Внешняя политика |
Обозреватель - Observer
|
Экономика зарубежных стран Л.ГИРИЧ,
кандидат экономических наук В конце прошлого года в Москве в Институте Дальнего Востока Российской академии наук проходила IV Международная научная конференция "Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы". Основными проблемами, обсуждаемыми на конференции, явилось изучение китайского опыта и возможность его использования в российских реформах. Редакция "Обозревателя" публикует сегодня первую статью по материалам выступлений на этой международной встрече ведущих советских и китайских специалистов. В дальнейшем планируется продолжить освещение наиболее интересных материалов по этой тематике.
По данным ГСУ КНР, народное хозяйство Китая в первые три квартала 1993 г. продолжало развиваться высокими темпами. Объем валового национального продукта (ВНП) увеличился за этот период на 13%, составив 2006,8 млрд. юаней. Эксперты Международного валютного фонда считают, что прирост ВНП Китая в 1993 г. составит 13,4%. Это будут самые высокие темпы развития экономики среди 177 стран мира. Они почти в 5 раз превзойдут темпы развития США - наиболее динамично развивающейся страны из состава "большой семерки", более чем в 2 раза - темпы крупных развивающихся стран и в 1,7 раза превысят плановые показатели на 1993 г. самого Китая. Что это - очередное китайское "чудо", результат реализации нового этапа экономической политики, который в документах XIV съезда КПК (октябрь 1992 г.) характеризовался такими чертами, как углубление экономических реформ, ускорение темпов экономического развития, расширение "политики открытости", или это очередной неуправляемый рывок в сторону "перегрева" экономики? В начале прошлого года, после того как Дэн Сяопин призвал ускорить реформы и поддержать темпы роста экономики на уровне 10% и выше, китайская печать, ученые и даже руководители страны, начиная с весенней пятой сессии ВСНП седьмого созыва, неустанно разъясняли, что объективная ситуация и происходящие изменения в мире бросают вызов Китаю, и поэтому необходимо как никогда ранее убедительно продемонстрировать всему миру и собственным гражданам свою способность быстро наращивать совокупную мощь государства и улучшать жизнь народа. Указывалось, что имеются возможности для более быстрого, чем было запланировано, развития. И вот достигнут не 9 или 10%-ный прирост, а 13%-ный! Почему же так обеспокоено правительство КНР? Почему оно не воспринимает это как успех своей политики, а напротив, всевозможными мерами стремится снизить экономический рост и с облегчением встречает сообщение ГСУ КНР, что в третьем квартале 1993 г. "прирост в промышленности несколько снизился"? Экспертами по проблемам экономического развития Китая высказано мнение, что "призыв к ускорению развития и реформы могут привести к неблагоприятным явлениям в экономике. Хотя желание ускорить процесс развития Китая вполне понятно". Это суждение было обосновано данными о росте диспропорций в экономике, могущих ухудшить экономическое положение в стране и обострить социальные проблемы. Экономисты Всемирного банка через год после этого публикуют доклад "Экономика Китая находится в перегретом состоянии , в котором рекомендуют правительству КНР принять более жесткие меры для сдерживания экономики страны от слишком быстрого роста, ибо, по их мнению, быстрый рост экономики ведет к чрезмерному повышению спроса, дефициту, инфляции и спекуляции. Да и в самом Китае многие экономисты тоже выступают против ускорения темпов развития. Они считают, что народное хозяйство КНР, страдающее от многочисленных структурных диспропорций, не выдержит этих темпов. "Инфляция может выйти из-под контроля. КНР в настоящее время переживает во второй раз за последние пять лет острый период "перегрева" экономики, одним из проявлений которого является инфляция", - отмечается в докладе ЦРУ США. Однако есть и другое мнение. Как сообщила 26 октября 1993 г. "Саут чайнв морнинг пост" со ссылкой на "информированные китайские источники", Дэн Сяопин взял под сомнение проводимую нынешним китайским руководством политику ограничения экономической деятельности и заявил, что она не должна мешать "последовательному, здоровому и быстрому развитию страны". Излишний акцент на "урегулирование и упорядочение" может привести к отклонениям от стратегического курса ускорения роста, который в условиях Китая "является единственно разумным". Кто прав и что делать - сдерживать или ускорять? Парадоксально, но это как раз тот случай, когда правы обе стороны. С мнением экспертов Всемирного банка можно согласиться, но с небольшим дополнением: не просто быстрый рост ведет к перечисленным отрицательным последствиям, а быстрый несбалансированный и неуправляемый рост. Именно он был характерен для двух последних "перегревов". Это нездоровый рост, чреватый эффектом мыльного пузыря. С мнением Дэн Сяопина также можно согласиться, если принять во внимание, что "урегулирование и упорядочение" административными методами ограничения экономической деятельности и снижения темпов роста, как показала практика 80-х годов, не устраняет причин кризиса, а лишь ненадолго загоняет болезнь внутрь, создает иллюзию урегулирования. Для Китая именно сейчас, когда в мировой экономике отмечается спад производства, создаются благоприятные условия сократить его отставание от развитых держав мира. Поэтому только вперед, и если нужно перестроиться, то только на ходу! Мнения специалистов по Китаю о положении в экономике КНР разделились. Одни считают, что Китай погряз в болоте неразрешимых проблем, и "китайская модель терпит сейчас крах", другие видят растущую экономическую мощь Китая и пытаются поточнее определить, когда КНР станет второй державой мира - в середине XXI века или в первой его половине.
Чтобы разобраться в нынешнем экономическом положении КНР, необходимо выяснить, как возникает ускоренный относительно плановых показателей рост экономики и в чем суть ее "перегрева". На рисунке представлена динамика удельных весов первой, второй и третьей сфер экономики в создании валового национального продукта.
2 - вторая сфера экономики - промышленность и строительство; 3 - третья сфера экономики - транспорт, связь, торговля, общественное питание, отрасли производственного и бытового обслуживания, наука, образование, культура, финансы, здравоохранение, социальное страхование, спорт и прочие отрасли. Как следует из диаграмм, к концу 70-х годов в народном хозяйстве Китая сформировалась воспроизводственная структура, при которой 33,7% ВНП создавались сельским хозяйством (первой сферой экономики), 46,3% - промышленностью и строительством и 20% - третьей сферой экономики. Такую структуру имели США, Франция и Великобритания в конце XIX века, Япония и Германия - в 20- 30-х гг. XX века, т.е. в тот период, когда эти страны вступали в этап ускоренной индустриализации. Данная структура не устраивала Китай и не потому, что она в конце 70-х годов XX века была архаичной. Структура народного хозяйства, как известно, определяется уровнем развития производительных сил и экономической политикой государства. Отсталая в экономическом и техническом отношении страна не может иметь такую производственную структуру, какую имеют развитые страны. В воспроизводственной структуре народного хозяйства Китая были структурные диспропорции, она не отвечала целям и задачам новой стратегии экономического развития и не соответствовала тенденциям развития мировой экономики. Основными ее недостатками были:
Нерациональную структуру имел и национальный доход по конечному использованию: слишком велик был удельный вес фонда накопления (36,5%) и мал фонда личного (56,3%) и общественного потребления (7,2%). Завышенная норма накопления отрицательно сказывалась на повышении жизненного уровня населения, поощряла неэффективное использование накоплений и слабо влияла на рост темпов экономического развития. Осмысление структурных проблем, изучение зарубежного опыта и разработка обоснованной структурной политики заняли у Китая всю первую половину 80-х годов. К этому времени была разработана новая стратегия экономического развития на длительную перспективу (до 2050 г.), определены этапы ее реализации и сформулированы цели, которые предполагалось достичь к концу каждого этапа. Это позволило подойти целенаправленно к разработке концепции структурной перестройки. Опыт развитых стран свидетельствовал, что развитие народного хозяйства идет от структуры с преобладанием удельного веса сельского хозяйства вначале к структуре с преобладанием промышленности и строительства, а потом - третьей сферы экономики; в промышленности осуществляется переход от доминирующего положения отраслей, выпускающих сырье и полуфабрикаты, к отраслям, выпускающим промежуточный продукт, а затем к отраслям, выпускающим конечный продукт; происходит переход от трудоемких производств к капиталоемким, а потом - к наукоемким. К концу шестой пятилетки (1981-1985 гг.) произошло существенное улучшение воспроизводственной структуры народного хозяйства КНР (см. рис.). Почти на 6% сократился удельный вес сельского хозяйства в ВНП (при значительном росте сельскохозяйственного производства), более чем на 2% увеличился удельный вес промышленности и строительства и, что очень существенно, на 3,4% увеличился удельный вес третьей сферы. Темпы ее роста стали впервые превосходить темпы роста промышленности и строительства. К 1986г. в Китае были разработаны большая динамическая модель межотраслевого баланса, система оптимизационных моделей научно-технического прогресса и производственной структуры народного хозяйства КНР. Были проведены расчеты на ЭВМ различных вариантов развития экономики до 2000 г. и выбран оптимальный вариант по критериям сравнительно быстрой "расшивки" "узких" мест, повышения эффективности общественного производства, высоких темпов роста экономики и жизненного уровня населения. Оптимальный вариант позволял при норме накопления в 29% достичь среднегодового прироста национального дохода в 7,3%, увеличить совокупную валовую продукцию промышленности и сельского хозяйства к 2000 г. в 5 раз по сравнению с 1980 г., а среднедушевое потребление национального дохода поднять в 2,4 раза с 350 до 850 юаней в 2000 г. (цены 1980 г.). Приоритет отдавался развитию транспорта, связи, электроэнергетике и электронной промышленности. За ними шли производство продовольствия, сырья, материалов, машиностроение. Их темпы развития превышали темпы роста ВНП. Согласно расчетам, к 2000 г. удельный вес третьей сферы в ВНП должен был возрасти до 41,6%, и в целом структура ВНП Китая должна была быть такой же, какую имели Япония, Франция и ФРГ в 1971 г. Разработанный, видимо, с учетом этих расчетов, план социального и экономического развития Китая на седьмую пятилетку (1986-1990 гг.) был наиболее сбалансированным из всех предыдущих планов КНР. Он предусматривал среднегодовой прирост ВНП 7,5 %, в том числе ВНП, создаваемого первой сферой экономики - 4,2%, второй сферой - 2,7%, третьей сферой - 11,4%, среднегодовые приросты легкой и тяжелой промышленности - по 7,5%. Объем грузовых перевозок всеми видами транспорта должен был ежегодно возрастать на 7,6%, в том числе железнодорожного транспорта-на 4,7%. Однако реальное развитие ннародного хозяйства в 1986-1990 гг. не пошло по запланированному пути: в первые три года темпы нарастали, а в последние два года - сокращались. В 1986 г. прирост национального дохода в постоянных ценах 1980 г. составил 8,6%, в 1987г. - 9,6%, в 1988- 10,1%. Во второй половине 1988 г. налицо были все признаки "перегрева" экономики. Правительство приняло жесткие меры, чтобы снизить темпы и "охладить" экономику. В 1989 г. прирост национального дохода снизился до 4,5%, а в 1990 г.-4,08% в год. Но дело было не в самих темпах, а в том, что ускоренно развивались не те отрасли производства, которые должны были развиваться согласно плану. Удельный весь сельского хозяйства в ВНП едва достиг запланированного уровня, составив к 1990 г. 23,5% (по плану 23,7%), третья сфера экономики развивалась в течение седьмой пятилетки с темпом 8,7% в год вместо запланированного 11,4%, зато промышленность и строительство в первые три года росли темпами, превышающими 20% в год, и потому удельный вес второй сферы в ВНП в 1990 г. почти на 4 пункта превысил плановый показатель (см. рис.). В городе и деревне создавались промышленные предприятия коллективной, индивидуальной и смешанной форм собственности, расширялся фронт нового капитального строительства (см. таблицу). Таблица
Такая высокая экономическая активность вызвала повышенный спрос на сырье, материалы, электроэнергию, топливо, продукты питания. Их производство росло более медленными темпами, и они становились все более и более дефицитными. Как сообщала китайская пресса, в 1988 г. из-за отсутствия сырья и электроэнергии имели место остановки производства на ряде предприятий, рыночные цены на важнейшие виды сырья и материалов подскочили на 15-40%. Высокая экономическая активность на местах была инициирована проведенными накануне мероприятиями экономической реформы. Отраслевым министерствам и местной администрации были предоставлены права самим принимать решения по инвестиционным проектам на определенную сумму. Для инвестирования наряду с государственными средствами было разрешено использовать накопления коллективных, индивидуальных, смешанных и частных предприятий, а также населения. Что касается государственных капитальных вложений, то они были децентрализованы. Доля национального дохода, распределяемого через госбюджет, сократилась. Одновременно сократилась и доля расходов центрального бюджета в пользу местных бюджетов. В итоге произошло увеличение роли нецентрализованных и прежде всего внебюджетных источников финансирования капитальных вложений, находящихся вне контроля правительства. Структура распределения инвестиций определялась не планом и народнохозяйственными приоритетами, а интересами ведомств, местной администрации, рыночным спросом. Спрос же был на все, но рыночные цены на продукцию обрабатывающей промышленности были выше государственных цен, и поток инвестиций направился в отрасли обрабатывающей и перерабатывающей промышленности. Инвестиционный бум увеличил спрос на кредиты. Финансовое положение обострилось также из-за неоправданно быстрого роста индивидуальных доходов, главным образом в виде премиальных выплат. На многих предприятиях и в строительстве зарплата и премии росли быстрее, чем прибыль. Наличных денег не хватало, что вынудило правительство увеличить денежную массу. В итоге усилилась инфляция, широкое распространение получили такие негативные явления, как спекуляция, взяточничество, коррупция. В этих условиях партийное и государственное руководство Китая было вынуждено в сентябре 1988 г. официально объявить курс на "улучшение экономической ситуации и укрепление экономического порядка", т.е. "урегулирование" экономики, который продолжался до 1992 г. На пятой сессии ВСНП (март 1992 г.) было объявлено о переходе к новому этапу - углублению и радикализации хозяйственной реформы. Таким образом, ускорение экономического развития в первые три года седьмой пятилетки было спонтанным, происшедшим в результате повышения экономической активности на микроуровне и утраты правительством возможности осуществлять прежними методами регулирование на макроэкономическом уровне. Все это было следствием происшедших экономических преобразований в народном хозяйстве. Вместе с тем экономическая активность на микроуровне имела ряд положительных моментов. Прежде всего заметно увеличилась численность и значимость новых субъектов рынка. Так, за годы седьмой пятилетки увеличилось почти в 2 раза число промышленных предприятий индивидуальной собственности в городе и деревне (с 3,3 до 6,2 млн.), их удельный вес в создании валовой продукции промышленности составил в 1990 г. 9,9% вместо 1,85% в 1985 г.; более чем в 5 раз (с 1,7 до 9 тыс.) увеличилось число предприятий со смешанной формой собственности и иностранного капитала, их удельный вес в валовой продукции промышленности вырос с 1,2% в 1985 г. до 8% в 1990 г. Тем самым были созданы миллионы дополнительных рабочих мест, что весьма важно для Китая, имеющего избыток рабочей силы, и рынок был наполнен товарами народного потребления. Кроме того, несмотря на все трудности, по подавляющему числу основных видов промышленной продукции плановые задания на пятилетку были перевыполнены. Однако несбалансированный, бесконтрольный рост промышленного производства и капитального строительства привел к "перегреву" экономики, который выразился в обострении межотраслевых и внутриотраслевых диспропорций, ухудшении структуры народного хозяйства, снижении совокупной эффективности общественного производства, росте цен и инфляции. По ряду товаров произошло перепроизводство, и ими пришлось заполнить склады. Среди произведенной продукции много оказалось низкокачественной. Рынок оказал влияние на снижение производства ассортимента дешевых товаров. В конечном итоге в стране начались социальные потрясения, вылившиеся в тяньаньмэньские события в Пекине в апреле-июне 1989 г.
Какие меры предприняло правительство для устранения "перегрева"? Это были опять же в основном административные меры ограничительного характера, направленные на сокращение капитального строительства, усиление контроля за распределением ресурсов, ценами, особенно на те товары, на которые были установлены государственные цены (уголь, сталь, нефтепродукты, зерно и др.), усиление контроля за уплатой налогов, сокращение денежной эмиссии. Лимитировалось производство бытовых товаров, потребляющих при эксплуатации много электроэнергии. Приостановлено производство для внутреннего рынка товаров из импортного сырья, деталей и узлов, а также из особо дефицитного отечественного сырья. В то же время изыскивались дополнительные ресурсы для удовлетворения потребительского спроса, ускорения развития отраслей и производств, являющихся "узкими "местами экономики. В период "урегулирования" проведение экономической реформы было практически прекращено. Принятые антиинфляционные меры позволили снизить индекс роста розничных цен с 18,5% в 1988 г. до 2,1% в 1990 г., стабилизировать потребительский рынок и насытить его по основным товарным группам. Кризисную ситуацию в экономике удалось в основном переломить. Экономический и социально-политический климат в стране начал улучшаться. К началу 1992 г. были созданы предпосылки для продолжения реформы во всех областях: экономической, политической и социальной. Однако причина кризиса - отсутствие у правительства реальной возможности осуществлять контроль и регулирующие функции на макроуровне - остались. И по мере того, как введенные в период "урегулирования" ограничения снимались, все вновь стало развиваться по тому же порочному кругу: к концу 1992 г. спрос на кредиты увеличился на 40% по сравнению с тем же периодом 1991 года. Из-за отсутствия должного контроля и дисциплины они опять пошли не туда, куда должны были бы пойти для улучшения структуры производства. Так, в конце 1992 г. и начале 1993 г. местные банки через систему межбанковских кредитов предоставили займы богатым прибрежным районам, где, как грибы после дождя, стали расти зоны экономического развития, предоставлявшие налоговые льготы иностранным и совместным предприятиям. Там развернулась спекуляция с землей. Кроме того, кредиты были предоставлены тому, у кого есть связи, кто дал взятки, спекулянтам недвижимостью и т.п. И вот крестьяне, после сдачи летнего урожая вынуждены были получать от местных банков долговые расписки, так как наличных денег не было. В сектор энергетики в первой половине 1993 г. поступило только 30% обещанных кредитов, в результате чего строительство ряда электростанций было приостановлено. Критически важные инфраструктурные объекты также были лишены финансовых средств. Производство энергоресурсов в первой половине 1993 г. сократилось на 27,3%, железнодорожный транспорт не справлялся с перевозками. В то же время прирост промышленного производства за 5 месяцев 1993 г. увеличился на 23,8% по сравнению с таким же периодом 1992 г. По сведениям Всемирного банка, в 1992 г. денежная масса в обращении в Китае увеличилась на 31,3% по сравнению с 1991 г. В первом квартале 1993 г. она еще увеличилась на 20 млрд. юаней. Как заявил представитель ГСУ КНР, с помощью этой наличности государство надеется поддерживать аграрный сектор, в частности, оплатить крестьянам полученные ими долговые расписки. Увеличение массы наличных денег вызвало рост цен на потребительские и промышленные товары. Уровень инфляции к осени 1993 г. в 35 самых крупных городах Китая составил 22,2%. И снова правительство прибегло к оправдавшим себя в прошлом жестким административным мерам, чтобы нормализовать экономическое положение в стране. Сокращены инвестиции на капитальное строительство в госсекторе, заморожено строительство более чем 3 тыс. объектов, сокращено число зон экономического развития с 1006 до 249, запрещено осуществлять операции по межбанковскому кредитованию, произведен отзыв незаконно выданных на спекулятивные цели кредитов. По сообщению "Чайна дейли", в сентябре 1993 г. рост инфляции был приостановлен, но финансовая ситуация в стране все еще оставалась сложной. Второй "перегрев" экономики Китая за последние пять лет, похоже, будет "остужен". А что будет с причиной "перегрева"? Неужели она и на этот раз сохранится, чтобы проявиться в ближайшем будущем. И, может быть, права Мери Бурдман из Института им.Шиллера (Германия), что "китайская модель терпит сейчас крах"? По нашему мнению, то, что сейчас переживает экономика Китая, - это объективные трудности переходного периода. У Китая еще только формируются рынок, новая финансовая и банковская системы. Поэтому методов распределения, контроля и управления ресурсами, характерных для экономики с достаточно развитым рынком, в Китае еще нет, они только создаются. Не приняты еще и соответствующие законы, регламентирующие многие стороны экономической деятельности на микроуровне, права и обязанности центра в области макрорегулирования. Жизнь идет значительно впереди. В этих условиях правительство вынуждено в критических ситуациях прибегать к испытанным методам административного воздействия, характерным для централизованно управляемой экономики, понимая их временный характер и необходимость ускорить формирование механизма макрорегулирования рыночной экономики. Сам факт развития высокими темпами отдельных отраслей и производств в седьмой и восьмой пятилетках свидетельствует о значительных потенциальных возможностях ускоренного развития всего народного хозяйства Китая. Задача состоит в том, чтобы наиболее рационально реализовать эти возможности. События последнего времени дают основания полагать, что Китай форсирует разработку такого механизма. Так, выступая на первом заседании Постоянного комитета ВСНП, председатель Постоянного комитета ВСНП Цяо Ши призвал ускорить разработку "системы законов социалистической рыночной экономики, которая бы функционировала более эффективно, чем капиталистическая рыночная экономика". В июле 1993 г. управляющим Народным банком Китая по совместительству назначен первый вице-премьер Чжу Жунцзи, имеющий большие права и сумевший менее чем за 3 месяца приостановить рост инфляции в Китае. Под его руководством идет подготовка к проведению реформы финансовой и банковской систем. В сентябре 1993 г. Госсовет КНР одобрил пакет документов по усилению макроэкономических методов контроля и регулирования. И мы надеемся, что, как заявил на этом заседании премьер Госсовета КНР Ли Пэн: "Макроэкономические методы регулирования вместе с укреплением законности обеспечат здоровое развитие всего народного хозяйства Китая". |
|