Обозреватель - Observer
Наука и образование


РЕАЛЬНЫЙ СОЦИАЛИЗМ — что это было?

В.Григорович,
кандидат исторических наук

Период осмысления социалистической идеи можно подразделить на два этапа — до «реального социализма»» и после него. На первом этапе среди мыслителей царила вера в потенциал «добра» соци-алистической идеи. Такой верой пронизаны представления о социализме от Платона через великих утопистов XVI—XVII вв. — Томаса Мора, Мюнцера, Кампанеллы до их последователей XIX—XX вв., в частности, Прудона, Шарля Фурье, Сен-Симона, Эдмона Ласкина, Вернера Зомбарта и др. Этот общий настрой выражен у Прудона: «социализм — это всякое стремление к улучшению общества»1. Социалистический идейный порыв не угас и после краха национал-социализма фашистской Германии. Как писал Жан Франсуа Кан «Гитлер одержал бы настоящий реванш a pasteriori, если бы мы из-за ужасов, связанных с национал-социализмом запретили себе исследовать пути, ведущие к национальному социализму»1.

Социалистическая идея угасла лишь после распада международной инфраструктуры государств социалистической ориентации, образующих понятие «реального социализма». При этом важно подчеркнуть, что угасла лишь конкретно социалистическая форма извечного стремления Человека к построению «совершенного общества», оставив вечности само стремление к этой цели.

Итак, «реальный социализм» — что это было? Это эмпирическое доказательство того, что Разум, как частность, не может доминировать над общим — Природой. Именно эта сила доказательности является основанием для определения «реального социализма» как выдающегося явления в общецивилизационном процессе, значение которого выходит за рамки феноменологии ХХ в.

Число критиков реального социализма резко возросло после его падения. Тем не менее, более близко к пониманию его исторической сущности подошли не современные его «критики», а представители научно-теоретической мысли более раннего периода, когда реальный социализм находился на историческом подъеме. Одним из них по праву является австрийский ученый Фридрих Август фон Хайек, доктор права, социологии и экономики, лауреат Нобелевской премии. В своем главном труде «Дорога к рабству», опубликованном в 1944 г., на основе экономического анализа «плановой экономики» Хайек показал искусственный характер социалистической идеи. Он доказывал, что социализм ведет в тупик и не имеет внутреннего потенциала развития в условиях цивилизации монетаристского типа. При этом Хайек считал реальный социализм не только тупиковой ветвью общественного развития, но и вредной идеей, поскольку она может быть реализована только в условиях тоталитарного режима. Будучи непримиримым критиком «социалистического абсолютизма», Хайек выступал и против капиталистических форм абсолютизма, руководствуясь при этом библейским постулатом «гордыня предшествует падению», считая его применимым как к личностям, так и к обществам.

Хайек вышел на понимание того, что в основе развития экономики лежат и Разум и Душа, признавал недостаточность голого рационализма, был против «не-ограниченной свободы», справедливо подчеркивая, что свобода не может существовать без ответственности.

Развитию этих идей Хайек посвятил, в частности, такие работы, как «Чистая теория капитала» (1941 г.), «Контрреволюция науки» (1952 г.), «Конституция свободы» (1960 г.), трехтомный труд «Право, законодательст-во и свобода» (1973, 1975, 1979 гг.). Считается, что Хайек сверг «социалистического идола» с пьедестала истории и способствовал восстановлению исторической репутации идеи капиталистической Свободы.

Как отмечал лауреат Нобелевской премии в области экономики Милтон Фридман, Хайек оказал огромное влияние на «усиление нравственной и интеллектуальной поддержки свободного общества»2. Президент США Дж.Буш наградил Хайека «президентской медалью свободы», отметив при этом, что он сделал больше, чем любой другой мыслитель нашего века для исследования возможностей и очертаний свободы»2.

Итак, реальный социализм — что это было? Издревле человечество мечтало о построении общества, основанного на идеалах добра, свободы и справедливости. Все социальные революции в различных точках планеты и в разное время были пропитаны такими устремлениями. Передовые философские школы и социальные учения ориентировали на неограниченные возможности Разума, его способность преодолеть сопротивление сил зла, привести к построению правильного общества.

Неотъемлемым атрибутом Разума является творческий поиск. Одним из направлений развития творчества Разума является уходящее в глубь человеческой истории стремление построить общество «всеобщего равенства и справедливости». Для этого необходимо бы-ло «подкорректировать» всеобщую схему развития человеческого общества, базирущуюся на противоборст-ве сил «добра» и «зла». Предпринимаемые на протяжении многих веков такого рода попытки исключить «зло» из общественных отношений, оказывались безрезультатными.

Господствующий в прогрессивных мировоззренческих школах ХIХ — начала ХХ вв. антропный принцип, создавал условия для обоснования неограниченных возможностей Разума в совершенствовании общественных отношений и взаимодействия человека с Природой, в том числе и в решении задачи построения «правильного» общества, без сил «зла».

Впервые поход на «зло» в качестве научно-практической задачи был объявлен К.Марксом в середине ХIХ в. и реализован на практике В.Лениным в начале ХХ в. Таким образом, впервые в истории «зло» было идентифицировано: в качестве главного источника социальных пороков был объявлен Капитал и сформулирована задача низвержения его, как главного элемента в развитии общественной системы.

Многовековые мечтания человечества, казалось, бы-ли осуществлены в 1917 г. в России. Ставшая историческим фактом социалистическая революция провозгласила построение такого общества в качестве практической задачи. Господство Капитала как парадигмы общественного развития было разрушено в условиях реального социализма и заменено «воспитанием нового человека» — «человека без зла», сознание которого должно было быть выведено из сферы влияния капиталистической логики и переориентировано на осознанно целенаправленное построение общества «всеобщего равенства и справедливости». Спустя 74 г. исторического эксперимента 250-миллионная масса советских людей, предводимая 20-миллионным партийным авангардом, оказалась перед необходимостью отказаться от избранного пути вслед за другими народами, оказавшимися в орбите этого виртуального поиска.

Основанная на недостаточности знания и эмпирического опыта вера в то, что разум стоит выше природы, оказалась неоправданной. Реализация на практике идеи «совершенного общества», будоражившей умы еще Платона, Аристотеля, Ксенофонта и других философов-мыслителей, провалилась. Главная причина — в отходе Разума от соблюдения принципиальных законов функционирования механизма Природы. Коммуни-стическое «совершенствование» общественных отношений шло по пути не приближения к этим законам, а отдаления от них: от естественности к искусственности, от Механизма к Системе и в конечном счете от Свободы к Тоталитаризму. В этой связи понимание социальной гармонии классиками коммунизма предполагало исключение «зла» из системы общественных отношений, в то время как действительная гармония, как в Природе, так и в Обществе, возможна лишь при наличии антиподов, противоречий, взаимодействие между которыми и формирует сбалансированный механизм гармоничного развития. Это и было доказано с помощью математических расчетов А.Энштейном, выдвинувшим универсальную идею о «гармонии в кривизне», подрывавшую ученье К.Маркса о классовой борьбе с Капиталом. Тем не менее, по известному выражению Ленина, после Маркса царившие до него хаос и неразбериха в понимании законов общественного развития сменились «стройной системой» взглядов. Однако восторг по поводу «стройной системы» оказался ошибкой политического гения. Любая «стройная система» — это всегда детерминированная временем иллюзия абсолютизма. Только наличие противоречий — «кривизна», борьба противоположностей создают действительную гармонию Целого, основу для движения вперед — развития.

Это отдаление становится более очевидным при взгляде на развитие идеи «совершенного общества» во временной ретроспективе. Практически большинст-во идей, реализованных на практике в ХIХ—ХХ вв., было сформулировано в XIV—XVI вв. — Эпоху Возрождения, на которую приходится расцвет гения Разума. В этом смысле Средневековье можно считать периодом развития теории Разума, а конец второго тысячелетия — периодом ее практического воплощения. Именно в эпоху Возрождения получили развитие идеи о «совершенном» обществе и государстве. Это был период, когда Разум, «конструируя» пути совершенствования общественных отношений, еще оглядывался на законы устройства развития Природы, сверяя с ними свои «изобретения».

Интерес представляют две работы — «Утопия» (1514 г.) Томаса Мора и утопия Каспара Штюблина «О государстве евдемонцев», написанная им в 1553 г., в которой изложена история жизни «совершенных» людей на осторове Макария в Индийском океане со столь-ным градом Эвдемоном.

В этих работах Мор и Штюблин по-разному представили решение проблемы достижения социальной гармонии, стоящей в центре «совершенного» общества.

И Мор и Штюблин строили свои «идеальные общества» со-образно с природой человека. Но если Мор, как и другие утописты, взывал к Природе, отстаивая принцип Равенства, то Штюблин делал то же самое, чтобы оправдать Неравенство.

В Эвдемоне есть патриции и плебеи, богатые и бедные. При этом в стране царит не просто согласие, а полная гармония — граждане солидарны и общественные интересы ставят выше личных. И эта гармония основана не на равенстве, а, наоборот, на неравенстве.

Идея Штюблина состоит в том, что только неравенство и создает действительные условия для гармонии, как в Природе так и ее составной части — обществе. Штюблин противопоставляет себя Мору и в других ключевых вопросах общественной организации. Отмена частной собственности — фундамент рассуждений Мора, писавшего «Утопию» под влиянием Реформации, бросившей имущественный клич «Все должно быть общим» и видевшего в уничтожении частной собственности условие торжества гуманистических идеалов. Эвдемонцы в отличие от утопийцев, не отказывались от частной собственности, а лишь вводили ее в русло умеренности, в конечном счете устремляясь не к тому, чтобы ликвидировать социальные различия, а лишь сгладить их остроту.

По-разному Мор и Штюблин относились и к «антропологическому» потенциалу в общественном строительстве. Мор отстаивал идею о том, что если создать справедливые общественные условия, то у большинства людей возобладает доброе Начало.

Штюблин считал, что лишь узда и карающая десница в состоянии гарантировать порядок. Роль народных масс — толпы, плебса в управлении обществом — ничтожна.

Высокообразованный гуманист Штюблин не скрывал своей вражды к предоставлению свободы каждому праздному плебею измышлять и рушить в политике. «Плебс, чуждый культуре, движим только материальными интересами»3. По Штюблину государство, управляемое по усмотрению толпы, легко приходит в упадок.

Обществом должны «управлять философы», считал Мор, а вслед за ним и Кампанелла, развивая платоновскую мысль о том, что «царствовать должны философы», причем наилучше делать это в условиях общности имущества, как основы государственного устройства.

«Правление философов» по Штюблину это правление сенаторов: «сенат, состоящий из людей, отобранных ради их испытанной мудрости и строгости нравов и жизни, пользуется величайшим авторитетом. Поэтому туда принимают не всякого, а лишь людей безукоризненной учености, порядочности, честности»6. И далее, жители Эвдемона беспощадны в отношении «отбросов общества» — «прелюбодеев, пьяниц, нечестивцев, людей, помеченных клеймом алчности, бунтовщиков, лиц, обуреваемых жаждой политических переворотов, чуждых любви и знанию, предающихся распутству, не только держат подальше от сената, но помимо этого, обрекают на позор и бесчестие»4.

«Демократическое мышление» во времена Евдемона еще не было изобретено, поэтому его жителей отличала жесткость в отношении воров и бездельников, ведущих праздный образ жизни, определяемый как главный источник зла, ведущий к гибели государства.

В целом система организации и управления обществом по Штюблину — это вариант общественной организации для цивилизации немонитаристского типа. Поэтому евдемонское общество и было расположено автором на острове, вдали от магистральных путей развития планетарной цивилизации. Идеи Штюблина были враждебны основам формирующегося монетаризма.» Все граждане Эвдемона располагают скромным имуществом и живут им. Нищих там нет. Неуемную жажду богатства Штюблин осуждает: новые богачи, пускающиеся ради денег на любую низость, вызывают у него неприязнь, не случайно в Эдемоне терпят весьма малое число банкиров и купцов.., разносчиков чуждых нравов»4.

У Штюблина отсутствует радикализм власти — он не призывает к коренным экономическим и социальным преобразованиям, не стремится оттеснить существующих правителей от власти, рассчитывая на то, что истинные интересы государства заставят правителей самих потесниться и дать место у кормила правления гуманистам4.

Последующая историческая практика показала, что, действительно, гуманисты могут занимать достойное место в механизме управления обществом лишь вне реалий монетаристской цивилизации — в городе Эвдемоне.

«Совершенное» государство Мора, в отличие от эв-демонского общества, было ориентировано на искусственные общественные преобразования, открывающие новые эволюционные возможности для реализации социального рационализма Разума и в силу этого выглядело более перспективным в реалиях зарождающегося монетаризма. Именно по этому пути пошло впоследствии развитие идеи «коммунистического абсолютного общества».

«Совершенное общество» Штюблина, наоборот, было менее идеализировано и, в силу этого, более естественным, находилось в большем соответствии с законами функционирования природного механизма и не предусматривало радикального вмешательства Разума в совершенствование уже «придуманного» Природой универсального механизма организации и управления.

Идеи Штюблина могли быть с успехом реализованы, если бы развитие планетарной цивилизации не пошло по монетаристскому пути, предопределившем формирование в течение последующих столетий объективных условий для эволюционной победы Капитала над Гуманизмом. Таким образом, историческая сущность гуманистической мысли и всех социальных революций, венцом которых явилась социалистическая революция 1917 г. в России, впервые реализовавшая на практике свои задачи, состояла в проявлении иллюзии антропоцентризма — вере в превосходство гения Разума над совершенством Природы, выразившейся в отказе Разума от естественно-природной схемы организации общест-венного развития, основанной на противоборстве сил «добра» и «зла» и переходе к искусственно-интеллектуальной схеме развития, ориентированной на осознанно целенаправленное «построение» господства «добра».

«Социалистический эксперимент» ХХ в. представил эмпирические доказательства того, что «совершенное общество» можно строить только по законам Природы, а не отдаляясь от них.

Совершенство Природы — это и есть абсолютная Истина, универсальная Правда. Как писал Шукшин: «Хочешь быть мастером — макай свое перо в Правду. Ничем другим больше не удивишь»5. И это относится как к искусству, так и к политике, ко всем другим сферам жизнедеятельности Разума.

Реальный социализм — это первая в истории реализованная на практике попытка Разума построить параллельный Природе мир, развивающийся по придуманным Интеллектом законам, это реализованная на практике утопия.

Фактически это был порыв феномена природы-Разума стать выше самой природы. Дерзкая попытка, вызов социального несовершенства Человека — биологическому детерминизму проявилась в сознательной подмене эволюционности революционностью, попытка искусственно обуздать безграничность свободы и хаотичность движения — неотъемлемых атрибутов всеобщей эволюции.

Таким образом, практика развития реального социализма показывает: первое — то, что Разум не в со-стоянии выйти за пределы детерминированных генетическим кодом homo sapiens возможностей, рассчитанных лишь на обеспечение выживания вида.

Поэтому стремление построить искусственно усовершенствованные механизмы общественного развития, в том числе и основанные на попытках взять у Природы только «добро» и «совершенство», оставив ей «зло» и «пороки» — утопично; второе — категории «добра» и «зла» являются элементами одного целого, функции которых детерминированы Природой — это вечный «двигатель» развития социальной материи.

Идейный и организационный крах реального социализма в конце ХХ в. завершил эпоху революционного романтизма, попыток построения «правильного» надприродного общества по меркам и представлениям органического интеллекта — Разума. Сообщество возвратилось к естественно-природной схеме общест-венной организации, основанной на законах свободной конкуренции интересов и ближе стоящей к естественным природным механизмам. Разум на стадии двухтысячелетней цивилизационной эволюции оказался не в состоянии построить искусственный гуманизм. Но практика реального социализма продвинула познание — представления человека о своих возможностях, одновременно подтвердив утопичность по-строения общественных систем, оторванных от законов функционирования природных механизмов.

Тем не менее, неудача величайшего эксперимента ХХ в. — реального социализма, не остановила дальнейших творческих порывов Разума.

1 Ален де Бенуа. Второй лик социализма. // Элементы. 1993, № 4.
2 Фолнер Э. К столетию со дня рождения Ф.А.Хайека. // Обозрение по страницам публикаций фонда «Наследие». Апрель—июнь 1999, № 2. Сб.
3 Штекли А.Э. Каспар Штюблин и его утопия. — Культура эпохи Возрождения. М., 1986.
4 Фолнер Э. К столетию со дня рождения Ф.А.Хайека. // Обозрение по страницам публикаций фонда «Наследие». Апрель—июнь 1999, № 2. Сб.
5 Шукшин В.М. Вопросы самому себе. М., 1981.




   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]