Обозреватель - Observer 
Внешняя политика 

    Российско-грузинские отношения

  

Дипломатические отношения с Грузией установлены 1 июля 1992 г.  

Грузия, находясь на пересечении стратегических транспортных магистралей между Европой и Азией, занимает важное место в системе российских национально-государ ственных интересов в Закавказье.  

Основополагающее значение для налаживания тесного взаимодей ствия между Россией и Грузией имел состоявшийся в феврале 1994 г. официальный визит Президента Российской Федерации Б.Ельцина в Тбилиси, во время которого был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве.  

В июле 1995 г. состоялся визит в Грузию Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, в резульате которого было подписано Соглашение о межпарламентском сотрудничестве.  

Очередным этапом в укреплении двусторонних связей стал визит в Тбилиси 15 сентября 1995 г. Председателя Правительства России В.Черномырдина, в ходе которого были подписаны принципиально важные договоры о российских военных базах в Грузии и о правовом статусе российских и грузинских граждан, проживающих на территории соответственно Грузии и России.  

Дальнейшее развитие российско -грузинские отношения получили в результате официального визита в Россию 18—19 марта 1996 г. Президента Грузии Э.Шеварднадзе. В ходе визита были подписаны Совместная декларация, соглашения о двустороннем торгово-экономичес ком сотрудничестве на 1996—1997 гг., о торговом судоходстве и другие договорные документы.  

В октябре 1992 г. была сформирована государственная делегация Российской Федерации на переговорах с Грузией. 27—29 ноября 1996 г. на ее десятом заседании в Тбилиси грузинская сторона обратилась с просьбой ускорить ратификацию Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве и Договора о передаче осужденных для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются.  

На поставленный российской делегацией вопрос о заключении Соглашения, связанного с восстанов лением прав депортированных народов, грузинская сторона дала отрицательный ответ, сославшись на нерешенность проблемы беженцев из Абхазии и Южной Осетии.  

Практическое выполнение достигнутых договоренностей, — а в настоящее время подписано более 80 договоров и соглашений, — сталкивается с серьезными трудностями, вызванными, с одной стороны, разрывом после распада СССР традиционных хозяйственных связей, а с другой — неурегулирован ностью межнациональных конфликтов на территории Грузии.  

В последнее время в сотрудничестве наших стран наметился определенный прогресс — оно вступает в новый этап — этап развития взаимовыгодных связей стратегических партнеров. Реальным шагом на этом пути явилась поездка в Грузию российской делегации во главе с В.Серовым и первое заседание 10—12 января 1997 г. в Тбилиси российско -грузинской комиссии по вопросам экономического сотрудничества. По итогам заседания Комиссии был подписан Протокол и другие документы. В развитие принятых ею решений 17 января 1997 г. в Москве было подписано Соглашение между правительствами России и Грузии о реструктуризации задолженности Грузии по государствен ным кредитам, предоставленным Российской Федерацией.  

Регулярно проводятся встречи министров иностранных дел, политические консультации по линии МИД.  

Руководство Грузии во главе с Э.А.Шеварднадзе заявляет о приоритетном значении сотрудниче ства с Россией, разделяет выраженную Президентом России готовность "иметь с Грузией не просто дружеские, а союзнические отношения, естественно, с взаимным учетом их законных государствен ных и национальных интересов", признает наличие стратегических и геополитических интересов и целей России в Грузии и в целом в Закавказье.  

В то же время оно предприни мает активные усилия по налаживанию более тесных отношений с Западом, стремится придать новый импульс процессу интеграции страны в европейские и натовские структуры.  

С начала 1996 г. наблюдалось нарастающее ужесточение подхода Грузии к военно-политическим аспектам взаимоотношений с Россией. От официальных лиц Грузии, в том числе в Парламенте Грузии, исходили заявления, в которых в негативном плане оценивались различные аспекты российско-грузинских отношений, в том числе деятельность наших миротворцев в зоне грузино-абхазского конфликта.  

Принятые Парламентом 2 октября 1996 г. решения по абхазскому вопросу содержат целый ряд неприемлемых положений и разного рода увязок. Ратификация Договора о российских военных базах на территории Грузии поставлена в непосредственную зависимость от урегулирования конфликта в Абхазии и обеспечения российской стороной "восстановления суверенитета Грузии над всей ее территорией". В противном случае не исключается возможность вывода российских войск из Грузии.  

Ставится под вопрос дальнейшее пребывание российских миротворцев в зоне конфликта и способность России продолжать посредническую миссию. Президенту предлагается сформировать "чрезвычайную государственную делегацию" для своего рода ревизии двусторонних отношений. Фактически она была вскоре создана в довольно представитель ном составе.  

При этом необоснованные обвинения в адрес России и ее миро-творческих сил в затягивании решения конфликта, в пособничестве абхазскому сепаратизму носили характер и тональность, выходящие за рамки нормальных отношений между государствами.  

Затягивает Тбилиси и с ратификацией "Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Грузия о статусе и условиях функциони рования Пограничных войск Российской Федерации, находящих ся на территории Республики Грузия" от 3 февраля 1994 г. Во время рабочей поездки в Тбилиси директора ФПС России А.Николаева (25—26 ноября 1996 г.) стороны договорились пересмотреть его для приведения в соответствие с законодатель ством Грузии, как этого добивается грузинская сторона.  

Отсутствие должного международно-правового обоснования пребывания российских войск и пограничников в Грузии побуждает ряд стран, в первую очередь Турцию, ставить вопрос о правомерности нынешней ситуации, в том числе в контексте Договора об ОВСЕ.  

Грузинская делегация на Конференции в Вене в июне 1996 г. по рассмотрению действия Договора об ОВСЕ, вместе с Азербайджа ном и Украиной, поддержала натовскую позицию противодействия намерениям России реализовать те возможности, которые предостав ляются ей решениями по фланговой проблеме и особенно по временному развертыванию и перерас-пределению квот на вооружения, ограничиваемые по ДОВСЕ. Свою позицию грузинская делегация в Вене мотивировала также и "абхазским фактором".  

Позиция Тбилиси в российско -грузинских отношениях подвержена влиянию США и Турции, которые уделяют повышенное внимание Грузии и с помощью экономичес ких рычагов воздействия, включая строительство нефтепровода по грузинской территории для перекачки каспийской нефти, добиваются ее изменения.  

Россия продолжает предприни мать усилия для интенсификации сотрудничества с этой страной в экономической, политической, военной, культурной и других сферах, наполнения конкретным содержанием уже имеющихся договоренностей, поиска дополнительных, незатратных путей оказания ей помощи в преодолении социально -экономического кризиса, установления тесного взаимодействия как в рамках СНГ, так и на международной арене.  

Эта линия России проводилась в ходе визитов в Россию в 1996 г. председателя парламента Грузии З.Жвании (12—14 ноября), министра иностранных дел Грузии И.Менагаришвили (5—6 декабря), в Грузию — директора ФПС России А.Николаева (25—26 ноября), председателя Госдумы России Г.Селезнева (9—12 декабря). В итоге удалось приглушить остроту некоторых проблем двусторонних отношений, в том числе в вопросах урегулирования конфликтов, сотрудничества в сфере охраны границ. Был подтвержден курс на развитие стратегических, союзничес ких отношений между Россией и Грузией, выражено обоюдное стремление снять препятствия, которые тормозят двустороннее сотрудничество. 

 
(Информация МИД России) 




   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]