Обозреватель - Observer |
Духовное наследие
|
В исторической науке не затихают споры о времени и месте возникновения Смоленска, о его роли в становлении российской государственности и вкладе в отечественную культуру. Все эти вопросы обсуждались на конференции учеными Белоруссии и Российской Федерации.
На конференции выступили председатель горсовета Смоленска В.Вовченко
и депутат Госдумы РФ, академик, доктор исторических наук А.Подберезкин.
Участники конференции стали свидетелями открытия в Гнездово памятного
знака на кургане № 13 Лесной группы, при раскопках которого был обнаружен
древнейший памятник славян-ской письменности на глиняной амфоре конца IX—начала
X вв.
В настоящее время объекты Гнездовского археологического комплекса находятся в запустении и на грани исчезновения: на треть сократилось число курганов, многие разграблены варварским путем «кладоикателями», разрушаются чрезвычайно активной хозяйственной деятельностью, через сердцевину городища пролегла железнодорожная магистраль, теряют свои следы селища, пристани и другие объекты. На территории курганной группы воссоздаются памятники позднейших эпох (кладбище войск СС и другие объекты). Участники конференции считают, что необходимо принять немедленные меры по сохранению исторических корней нашего Отечества. Настало время придать Великому Славянскому захоронению, всему Гнездову — колыбели нашей государственности, не только значение исторического памятника российского значения, но и сделать все необходимое, чтобы он стал настоящей «меккой» для всего славянского мира, местом поклонения памяти предков, истории русского народа. Одновременно Гнездово — Смоленск может способствовать укреплению связи России со Швецией и другими странами Европы, которые также проявляют заинтересованность в исследовании археологического комплекса и его сохранности.
В связи с изложенным, участники конференции, выражая тревогу за состояние и сохранность одного из духовных центров Древней Руси, просят Вас незамедлительно принять следующие меры, направленные на сохранность исторических корней русского народа, истоков нашей культуры и государственности.
1. Рассмотреть вопрос через ЮНЕСКО о придании Гнездовскому археологическому комплексу, Великому Славянскому Памятнику культурного наследия народов России и Европы статус Великого Русского Памятника мирового значения.
2. Объявить Гнездовскую археологическую зону местом строжайшего запрета на хозяйственную деятельность и строительство объектов, не связанных с обустройством комплекса.
3. Выделить средства на проектирование и обустройство объектов комплекса, на консервацию археологических памятников, охрану и удаление с территории строений, сооружений, учреждений, не соответствующих требованиям охранной зоны и губительно действующих своей хозяйственной и иной деятельностью на состояние археологического комплекса.
4. Выделить средства на реконструкцию, реставрацию портовых, дорожных и других древних сооружений, на благоустройство прилегающей территории микрорайона г. Смоленска «Гнездово» для воссоздания древних ремесел, характерных для данной местности, производства керамических изделий на базе акционерного общества «Гнездово».
5. В целях содействия финансированию программ развития археологического комплекса выделить средства и построить на старинном Екатерининском шоссейном тракте Москва — Варшава, пересекающем Гнездовский заповедник, возле дорожного пункта «Белая станция» туристический центр, музей. На основе сооружений старинной почтовой «Белой станции» создать научную базу для научно-исследовательских работ и экспедиций МГУ, Смоленского педуниверситета, исторических и археологических факультетов других вузов, научно-исследовательских учреждений.
6. Ликвидировать ветку железнодорожного пути Смоленск — Орша, проходящую через курганную группу, направив поезда только по параллельной верхней двухпутной электрифицированной ветке за территорией Гнездова, что не скажется на интенсивности движения на данном участке железной дороги.
7. Оказать содействие в строительстве православной церкви в микрорайоне «Гнездово», который примыкает не только к археологическому комплексу, но и к Катынскому лесу, месту массовых расстрелов советских граждан.
На конференции выступили А.Зданович, начальник Центра общественных связей ФСБ РФ; Е.Иванов, советник Комиссии Госдумы РФ по борьбе с коррупцией; Н.Рыжак, заместитель Руководителя Аппарата Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации РФ; Ю.Петров, лидер общественного движения «Союз реалистов» и многие другие.
Участники конференции, в том числе представители государственных силовых
структур и других организаций, связанных с пресечением правонарушений,
приняли Обращение к Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральному Собранию
РФ.
Президенту Российской Федерации
Правительству Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации
Следует отметить, что криминализация обстановки коснулась не только управленческих и коммерческих структур, но и правоохранительных органов. Стало, к сожалению, привычным когда в МВД, ФСБ, ФСНП и других силовых структурах раз от разу возникают различные скандалы, конфликты, нарушения профессиональной этики и, что особенно опасно, — совершаются уголовные преступления, используемые некоторыми политиками и отдельными средствами массовой информации в дискредитационных целях, (пример тому — разрекламированные на ОРТ «показания» бывших сотрудников ФСБ России).
Надо также признать, что проводимая в МВД, ФСБ и других силовых структурах не совсем продуманная кадровая политика нередко играет на руку нечистоплотным деятелям и уголовным элементам. Под предлогом сокращения штатов и совершенствования структур из правоохранительных органов увольняются опытные, квалифицированные специалисты — оперативники, розыскники, аналитики — их места нередко занимают люди с недостаточно высокими профессиональными и моральными качествами. Уволенных же сотрудников охотно привлекают различные криминальные группирования и уголовные элементы, и, как показывает опыт, к сожалению, далеко не безуспешно. (Не в этом ли одна из причин нераскрытости до сих пор отдельных заказных убийств и других тяжких преступлений?)
Все это, безусловно, сказывается и на без того сложной внутриполитической, экономической и социальной обстановке в нашей стране. По оценкам Российского независимого института социальных и национальных проблем три четверти россиян испытывают сейчас ощущение тревоги, апатии и озлобления, в свыше половины — определяют обстановку в РФ как катас-трофическую!
С учетом изложенного, мы призываем Вас, господин Президент, Правительство и Парламент Российской Федерации принять срочные меры по наведению должного порядка в нашей стране и обеспечению ее безопасности. Главным, на наш взгляд, должны стать: твердая воля всех ветвей власти (как на федеральном, так и региональном уровнях); консолидация усилий всех структур в интересах искоренения причин и условий осуществления тех или иных правонарушений: разрушение экономической базы оргпреступности; совершенствование системы взаимодействия между ветвями государственной власти, общественными организациями и силовыми ведомствами, и, наконец, обеспечение необходимых условий для работы правоохранительных органов и выполнения возложенных на них задач.
1. Поручить соответствующим министерствам и ведомствам Российской Федерации в кратчайший срок разработать долгосрочную государственную программу обеспечения безопасности и правопорядка в России и вынести ее на всенародное обсуждение.
2. Генеральной Прокуратуре и Министерству юстиции РФ усилить контроль за соблюдением законов и иных нормативных актов, связанных с обеспечением безопасности и правопорядка в России; повысить ответственность всех должностных лиц за выполнение этого требования.
3. Соответствующим структурным подразделениям аппаратов Президента, Правительства и Федерального Собрания Российской Федерации проанализировать эффективность кадровой политики в системе органов безопасности и правопорядка и, с учетом вышеуказанных недостатков, выработать конструктивные предложения, которые должны быть рассмотрены на самом высоком уровне.
4. Средствам массовой информации, в первую очередь — телевидению, более взвешенно и объективно относиться к вопросам обеспечения безопасности и правопорядка, стремясь играть положительную роль в решении этой сложной проблемы.
Эти и другие предложения, высказанные в ходе конференции, будут тщательно
проработаны и представлены Вам для рассмотрения. Мы также выражаем свою
готовность принять непосредственное участие в их осуществлении.
Озабоченность участников конференции ростом преступности в стране, особенно связанной с политическим экстремизмом и терроризмом, проявлениями организованной преступности, других тяжких и особо тяжких преступлений понятна и нами разделяется. С полной ответственностью заверяю Вас, что проблемы укрепления безопасности страны, правопорядка и борьбы с преступностью находятся на личном контроле руководителей правоохранительных ведомств.
События реальной жизни свидетельствуют, а непредвзятый анализ показывает, что в последние годы организованная преступность приобрела качественно новые свойства. Опираясь на коррумпированные связи и значительный капитал собственных либо контролируемых предпринимательских структур, преступные сообщества активно влияют на экономику целых регионов, внедрились в наиболее доходные сферы коммерческой деятельности, практически открыто продвигают своих ставленников в органы исполнительной и законодательной властей различного уровня.
В том же время следует заметить, что далеко не со всеми положениями указанного Обращения можно согласиться, а трактовка отдельных фактов противоречит действительности.
Сложность криминальной ситуации в стране не означает бездействия правоохранительных
органов в их борьбе с организованной преступностью и коррупцией, что, по
сути дела, подразумевается авторами Обращения. Так, только в 1998 г. раскрыто
свыше 28,6 тыс. преступлений, совершенных членами организованных преступных
групп. К уголовной ответственности привлечено более 16 тыс. человек.
Расследовалось более 18 тыс. должностных преступлений, в том числе
5807 фактов взяточничества. В суды направлены уголовные дела в отношении
3087 работников органов власти и управления.
В настоящее время в оперативной разработке находятся около 12 тыс.
организованных преступных формирований, общей численностью до 80 тыс. активно
действующих членов.
Вместе с тем мы прекрасно понимаем, что предпринимаемые меры по борьбе с организованной преступностью и коррупцией все еще недостаточно эффективны. Это обусловлено целым рядом нерешенных проблем, в том числе и кадровой, о которой говорится в Обращении. Однако изложенная в документе оценка проводимой в МВД России, других правоохранительных органах кадровой политики свидетельствует о неосведомленности авторов по существу вопроса предпринимаемых в этой области шагов. Главной причиной «ощутимого размывания» профессионального кадрового ядра, оттока наиболее квалифицированных специалистов явилось не «сокращение штатов» (которого, в МВД России вплоть до второго полугодия 1998 г. вообще не было), не проводимая реорганизация правоохранительных органов, а разрыв между уровнем материальной обеспеченности, социально-правовой защищенности сотрудников органов внутренних дел и значительно возросшими нагрузками на них, обусловленными ростом преступности, социальной напряженности, вспыхивающими вооруженными конфликтами. Положение осложняется ростом задолженности по заработной плате сотрудников.
Необходимо отметить, что работа с кадрами является приоритетной в деятельности правоохранительных органов. Так, проблеме совершенствования кадрового строительства в органах внутренних дел была посвящена состоявшаяся 23 декабря 1998 г. коллегия МВД России. Коллегия министерства одобрила Концепцию кадровой политики в системе МВД России, которая должна стать инструментом научно-обоснованной и всесторонней активизации работы с личным составом органов внутренних дел и внутренних войск МВД России.
В рамках ее реализации разработаны и осуществляются неотложные меры,
направленные на создание современной системы работы с кадрами. Значительное
место в них отводится и осуществлению комплекса мероприятий, направленных
на предотвращение нарушений законности, дисциплины, формированию духовно-нравственных
устоев и социально-психологической защищенности службы в органах внутренних
дел.
Аналогичная Концепция кадровой политики, а также Целевая программа
по совершенствованию кадрового обеспечения органов безопасности разработаны
и действуют в Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Что касается вопросов борьбы за «чистоту собственных рядов», то эта работа ведется решительно и бескомпромиссно. Только за 1998 г. из органов внутренних дел было уволено 10 783 чел. по дискредитирующим основаниям, из органов налоговой полиции — 95 сотрудников. Активную борьбу с нарушениями законности и преступлениями среди сотрудников правоохранительных органов ведут службы собственной безопасности соответствующих министерств и ведомств. В целях усиления эффективности работы по профилактике противоправных действий и дисциплинарных проступков сотрудников в МВД России принято решение о возрождении Инспекции по личному составу.
Значительные усилия направлены на укрепление кадрового ядра ведущих оперативных служб органов внутренних дел. За последний год удалось приостановить отток квалифицированных кадров, прежде всего, в службах уголовного розыска, БЭП, следственных подразделениях.
Относительно конкретных предложений, имеющихся в Обращении, то здесь тоже необходимо высказать ряд замечаний и уточнений.
По поводу п. 1. — о разработке «долгосрочной государственной программы обеспечения правопорядка и безопасности в России».
Это предложение фактически уже реализовано: МВД России с участием заинтересованных министерств и ведомств разработан проект «Федеральной целевой программы по усилению борьбы с преступностью на 1998—2000 гг.», который еще 4 декабря 1997 г. был одобрен Правительством Российской Федерации и направлен на согласование в инстанции. В декабре 1998 г. согласованный вариант представлен в Правительство Российской Федерации на утверждение. Кроме того, в настоящее время Советом безопасности Российской Федерации доработан проект указа Президента Российской Федерации «Об укреплении правопорядка в стране», в котором предполагается осуществить в 1999 г. при участии органов государственной власти Российской Федерации, а также всех зинтересованных министерств и ведомств комплес мер по решительному перелому в борьбе с преступностью. Правоохранительным органам совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации подготовлен проект Основ государственной политики борьбы с преступностью, который в ближайшее время будет представлен в Правительство Российской Федерации и Президенту Российской Федерации.
По п. 2. — об «усилении контроля за соблюдением законов» со стороны Генеральной прокуратуры и Министерства юстиции Российской Федерации.
Формулировка данного предложения представляется недостаточно корректной, так как Генеральная прокуратура Российской Федерации осуществляет функции надзора, а контрольные функции Минюста России ограничиваются проведением юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.95. № 550) и осуществлением государственной регистрации ведомственных нормативных правовых актов (постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.97 № 1009).
Поэтому речь может идти об усилении эффективности осуществления именно этих функций. Проблемы здесь имеются, и упомянутые государственные службы ведут интенсивную работу по их решению.
Кроме того, следует вообще подчеркнуть, что задачи обеспечения безопасности государства и его граждан, правопорядка в стране, борьбы с организованной преступностью и коррупцией ни в коей мере не могут быть замкнуты только на правоохранительные органы. В решении этих задач должны быть задействованы все институты власти, в том числе и так называемая «четвертая власть» — средства массовой информации.
И здесь приходится констатировать, что, зачастую, правоохранительные органы оказываются один на один с преступным миром, особенно в противостоянии организованной преступности и коррупции.
В Российской Федерации до сих пор отсутствует полноценная законодательная база для действительно эффективной борьбы с организованной преступностью и коррупцией: годами откладывается принятие ключевых в этой сфере федеральных законов, в том числе «О коррупции», «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем» и ряда других. Их скорейшее принятие — это задача Государственной Думы.
В отношении средств массовой информации мы выражаем полную солидарность с высказанным предложением о более взвешенном и объективном освещении в них, в первую очередь, на телевидении, вопросов обеспечения безопасности и правопорядка.
Поэтому в развитии предложения, высказанного в п. 4. Обращения считаем
целесообразным:
С докладом выступил член ЦС Движения Б.Басманов. Он отметил, что разрушение межрегиональных хозяйственных связей, ведущее к дифференциации и обособлению региональных интересов и, как следствие, к стихийной автаркизации регионов, невозможно остановить в условиях всеохватывающего системного кризиса власти, экономики, морального и нравственного состояния общества. В то же время в докладе прозвучало предостережение: «...не впасть бы нам в другую крайность и, пренебрегая социально-экономической целесообразностью, попытаться решить наши общероссийские проблемы только нормативно-правовой коррекцией структур власти и государства».
В докладе заведующей отделом науки Адми-нистрации Московской области Н.Колдаевой были конкретизированы отдельные проблемы экономической нестабильности Московского региона.
Председатель Совета Московского региональ-ного отделения, член ЦС Движения В.Исайченков и член ЦС Движения А.Бондарев рассмотрели задачи Московского отделения Движения на 1999 г. и варианты их решений.
В других докладах и выступлениях предлагались вниманию общественности
новые технологии социокультурных реформ и активизации структур общественно-политических
объединений.
На конференции принята резолюция, в которой отмечено, что и через «8
лет «рыночных» опытов над Россией, проводимых Ельциным, Гайдаром, Чубайсом,
Черномырдиным и Кириенко», ввергших страну в «долговую яму», Москва не
только устояла, но может и должна взять на себя инициативу формирования
и проведения в жизнь единой государственной региональной политики. В соответствии
с политической ситуацией, сложившейся в Российской Федерации к началу 1999
г., Совет Московского регионального отделения ВОПД «Духовное наследие»
обозначил задачи, стоящие перед первичными организациями Движения в Московском
регионе.
Отличительной чертой русского человека всегда была отзывчивость и бескрыстная
помощь ближнему. Этим всегда руководствуется в своих действиях Движение
и наши коллективные члены и партнеры.
Около 2000 детей, учащихся и воспитанников интернатов, детских домов
Московского региона бесплатно смогли побывать в дни зимних каникул на представлениях
Цирка на Цветном бульваре. Основными спонсорами и организаторами являлись
ВОПД «Духовное наследие», Межрегиональная общественная организация «Русское
индустриально-техническое общество», Российское общественное движение «Союз
реалистов», I промышленное общество взаимного страхования.
Межрегиональный общественный фонд «Время» (г. Москва, ул. Садовническая, д. 75, тел./факс: 953-31-26) совместно с нашим Движением спонсировали и провели 25 января, в «Татьянин день», славный студенческий праздник, одно из главных мероприятий — массовую дискотеку в известном Московском молодежном клубе «SVALKA».
Мы приглашаем все заинтересованные организации и движения, кого волнует
духовность и нравственность нашей молодежи, к широкому сотрудничеству.
|