Обозреватель - Observer 
Духовное наследие 

«Дела без веры
не имеют
ценности»

В.Федоров,
генерал-полковник милиции

На рубеже третьего тысячелетия Россия переживает один из наиболее сложных в своей истории этапов.
Предшествующие ему десятилетия глубоко субъективного, идеологизированного и силового воздействия государства на все без исключения сферы общества наконец сменились стратегией на развитие страны по естественным и объективным законам, по которым живет весь мир. Следствием этого является и смещение приоритетов на первоочередное обеспечение и защиту общечеловеческих ценностей, прежде всего ценностей духовных. В то же время, нельзя не видеть, с какой колоссально трудной задачей столкнулось российское общест-во — задачей духовного и нравственного возрождения, через призму которой только и возможно рассматривать воссоздание в естественном виде и развитие других сфер и институтов, в том числе материальных, а также обеспечивающих безопасность и правопорядок. Дело в том, что от-меченные десятилетия не могли не сказаться в отрицательном пла-не на жизнедеятельности страны. Именно следствием проходивших в них процессов является рост бездуховности и безнравственности в обществе, насилия, корысти, которые собственно и являются главным побудительным мотивом и питательной средой преступности. Вот почему задача выработки механизмов возрождения духовности и нравственности сегодня является первоочередной с точки зрения выживания России как мощного и авторитетного государства, ибо давно сказано: «Можно по справедливости считать погибшим тот народ, нравственность которого перестает возвышаться».

I. На решение данной задачи направлены и сегодняшние, ставшие традиционными, Рождественские Чтения.
Они проходят в стенах академии четвертый раз. Полагаю, что они войдут достойной страницей не только в почти 200-летнюю историю Министерства внутренних дел, но и станут заметной вехой в современной общественной жизни страны.

Вынесенная на обсуждение тема «Духовность, правопорядок, нравственность» объединила интересы авторитетных государственных и общественных деятелей, служителей различных религиозных конфессий, ученых разных специальностей и направлений, представителей творческой интеллигенции, военных, практических работников и специалистов правоохранительных ведомств. Верю, что всех присутствующих здесь объединяет общее стремление к установлению порядка, развитию на этой основе должной безопасности личности и общества в целом, возрождению высокой духовной культуры и нравственности на российской земле. Вот почему сегодняшние Рождественские Чтения — это обнадеживающий и вселяющий веру в позитивную перспективу развития России фактор, основанный на сохраняющихся духовно-нравственных силах российского человека.

II. Известны слова Ф.М.Достоевского: «Россия родилась великой». И это величие во многом опирается на высоконравственный потенциал Русской Православной Церкви, которая с самого начала российской государственности служила всемерному единству государства, на протяжении веков оказывала влияние на формирование характера нации, ее идеалы.

Исторически сложилось так, что сегодня наше общество с новой силой нуждается в объединяющей идее, основанной на высокой духовности и нравственности, без которых невозможно возрождение России. Естественно, что формирование такой нравственности невозможно без опоры на наш исторический опыт, на авторитет Русской Православной Церкви. Сегодня нам вновь нужны духовные подвижники, способные, как Сергий Радонежский, сплотить народ и повести его по пути нравственного созидания.

Всемирная история свидетельствует, что общество, государство исчезали тогда, когда теряли нравственные основы своего существования. Как справедливо писал одни из религиозных философов России Семен Людвигович Франк, общество имеет духовную природу. По характеру своего бытия оно принадлежит к той сфере, которую мы называем духовной жизнью, и его основу образует прежде всего нравственное начало.
Особенность настоящих Рождественских Чтений в том, что, обсуждая жизненно важные вопросы для нашей страны и определяя подходы к духовному, политическому и экономическому развитию России, мы не можем не учитывать, что российское общество, как и в целом христиан-ский мир, находится на ответственном рубеже — двухтысячелетии рождения Христа. От того, как мы будем соотносить и соизмерять свои помыслы и дела с вечными христианскими заповедями во многом будет зависеть, как Россия войдет в новое тысячелетие, какое место она займет в мире. Вот почему представляется важным определить пути выхода из духовно-нравственного забытья.

III. В ряду наиболее общественно значимых проблем следует выделить следующие:

По первой проблеме
 
Влияние духовности и нравственности в обществе на состояние правопорядка и преступности прослежено уже давно и не вызывает сомнений. Аксиомотично и то, что высокая нравственность всегда противостоит преступности. Напротив, бездуховность и безнравственность порождают противоправное поведение.
История подтверждает этот факт всякий раз свидетельствуя о том, что потеря нравственных, моральных ориентиров является действительным источником всех бед и потрясений. Не является исключением и нынешняя ситуация в России.

Несколько цифр. За прошлый год в России зарегистрировано 2 млн. 600 тыс. преступлений, это на 7,7% больше, чем в 1997 г. Выявлено 29 тыс. 551 убийство, 9 тыс. изнасилований, 122 тыс. грабежей, 1 млн. 143 тыс. краж.

Вот характеристика лиц, совершивших преступления:

165 тыс. — 11% от выявленных преступников — несовершеннолетние;
218 тыс. — 14,7% — женщины;
103 тыс. — 7% — учащиеся, студенты;
797 тыс. — 54% — лица, не имеющие постоянного источника дохода;
369 тыс. — 25% — ранее судимые;
30% — совершили преступления в состоянии алкогольного опьянения;
10% — в наркотическом состоянии.

Как видим, значительная часть — это проявления крайней агрессивности, жестокости, корысти. Иными словами тех качеств, которые полностью определяются морально-духовной деградацией личности.

Подобный процесс опасен уже тем, что делает реальной угрозу всеобъемлющей криминализации общества.
Сложившуюся ситуацию достаточно часто объясняют спадом промышленного производства, социальной поляризацией и другими материальными факторами. При этом упускается из виду, что человеку всегда присущи два начала — физическое и духовное. Физическое начало изначально греховно, смертно. Сегодня в нашем обществе мы как раз наблюдаем преобладание материальных, физических потребностей, которые, не будучи подкрепленными высокими нравст-венными устоями, способны повлечь за собой глубинные негативные явления и процессы, опасные для всего общества.

Вместе с тем было бы ошибочным считать, что современный россиянин фактически утратил духовные, нравственные элементы. Оценивая ситуацию с преступностью, можно смело утверждать, что криминальные проявления совершает лишь часть населения. В то же время присущий большинству граждан страны нравственный дух  вызывает у них отторжение криминального образа жизни.

Тем не менее мы не можем равнодушно взирать на те негативные процессы, которые влияют на духовность и нравственность населения и соответственно на состояние правопорядка в стране, не оценивая и не вырабатывая механизмы воздействия на них.

Сегодня о духовном кризисе людей свидетельствует стремление все большего числа граждан уйти от угнетающей психику действительности в пьянство, наркоманию. Если и дальше нравственный дух российского народа будет подвержен подобным явлениям, то он будет разрушаться с такой быстротой, что наши дети будут лишены будущего.

Государство с помощью правовых средств может многое, но остановить морально-нравственную деградацию оно не в состоянии без поддержки Церкви, активной части населения, других общественных институтов. Сотрудничество государства и Церкви в области духовно-нравственного воспитания и будет способствовать достижению этой цели.

В целом необходим комплекс взаимосвязанных действий на общенациональном уровне всех ветвей власти, государственных и общественных институтов, чтобы усилить морально-нравственную составляющую тех мер, которые направлены на укрепление экономики, социальной сферы, обеспечение должного правопорядка и законности, социально терпимого уровня правонарушений, снятия социальной напряженности в обществе.

В этой связи мы обоснованно рассчитываем на авторитет и опыт Русской Православной Церкви, других общественных и политических институтов в решении подобных задач.

По второй проблеме
 
В сложившейся ситуации перед российским обществом крайне остро стоит поиск нравственных ориентиров, которые могли бы удовлетворить современные требования жизни.

Одним из них является сохранение комплекса традиционных духовно-нравственных ценностей нашего народа, базирующихся на исторических православных традициях, в соответствии с которыми строилась жизнь человека, формировалось его миропонимание и мировоззрение.

Фундаментальные начала социальной этики русского православия максимально совпадают с этикой светской. Проявляется это в единстве таких категорий, как добро и зло, справедливость и совесть, долг и ответственность. Они также реализуются в нравственных качествах человека — мужестве, терпимости, мудрости, трудолюбии, самопожертвовании во имя долга, уважении и любви к ближним.

Говоря о приоритетах духовно-нравственного возрождения России, нельзя не отметить, что Россия складывалась и существует как государство многонациональное, многоконфессиональное. Умение жить вместе и сохранять государственное единство — это во многом результат взаимодействия, взаимоуважения религий, существующих в нашей стране. Поэтому, признавая необходимость взаимодействия с Православной Церковью, одновременно необходимо сохранять единство, дух товарищества между представителями различных вероисповеданий.

Опыт решения проблем межконфессиональных отношений России накапливался веками.

Сегодня, когда национальные и даже региональные амбиции нередко используются как орудие в борьбе за удовлетворение чьих-то узкокорыстных интересов, опыт церкви, авторитет религии должны послужить укреплению нашего государственного единства.

Важную роль в духовно-нравственном возрождении призваны играть СМИ. В условиях демократического режима роль СМИ многократно возрастает, повышается их ответственность и авторитет озвученного и печатного слова. В этой связи настораживает, что сегодня героями литературных произведений, спектаклей и фильмов, публикаций в прессе нередко становится человек, преступивший правовые и морально-нравственные нормы.

Хотелось бы, чтобы СМИ сориентировались на все более масштабную работу по внедрению в сознание общества и распространение в нем высоких морально-этических принципов и установок.

По третьей проблеме
 
Духовность, нравственность являются опорой в жизни любого человека. Прекрасно сказал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: «...без твердых духовно-нравственных понятий, пригодных всем людям без различия их положений, невозможно достичь устойчивых результатов ни в экономике, ни в политике, ни в каких-либо других областях жизни».

Особое значение духовно-нравственный потенциал имеет для сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, действия которых всегда несут в себе представление о добре и зле, справедливости и долге. Поэтому они должны быть не только юридически, но и морально состоятельными. Отсюда высокие требования к нравственному потенциалу сотрудников правоохранительных структур. Прежде всего — это чувство долга, служения своему Отечеству и россиянам, развитие профессиональной чести и достоинства. Надежный правопорядок без этих качеств личности сотрудника органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск не установить. Это тот фундамент, на котором строится их профессиональная деятельность, и чем основательнее будет этот фундамент, тем прочнее будет само здание.

Для сохранения веры в справедливость сотрудники правоохранительных структур нуждаются в поддержке Церкви, она может охранить их от появления чувства озлобления, черствости, неуважения к людям.

Хотя у нас Церковь и отделена от государства, однако это не мешает МВД России находить возможности для укрепления взаимодействия в решении конкретных проблем.

Взаимодействие осуществляется на основе Соглашения о сотрудничестве между Министерством внутренних дел России и Москов-ской Патриархией. Оно идет по многим направлениям, в том числе по духовно-нравственному воспитанию сотрудников, профилактике детской и подростковой преступности, осуществлению совместных усилий по профилактике межнациональных конфликтов, обеспечении сохранности сакральных и культурных ценностей. Возрождаются традиции привлечения священнослужителей к сотрудничеству при организации благотворительных акций, участию в юбилейных торжествах, в ритуалах принятия присяги. Для координации данной работы создана Объединенная рабочая группа по взаимодействию Русской Православной Церкви и МВД России.

Во многих регионах страны стало традиционным проведение благотворительной акции «День памяти» с участием представителей Православной Церкви. Местные епархии оказывают посильную материальную помощь членам семей погибших.

В рамках социально-гуманитарной подготовки в МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации проводятся регулярные занятия на темы морали, этики, культуры с личным составом, в которых принимают участие священники местных епархий.

Предметной стала координация совместной деятельности Русской Православной Церкви и командования внутренних войск в рамках программы Общероссийского общественного движения «Россия православная».
Активно развиваются контакты, направленные на оздоровление духовно-нравственного климата в воинских частях и соединениях.

Вместе с тем мы вполне отдаем себе отчет в том, что подавляющее большинство сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск не относят себя к верующим. Поэтому мы не рассматриваем взаимодействие с Русской Православной Церковью и с другими конфессиями как единственную панацею от всех изъянов в моральном воспитании личного состава.

Мы последовательно стоим на принципах единства основных ценностей духовной и светской нравственности, что предполагает не разделение сотрудников, военнослужащих на верующих и неверующих, а их объединение на основе единства морали и нравственности. При этом важно не только знание духовно-нравственных ценностей, их усвоение, но и воплощение их в служебной деятельности. Надо всегда помнить, что «Вера без дел мертва». Дела без веры не имеют ценности!

Во многом на такой подход ориентирует и состоявшаяся 23 декабря 1998 г. Коллегия МВД России. В утвержденной на этом заседании «Концепции кадров политики Министерства внутренних дел Российской Федерации», в частности отмечается, что реформирование системы деятельности по укреплению духовно-нравственных основ службы в органах внутренних дел и внутренних войск МВД России включает ориентирование работы с личным составом, в первую очередь, на воспитание у сотрудников и военнослужащих уважительного отношения к достоинству граждан, направленности на защиту прав человека и гражданина, создание максимально возможных условий для их духовного и морального роста.

Министр внутренних дел России С.Степашин поставил задачу: воспитать милиционера XXI в. — честного, культурного, способного боль чужую воспринимать как собственную.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]