Обозреватель - Observer |
Внутренняя политика
|
Финансово-экономический обвал был порожден не просто решениями 17 августа.
Он стал следствием банкротства «стратегического курса», проводимого либерал-реформаторами.
Даже один из идейных столпов российского реформаторства, академик-социолог
Т.Заславская, пришла недавно к выводу о том что «меры, осуществляемые либеральными
реформаторами в социальной сфере, не заслуживали названия политики.
...Асоциальный характер деятельности команды Гайдара — Чубайса, отсутствие
у ее представителей не только понимания, но и интереса к социальным проблемам
завели реформы в тупик». Весьма ценное признание! Добавим от себя — это
следует отнести не только к социальной сфере. И главное: это все же политика,
причем, сознательная двуликая политика, направленная одной ипостасью на
последовательный обман и дезинформацию населения, а другой — на беззастенчивое
и наглое ограбление государства и народа.
Но чудовищная афера на государственном уровне с пирамидой ГКО — ОФЗ, задуманная в лабиринтах березовско-гайдаровского мозгового центра, освященная Президентом, запущенная Черномырдиным и Дубининым, обобрала заново, в третий раз — после обесценения сберегательных вкладов граждан и приватизации-ваучеризации — население России. Как сообщалось в печати, Минфин получил в результате продажи государственных ценных бумаг всего несколько десятков млрд. руб. живых денег. Но Минфин умолчал, что народу это обошлось в сумму выплат, превышающую данное «вливание» на порядок. И это только начало. Финансовый крах обнажил пропасть, и она оказалась ужасной. Не случайно глава нынешнего правительства Е.Примаков назвал августовскую акцию Кириенко-Дубинина ужасной глупостью, которую россиянам придется оплачивать неимоверной ценой.
Мировые банки не допустят потери россий-ских каналов своего обогащения, а Россию уже посадили на долговую иглу, загнали в тупик, из которого ей без внешних кредитов выбраться почти невозможно. Приходится улыбаться посланцам МВФ, других банков и соглашаться на кабальные условия. Выкуп этих бумаг будет, конечно, осуществляться, хоть и с оттяжкой на начало ХХI в. А это, с соответствующими процентами, — новые сотни млрд. руб. Долги становятся основным наследием, которое мы оставляем детям и внукам. И уже без надежд, что кто-то будет впредь приобретать наши ценные бумаги. К тому же, рубль в августе-сентябре 1998 г. девальвировал еще почти на 300% и продолжает падать. Цены на товары и услуги резко возросли, население несет все большие убытки. А индексация заработной платы, пенсий, других выплат населению все оттягивается. Бедствия народа, таким образом, умножились, и в их орбиту уже втянуто фактически четыре поколения россиян. Ситуация, прямо скажем, беспрецедентная в истории нашей страны. Кто же вверг страну и народ в такое бедствие?
Политический аспект августовско-сентябрьского обвала в России раскрыт
в ряде публикаций левой прессы.
По мнению наблюдателей, главная цель этой финансово-политической операции
следующая. В связи с началом предвыборного марафона российским верхам и
их зарубежным боссам понадобилось методом стресса хотя бы частично «отмыть
от грязи» в глазах избирателей нужные фигуры из «партии власти» и «притопить»
оппозицию. План операции был выработан в коридорах центра Б.Березовского
и одобрен Президентом. Кириенко был избран как промежуточная фигура, как
«мальчик для битья» за провалы, а в качестве героя-спасителя выдвигался
надежный «тяжеловес» Черномырдин, рейтинг которого после отстранения от
власти (в силу жалостливой натуры россиян) и на фоне неизбежных кириенковских
провалов должен был существенно подняться. Черномырдину, при поддержке
и Думы и Совета Федерации, «под ликующие возгласы народа» предстояло «на
белом коне» вновь въехать во власть в качестве премьера. Далее он «чрезвычайными
мерами экономической диктатуры» и при помощи благожелательного Запада обеспечил
бы стабилизацию, а главное — решил проблему преемственности власти и продолжения
прежнего социально-экономического курса. С перспективой выхода в президенты.
С подобными оценками в принципе можно согласиться.
Но произошел непредвиденный сценаристами поворот, и властвующий режим понес сокрушительное поражение. Решающую роль в таком исходе схватки сыграли, на наш взгляд, три главных фактора:
во-первых, стойкое сопротивление народа навязываемым ему либеральными реформаторами переменам, исторически самобытный способ борьбы с ними, генетическое и долготерпеливое неприятие и, в конечном счете, отвержение народом курса реставрации капитализма;
во-вторых, последовательная стратегия и гибкая тактика политической оппозиции, ядром которой выступила КПРФ, что обеспечило, в рамках соблюдения законности, поступательное нарастание массовости, идейной зрелости, организованности и решительности протестных действий народа;
в-третьих, как это ни парадоксально, одним из могильщиков режима
оказался сам режим, в действиях которого слились некомпетентность, неспособность
управлять, пренебрежение к интересам основной массы народа ради своих корыстных
целей и прямое угодничество перед Западом, граничащее с предательством
интересов своей страны. Режим постепенно полностью обнажил свою антинародную
природу, и это ускорило его крушение.
Сущность, облик и тактика
особой третьей силы
Внашу задачу не входит изложение перипетий борьбы и анализ тактики
всех или даже всех основных политических сил России в условиях нынешнего
поворота. Мы ведем речь именно об организованных политических силах, а
не отдельных личностях, группах, кланах, какими бы демоническими они не
казались. При этом ограничимся в нашем анализе характеристикой лишь одной
силы, деятельность которой оставалась как бы «за кулисами», в тени бурных
событий последнего времени, но, по нашему мнению, эта сила играла в них
ключевую роль. К сожалению, в политологической литературе эта сила до последнего
времени почти не анализировалась, оставалась «в тени». Речь идет о феномене,
который получил название «особой третьей силы» (ОТС).
Прежде всего, отметим, что в ее лице российское общество столкнулось с оригинальной, активной и по-своему хорошо организованной политической силой, эффективное воздействие которой на общественную жизнь ощущается уже в течение ряда лет. Как сплоченная сила, политическая организация этот феномен впервые проявил себя ощутимо в 1996 г., когда совершил две масштабные государственные акции:
первая — фактически взял на себя возведение (путем коррумпированных выборов) в президенты нужного этой силе кандидата — Б.Ельцина;
вторая — осуществил дворцовый переворот, отстранив от влияния на Президента своих конкурентов и замяв преступление своих агентов, тайно выносивших из Дома Правительства более полумиллиона долларов.
В дальнейшем «особая третья сила» как бы обволокла президентскую власть и проводила свои замыслы его руками, воздействуя на Президента через свои, порой сменяющиеся в его окружении, кадры.
Другая отличительная черта этой силы: она не ставит своей целью свергнуть правящую элиту, а стремится слиться с ней, прибрать к рукам верховную власть, подчинить ее своим идеям, интересам, целям. Кроме того, она действует скрытно, не афиширует и не регистрирует себя как самостоятельную организацию, не стремится создавать широкую легальную социальную опору.
ОТС можно охарактеризовать как устойчивое и экспансионистское политическое образование, выражающее симбиоз интересов (а) мировых финансовых и политических гегемонистских структур, (б) молодой, но хищной российской компрадорской олигархии и (в) коррумпированной бюрократии, властной элиты страны, вершину которой составляют автократические амбиции нынешнего Президента России. Мы имеем дело здесь не с обычным политическим объединением. Оно не имеет ни своей легитимной структуры, ни открытой идеологии. Это некий сплав свойств политической организации, тайного общества и «пятой колонны». ОТС удалось настолько вжиться в тело организаций либеральных реформаторов и их политических штабов, что данный симбиоз воспринимается как единое социально-политическое целое.
Тактика этой силы представляет собой «гремучую смесь макиавеллизма, иезуитства, сионизма, византийства и космополитизма»1. В качест-ве камуфляжа ОТС использует лозунги приоритета общечеловеческих ценностей, приобщения к мировой цивилизации, развития демократии и предпринимательской инициативы, превращения каждого гражданина в хозяина, собственника, защиты свободы личности и т.п.
Материалов, обличающих ОТС, ныне накопилось уже много. Более существенно то, что данное явление стало объектом внимания ряда политических организаций и их лидеров. Инициатором здесь выступило движение «Духовное наследие», обсудившее эту проблему на IV съезде движения (июнь 1998 г.) и в статье лидера этого объединения А.Подберезкина в журнале «Обозреватель - Observer»2. Анализ проблемы, утверждает автор статьи, «позволяет сделать вывод о том, что «третья сила» в действительности сложилась. И не просто сложилась, но реально пришла к власти в стране, оставив ее остатки для Президента, Федерального Собрания и других институтов государства».
Активисты «Духовного наследия» обоснованно приковывают внимание к нарастающей угрозе «особой третьей силы» в России, раскрывают ее антинародную природу, показывают ее взаимоотношения с властными структурами и оппозицией, необходимость для левых сил перенести центр тяжести на борьбу с этой опасностью. Но, на наш взгляд, незаслуженно обойдена международная (пожалуй, ведущая) составляющая рассматриваемой силы. Не следует переоценивать роль и значение распрей между олигархами и государственной бюрократией, считать, что в этом и состоит главная борьба за реальную политическую власть в России. К таким заключениям, кстати, подталкивал Б.Немцов, шумно пытавшийся одно время поднять антиолигархическую кампанию. Опыт, однако, показывает, что эти распри быстро приглушаются, когда над власть и деньги имущими нависает реальная угроза утраты их благ, когда на борьбу поднимаются народные массы. Немцовская шумиха имела своей целью отвлечь внимание общества от противоборства реальных полярных сил.
Несколько упрощенно, огрубленно и туманно выглядит в рассуждениях А.Подберезкина членение «третьей силы» на «человекообразных» и «обезьяноподобных». Очевидно, нарочитое дистанцирование его и его коллег от идеологии классовой борьбы мешает «Духовному наследию» раскрыть природу «особой третьей силы» и ее составляющих, что заметно обедняет проведенный ими анализ.
И уж, конечно, наивно полагать, что борьбу против анализируемой силы можно выиграть только такими методами и средствами, как политические дискуссии, поиски компромиссов, согласия и т.п. В крайнем случае — разоблачениями. И это при том, что данная сила расценивается сегодня «Духовным наследием» (и, на наш взгляд, правильно расценивается) как главный враг освободительной борьбы народа России против нынешнего режима. Более того, это противник, не брезгующий никакими, самыми коварными и грязными, приемами, достигший высшего мастерства в искусстве демагогии, скрытных подрывных действий, наглости, обмана и камуфляжа. И еще заявляющий, как это, например, сделал А.Чубайс на съезде партии «выбороссов» в мае 1998 г.: «нам не хватает наглости». Куда уж больше и наглости, и других «цветов» из букета тактики ОТС. Бороться с таким противником только методами легального политического соперничества, поиском компромиссов и согласия — значило бы уподобиться пресловутому повару, стыдящему кота Ваську-плута за неблаговидные поступки.
«Особая третья сила» пришла к власти — не в формально-правовом смысле, а реально — вместе с избранием Б.Ельцина президентом на второй срок. Правительство, как таковое, внешне представляло собой обычный орган власти буржуазии, но в системе управления, и прежде всего в Администрации Президента, тон задавала ОТС. Вся деятельность властей контролировалась и направлялась этой силой, от нее исходили инициативы, программы и стратегические планы деятельности исполнительной власти, проекты реформ. Указы Президента, подготовленные и обкатанные в кабинетах его Администрации, стали доминирующим институтом управления в России. (Не считая, конечно, рекомендаций, поступавших от МВФ и от «друзей» Билла, Гельмута, Жака и др.) Решения правительства принимались, как правило, в русле президентских указов, и только после одобрения их в Администрации Президента. В самой же Администрации «правили бал» Чубайс, Сатаров, Лифшиц, Батурин, Дьяченко и непотопляемый Березовский, независимо от того, состоял ли он на государственной службе или нет.
Из законов, принимаемых Государственной Думой и Советом Федерации, Президент
подписывал лишь те, которые получали одобрение его окружения и не противоречили
его указам. Хотя Конституция России предписывает наоборот, чтобы указы
не противоречили федеральным законам. Неугодные законы отклонялись, возвращались
без рассмотрения или направлялись обратно на доработку. (Из 664 законов,
принятых Государственной Думой за период с начала 1996 г. по 1 ноября 1998
г., более 140 были таким способом отклонены3.) Если позиция
Президента полярно расходилась с принятым законом, он его отклонял, а сам
срочно издавал указ, юридически превращавший позицию Президента в общеобязательную
норму. Так было, например, с рядом законов об индексации заработной платы
и пенсий, с Земельным кодексом, указом о государственных символах (гербе,
флаге и гимне) и др. «Указное право», по существу противостоящее демократии
и свидетельствующее об автократизме власти, стало характерной чертой государственной
жизни страны.
К концу лета 1998 г. позиции и влияние ОТС в системе власти казались прочными и стабильными. Она продолжала экспансию по охвату своим влиянием всего общества, развертыванию атак против коммунистов, всей оппозиции, Думы, разработала, казалось, совершенный сценарий обеспечения успеха своему ставленнику (на сей раз — Черномырдину) в предстоящей избирательной кампании. И в одночасье наступил срыв. Августовский шок возбудил всю страну, но не поднял рейтинга Черномырдина. Его «второе пришествие» во власть не состоялось. Дума дважды отвергла его кандидатуру на пост премьера. После еще некоторых уверток Президент был вынужден предложить на этот пост кандидатуру Е.Примакова, и она была утверждена подавляющим большинством голосов в Думе.
Изменения социально-политической обстановки в стране и атмосферы в обществе вызвали существенную перегруппировку борющихся сил. Начался новый этап в жизни страны. Положение ОТС в системе власти серьезно пошатнулось.
Во-первых, рассмотренные события заметно подорвали не только авторитет, но и властные позиции Президента, через которого ОТС реализовывала все эти годы основные свои планы и задумки. Ельцин под напором народа и оппозиции вынужден был — еще до назначения премьером Примакова — подписать выработанное многосторонней комиссией соглашение о перераспределении полномочий и изменении способов взаимодействия между различными ветвями власти, признав необходимость повысить роль в обществе Федерального Собрания и Федерального Правительства. Он согласился с необходимостью внесения соответствующих изменений в Конституцию страны. Ему пришлось под давлением Государственной Думы, на фоне начатой ею процедуры возбуждения импичмента и предстоящего решения Конституционного Суда по соответствующему запросу Думы, официально и публично заявить об отказе выдвигать свою кандидатуру на предстоящих президентских выборах. Более того, с провалом Черномырдина — предполагаемой кандидатуры от ОТС на президент-ский пост — эта сила фактически лишалась своего главного прикрытия и основного рычага реализации своих целей. Ельцин по названным причинам (а также из-за перманентной болезни) утратил свою былую дееспособность. Ныне он отчаянными акциями стремится переломить ситуацию в свою пользу. Но это уже, скорее, ярость от бессилия. Что касается будущего, то перед ОТС встала нелегкая проблема подбора и выдвижения новой кандидатуры на пост президента, которая не только удовлетворяла бы провозглашенным Б.Березовским критериям (преемственность курса и избираемость), но и отвечала негласному требованию ОТС быть орудием осуществления нужных ей целей. Таким образом, весь диапазон связки «ОТС — Президент» ей приходится пересматривать.
Во-вторых, оказались существенно ограниченными возможности ОТС проводить свою линию на уровне других органов государственной власти. В стране создано правительство, которое в своей деятельности подчеркнуто ориентируется на интересы России, ее национальной безопасности и достоинства, на развитие народного хозяйства страны, отечественной промышленности и аграрного сектора, науки и культуры, укрепление обороноспособности. На этой основе в правительстве во главе с опытным председателем, профессионалом-руководителем и ученым, собралась команда, состоящая в основном из профессионалов и патриотов, озабоченных проблемами страны, независимо от политической окраски — от либеральных демократов до коммунистов. Из него удалены одиозные фигуры (типа Б.Немцова, Б.Федорова, А.Чубайса), у которых на первом плане стояли интересы личной карьеры и обогащения и которые, по существу, служили проводниками антинародной политики ОТС. Вхождение в состав правительства представителей КПРФ и других левых сил может послужить дополнительным аргументом в пользу нейтрализации разрушительных акций олигархов и деятелей, подобных «гарвардским мальчикам», чубайсам с кохами. Таким образом, правительство страны из послушного орудия данной силы превратилось в ее нового серьезного противника. Фронт борьбы для ОТС существенно расширился.
В-третьих, свершившийся поворот внес новую струю в социально-политическую
и духовно-нравственную атмосферу в обществе. Развеян миф о всемогуществе
и неуязвимости «особой третьей силы» — как организации в целом, так
и ее отдельных представителей. Слывшие «гигантами мысли и отцами демократии»
деятели типа Березовского, Чубайса, Черномырдина, Собчака, Шахрая, Сатарова,
Гайдара, Немцова, Коха, Кириенко, оказавшись без чиновного пьедестала и
высокого покровительства, предстали перед общественностью как заурядные
пустозвоны и спекулянты в политике, верхогляды в науке, прежде всего экономической,
подчас даже как ординарные стяжатели, жулики и мошенники, люди, безучастные
к судьбе своего народа и чуждые ему, относящиеся к своей стране и ее гражданам
с презрением. Перед лицом общественности обнажены сущность и цели их сообщества,
разоблачены коварные способы ведения ими политической борьбы. Подорвано
доверие к ОТС и со стороны ее зарубежных покровителей и хозяев.
В-четвертых, события анализируемого поворота внесли весьма ценную конкретизацию
в понимание политического спектра России. Стало более отчетливо видно,
что политические и общественные слои, называемые «демократами» или «реформаторами»,
не всегда тождественны с теми, которых мы именуем «антинародной силой»,
«предателями» и «разрушителями России». Последние составляют особый слой
реформаторов и демократов, интересы которого обретают политическое выражение
в делах и замыслах ОТС как явных, так и тайных. Сейчас, когда в реальной
политической борьбе произошло расчленение этих категорий, особенно важно
подходить к политическим фигурам дифференцированно, не обвинять демократов
скопом, различать, где подлинный противник, а где честный труженик и патриот,
может быть, и с иными взглядами на конкретное экономическое и политическое
устройство страны, но способный стать союзником в борьбе за возрождение
Великой России, законность и справедливые социальные порядки. Пусть он
и предприниматель, владелец крупного имущества, государственный чиновник,
деятель военной или иной элиты. Симптоматично, что даже А.Солженицын, которого
реформаторы считали своим идолом, отмежевался от властвующего режима (а
значит, прежде всего от ОТС), отказался принять от Президента, от разорившего
страну режима награду — орден Андрея Первозванного. Патриотизм становится
критерием гражданственности россиян, веры в будущее страны. Именно такой
подход, как нам представляется, вытекает из материалов и решений II съезда
НПСР, состоявшегося в ноябре 1998 г. Этот подход, как мы считаем, позволит
яснее понять и успешнее вести сегодняшнюю борьбу против ОТС. А борьба эта,
как показывает практика, становится все более ожесточенной.
ОТС действительно понесла существенные утраты. Однако, она сохранила еще значительный экономический потенциал в руках слоя олигархов, имеет поддержку со стороны владельцев коммерческих банков, многих промышленных кампаний, компрадорской буржуазии и т.п. Значительную силу представляют также многочисленные и опытные кадры, связавшие себя с этой силой и продолжающие свою деятельность кто за деньги и власть, кто за страх, а кто и за совесть. Продолжают действовать многие рычаги и средства влияния этой силы, осуществления ею своих акций. В их числе — разветвленная система средств массовой информации, отработанные тех-нологии и механизмы связей с верхами, властными структурами, элитами, испытанные приемы коррупции и подкупа, взаимодействие с «теневыми» и криминальными структурами. Нельзя недооценивать и их сохранившиеся позиции в кабинетах и коридорах власти на различных уровнях, в том числе и в президентской Администрации, в палатах Федерального Собрания, в кругах правительственных чиновников. Серьезная опасность исходит от реальной возможности привлечения ими — через Президента и его окружение — содействия силовых структур. И, конечно же, с ними остаются симпатии, надежды и поддержка, хотя теперь и небезусловная, международных финансовых и политических центров.
Следовательно, несмотря на понесенные потери, у «особой третьей силы» остались еще значительные возможности продолжения борьбы. А сейчас к ним прибавляются и новые факторы.
Это, во-первых, возросшая злоба из-за самого факта поражения, из-за утерянных положения, власти, привилегий, опасения потерять оставшиеся позиции, состояние, чины и должности, страх, что, возможно, придется ответить перед народом за содеянное. Ставки слишком высоки. Все это придает нынешней политической кон-фронтации особую эмоциональную окраску, непримиримость и даже ярость. Былое внешнее благодушие Березовского, Чубайса, Лифшица, самого Ельцина и других кануло в Лету. Рать ОТС становится своеобразным политическим «берсерком» — так называли в давние времена особую категорию норманских воинов, которые в битве и даже в драке становились одержимыми, неистовыми, доводя себя до бешенства, и казалось, что у них от этого прибавляются силы.
Во-вторых, у них возросло понимание того, что нынешняя спираль схватки может стать если и не «последним решительным боем», то, во всяком случае, судьбоносной фазой борьбы, кампанией стратегического значения. Поэтому для обеспечения победы в данной схватке, для достижения реванша все средства хороши. Это неизбежно сказывается на характере, масштабах и методах нынешней политической борьбы.
Наконец, немаловажное значение имеет и тот факт, что сторонники ОТС
уже привыкли видеть в своем лице воплощение особой категории общества,
его элитный компонент, который призван одержать верх «по определению».
Они не могут примириться даже с мыслью о возможности поражения от сил,
воплощающих простонародье, «толпу спившихся мужиков», от примитивных, нецивилизованных
«совков», неспособных даже понять ценности мирового прогресса, не говоря
уже о том, чтобы идти в ногу с этим прогрессом. Видно, очень мало значат
для них пласты ценностей многовекового самобытного развития российских
народов, не извлекли они должных уроков также из опыта Октябрьской революции
и советской истории нашей страны.
Ничем иным, по-видимому, нельзя объяснить тот каскад отчаянных схваток,
ожесточенных атак и прямых политических провокаций, который обрушился на
головы россиян в последнее время.
1 Н.Г.Биндюков, П.П.Лопата. Третья сила
в России есть. Особая. — Журнал «...ИЗМ». 1998. № 3. С. 46—74.
2 «Обозреватель - Observer». 1998. № 6.
С. 19—23.
3 Подсчеты авторов.
|