Экономика |
Обозреватель - Observer
|
Б. ЗАМАРАЕВ
Одним из главных итогов прошедших в декабре 1993 г. парламентских выборов является однозначно зафиксированная констатация НЕДОВОЛЬСТВА НАСЕЛЕНИЯ СВОИМИ УСЛОВИЯМИ ЖИЗНИ. Более детальное выражение этого недовольства характеризуют данные двух масштабных опросов общественного мнения взрослого городского и сельского населения России (проводившихся Институтом социологии парламентаризма 25-30 ноября и 2-7 декабря 1993 г.) в 12 основных экономических районах страны. Около 75% россиян в той или иной мере неудовлетворены, тогда как только 20%, т.е. меньшинство, "удовлетворены" своей нынешней жизнью. Инфляция - вот доминирующий фактор, определяющий повседневную жизнь россиян в последние два года. По самооценкам, 37% взрослого населения России "не выдерживают так называемой либерализации цен". А 45% считают, что это "тяжко, но терпимо". Только 10% оценивают происходящие экономические преобразования "не так страшно, как казалось". И наконец, лишь 4% отмечают, что "это их устраивает", при таком же числе затруднившихся определить свое мнение. Эти данные опросов общественного мнения ясно показывают последствия экономической политики последних лет.
Несмотря на отдельные признаки стабилизации, на внутреннем рынке России сохраняются кризисные процессы, высокий уровень инфляции. Экономический спад несколько замедлился, но темпы падения валового внутреннего продукта (ВВП) второй год подряд выражаются двухзначной цифрой. В 1992 г. они достигли минус 19%, а в 1993г. - мину с 12%. В течение года продолжало сокращаться промышленное производство. Хотя осенью 1993 г. темпы его падения несколько замедлились по сравнению с январской рекордной отметкой в минус 22% в годовом исчислении, тем не менее минус 16%, результат за весь 1993 г., характеризует всю глубину промышленного спада. По уровню промышленного производства страна отброшена ко второй половине 70-х годов. Некоторое улучшение общехозяйственной конъюнктуры зафиксировала динамика цен. В четвертом квартале среднемесячные темпы прироста оптовых цен упали до 17%, а потребительских - до 16%. Это можно считать за некоторое ослабление инфляции, учитывая, что в целом за год среднемесячное изменение оптовых цен составило 22,8 %, а потребительских - около 21%. Тем не менее представляется преждевременным говорить об окончательном переломе тенденции в изменении цен. В первом квартале 1994 г. они вновь возрастут и, по прогнозам, их динамика превысит 20% в месяц. Спад промышленного производства, как и в 1992 г., носил ярко выраженную стагфляционную окраску. Это сочетание падения выпуска продукции с ростом цен на фоне сокращающегося как инвестиционного, так и потребительского спроса (табл.1).
Продолжающийся спад производства не несет в себе оздоровляющего начала, не ведет к позитивным структурным сдвигам. В наименьшей степени выпуск продукции снизился в добывающих и сырьевых отраслях - в газовой промышленности и электроэнергетике (4-6%). В то же время в отраслях, выпускающих промежуточную продукцию, - в химической и нефтехимической, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и легкой промышленности производство продукции по сравнению с 1992 г. уменьшилось на 18-25%. В машиностроении спад производства составил около 14%, что связано со снижением как инвестиционного, так и потребительского спроса. В целом по отраслям, работающим непосредственно на потребительский рынок, сокращение производства составило 12-13%, производящих продукцию производственно-технического назначения - примерно 18%, оборонную продукцию - 33%. Таким образом, различия в динамике спада производства по секторам экономики за последние годы обусловили рост доли добывающих отраслей, что еще более утяжеляет структуру экономики и явно противоречит провозглашенным целям о приоритетном развитии отраслей, работающих непосредственно на социальные нужды (табл. 2).
*В среднем за год. Судя по данным статистической отчетности, ситуация в инвестиционной сфере продолжает обостряться. Сохраняется негативная тенденция предыдущих лет - сокращение доли реального накопления в ВВП. Динамика спада капитальных вложений продолжает опережать падение ВВП. В 1992 г. при его снижении на 19% капитальные вложения упали на 40%. И в 1993 г. ситуация качественно не изменилась. При сокращении ВВП на 12% инвестиции снизились еще на 15%. Яркую характеристику плачевного состояния дел в инвестиционной сфере дают результаты выполнения федеральной пусковой программы за 1993 г. Так, за 11 месяцев прошлого года из 149 объектов, финансируемых за счет бюджетных средств, приняты в эксплуатацию 10 (т.е. только 7%), а из 504, финансируемых за счет кредитных инвестиционных ресурсов, - 18 (соответственно 4%). При этом на каждом четвертом объекте, финансируемом за счет кредитных средств, строительство вообще не велось. Естественно, падение спроса на капитальные вложения привело к сокращению масштабов выпуска машин и оборудования в машиностроении, продукции стройиндустрии, а также деловой древесины и пиломатериалов, основных инвестиционных товаров (табл. 3).
Проводимые экономические преобразования разделили предприятия на две группы, резко различающиеся между собой по условиям своей хозяйственной деятельности. Одни - это предприятия по преимуществу топливно-сырьевых отраслей - конкурентоспособны и могут сбывать свою продукцию на мировом рынке. Другие, - а это в основном предприятия, работающие на конечного потребителя, - не только не конкурентоспособны на мировом рынке, но даже и на внутреннем, при складывающемся курсе рубля, если государство не будет проводить протекционистской политики. Поэтому не случайно, что, например, в октябре 1993 г. 86% всех потерь рабочего времени в промышленности приходились на предприятия машиностроения и металлообработки, легкой, химической и нефтехимической промышленности. То есть это те предприятия, которые преимущественно работают на внутренний рынок. Потери рабочего времени были вызваны полной или частичной остановкой производства из-за отсутствия спроса, при этом более 10% работников останавливаемых предприятий отправлялись администрацией в неоплачиваемые или частично оплачиваемые отпуска. Итоги 1993 г. подтверждают своеобразие протекания экономического кризиса в нашей стране. Оно выражается в том, что при резком сокращении выпуска продукции занятость продолжает поддерживаться на уровне, близком к предкризисному. Поэтому наряду со спадом сохраняется устойчивое падение эффективности производства. По сравнению с 1990 г. производительность труда, измеренная по ВВП, упала почти на 35%. Но при этом занятость сократилась только на 7%. Этот факт свидетельствуете наличии неучитываемого огромного резерва незадействованной рабочей силы. И действительно, на конец 1993 г. пособие по безработице официально получало около одного миллиона россиян. Если же пользоваться методологией Международной организации труда, то 3,8 млн.чел. (5,1 % экономически активного населения) необходимо классифицировать как безработных. Но существует еще и скрытая безработица. Это люди, которые заняты неполный рабочий день и неполную неделю. С учетом этого, по оценке министра труда Российской Федерации Г. Меликяна, около 7,8 млн. чел. фактически являются безработными. Основную массу из них составляют молодежь и женщины. При этом в некоторых регионах на молодых людей приходится до 30-40% безработных.
Потребительский рынок в течение последних лет находится в шоковом состоянии. В прошлом году объем покупок товаров населением составил только 93% от уровня предкризисного 1990 г. Еще более красноречивы показатели оказания платных услуг населению. Несмотря на уменьшение их объема в 1992 г. на 18%, в прошлом году их уровень упал еще на 30%. Таким образом, населению в 1993 г. оказано услуг только в размере 44% от уровня 1990 г., т. е. это более чем 2-кратное их сокращение. Денежные доходы населения сложились в 1993 г. в сумме 78,3 трлн. руб. и увеличились по сравнению с 1992 г. в 11 раз. Учитывая, что потребительские цены возросли за год более чем в 10 раз, реальное содержание текущих доходов населения в прошлом году, по существу, осталось на уровне 1992 г. В условиях падения производства, обвального снижения оказания услуг, роста цен и тарифов структура использования денежных доходов населения остается весьма консервативной. Подавляющая часть расходов направлялась на удовлетворение первичных потребностей. В прошлом году на питание население потратило 46 % своих потребительских расходов, на покупку непродовольственных товаров - 44% и только - 7,5% на услуги. Происходит ухудшение и в структуре оказываемых услуг населению, которая остается крайне несовершенной. Поданным Госкомстата России, по итогам девяти месяцев 1993 г. по-прежнему доминируют услуги пассажирского транспорта, удельный вес которых составляет 40%. Сокращается доля платных услуг учреждений культуры, в 1992 г. она занимала 2,3%, в 1993 г. - 2%, что обусловлено прежде всего снижением посещаемости этих учреждений. Дороговизна путевок, проезда, нестабильность обстановки во многих местах традиционного отдыха россиян сократили возможность для полноценного отдыха населения, особенно во время отпусков. Расходы на оплату рекреационных услуг составляют в общих расходах населения на услуги лишь 8,9% (в 1992 г. -9,7%). На долю услуг жилищно-коммунального комплекса приходится 12% общего объема услуг. Из которых примерно 7% - квартирная плата. В социальной сфере одним из наиболее негативных результатов проводимой с начала 1992 г. экономической политики стало резкое падение реальной стоимости денежных сбережений населения. По предварительным оценкам, с 1990 по 1993 г. дефлятор валового внутреннего продукта вырос в 410 раз. Что же касается финансовых активов населения, хранящихся во вкладах в Сберегательном банке (до настоящего времени они составляют подавляющую часть всех сбережений населения), то они за этот период увеличились только в 12 раз. Таким образом, с учетом снижения покупательной силы рубля денежные сбережения населения обесценились на
*Январь-ноябрь 1993 г. Постоянное давление растущих цен поддерживает у населения высокий уровень инфляционных ожиданий. Это побуждает население хранить деньги в виде наличности. Так, в октябре 1993 г. сумма наличных денег, находящихся на руках у населения, составляла 15,1% от общей величины их текущих доходов. В то же время доля организованных сбережений (деньги населения на счетах в банках и ценных бумагах) в общем объеме доходов составляла только 5,3% против 7,5% в предкризисном 1990 г. Таким образом, в условиях спада производства, постоянного роста цен потребительское поведение населения соответствует экономическим реалиям. Во-первых, это поддержание сложившегося уровня текущего потребления и резкое сокращение денежных ресурсов, откладываемых для будущего потребления (что выражается в росте доли текущих расходов с соответствующим сокращением сбережений). Во-вторых, это четкое соответствие приоритетов в потреблении от размера доходов. В условиях снижения величины реальных денежных доходов в первую очередь резко сокращаются расходы населения на услуги и только затем на материальные блага. В качестве примера, тщетности сохранения достигнутого уровня жизни населением, можно привести наблюдавшийся в течение прошлого года достаточно высокий спрос на бытовую технику. Продажа телевизоров, холодильников и морозильников, радиоприемных устройств в организованной торговле выросла на 18-30%. Блестящий экономический результат по итогам года, если не учитывать того, что объемы их реализации через указанный канал торговли в 1994 г. всего лишь соответствуют примерно уровню конца 60-х годов.
Доходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 1993 г., по предварительной оценке, составили 53 трлн. руб. и увеличились по сравнению с предыдущим годом в 10 раз. Однако его средств явно не хватало на финансирование возросших государственных расходов и на покрытие задолженности Центральному банку России. Расходы бюджета по итогам года оцениваются в 64 трлн. руб. Таким образом, дефицит консолидированного бюджета складывается в размере 11 трлн. руб., т.е. это почти 21% от его доходной части. В 1992 г. при доходах в 5,3 трлн. руб. и расходах в 6,0 трлн. руб. дефицит составлял только 0,7 трлн. руб., или 13% от доходной части. Таким образом, что касается финансовой стабилизации в части сокращения бюджетного дефицита, то результаты прошлого года явно хуже, чем в 1992 г. Об этом красноречиво говорит и соотношение величины дефицита к ВВП. Если в 1992 г. это соотношение равнялось только 3,3%, то в 1993 г., по предварительной оценке, оно возрастет до 6,8% (табл. 5).
Необходимо особо подчеркнуть, что бюджеты местных органов власти (бюджеты территорий) обычно сводятся с профицитом, т. е. с превышением доходов над расходами. Поэтому источником бюджетной инфляции являлся дефицит федерального бюджета. За 1993 г. величина его дефицита по отношению к ВВП составила 8,8%, в то время как в 1992 г. она не превысила отметку в 5,5% (табл. 6).
Основная нагрузка на покрытие дефицита федерального бюджета ложится на кредитную эмиссию Центрального банка России. При этом, несмотря на неоднократное провозглашение о проведении политики жесткой финансовой стабилизации. Правительство продолжает брать кредиты у банка под сверхнизкий процент. Так, последний кредит, взятый Правительством в IV квартале прошлого года на финансирование бюджетного дефицита, должен быть погашен в течение десяти лет из расчета только 10% годовых. Напомним, что с 15 октября 1993 г. учетная ставка (ставка рефинансирования) Банка России по централизованным ссудам составляет 210% годовых. То есть за год она возросла на 130 процентных пунктов, с 80% годовых, применяемых в январе прошлого года. Таким образом, льгота, получаемая Правительством по процентной ставке, составляет около 200 процентных пунктов. В условиях инфляции и неустойчивой хозяйственной конъюнктуры отвлечение кредитных ресурсов Центрального банка, да еще по льготным ставкам, на финансирование бюджетного дефицита является важным дестабилизирующим фактором в кредитно-денежной сфере. Продолжается процесс переориентации деятельности банков на цели краткосрочного кредитования. Общие объемы долгосрочных кредитных вложений банков предприятиям и населению за прошлый год возросли с 0,3 до 0,9 трлн. руб., т. е. только в три раза. Таким образом, с учетом темпов инфляции, а в инвестиционной сфере она выше, чем в среднем по всей экономике, идет абсолютное сокращение долгосрочных кредитных вложений. Доля долгосрочных кредитов в общем объеме кредитов за 1993 г. уменьшилась с 5,9 до 3,0% (табл. 7). Тем самым финансовая и кредитно-денежная сферы вносят свой вклад в общее ухудшение инвестиционной, а через нее и общехозяйственной конъюнктуры в стране, в продолжение экономического спада.
Провозглашенные в конце 1991 г. и начатые в январе 1992 г. радикальные экономические преобразования в России в своей основе имели модель так называемой "шоковой терапии". Предполагалось быстро стабилизировать финансы и цены, приватизировать собственность, сформировать прочную основу для конкурентоспособных рынков. Несомненно, в конце 1991 и начале 1992 г. народное хозяйство претерпело шоковое воздействие, когда бездумно, в угоду право-либеральной политической конъюнктуре разрушалась сложившаяся система производства, распределения и управления, нарушались ключевые параметры воспроизводственных процессов. По прошествии двух лет не подлежит сомнению, что выбор модели "шоковой терапии" в качестве основы экономической политики был грубейшим политическим просчетом. В результате складывающегося катастрофического положения дел в народном хозяйстве и условий жизни населения в середине 1992 г. от наиболее жестких и неверных рецептов проведения радикальных экономических преобразований отказались. Удалось предотвратить дальнейшее ухудшение ситуации. Но не меньшей ошибкой явилось и является по настоящее время, по существу, полное отсутствие проведения какой-либо последовательной и осмысленной народнохозяйственной политики. Отсутствие долгосрочного макроэкономического планирования и механизмов его практической реализации подменялось постоянными пропагандистскими заявлениями о финансовой стабилизации. Ее необходимость понимается всеми, но ясно также, что она является только средством достижения, а не содержательной целью экономического развития. А так как экономические процессы требуют постоянного регулирования, то оно на народнохозяйственном уровне вылилось в оперативное вмешательство и вынужденное реагирование на беспрерывно возникающие важные, но тем не менее сиюминутные тактические проблемы. Экономический кризис продолжается. Но его протекание не несет в себе оздоровляющего начала, при котором осуществляется болезненная структурная перестройка, сворачиваются неэффективные производства, ликвидируются мало производительные рабочие места. Поэтому ни одну из столь часто провозглашаемых макроэкономических целей до сих пор не удалось достигнуть. Стабилизации цен и производства не произошло, государственный бюджет и рубль не у крепились. А в условиях продолжающегося падения производства лишь с большим допущением можно говорить о насыщении рынка товарами и услугами. Вне всякого сомнения, нельзя изображать экономическое состояние только одной черной краской. Можно привести ряд позитивных примеров или по крайней мере не ухудшающееся положение дел на отдельных предприятиях, в отдельных сегментах народного хозяйства. Там, где были в предшествующие годы начаты осмысленные преобразования, например, в части конверсионных отраслей или на предприятиях, работающих на социальные нужды, достигнуты положительные результаты как по обновлению производства, улучшению его финансового состояния, так и по росту выпуска новых товаров, улучшению их потребительских свойств. Но следует констатировать, что все это сделано не благодаря, а зачастую вопреки ошибочному курсу реформ. Плачевное состояние экономического положения страны по итогам 1993 г., по существу, предопределяет параметры народного хозяйства на текущий год. Ни возврат к какому-либо варианту реализации радикального курса экономических преобразований (в виде жесткого курса финансового оздоровления), ни сколь-нибудь заметное перераспределение ресурсов на социальные нужды невозможны. Это определяется объективно складывающимися реалиями хозяйствования. "Шоковая терапия" невозможна по причине отсутствия макроэкономически значимого объекта шока. Речь идет о том, что платежеспособный спрос, который и должен сокращаться жесткими мерами бюджетной и кредитной рестрикции, уже и так находится на чрезвычайно низком уровне. Население третий год подряд будет вынуждено почти все свои денежные доходы направлять на продукты питания и необходимый минимум продукции легкой промышленности и товаров культурно-бытового назначения. Реальная величина инвестиционного спроса предприятий также уже несколько лет подряд сокращается. Поэтому в нынешних условиях в случае резкого сокращения денежной массы и государственных расходов вызванное этим падение спроса не будет иметь оздоровляющего эффекта. Наоборот, учитывая, что по многим параметрам производственный аппарат как в промышленности, так и на транспорте и в сельском хозяйстве находится на грани физического износа, это может привести к невосполнимому разрушению промышленного потенциала страны. Невозможно и значительное усиление социальной политики, нахождение на эти цели сколь-либо значимых ресурсов. Объяснение этому тривиально просто: нет растущего производств - нет и увеличения возможностей для удовлетворения социальных нужд. Конечно, имеется и еще один источник как для оживления инвестиционного спроса (а за ним и производства), так и для социальных потребностей - это широкомасштабная финансовая поддержка Запада, особенно в случае продолжения право-либеральных политических и экономических преобразований в России. Но реальность ее получения ничтожно мала. Два года подряд страны "большой семерки" объявляли о программах экономической поддержки российских реформ. Эти широко разрекламированные программы помощи в 1992 г. оценивались в 24 млрд. долл. США, а в 1993 г. и того больше - где-то около 44 млрд. долл. Поскольку эта помощь западных стран была обусловлена требованиями о проведении болезненных экономических преобразований, на которые политическое руководство России не пошло, то и помощь не поступила. Тем более в настоящее время выдвигаемые западными экономическими органами требования о достижении установленных целей в области контроля над инфляцией и сокращением бюджетного дефицита реально не выполнимы. Сохранятся основные факторы, вызывающие серьезные макроэкономические дисбалансы, высокую инфляцию и не прекращающийся спад производства товаров и услуг. Поэтому с большой долей вероятности можно прогнозировать, что российские власти. как и в прошлые годы, не получат обещанные Западом миллиарды долларов. Все ограничится в основном лишь политическими декларациями и заявлениями. Как и прежде, стабилизировать и изменять к лучшему социально-экономическую ситуацию в стране, преодолевать последствия провального курса последних лет, придется опираясь лишь на собственные силы. Единственно возможной стратегией на будущее является повышение управляемости народным хозяйством, формирование осмысленной политики государственного регулирования экономическими процессами. Средства - селективная поддержка производства, умеренно жесткая денежно-кредитная политика, управляемая инфляция даже за счет сохранения дефицитного бюджета. Это позволит в текущем году притормозить продолжающийся уже четвертый год подряд спад производства до минус 6-8 %, возможно, несколько снизить интенсивность инфляционных процессов -до 12-16% среднемесячных темпов прироста потребительских цен. Внешнеторговое сальдо товаров и услуг может возрасти до 12-14 млрд. долл. США (табл. 8).
В 1994 г. в наиболее трудном положении окажутся отрасли топливно-сырьевого комплекса и выпускающие промежуточную продукцию. Причины этого - недоинвестиции в эти отрасли в предыдущие годы и сокращение платежеспособного спроса. Переломить эту негативную тенденцию возможно только в случае усиления структурного регулирования экономики государством. Необходимо определить эффективные с макроэкономических позиций инвестиционные проекты и финансировать их из централизованных источников. Следует также выработать действенные средства для повышения склонности сбережения у населения, даже в условиях сокращающегося уровня их реальных денежных доходов. И наконец, сформировать и последовательно осуществлять политику контроля за ценами, сочетая регулируемый и свободный сектора в ценообразовании. Особо тяжелая ситуация будет складываться в сельском хозяйстве. В достаточно благоприятных погодных условиях прошлого года продолжалось снижение производства основных продуктов сельского хозяйства и производительности труда, сокращалось поголовье и продуктивность животных, упавших до уровня 70-х годов. При недосеве почти 3 млн. га озимых, низкой обеспеченности кормами, удобрениями и изношенностью машинно-тракторного парка весьма трудно рассчитывать на получение даже среднего урожая основных культур. В случае же неблагоприятных погодных условий можно надеяться лишь на 75-80% от среднегодового объема продукции. Только принятие фундаментальных решений позволит смягчить последствия длительного игнорирования объективных требований развития агропромышленного комплекса, что может предупредить социальные потрясения в стране. Реализация предлагаемых мер позволит также сгладить остроту основной проблемы 1994 г. в социальной сфере. Речь идет о безработице. В настоящее время, несмотря на столь значительный спад производства, официально статус безработного имеют 0,8 млн. человек, или 1 % от экономически активного населения. В то же время численность лиц, не имеющих работы и активно ее ищущих, а также работающих в режиме неполной занятости (потенциально безработные), составила на начало декабря 1993 г. 7,8 млн. человек, или 10,4% к экономически активному населению. Активизация инвестиционной деятельности приведет к оживлению производства, а следовательно, и к поддержке занятости. Это может явиться единственным способом хоть в какой-либо мере компенсировать дальнейшее падение уровня жизни. В социальной сфере возможности государства из-за нехватки ресурсов малы. Поэтому оказание поддержки ограничится помощью только самым обездоленным слоям населения: пенсионерам, инвалидам, молодым семьям с детьми и то в минимальных размерах. Только при реализации всего вышеизложенного возможно в 1994 г. обеспечить стабилизацию экономики, удовлетворить первейшие жизненные потребности населения, сформировать предпосылки для дальнейшего устойчивого экономического развития. |
|