Обозреватель - Observer |
Внутренняя политика
|
Ю.Бобылов,
экономист
Россия, сохраняя многие традиции закрытого СССР, остается одной из самых засекреченных стран мира. Если закон РФ «О государственной тайне» и ряд сопутствующих законов и постановлений Правительства России носят открытый характер, то сама многообразная практика применения феномена «государственной тайны» закрыта.
Здесь можно спросить, а что же это за закрытая практика?
Независимо от сферы общест-венной деятельности (некоторые сферы государственного управления, международные отношения, деятельность в структурах Минобороны РФ, проведение исследований и разработок в Минатоме РФ и т.д.) в практике засекреченных структур есть что-то общее. Там трудятся специалисты с «допуском», которые на основе се-кретных инструкций или малоизвестных и недоступных документов проводят секретные работы, создавая секретные изделия, которые соответствующим образом учитываются, хранятся и в ряде случаев периодически используются для достижения определенных целей.
В редких случаях, иногда под давлением конъюнктурных политических факторов, происходит рассекречивание отдельных компонентов этого процесса при условии, что это не затронет сегодняшние реалии и не позволит воссоздать истинную картину происходящего. Порой, на опублико-вание в открытой прессе ранее секретной информации выдается с очень высокого верха негласное разрешение и уточняется социальный заказ.
Очевидно, «чемпионом» по вы-бросу секретного компромата среди СМИ России является «Московский комсомолец». При этом может ставиться конкретная задача: не проинформировать, а дез-информировать общество, создав искаженное представление.
В более редких случаях мнимое «рассекречивание» становится элементом тонкой секретной игры политического или военно-технического плана.
2. Что такое государственная тайна?
Это тайна конкретного государства.
Для российского законодательства последние годы стали примечательным периодом. Впервые за многие десятилетия в стране сформировано развитое открытое законодательство по государственной тайне.
Закон РФ «О государственной тайне» (1993 г.) в своей дополненной в 1997 г. редакции содержит следующее ключевое определение: «Государственная тайна — защищаемые государством сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации» (СЗ РФ, 1997, № 41, ст. 4673).
К основным понятиям помимо вышеприведенного определения самой «государственной тайны» также относятся: «носители сведений, составляющих государственную тайну» (сегодня это и дискеты), «система защиты государственной тайны» (секретное делопроизводство и охрана со стороны национальных спецслужб), «допуск к государственной тайне» (кто и на какой основе допускает к секретам как отдельных граждан, итак и целые организации или предприятия), «доступ к сведениям, составляющим государственную тайну» (процедура ознакомления), «гриф секретности» (степень секретности на самом документе или в сопроводительной документации), «средства защиты информации» (технические, криптографические, программные и т.д.).
Надо отметить, что перечисленные ключевые понятия во многом определяются как принципы защиты текущей управленческой информации, так и секретной интеллектуальной собственности, ее правовой охраны, интенсификации межотраслевого и международного обмена научно-технической информацией и возможной коммерциализации научно-технических достижений.
3. Аналитическая структура засекречиваемых сведений России
Сам закон РФ «О государственной тайне» дает наиболее общие нормы.
Более системно объекты засе-кречивания определены в Указе Президента РФ от 24 января 1998 г. № 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» (СЗ РФ, 1998, № 5, ст. 561). Всего в «Перечне» — 87 контрольных позиций. По каждой из позиций закреплено, как правило, несколько министерств и ведомств РФ. Однако за количеством есть свое качество.
Для примера можно раскрыть позицию № 75 «Перечня», относящуюся именно к сфере науки и техники. Это — «Сведения о физико-химических явлениях (полях), сопутствующих созданию, производству и (или) эксплуатации во-оружения, военной техники, раскрывающие их охраняемые параметры».
Засекречивание в этой области и контроль за информацией призваны осуществлять: Минатом, МВД, Минздрав, Минобороны, Мин-образования, Минтопэнерго, Мин-транс, МЧС, Минэкономики, Росгидромет, ФАПСИ, ФПС, ФСБ, Российское космическое агентство, Гостехкомиссия.
В качестве курьеза данного документа можно рассматривать отсутствие в этом перечне РАН.
Попробуем дать приводимые в вышеуказанном «Перечне» данные в форме табл.
Очевидно, что «чемпион» России по государственной тайне — Минобороны (отражение внешней военной угрозы). Далее сравним засекреченность таких минис-терств, как МВД РФ (отражение внутренних угроз страны) и ФСБ РФ (контрразведка и спецоперации). Как ни странно, но в МВД РФ государственных тайн гораздо больше, чем в ФСБ РФ.
Из табл. видно, что наибольшее количество государственных тайн создается в сфере науки и техники. Здесь выделяется Минатом РФ. Много тайн в высшей школе, курируемой Минобразованием РФ. Пожалуй, в Миннауке РФ роль государственной тайны недооценена.
Анализ «Перечня» позволяет сделать вывод о его излишней «милитаризованности». Так, к числу ключевых понятий документа уже относятся: «специальные объекты», «военные объекты», «режимные объекты», «предприятия и организации», «войска», «вооружение», «военная техника», «объекты оборонной промышленности», «оружие массового поражения».
Можно полагать, что разработчики этого указа работали или служили в одном из ведомств, близком к ФСБ РФ и Минобороны РФ. И именно в этой связи многие аспекты деятельности современного государства оказались ими недооценены. Между тем, многие «гражданские» дела государства (например, в области научно-технической политики, инвестиционных конкурсов, регулирования рынка ценных бумаг, структурной перестройки экономики и т.д.) сегодня не менее секретны, чем де-ла военные. Крайне неважно обстоит дело и в области финансовой тайны в Минфине и Центробанке РФ. Не на этой ли основе известные «утечки» важной финансово-кредитной информации позволили ряду лиц и структур за короткий срок нажить баснословные состояния?
4. Противоречивые тенденции российской действительности
На исполнении российского законодательства, очевидно, сказывается общая противоречивая внутриполитическая обстановка, потеря управляемости хозяйственных структур, недостаточная подготовка в этой сфере руководящих работников и специалистов. Сегодня российская действительность политизирована, деструктивна и разбалансирована, что не может не сказаться на сфере науки и техники, финансов, экономики. Все это приводит к противоречивым тенденциям в реализации законодательства о государственной тайне, особенно в связи с требованиями Указа Президента РФ от 24 января 1998 г. № 61.
С одной стороны, это тенденция к более ответственной работе с секретными документами, работами и изделиями, что по-своему приводит к естественной волне засекречивания. Очередной толчок к усилению засекреченности дал упомянутый выше Указ Президента, утвердивший новую редакцию «Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне».
Другая тенденция имеет обратный характер и работает против Закона РФ «О государственной тайне». Как ни странно, но сама ситуация в России такова, что засекречивание в конечном итоге невыгодно извест-ным борющимся за политическую власть группировкам. Взаимоотношения Центра, отраслевых (особенно ТЭК, ВПК, АПК), и региональных элит, политических партий, правых и левых, западников и националистов и т.д. сегодня весьма сложны и напряжены. Кому-то при этом нужна весомая актуальная, но открытая информация (особенно с компроматом на наших политических деятелей).
Если говорить о существе самого закона РФ «О государственной тайне», то понимание ряда процессов и тенденций в рамках реализации российского законодательства о государственной тайне должно углубить, в частности, понимание сущности научно-технической политики и технологического менеджмента в современной России. Очевидно, это понимание должно привести к требуемым сдвигам в самой научно-технической и промышленной политике. Так, создание в конце 1998 г. при Минюсте РФ нового Федерального агентства по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения — это лишь одно из требуемых управленческих нововведений.
Понятно, что эффективная российская научно-техническая, промышленная и экономическая политика требуют большего учета факторов «государственной тайны»:
Весьма важно развивать системы ведомственной специнформации с заимствованием научно-технических достижений из одних секторов экономики в другие (для «открытой» науки — из «закрытой» и ряда зарубежных стран при участии внешней разведки).
Очевидно, что ослабление позиций России в ряде направлений науки и техники уже требуется компенсировать активизацией научно-технического и промышленного шпионажа. В обозримой перспективе надо усилить работу по совершенствованию подготовки и повышению квалификации необходимых специалистов.
5. И для засекречивания, и для рассекречивания должна быть мера
Государственная тайна требует к се-бе взвешенного и аккуратного отношения. Очевидно, что избыточное засекречивание — это далеко не благо.
Придавая большее значение государственной тайне в управленческих технологиях нового политико-экономического курса России, важно найти разумную меру засекречивания. Мы не должны повторять ошибки бывшего СССР.
Однако в государстве должна быть многообразная секретная информация, которая бы способствовала правильным решениям на любом управленческом уровне и в любой сфере его деятельности. В то же время должна функционировать система социального контроля за процессами засекречивания.
Так, в условиях явно неэффективной российской военной реформы не надо быть эрудированным «секретоносителем», чтобы критически отнестись к наблюдаемому наращиванию военных расходов по линии Минобороны РФ и засекречиванию военного бюджета 1999 г. Более тревожно ослабление усилий (соответственно и финансирования оборонных НИИ и КБ) по созданию новейших вооружений и военной техники. Война в Югославии показала, что США и НАТО сделали ощутимый рывок в создании «высокоточного оружия». Всем понятно, как и почему недовольны директора и специалисты оборонных предприятий и организаций России. Им именно Минобороны РФ не платит за государственный заказ, за проведенные НИОКР.
Очевидно, надо и далее сокращать численность военных ведомств РФ (особенно Минобороны РФ), но при повышении уровня их технического оснащения. Именно здесь ключ к решению проблем сохранения наукоемкого российского ВПК, его развороту на гражданские нужды в сфере высоких технологий.
Но налицо есть сегодня и тенденции к усилению засекречивания деятельности государственного аппарата как ответ на новые угрозы России по национальной безопасности. В частности, сегодня обострились требования к сохранению государственной финансовой тайны в системе Минфина и Центробанка РФ, Государственная тайна должна перекрыть утечки конъюнктурной финансово-экономической информации в криминальные круги.
Очевидно, что в ближайшие несколько лет должно увеличиться количество закрытых заседаний Федерального Собрания РФ, его рабочих комиссий и групп контрольно-аналитической ориентации.
6. Нужна Палата по государственной тайне РФ?
Как же можно навести порядок в этой сфере российской жизни?
Пожалуй, здесь есть несколь-ко направлений совершенствования российской практики. Это совершенствование государственного и коммерческого сектора экономики при использовании засекреченных информационных потоков, дальнейшее развитие специального законодательства, декриминализация государственной тайны (особенно в структурах государственной власти), защита и коммерциализация секретной интеллектуальной собственности, повышение квалификации кадров и т.д. В частности, сегодня Россия остро нуждается в законе «О рассекречивании».
Очевидно, в дело защиты государственной тайны и одновременно в борьбу с неоправданной засекреченностью должна активнее включиться законодательная власть во главе с Федеральным Собранием России, которая могла бы делать это с помощью создания принципиально нового органа федеральной власти — кон-трольной Палаты по государственной тайне РФ.
Некоторым аналогом нового органа законодательной власти может быть Счетная палата РФ, Как известно, в механизмы работы Счетной палаты РФ заложены гарантии независимости и объ-ективности, что обеспечивается, в частности, независимым назначением разными палатами Федерального Собрания ключевых должностных лиц Счетной палаты РФ и их совместной деятельностью по руководству этой структурой. Но если Счетная палата призвана заниматься финансовым контролем, то создаваемая Палата по государственной тайне РФ должна заниматься «аудитом» в сфере засекреченности. Сегодня деятельность Счетной палаты по вскрытию финансовых злоупотреблений и выработке конструктивных предложений по исправлению недостатков нашла признание и у управленцев, и у политиков, и у самого российского населения.
Сама постановка проблемы ор-ганизации контрольной Палаты по государственной тайне в структуре законодательной власти РФ обусловлена задачами государст-венного и общественного контроля за деятельностью закрытых российских структур. Надо прямо сказать, что это нетрадиционная постановка проблемы, в том числе и по более обоснованной борьбе с неоправданным засекречиванием. Здесь важен учет положительного мирового опыта.
|