протекает в трех исторических сложившихся фазах:

  • быстрая, как спринт, учеба, чтобы получить достойное место в обществе;
  • долгая, как восхождение на Эверест, работа (лучше сказать служба), чтобы достойно жить,
  • и, как правило, короткий, хотя и бессрочный отдых на пенсии, чтобы также достойно сойти (по-английски) с дистанции.

    Сегодня, когда слово «достойно» на всех трех этапах лучше не употреблять, эти три фазы не делают нашу жизнь эффективной, длинной, счастливой.

    Что же мы имеем сегодня?

    Заканчивается XX в. Ветры истории создавали и разрушали империи, меняли общественно-экономические формации, перекраивали границы государств, создавая предпосылки нового на развалинах старого.

    В жертву приносились судьбы человеческие, судьбы народов, живая природа, будущее цивилизации.

    Планета стала слабее от раздирающих ее противоречий: противоречий между людьми и государствами, политикой и человечностью, совестью и целесо образностью, техническим прогрессом и запасом ресурсов для жизни людей.

    Мир заговорил о неустойчивом развитии жизни на Земле, вспоминая об ушедших в небытие цивилизациях...

    Вращаясь в гигантском информационном котле, осваивая новейшие технологии, виртуальный мир, взаимодействуя с далеким Космосом и используя неодушевленное цифровое мышление, молодое поколение становится прагматичным и бездушным по отношению к создавшим мир сегодняшний.

    Все чаще пожилой человек, а в его лице пожилой мир, остается с невостребованным потенциалом своего не до конца исчерпанного опыта и возможностей, приобретает синдром «закатной» философии и увядания, подпираемый и вытесняемый своими собственными побегами. Кривые жизненных установок по параболе отправляются вниз...

    Мостик между прошлым и будущим разрушается...

    Творя сегодняшний день, современное поколение уже не гарантирует своим потомкам ресурс среды обитания, который имело возможность само потреблять. Неустойчивое развитие человечест-ва — заболевание цивилизации, инкубационный период которого пока неизвестен...

    В поисках выздоровления мирового сообщества Организация Объединенных Наций приняла «По-вестку дня на XXI век» как приоритетную задачу.

    ООН рекомендовала правительствам, национальным и международным неправительственным организациям искать новые пути партнерства государственных и общественных структур, средств массовой информации, деловых и промышленных кругов, работников образования, ученых, молодежи для реализации основных принципов устойчивого развития.

    Среди этих принципов особое место занимает непрерывное образование взрослых в течение всей жизни.

    Концепция образования в мире за последние годы претерпела весьма существенные изменения. Прежде образование было жестко привязано к возможностям бюджета государств, на основе которого формировалась и конституционная ответственность государст-ва перед своим народом за его образование.

    В начале XX в. обновление знаний происходило каждые 20—30 лет и общество, в лице одного поколения, не так остро чувствовало недостаток современных знаний, сохраняя консервативную систему образования.

    Сегодня знания на планете обновляются на 15% в год, то есть каждые 6 лет.

    Однако, к сожалению, существующее в большинстве стран традиционное базовое образование, в силу своей инерционности, не успевает за изменением мира.

    Как следствие, молодые люди, получившие высшее образование к 22—23 годам, являются носителями уже устаревших знаний. Следующие 5—6 лет они обычно употребляют на свою карьеру и, в зависимости от таланта и целеустремленности, достигают определенного места в обществе, а отдельные из них добиваются высших руководящих постов.

    В течение карьерного «форсажа» многие люди тратят в этом направлении всю свою энергию и, приобретя, наконец, высокое общественное положение, нередко становятся псевдоспециалистами, не обладающими современными знаниями, а зачастую просто интеллектуальными банкротами в высоком ранге.

    Новое поколение, в свою очередь, также окажется в страдательном залоге несовершенства образовательной системы и еще быстрее будет вытеснено на обочину следующей генерации молодых, оседлавших более современные технологии и подходы к решению прикладных, финансовых, экономических, научно-технических задач.

    Возникла новая социальная проблема — недоиспользование каждым предыдущим поколением своего ресурса, опыта, энергии созидания.

    Формируются установки на необходимость освобождения места и, как следствие, комплекс естественного увядания, ускоренного биологического старения, духовного истощения и уход в небытие...

    И до тех пор, пока система и технология образования будет отставать от скорости обновления знаний, эффективное время каждого нового поколения будет сокращаться.

    Поэтому образование взрослых, наряду с экономикой и государственным строительством, является сегодня важнейшим фактором и одним из основных условий общественного развития.

    Уже в ближайшее десятилетие, когда перед человечеством встанет множество ранее неизвестных, острейших проблем, роль знания, образования и творчества неизмеримо возрастет, ибо без них не решить будущие проблемы.

    И тогда на исторической аван-сцене окажутся те страны, те народы, которые будут способны обеспечить более высокий уровень образования, способности к поиску, мастерства во всех его проявлениях.

    Очевидно, что экономическое соревнование государств переместится из производственной области в сферу науки, новых технологий и образования.

    Развитие же экономики в предстоящие десятилетия, по мнению экспертов, будет определяться ресурсами, состоящими из «черного золота и серого вещества».

    Не случайно многие экономически развитые и бурно развивающиеся страны, разрабатывая национальные доктрины, концепции и программы устойчивого развития, включают в их состав как одно из стратегических направлений — развитие принципиально новых подходов к национальным системам образования.

    Обращает на себя внимание следующий факт. После запуска в СССР первого искусственного спутника Земли, развитые страны Запада, и в первую очередь США, приступили к глубоким структурным и содержательным реформам образования, поставив его на первое место в перечне наиболее приоритетных направлений развития.

    Не случайно, что первым ответом США на выдающиеся достижения Советского Союза в космосе стало не наращивание ассигнований НАСА, а многократное увеличение ассигнований на образование и принятие Конгрессом в 1958 г. закона «Об образовании в интересах национальной обороны». В нем определялась особая роль системы непрерывного образования взрослых в укреплении военно-технического и научного потенциала США, меры по поддержанию уровня современных знаний образованных специалистов в области техники и естественных наук, а также специалистов со знанием иностранных языков.

    Одновременно закладывались основы национальной политики в области продолжающегося всю жизнь образования. Причем преемственность этой политики, в основу которой был положен принцип приоритетности образования взрослых и его исключительной роли, должна служить обеспечению лидирующего положения США в мире.

    От Эйзенхауэра до Клинтона образование занимало одно из первых мест в их политике национальной безопасности.

    Мир вычислил и понял, что необходимо вкладывать в образование взрослых около 6% ВНП, выделяя в каждой отрасли народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, строительство и т.п.) доли ее бюджета и рассматривая расходы на образование взрослых как капиталовложения в производство на каждом предприятии. (Известные всем компании мира, такие как «Сони», «Тошиба» работают именно по этой схеме).

    Важно отметить, что образование должно быть основным непрерывным видом деятельности всего взрослого населения, совмещаемым с наукой, производством, сферой обслуживания в течение всей жизни.

    Только перемежая и чередуя в течение всей жизни образование, труд и свободное время для своих увлечений, для семьи, для общественных занятий, мы станем эффективными, долговечными и счастливыми, нужными друг другу, предыдущим и будущим поколениям и стране, вернем соскальзывающую в пропасть планету к устойчивому варианту развития.

    Таким образом, образование взрослых становится отдельной, самостоятельной суперотраслью в жизни человеческого общества, поскольку хорошо известно, что судьбоносные решения развития общества являются исключительной прерогативой взрослого населения планеты.

    Во многих странах мира образование взрослых уже стало новой, наднациональной отраслью, имеющей международную, европейскую, азиатскую, африканскую и другие континентальные, национальные структуры управления и распространения.

    Образование взрослых — единственная и важнейшая отрасль, чей наднациональный статус не вызывает раздражения и борьбы в Со-дружестве Независимых Государств и во всем мире.

    Развитие этой самой перспективной отрасли на планете, которой под силу изменить сегодняшние опасные тенденции на геополитической карте мира, обеспечивается интеграцией и взаимодействием государственных органов управления и неправительственных организаций.

    Весьма важно, что в основе своей образование взрослых минимально использует или вообще не потребляет средства из государственного бюджета.

    Главная задача — это создание условий, предпосылок, законов, позволяющих обеспечить непрерывное образование:

  • как фактор увеличения продолжительности активной жизни человека;
  • как фактор максимального и эффективного использования человеческого опыта и интеллекта в течение всей его жизни;
  • как фактор ликвидации «закатной» философии пожилого поколения.

    Необходимо обеспечить формирование в общественном сознании установок на непрерывное образование в течение всей жизни.

    Необходимо конституционно поддержать начавшийся процесс создания правовой базы, гарантирующей:

  • равенство всех видов образования перед законом,
  • право на получение образования в любом возрасте.

    Важно поощрять развивающуюся сеть государственных и негосударственных учебных заведений и структур, аккумулирующих сред-ства для финансирования образовательной деятельности.

    Все эти проблемы обсуждались Всемирной конференцией по образованию взрослых, проходившей в июле 1997 г. в Гамбурге под эгидой ЮНЕСКО.

    Форум проходил под девизом: «Образование взрослых — это ключ в XXI век!».

    Его участниками были: министры образования 74-х государств, руководители крупнейших международных и национальных общест-венных образовательных объединений. На конференции не было только России. Возобладало амбициозное фискальное самосохранительное ведомственное мнение: у нас, мол, с образованием взрослых — все в порядке.

    Но, как говорится, амбиции — это не позиция.

    Одним из главных вопросов конференции было финансирование образования взрослого населения планеты.

    Вывод:

  • необходимо создать и довести до автоматического применения систему персонального кредитования обучающегося взрослого населения;
  • создать государственные и налоговые льготы предприятиям, аккумулирующим средства для образования взрослого населения, а также: всем предприятиям системы образования взрослых, работодателям, обеспечивающим непрерывное образование взрослых в течение всей жизни, предприятиям, взявшим на себя пенсионное обеспечение своих рабочих и служащих.

    Конференция в своей декларации рекомендовала правительствам всех государств — считать образование взрослых одним из приоритетов государст-венной политики и обеспечить каждому гражданину возможность один час рабочего времени в день использовать для совершенствования своего образования.

    Естественно, что без правовой и налоговой поддержки работодателей со стороны государства этого не произойдет.

    Что касается стран Содружест-ва Независимых Государств, то следует признать — новая современная система образования взро-слых здесь только зарождается. Стремление России и других стран Содружества к ускорению демократических преобразований в обществе и экономике входит в противоречие с темпами изменений в духовной сфере.

    Исторический опыт свидетельствует о том, что успех любой страны в преодолении критических ситуаций определяется, прежде всего, тем, в какой мере общест-венное сознание оказывалось восприимчивым к достижениям мировой цивилизации.

    Только это может обеспечить эволюционный ненасильственный процесс преобразований в государстве.

    Важная роль, обеспечивающая необходимые изменения в духовной жизни, несомненно, принадлежит системе образования взрослых в течение всей жизни. Крупным шагом в создании такой системы в странах Содружества Независимых Государств явилось «Соглашение о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых». В январе 1997 г. его подписали главы правительств Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России и Таджикистана.

    Для реализации этого Соглашения был образован Межгосударст-венный Комитет СНГ по распространению знаний и образованию взрослых.

    Одной из важнейших задач комитета является трансформация просветительской и образовательной деятельности, а также, координация подготовки законов по образованию взрослых в государствах СНГ. В этом мы отстаем и еще долго будем отставать от более благополучных государств. Сегодня образование взрослых является самым ценным ресурсом и достоянием человека перед лицом неясного будущего.

    Растущая конкуренция на рынке труда, структурные изменения в промышленности, связанные с ликвидацией целых отраслей и закрытием большого числа предприятий, военная реформа, в результате которой огромное количество военнослужащих вынуждены приобретать новую про-фессию, самым негативным образом влияют на судьбы людей, ведут к росту социальной напряженности и нестабильности в обществе.

    Никакие социальные выплаты, выходные пособия, сколь велики бы они ни были, не могут дать человеку самого главного — уверенности в завтрашнем дне.

    Только постоянное совершенст-вование общих и специальных знаний, налаженная служба профессиональной ориентации и переподготовки, доступность для каждого вечерней и заочной форм образования позволят людям с наименьшими издержками менять профессию и место работы в случае неблагоприятного стечения обстоятельств. Это также да-ет возможность каждому человеку полнее реализовать заложенные в нем природой таланты и наклонности.

    Руководствуясь Декларацией Со-вета глав государств СНГ «Об основных направлениях развития Содружества Независимых Государств» Межгосударственный комитет по распространению знаний и образованию взрослых на своем заседании 23 ноября 1999 г. внес свои предложения в проект Программы действий по развитию СНГ.

    Среди них такие предложения как:

  • концепция образования взро-слых в русле общемировых тенденций;
  • модельный закон «Об образовании взрослых».

    Кроме того, комитет намерен внести в повестку дня Совета глав правительств СНГ ряд предложений по созданию единой образовательной системы СНГ.

    Таким образом, комитет убежден, что без образования взрослых в течение всей жизни невозможно устойчивое развитие жизни не только в СНГ, но и на всей планете.

    Сегодня мы обсуждаем применительно к странам СНГ принципиально иную планетарную концепцию образования по формуле: «Образование никогда не кончается», то есть образование взрослых людей.

    Взрослые люди — посредники между прошлым, настоящим и будущим. Не найдя общего языка с молодыми, из-за разных стартовых условий в образовании и информациологического инструментария, старшие поколения уходят из жизни, унося с каждым человеком целую библиотеку.

    880 млн. абсолютно безграмотных людей и 4,5 млрд. безнадежно отстающих от современных знаний людей — путь к планетарной трагедии.

    А между тем поезд знаний мчится через пространство и время. И для каждого поколения людей, для каждого поколения правительств на его пути есть платформы и достаточный исторический миг, чтобы сознательно сесть в этот поезд.

    Но нет, поколение за поколением упускает свой шанс, не садится в него. Творя мелкие делишки, создавая мелкотравчатые законы и идеологизированные конституции, сосредоточиваемся на поверхностных вопросах удерживания на плаву, упускаем глубокие ретроспективные знания, накапливаемые со скоростью геологического процесса.

    Мы традиционно, как мотыльки, бьемся о раскаленный светильник, бежим в поезде, глотающего мили знаний. Мы бежим параллельно вдоль платформы, пока она не кончается.

    Поезд уходит, набирая скорость, а мы...

    Мы — это народы и правительства, если в конце платформы нет краеугольного камня или столба, бесславно заканчиваем свой бег в придорожной космической пыли, каждый в своей стране, каждый — со своим несовершенным знанием мира...

    Именно невежество сделало планету слабей раздирающих ее противоречий. На исправление ситуации направлена Кельнская Хартия, подписанная руководителями стран «большой восьмерки», в которой проблема образования взрослых обозначена как проблема номер один. Если нам удастся справиться с изменениями образовательных установок, то появится надежда справиться и с кармическими предсказаниями Нострадамуса и других футурологов о предстоящем конце света.




       TopList         




    [ СОДЕРЖАНИЕ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]