Экономика |
Обозреватель - Observer
|
В помощь предпринимателю
Материал продолжает серию публикаций "В помощь предпринимателю", см. "Обозреватель", 1993 г., № 1,3,10,11,13-15,19-21,23-28;1994г., №2.
И ФИНАНСОВО-БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА 1.1. Внешнеторговая политика в 1990-1993 гг.
2.1. Банковская структура
3.1. Налогообложение компаний
4.1. Инвестиционная политика государства
Основные цели внешнеторговой политики в период 1990-1993 гг. сводятся к следующему:
В преамбуле отмечается, что все разделы прежде действовавшей внешнеторговой политики были тщательно изучены и критически проанализированы с учетом предложений, полученных от представителей деловых кругов и государственно-административных органов и на этом основании в новую экспортно-импортную политику Индии внесен ряд изменений. В частности, введена схема общей авансовой лицензии для ведущих производителей (экспортеров и крупнейших торговых домов - "Стар трайдинг хаус"). Действие схемы компенсации импортных затрат экспортеров распространяется на экспортеров услуг, упразднены так называемые экспортно-импортные расчетные книги. Поскольку одной из главных задач, стоящих перед Индией во внешнеэкономической сфере является развитие экспорта, то изменения в политике направлены в первую очередь на упрощение и рационализацию правил получения и использования восполнительных и авансовых лицензий с тем, чтобы они максимально удовлетворяли потребностям экспортеров. Именно с этой точки зрения следует рассматривать введение общих авансовых лицензий, право на получение которых предоставлено производителям-экспортерам с минимальным средним объемом экспортных поступлений в течение трех предшествующих лет в 100 млн.руп. При выдаче общей авансовой лицензии учитывается номенклатура экспортируемой продукции и ожидаемый в течение года объем экспорта. Ее владелец имеет право импортировать все необходимые товары за исключением запрещенных к ввозу. Общая авансовая лицензия выдается при условии, если добавленная стоимость экспортной продукции составляет не менее 50% (в отдельных случаях Комитет по выдаче лицензий может снизить этот уровень). Существенно упрощена система восполнительных лицензий, по которым зарегистрированные экспортеры имеют право импортировать материалы и сырье в определенном процентном соотношении к израсходованным в процессе производства экспортной продукции. Если в прежней политике против конкретного экспортного товара указывался четкий перечень материалов, разрешенных к импорту, то в новой - подобные списки устранены, что предоставляет экспортерам более широкие возможности для удовлетворения потребностей. Кроме того, сокращено число процентных ставок восполнения, оставлены только четыре наиболее высокие - для товаров с более высокой добавленной стоимостью. Схема восполнительных лицензий распространяется практически на все экспортные товары за исключением специально упомянутых в политике. В целях расширения производственной базы экспортеров им предоставлено право импортировать по собственным восполнительным лицензиям машины и оборудование, не указанные в списке открытой генеральной лицензии, но и не включенные в ограничительные списки. При этом не требуется соблюдение ряда процедурных формальностей, в частности, не надо обращаться в соответствующий орган за заключением относительно необходимости импорта, что существенно сокращает затраты времени на получение лицензии. Следует отметить, что подобное правило предусмотрено также в отношении экспортных торговых домов (когда объем импорта средств производства не превышает 1,5млн.руп.) и ведущих торговых домов категории "стар" (когда предполагаемый импорт составляет до 5 млн.руп.). При этом импортируемые средства производства должны затем поставляться фактическим потребителям. В новой политике увеличен размер чистых валютных поступлений (стоимость экспорта ФОБ минус стоимость восполнительных и авансовых лицензий СИФ, полученных в предшествующие годы) от экспорта, на основании чего присваивается статус экспортных, торговых домов. Если ранее их среднегодовой объем в течение трех предшествующих лет ("базовый период") должен был составлять 20 млн.руп. для экспортного и 100 млн.руп. для торгового дома, то теперь эта величина установлена в размере 50 и 200 млн.руп. соответственно. Эти организации по-прежнему имеют право на получение дополнительных лицензий на сумму в 10% от их чистых валютных поступлений в предшествующий год. Этот показатель может быть увеличен до 13% (согласно прежней политике до 12%), если экспортный, торговый дом добивается за год как минимум 30%-ного роста чистых валютных поступлений (10% ранее). Впервые введена категория "звездных" торговых домов, которая присваивается зарегистрированному экспортеру со среднегодовым объемом чистых валютных поступлений в базовый период не менее 750 млн.руп. Кроме того, номенклатура экспорта должна включать не менее двух широких товарных групп, и доходы от экспорта товаров одной группы не должны превышать 75% требуемого объема чистых валютных поступлений. Торговые дома категории "стар" имеют право на получение специальных дополнительных лицензий на сумму в 15% от чистых валютных поступлений в предшествующий год. Помимо сырья и компонентов по этим лицензиям можно ввозить недорогое оборудование (стоимостью не более 5 млн.руп.), техническую документацию и чертежи (на сумму до 2,5 млн.руп.). В политике отмечается, что введение новой категории призвано выделить группу ведущих экспортеров и оказать им максимальное содействие в повышении их конкурентоспособности на мировом рынке. Впервые в экспортно-импортной политике Индии отдельный раздел посвящен экспорту услуг, к которым, кроме услуг как таковых (консультационных, управленческих, рекламных и т.д.), отнесен и экспорт программного обеспечения. Отныне на экспортеров услуг распространяется действие схемы импортного восполнения, размер которого составляет 10% чистых экспортных поступлений. Экспортеры услуг могут импортировать по восполнительным лицензиям не только техническую документацию, чертежи, но и товары, необходимые в их деятельности. Они получили право на получение статуса экспортного торгового дома (включая категорию "стар"). В целях обеспечения бесперебойного снабжения фактических потребителей необходимым сырьем и компонентами и сокращения затрат времени на получение лицензий вводится автоматическое лицензирование. Кроме того, оно позволит фактическим потребителям удовлетворять часть своих потребностей в товарах, включенных в ограничительные списки, на сумму до 50% от стоимости дополнительной лицензии, полученной в предшествующем году. Автоматическое лицензирование совместно с введением общей авансовой лицензии призвано заменить упраздненную систему экспортно-импортных расчетных книг, которая не оправдала возложенных на нее надежд в плане стимулирования экспортного производства и нередко служила источником злоупотреблений. В целях повышения конкурентоспособности индийских экспортеров в новой политике разрешен импорт средств производства на сумму до 100 млн.руп. по льготной ставке таможенного тарифа (25% от стоимости СИФ). Данное положение применительно к производителям, экспортерам, регулярно экспортирующим свою продукцию в течение не менее 3-х лет и берущим на себя обязательство по дополнительному экспорту на сумму в 3 раза большую, чем стоимость импортируемых машин и оборудования. Это обязательство должно быть выполнено в течение 4-х лет с даты импорта, причем в счет его выполнения будет учитываться только собственный экспорт производителя товаров, произведенных при помощи импортированных средств производства. В соответствии с курсом на постепенную либерализацию внешнеторгового режима при одновременной защите национальной промышленности внесены изменения в списки, регулирующие импорт различных товаров. В список машин и оборудования, разрешенных к ввозу по открытой генеральной лицензии, добавлены 82 товарные позиции (в основном это электронные инструменты, отдельные виды текстильного оборудования и оборудования для пищеперерабатывающей промышленности). Одновременно 17 видов оборудования переведены из списка открытой генеральной лицензии (ОГЛ) в ограничительные списки, 55 новых позиций внесены в перечень сырьевых товаров, разрешенных к ввозу по ОГЛ. Основным критерием, как и прежде, служит состояние внутреннего производства, наличие местного аналога и т.п. С учетом изменений список ОГЛ по машинам и оборудованию содержит сейчас 1343 позиции (ранее - 1261), по сырьевым товарам-870 (817).Список ограниченно разрешенных к ввозу товаров увеличился с 667 до 751. В новых правилах внешнеторгового регулирования сохранено положение об импорте машин и оборудования, бывших в употреблении. Разрешается ввозить средства производства, срок использования которых не превышает 7 лет и с минимальным периодом последующей работы в течение 5 лет. Однако для исключения случаев ввоза технологически устаревшего оборудования необходимо получение лицензии даже если ввозимое оборудование входит в список ОГЛ. В новой политике деканализирован импорт 5 товаров, в частности, олова, литейного чугуна (находятся в списке ОГЛ), катодной меди и параксилола (список товаров, ограниченно разрешенных к ввозу). В перечне канализированных товаров находятся в основном продукты, закупаемые в больших количествах (нефть и нефтепродукты, зерновые и масличные, металлолом, большинство цветных металлов и др.). Импорт канализированных товаров будет осуществляться только в случае несоответствия между внутренним спросом и предложением с учетом наличия иностранной валюты. Как и ранее, прямой импорт отдельных канализированных товаров может быть разрешен в некоторых случаях зарегистрированным экспортерам, включая торговые дома, а также фактическим потребителям по восполнительным и дополнительным лицензиям. Незначительные изменения внесены в политику импорта технологий. Ее основным принципом остается селективность. Импорт технологии разрешается только в том случае, если в стране нет аналогов. Ведущим научно-исследовательским организациям предоставлено право импортировать сырье, компоненты, машины и оборудование (входящие в ограничительные списки) по ОГЛ при наличии разрешительного удостоверения главы организации. Ожидается, что данная мера даст серьезный импульс совершенствованию научно-технической базы страны. Продолжена деятельность фонда технического развития при Министерстве промышленности, за счет средств которого покрываются затраты иностранной валюты на импорт консультационных услуг, технологии и т.п. для модернизации и повышения технологического уровня отдельных предприятий. Величина разрешенного импорта технической документации и чертежей увеличена с 3 до 10 млн.руп. в год. Фактическим потребителям и зарегистрированным экспортерам предоставлено право импортировать широкий круг сырьевых товаров и компонентов по ОГЛ, а также отдельные товары, входящие в ограничительные списки по дополнительным лицензиям. При импорте по ОГЛ предприятия, осуществляющие программу индианизации, должны представить специальный аттестационный лист, заверенный соответствующим органом. Таможенная очистка импортируемых сырья и компонентов производится только при наличии такого листа. Как и прежде, фактические потребители (промышленные и непромышленные) могут импортировать по ОГЛ запасные части (включая комплектующие изделия), контрольно-измерительные и лабораторные приборы, предохранительные устройства. Они также имеют право обратиться за лицензией на ввоз запчастей из ограничительных списков на сумму не более 500 тыс.руп. (для предприятий тяжелого машиностроения и угольной промышленности - 1 млн.руп.). Фактические потребители (промышленные) могут импортировать запасные части (как разрешенные, так и ограниченные к ввозу) для обеспечения послепродажного обслуживания. Объем такого импорта не должен превышать 2,5 млн.руп., а для фактических потребителей, занятых в производстве энергетических котлов, турбогенераторов мощностью 60 мВ и более, землеройного оборудования - 5 млн.руп. В целом политика импорта сырьевых товаров и запасных частей не изменилась. Это же можно сказать о правилах внешнеторгового лицензирования в отношении предприятий госсектора, мелкомасштабного сектора, зон свободной торговли и 100%-ной экспортной ориентации. Сохранены в новой политике льготы так называемым косвенным экспортерам, т.е. предприятиям, поставляющим товары компаниям, непосредственно занятым в экспортной торговле. На них распространено действие ряда общих схем стимулирования экспорта, в частности, системы восполнительных лицензий. Что касается экспортного лицензирования, то здесь изменений еще меньше и затрагивают они в основном чисто процедурные вопросы. Так, более четко изложены организационная структура и функции Комитета экспортного лицензирования, а также принципы, которыми он руководствуется при выдаче экспортных лицензий. Усилена роль региональных отделений ведомства главного контролера по импорту и экспорту в выдаче лицензий на экспорт товаров, попадающих под количественные ограничения. Упразднено требование о банковской гарантии для экспорта подобных товаров. Либерализован экспорт запасных частей. Если ранее производители машин и оборудования имели право бесплатно в качестве замены поставить запчастей на сумму не более 2,5% стоимости экспортированных средств производства, то теперь - на сумму до 1 % стоимости всего экспорта в предшествующем году. В целях стимулирования деятельности индийских фирм в области маркетинга упрощен порядок вывоза экспонатов для рекламно-информационных показов и выставок. Подавляющее большинство товаров можно экспортировать по ОГЛ. Согласно новой политике регулируется вывоз всего 189 товаров. Список товаров, запрещенных к экспорту, насчитывает 68 позиций (в прежней - 60). В него входят в основном дефицитное сырье, а также товары, экспорт которых не разрешается по причинам экологического характера, 30 позиций насчитывает список товаров, вывоз которых может быть разрешен в зависимости от конкретного случая (в частности, экзотические птицы, некоторые животные, авиатехника, огнестрельное оружие и боеприпасы и т.д.). Экспорт 25 товаров контролируется посредством количественных ограничений (в частности, зерновые) в зависимости от их наличия на внутреннем рынке; еще 48 товаров могут экспортироваться при условии соблюдения определенных требований. Вывоз отдельных продовольственных товаров, некоторых видов руд и других сырьевых материалов канализирован через государственные организации (в новой политике их список включает 18 товарных позиций против 19 ранее).
Восполнительная лицензия - выдается на импорт (восполнение) материалов, израсходованных в процессе производства экспортной продукции. Дополнительная лицензия - выдается фактическим потребителям (промышленным) в случае, если их потребность в импортных материалах и сырье не может быть полностью удовлетворена за счет ввоза по ОГЛ или через канализирующие организации. Авансовая лицензия - выдается зарегистрированным экспортерам на беспошлинный импорт товаров для производства экспортной продукции или для восполнения материалов, израсходованных в процессе производства уже экспортированной продукции. Общая авансовая лицензия - выдается на те же цели, что и авансовая лицензия, но претендовать на ее получение могут только ведущие экспортеры с определенным минимальным объемом экспорта. При обращении за данной лицензией не требуется указывать конкретные товары, которые предполагается импортировать. Авансовая вспомогательная лицензия - выдается зарегистрированным экспортерам на импорт необходимых товаров для производства полуфабрикатов, которые затем могут экспортироваться или поставляться индийским производителям, экспортерам. Специальная авансовая лицензия - выдается зарегистрированным экспортерам для беспошлинного импорта материалов, необходимых в производстве товаров, поставляемых предприятиям в ЗСТ и со 100%-ной экспортной ориентацией, а также на объекты, финансируемые в Индии международными финансовыми организациями (МБРР, MAP и др.). Авансовая лицензия типа "балк" - выдается таким организациям, как ГТК, ММТК, а также другим, специально указанным ведомствам главного контролера по импорту и экспорту, на импорт товаров массового спроса для последующей поставки владельцам специальных авансовых лицензий. Авансовое разрешение на очистку - разновидность авансовой лицензии. Выдается на импорт товаров, которые поставляются иностранным партнером бесплатно и которые после обработки в Индии должны быть реэкспортированы.
Список товаров, ввозимых по ОГМ, - указанные в данном списке товары могут импортироваться всеми компаниями без ограничений. Список товаров, запрещенных к импорту, - товары этого списка полностью запрещены к ввозу. Списки ограниченных и ограниченно разрешенных к ввозу товаров - товары из этого списка, как правило, не разрешаются к импорту. В случае необходимости может быть сделано исключение для за регистрированных экспортеров, предприятий мелкомасштабного сектора, государственных ведомств и находящихся в их подчинении предприятий. При этом необходимо предварительное разрешение генерального директора технического развития и получение специальной импортной лицензии. Список канализированных товаров - импорт этих товаров - осуществляется специально назначенными государственными компаниями. Зарегистрированные экспортеры также имеют право импортировать канализированные товары по восполнительной, дополнительной и авансовой лицензиям.
НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ДЕЙСТВИЕ ВОСПОЛНИТЕЛЬНЫХ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЛИЦЕНЗИЙ 1. Руды и минералы.
5. Необработанные драгоценные и полудрагоценные камни. 6. Гранит, за исключением отшлифованного. 7. Зерновые. 8. Натуральный каучук.
Главным банком страны является Резервный банк Индии, который осуществляет выпуск банкнот и контроль за использованием иностранной валюты. Банк является главным банкиром центрального правительства, правительства штатов и коммерческих банков. Он осуществляет контроль за денежной и кредитной политикой государства, играет важную роль в установлении курса рупии и является агентом, представляющим правительство Индии в Международном валютном фонде. Долгосрочное финансирование капиталовложений при строительстве объектов осуществляется специализированными банками развития или, как их называют в Индии, финансовыми учреждениями. Операции с оборотным капиталом и торговые сделки осуществляются через коммерческие банки. Практически все крупные банки и финансовые учреждения Индии, за исключением иностранных банков, принадлежат государственному сектору экономики. Банки развития можно разделить на две категории: общеиндийские и отдельных штатов. Банки развития финансируют создание новых предприятий, а также модернизацию и расширение действующих путем выдачи займов, подписки и покупки акций и облигаций, выдачи гарантий. Общеиндийские финансовые учреждения финансируют проекты с капиталовложениями свыше 30 млн. руп.; при выдаче займов на сумму свыше 50 млн. руп. банки имеют право на конверсию 20% займа в акционерный капитал, а также могут назначать своих представителей в совет директоров компаний. Отношение заемного и акционерного капитала, как правило, составляет от 1/1 до 2/1; при строительстве объектов в капиталоемких отраслях и в отсталых районах это соотношение может быть повышено до 4/1. Доля учредителей в финансировании должна быть не меньше 12,5-22,5% (в зависимости от расположения объекта) от стоимости объекта. Обычная процентная ставка - 14%, однако в особых случаях она может быть снижена до 12%. Кредит предоставляется на срок от 8 до 10 лет с двухгодичным льготным периодом. Основные банки развития:
Коммерческие банки. В Индии имеются 273 списочных коммерческих банка и 4 банка, не входящих в списки Резервного банка (в списки Резервного банка входят банки с капиталом свыше 500 тыс. руп.). 222 банка принадлежат государству, на них приходится 90% коммерческих банковских операций. В стране имеется свыше 75 тыс. отделений банков, объем банковских кредитов превышает 1 трлн.руп. Основное число коммерческих банков принадлежит региональным сельским банкам. Эти банки осуществляют кредитование и обслуживание мелких фермеров и предпринимателей и финансируются Национальным банком сельского хозяйства и сельского развития. Основная роль в коммерческих операциях крупной и средней промышленности и торговли принадлежит 28 национализированным банкам. Наиболее крупные из них: "State Bank of India" (объединяет 7 ассоциированных банков; общее количество отделений и дочерних учреждений - свыше 12 тыс.; имеет представительство в Москве), "Central Bank of India", "Pendjub National Bank", "Canara Bank", "Bank of India". Большинство крупных банков Индии является банками-корреспондентами Внешэкономбанка экс-СССР. При внешнеторговых сделках выбор банка, как правило, осуществляется индийским партнером. Даже если банк, финансирующий его фирму, не является корреспондентом Внешэкономбанка СССР, банки договариваются между собой и своевременно оформляют аккредитивы и платежную документацию. Кроме того, в стране существует 21 иностранный банк. Действия иностранных банков строго контролируются правительством Индии. Среди этих банков наиболее крупным является "Greendails Bank" (Великобритания), имеющий 56 отделений в 14 городах Индии; сумма депозитов банка превышает 15 млрд.руп. Среди других крупных иностранных банков можно назвать " Bank of Tokio", " City Bank", " Hong Kong Bank". Процентные ставки коммерческих банков в конце 1989 г. составляли: обычные займы - 15,5-16,5%, займы под капиталовложения в основной капитал - 12,5-15%, частные займы-16,5%, экспортный кредит-9,5- 15,5%. Ставки, выплачиваемые по вкладам, - 5-б% по обычным сберегательным вкладам и до 10% - по срочным вкладам.
Финансирование и страхование внешнеэкономической деятельности в Индии осуществляют специализированные банковские учреждения. Ведущее место среди них принадлежит Экспортно-импортному банку (ЭИБ), Банку промышленного развития, Корпорации кредитования и страхования экспорта, Корпорации промышленного финансирования, Корпорации промышленного кредитования и инвестирования. Крупнейшим кредитором внешнеторговых операций является ЭИБ, выполняющий одновременно функции координатора деятельности всех остальных финансовых институтов в этой области. Штаб-квартира ЭИБ находится в Бомбее. Банк имеет отделения в Дели, Калькутте, Мадрасе, Вашингтоне. Главная задача ЭИБ - кредитование индийских экспортеров, дающее последним возможность осуществлять поставки своей продукции за рубеж на условиях рассрочки платежей. Как правило, кредиты составляют примерно 90% контрактной суммы и предоставляются либо самим экспортерам на условии 9% годовых, либо непосредственно иностранным покупателям индийских товаров (9,5%). Для различных категорий экспортных товаров установлены различные сроки кредитования. В соответствии с банковской классификацией вся номенклатура экспортной продукции делится на две группы: группу А, включающую машины и оборудование, и группу Б, в которую входят потребительские товары длительного пользования и некоторые другие виды промышленных изделий (электроизмерительная аппаратура, медицинское оборудование и т.д.), расчеты при экспорте которых обычно осуществляются наличными. Если для экспортеров товаров группы Б сроки кредитования не превышают 2-х лет, то для группы А они могут достигать при стоимости контракта менее 1 млн.руп. - 3-х лет, от 1 до 5 млн.руп. - 5 лет, от 5 до 10 млн. - 8 лет, свыше 10 млн.руп. - 11 лет. Максимальная продолжительность льготного периода - 1 год. Погашение кредитов и выплата процентов осуществляются равными долями дважды в год. При стоимости экспортного контракта менее 20 млн.руп. кредиты ЭИБ предоставляются фирмам-экспортерам через посредничество коммерческих банков, а в случаях, когда контрактная стоимость превышает 20 млн.руп., - непосредственно самим банком. Финансирование крупных экспортных контрактов стоимостью свыше 50 млн.руп. осуществляется только при условии получения предварительного одобрения специальной рабочей группы, включающей представителей ЭИБ, Резервного банка и Корпорации кредитования и страхования экспорта. Кредиты ЭИБ предоставляются местным фирмам-экспортерам исключительно в индийских рупиях, тогда как иностранным покупателям или банкам они могут быть предоставлены и в других валютах. Для получения кредита необходимы гарантии любого банка страны-импортера или соответствующего правительственного учреждения, если заказчиком выступает государственное предприятие или организация. Кредиты в иностранной валюте могут быть предоставлены только под поручительство Центрального банка страны-импортера. Кредитные линии ЭИБ для иностранных банков и других финансовых учреждений предусматривают право постепенного использования заемных средств на протяжении обусловленного периода времени (как правило, нескольких лет) в целях финансирования импорта индийских товаров, прежде всего машин и оборудования. Размеры кредитных линий для отдельных иностранных банков не превышают обычно 5-10 млн.долл. и лишь в особых случаях могут достигать 15 млн.долл. Минимальная стоимость контрактов, которые подлежат финансированию за счет кредитов ЭИБ, - 100 тыс.долл. При этом сумма кредитования импортных операций должна находиться в пределах 85-90% их контрактной стоимости. Кредиты ЭИБ иностранным банкам предоставляются в долларах США на условиях 8% годовых со сроком погашения 2-5 лет. В свою очередь, ставка процента, взимаемая иностранными банками с фирм-импортеров индийских товаров, не должна превышать ставку по кредитам ЭИБ более чем на 2%. ЭИБ предоставляет кредиты с целью финансирования поставок комплектного оборудования, оказания консультационных услуг и осуществления технического надзора за строительством гражданских и промышленных объектов за рубежом. В этих случаях ЭИБ может открывать счета в иностранных банках, осуществлять финансирование в различных валютах, кредитовать поставки оборудования для строящихся объектов из третьих стран, выделять средства на создание представительств фирм-поставщиков в странах-импортерах, а также выступать в качестве гаранта при получении индийскими экспортерами кредитов в иностранных банках. В соответствии с действующими правилами под эти гарантии могут быть получены финансовые средства в иностранной валюте в размере, не превышающем 10%-ной контрактной стоимости. В интересах развития совместного предпринимательства ЭИБ предоставляет кредиты, за счет которых финансируются взносы индийских участников в акционерный капитал создаваемых за рубежом совместных компаний. Ставка процента по этим кредитам составляет 12,5%. Банк осуществляет кредитование 100% -ных экспортоориентированных предприятий, а также предприятий, расположенных в зонах свободной торговли. За счет кредитов ЭИБ эти предприятия могут покупать землю, производственные здания, машины и оборудование, финансировать другие расходы на стадии подготовки к началу производства. Процентная ставка по кредитам ЭИБ, предназначенным для финансирования закупки машин и оборудования индийского производства, - 9%, импортного оборудования, земельных участков и зданий - 12,5%. Срок погашения кредитов ЭИБ, как правило, не превышает 10 лет. Финансирование осуществляется исходя из действующего положения, в соответствии с которым соотношение заемного капитала предприятия к собственному уставному капиталу не должно превышать 1,5:1. Банк кредитует также некоторые другие внутренние поставки машин и оборудования индийского производства, которые классифицируются как "скрытый экспорт". В эту категорию входят поставки оборудования и материалов для Комиссии по нефти и природному газу, государственной корпорации "Ойл Индиа, Лтд.", а также для промышленных и других объектов, сооружаемых в Индии за счет иностранной финансовой помощи, в том числе по линии МБРР (9% годовых). Кроме того, ЭИБ предоставляет кредиты для закупки сырья и материалов на внутреннем рынке тем индийским фирмам-экспортерам, которые функционируют в отраслях с длительным производственным циклом (12% годовых). Важные функции в сфере финансирования внешнеэкономической деятельности выполняет Корпорация кредитования и страхования экспорта (создана в 1964 г.). Корпорация является правительственным учреждением с уставным капиталом 50 млн.руп. и действует под контролем министерства торговли Индии. Штаб-квартира корпорации - в Бомбее. Услугами корпорации пользуются свыше 5 тыс. индийских фирм-экспортеров. Основная задача корпорации - стимулирование экспорта путем обеспечения страхового покрытия возможных убытков индийских экспортеров, вызванных политическими и коммерческими факторами, а также путем предоставления страховых гарантий банкам и другим финансовым учреждениям, занимающимся кредитованием экспортных операций. Корпорация осуществляет свыше 10 различных видов страхования экспорта: раздельное или комбинированное страхование от политического и коммерческого риска, страхование со времени отгрузки товара или с даты подписания контракта, страхование крупных экспортеров на условии рассрочки платежей, страхование возможных потерь, связанных с неблагоприятными колебаниями валютных курсов и т.д. В соответствии с действующими правилами корпорация возмещает фирме-экспортеру 90% стоимости причиненного ущерба, исходя из того, что страхователь обязан проявлять разумную осмотрительность при выборе клиента, а также быть заинтересованным в получении с него причитающейся по контракту суммы даже после выплаты страховой компенсации. При страховании банковских операций корпорация выплачивает по своим гарантиям от 66,6 до 90% стоимости понесенных убытков. Для гражданских и промышленных объектов, строящихся за рубежом при участии индийских фирм, включая поставки комплектного оборудования, оказание технического содействия и консультационных услуг, корпорация обеспечивает страховое покрытие в размере 85% причиненного ущерба в случае, если иностранный заказчик является государственным предприятием или организацией, и 75% - если заказчик является частной компанией. Среднесрочное и долгосрочное финансирование экспорта и импорта машин и оборудования осуществляют также государственные банковские учреждения, специализирующиеся на кредитовании промышленности. Крупнейшим среди них является Банк промышленного развития с уставным капиталом 2 млрд.руп.. Штаб-квартира банка расположена в Бомбее. Отделения банка действуют в 15 городах страны. Кредитованием экспортно-импортных операций непосредственно занимается управление международных финансов Банка промышленного развития. В состав управления входят департаменты экспортных кредитов (практически те же функции, что и ЭИБ), кредитования импорта, кредитной информации и исследований, кредитного консультирования и др. В области кредитования банк осуществляет три основные схемы финансирования:
Департамент кредитования импорта Банка промышленного развития занимается рефинансированием кредитов иностранных банков и международных организаций, предназначенных для обеспечения соответствующего финансового покрытия импорта в Индию промышленного оборудования и средств производства. В частности, департамент осуществляет контроль за использованием финансовых средств, поступающих от МБРР, Ассоциации международного развития и т.д. Основной функцией Корпорации промышленного финансирования является среднесрочное и долгосрочное кредитование различных промышленных объектов, включая строительство новых, расширение и модернизацию уже действующих предприятий в государственном и частном секторах экономики. С этой целью корпорация осуществляет гарантирование рассрочки платежей и займов в иностранной валюте, выступает распорядителем кредитных линий, открываемых иностранными банками для финансирования импорта в Индию промышленного оборудования из-за рубежа. Штаб-квартира корпорации находится в Дели. Уставный капитал - 200 млн.руп. Одним из наиболее важных направлений деятельности Корпорации промышленного кредитования и инвестирования является предоставление займов в иностранной валюте частным индийским компаниям и предприятиям смешанного сектора в целях финансирования импорта оборудования и оплаты технического содействия. Корпорация привлекает иностранные банки и международные организации к совместному финансированию промышленных объектов в Индии. К настоящему времени такие проекты осуществлялись с участием Международной финансовой корпорации, банков Великобритании, ФРГ и Японии. Штаб-квартира корпорации расположена в Бомбее. Уставный капитал - 250 млн.руп. Помимо перечисленных специализированных государственных финансовых учреждений достаточно активную деятельность за рубежом ведут индийские коммерческие банки. В настоящее время они имеют более 140 отделений в 26 странах, что позволяет им также во многом способствовать успешному продвижению индийских товаров на внешние рынки, росту индийского экспорта и привлечению в страну современного оборудования и технологий.
Налогообложение компаний осуществляется путем взимания корпоративного подоходного налога, налога на капитал, налога на продажи и некоторых других видов налогов. В течение пяти лет с момента начала производства вновь созданное промышленное предприятие освобождается от уплаты подоходного налога, который составляет 7,5% оборотного капитала (за исключением долгосрочного кредита). Указанная льгота распространяется также на строительство отелей, заводов по производству холодильного оборудования и судов. При освобождении от уплаты налогов промышленное предприятие должно отвечать следующим требованиям:
Частичное освобождение от уплаты налогов может быть предоставлено согласно финансовому закону от 1980 г. Этот закон, в частности, предусматривает, что 25% прибылей налогоплательщика освобождаются от уплаты подоходного налога в течение 8 лет. Это положение распространяется на все новые промышленные предприятия, начавшие свою производственную деятельность после 31 марта 1981 г., а также на отели, которые начали работать после 31 марта 1981 г. и до 1 апреля 1985 г. Новые промышленные предприятия или отели, созданные в так называемых отсталых районах Индии, могут вычитать из прибыли 20%. Эта льгота действительна в течение 10 лет с момента учреждения предприятия. Предприятия мелкомасштабного сектора могут в течение 10 лет с момента начала работы вычитать из прибыли 20%, которые не облагаются налогом. Промышленное предприятие может вычитать из своей прибыли 25% стоимости оборудования, установленного для конструирования или производства любого товара, или 35% стоимости оборудования, установленного после 30 июня 1977 г. и до 1 апреля 1982 г. с целью производства любого товара с использованием технологии или ноу-хау, разработанных в лаборатории, принадлежащей или финансируемой правительством, или принадлежащей государственной компании или университету. Все расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, относящиеся к процессу производства не подлежат налогообложению. Национальные компании, занятые в производстве химических удобрений, бумаги, целлюлозы, цемента и зарегистрированные в соответствии с Законом о компаниях 1956 г. после 28 февраля 1975 г., вправе вычитать 60% внутрикорпоративных дивидендов при подсчете своего полного дохода.
Этим налогом облагаются государственные и частные компании по следующим схемам: а) государственные компании: ставка налога на прибыль менее 100 тыс.руп. - 45%, более 100 тыс.-55%;
Прибыль, облагаемая налогом, определяется как общая прибыль за вычетом разрешенных расходов, понесенных в связи и исключительно в интересах дела, включая расходы на материалы, зарплату, арендную плату, страхование, расходы на НИОКР и др.
Осуществляется на продажу активов, находящихся в обороте менее 3 лет, и взимается как обычный налог на прибыль. Налог на долгосрочные активы, находящиеся в обороте более 3-х лет, взимается следующим образом: а) на строения и земли, принадлежащие государственным компаниям, чья общая прибыль не превышает 100 тыс. руп. - 40%, в остальных случаях - 50%;
Освобождаются от уплаты налога на основании финансового акта 1977 г. средства в виде:
Данным видом налога облагаются следующие виды доходов компаний: дивиденды - 25%, роялти - 40%, паушальные платежи - если при этом были получены какие-либо чертежи на территории Индии - 20%, а за ее пределами - 40%.
Ставки налога на продажу колеблются от 2 до 8%. Товары, произведенные на продажу, подлежат налогообложению 5%-ной пошлиной адвалорум, при условии, что они не облагаются акцизным налогом, за исключением компонентов и сырьевых материалов, производимых и используемых на данном предприятии для производства конечной продукции, так же как и продукция, произведенная на малых предприятиях (к которым относятся предприятия с количеством работающих не более 49 чел. при условии использования электроэнергии или 97 чел. при отсутствии такового).
Налоги на промышленные зоны, базирующиеся на их оценочной стоимости, налагаются правительствами индийских штатов. Существуют также муниципальные налоги на землю, услуги и профессиональные доходы. Корпорации обязаны платить налог на местную недвижимость.
Индия имеет двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения с Афганистаном, Ираном, Италией, Ливаном, Швейцарией и США только в отношении доходов от авиаперевозок. С Болгарией и Советским Союзом - только в отношении доходов от перевозок морем. С Румынией - в отношении доходов от перевозок воздухом и морем. С Австрией, Данией, Египтом, Финляндией, Францией, Германией, Грецией, Японией, Малайзией, Голландией, Шри Ланкой, Швецией - в отношении всех видов доходов. Имеются также соглашения об избежании двойного налогообложения с Ганой, Кенией, Мавританией, Нигерией, Сьерра-Леоне, Угандой и Замбией.
На различных этапах независимого развития Индии государственная политика по отношению к иностранному капиталу неоднократно менялась. Последним законодательным актом, регулирующим деятельность иностранных компаний в Индии, стал принятый в 1973 г. Закон о валютном контроле (ФЕРА). Этот закон является наиболее важной мерой, предпринятой индийским правительством в минувшие десятилетия в области политики по отношению к частному иностранному капиталу, хотя его положения охватывают гораздо более широкую сферу. В частности, этот закон предусматривает перераспределение акционерного капитала в компаниях с преимущественным иностранным участием и уравнивает принципы регулирования как существующих, так и новых иностранных инвестиций. Кроме того, он стимулирует экономию резервов иностранной валюты и стремится направить иностранные капиталовложения преимущественно в "высокоприоритетные" отрасли национальной промышленности, главным образом в экспортный сектор, а также в те сферы, где используется сложная современная технология. Статья 29 Закона обязывает все иностранные компании понизить до 40% долю в акционерном капитале, принадлежавшую лицам, живущим за границей. В закон включены и введенные в 1972 г. нормы так называемой индианизации капитала в случае дополнительной эмиссии акций. Речь идет о своего рода ступенчатой передаче акций индийцам в зависимости от начальной доли иностранного партнера в капитале. Так, 10%-ные дочерние компании обязаны распространять среди индийских акционеров 40% вновь выпускаемых акций, компании с иностранным капиталом свыше 75% - 33,3% акций и т.д. В то же время промышленным компаниям в областях с высокой степенью применения сложной технологии, а также компаниям, работающим на экспорт, разрешено сохранять долю иностранного участия до 74% по специальным разрешениям правительства. Иностранным компаниям, производящим продукцию в основных отраслях или экспортирующим 60% производимой продукции, также разрешено сохранять 74% иностранного участия в капитале. Для компаний, занятых в "небазовых" отраслях, доля иностранного акционерного участия определена не более чем 40%. В 1976 г. в регулирование иностранных инвестиций были внесены изменения. Право на 74% иностранного участия в акционерном капитале было предоставлено тем компаниям, у которых не менее 75% выпускаемой продукции относилось к одной из базовых отраслей промышленности. Материнским компаниям разрешалось сохранить 51% своего участия в дочерних компаниях, относившихся к базовым отраслям, если доля поставок на экспорт составляла у этих компаний не менее 69 % их реализуемой продукции. Иностранным инвесторам разрешалось владеть более 50% акционерного капитала компании и в том случае, если они брали на себя обязательство начать экспортировать более 80% производимой продукции в течение 3 лет, в то время как в отраслях, специально ориентированных на экспорт, иностранное участие разрешалось в размере 100%. Некоторые иностранные инвесторы не приняли требований индийского правительства. Около 130 компаний, в том числе такие гиганты, как "Кока-кола" и "ИБМ", свернули деятельность своих филиалов. Однако большинство иностранных компаний, включая ряд ТНК, по-иному отнеслось к изменениям в валютном регулировании и к политике индианизации. В частности, многие иностранные компании предпочли укрепить свое влияние в Индии путем продажи части акций индийцам и создания таким образом определенной прослойки новых собственников, а также представителей торговых кругов, чьи интересы тесно связаны с иностранным капиталом. Основным каналом индианизации капитала стало, однако, не разводнение акций среди мелких индийских акционеров (включая служащих компаний), а подключение к контролю над предприятиями тех или иных групп местного монополистического капитала. Уменьшение доли иностранного участия в совместных предприятиях в Индии обеспечивает иностранным инвесторам некоторые преимущества. В частности, выполнившие условия ФЕРА отделения иностранных компаний практически получают статус национальных акционерных компаний, на них не распространяются какие-либо ограничения, применяемые в отношении иностранных компаний. Они вправе расширяться и диверсифицироваться в любом направлении (конечно, в рамках общей промышленной политики правительства). Более того, иностранные компании, вырвавшиеся из сферы действия закона о валютном контроле, в известном смысле оказываются в преимущественном положении по сравнению с индийскими монополиями. Дело в том, что закон о монополиях и ограничительной торговой практике распространяет антитрестовское регулирование только на взаимосвязанные индийские компании с активами свыше 200 млн.руп., а с 1985 г. - с актвивами свыше 1 млрд.руп. Если же той или иной ТНК принадлежит в Индии несколько компаний, не связанных между собой межкорпоративными инвестициями, а зависящих напрямую от материнской компании, то такая монополистическая группа оказывается за пределами досягаемости закона о монополиях, по индийскому законодательству она не образует "взаимосвязанной группы" и может пользоваться всеми преимуществами, предоставленными немонополистическим предприятиям. Снижение доли иностранного участия и получение в результате этого определенных льгот в большинстве случаев может даже привести к повышению размера иностранных капиталовложений под предлогом произведенных диверсификаций и расширения производства, т.е. на практике указанное изменение в законодательстве Индии нередко приводит не к сокращению капиталовложений ТНК, а к их расширению, что является своего рода рефинансированием. Используя индианизацию, ТНК избавляются от риска национализации своих индийских филиалов, получают возможность диверсифицировать свои операции в Индии, а также могут высвободить какую-то часть капитала для его помещения в стране базирования, либо для финансирования своего участия в соглашениях о техническом сотрудничестве с Индией или третьей страной. Владельцы большинства иностранных компаний в Индии после принятия закона о валютном контроле предприняли дополнительные меры для сохранения своих позиций в новых условиях. Среди этих мер - назначение новых лиц на посты управляющих и в советы директоров, усиление внимания к использованию торговых марок и названий компаний и т.д. Почти все иностранные компании сохранили за собой право назначать треть состава совета директоров, а также исполнительного или управляющего директоров компаний. В некоторых случаях было сохранено или добавлено право назначать председателя совета директоров. Право на использование торговых марок явилось еще одним важным инструментом сохранения иностранным капиталом контроля над индийскими компаниями. По инициативе иностранных инвесторов стали заключаться специальные лицензионные соглашения между зарубежными материнскими и индийскими компаниями, относящиеся к применению торговых марок и названий фирм.
Иностранный частный капитал функционирует в индийской экономике в различных организационных формах. В зависимости от степени контроля иностранных инвесторов над капиталом действующих в стране предприятий индийские государственные органы разграничивают следующие типы иностранного предпринимательства: Специальное регулирование предусматривает необходимость получения такими компаниями особых разрешений на сооружение новых предприятий, расширение действующих производственных мощностей и диверсификацию продукции на тех же условиях, что и разрешения, выдаваемые местным монополистическим группам в рамках Закона о монополиях и ограничительной торговой практике 1970 г. Существуют некоторые, не очень существенные отличия в государственном регулировании эмиссии акций и облигаций такими компаниями, ввозе ими оборудования и переводе дивидендов за границу. Техническое сотрудничество индийских компаний с иностранными предусматривает расчеты за иностранную технологию, техническую документацию, командирование специалистов, инженерные услуги и пр. путем выплаты либо единовременных паушальных сумм, либо ежегодных лицензионных отчислений от стоимости продукции. Примерно в 15-20% случаев техническое сотрудничество сочетается с финансовым и предусматривает передачу иностранному партнеру части акций местной компании.
В целях развития экспорта' правительство Индии в течение ряда лет проводит политику содействия, которая распространяется на все компании (включая дочерние компании ТНК), расширяющие свой экспорт. В этом случае им предоставляются льготы, включая прямое денежное субсидирование, возврат импортных пошлин, снабжение импортными сырьевыми материалами по ценам мирового рынка и др. Денежное субсидирование экспорта является своего рода восполнением затрат, идущих на покрытие различных косвенных налогов, взимаемых в процессе производства товара, отправляемого в дальнейшем на экспорт. Субсидирование для различных товарных групп неодинаково, поэтому размеры субсидий колеблются в широких пределах - от 8,5 до 20% цены ФОБ. Система субсидирования экспорта распространяется на довольно широкий круг товаров, продолжая действовать в настоящее время с определенными ежегодными изменениями. Эта система является довольно эффективным средством расширения экспорта. Другая система - предоставление экспортерам импортных вспомогательных лицензий - выступает как льготная мера (импорт сырья и компонентов осуществляется в ряде случаев по повышенным ценам, а нередко с оплатой в валюте) и является необходимым условием увеличения производства экспортных товаров. Одной из мер поощрения экспорта является возврат импортных пошлин. Он представляет собой возмещение экспортерам той суммы, которая расходуется на уплату налогов при импорте сырья и компонентов, предназначенных для производства экспортных товаров. В систему мер по стимулированию экспорта входит и снабжение продуцентов местными сырьевыми материалами по ценам мирового рынка. Оно осуществляется Государственной торговой корпорацией (ГТК). В некоторых случаях, например, при поставке стали и ряда химических продуктов экспортерам по ценам мирового рынка, предоставляемые льготы покрывают по "инженерным" товарам - 41 % цены ФОБ, химическим товарам - 27%, пластмассам - 33%, спортивным товарам - 30%.
В настоящее время в Индии имеется 6 экспортно-производственных зон (ЭПЗ) - "Кандла", "Санта-Крус", "Мадрас", "Фал-та", "Ноида", "Кочин". Эти зоны представляют собой замкнутые территории, выделенные для переработки сырья, сборки узлов и компонентов, производства готовой продукции, предназначенной на экспорт с использованием импортной технологии, оборудования, иностранного капитала. В ЭПЗ разрешается создание не только индийских, но и совместных с иностранным капиталом компаний. Действующие в зонах предприятия пользуются рядом налоговых, финансовых и других льгот, имеют право на беспошлинный импорт оборудования и технологии, сырья и полуфабрикатов и освобождаются от налогов на прибыль на срок от 5 до 10 лет. Им предоставлено право свободного вывоза прибылей за границу. Правительство Индии ассигновало непосредственно на создание этих зон около 1 млрд.руп., не считая стоимости земельных участков и сопутствующей инфраструктуры. Тем не менее многие предприниматели отмечают, что существующая инфраструктура не соответствует уровню производства в ЭПЗ, включая систему связи, подъездные пути к аэропортам и гаваням. Доля ЭПЗ в общем объеме экспорта Индии пока незначительна. В 1988-1989гг. она составила 2,5%, в 1989-1990 гг. - 2,7%, в 1990-1991 гг. - 2,3%. Поданным Резервного банка, в 1989-1990 гг. из ЭПЗ было вывезено товаров на сумму 7,4 млрд.руп. Предприятия, расположенные в ЭПЗ, выпускают самую разнообразную продукцию: электронное и электротехническое оборудование, дорожностроительную технику, оборудование пищевой и фармацевтической промышленности, швейные изделия, медикаменты, спортивные товары, парфюмерию и др. Исключением является лишь ЭПЗ "Санта-Крус", которая специализируется на производстве изделий электронной промышленности, составляющей около 70% всего индийского экспорта этих товаров. Самыми крупными ЭПЗ в Индии в настоящее время являются "Кандла" и "Санта-Крус".
АО "ВОСТОК-КОММЕРС" |
|