Обозреватель - Observer 
Внутренняя политика 

 

Проблема обеспечения безопасности России в сфере лицензионной деятельности.

М.АРСЕНТЬЕВ,  
член-корреспондент Академии качества,  
консультант Комитета Совета Федерации ФС РФ по экономической безопасности
 
 
Методы системного анализа предполагают, чтобы разработка специальных понятий для безопасности в сфере лицензионной деятельности начиналась с рассмотрения надсистемного уровня существования этих понятий с дальнейшей их конкретизацией под особенности исследуемой проблемы. В общем виде понятие "безопасность" сформулировано в статье I Закона Российской Федерации "О безопасности" от 5 марта 1992 г.: 
    "Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.  

    Жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворе ние которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.  

    К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальные ценности". 

Лицензия же в свою очередь является правовым актом индивидуального характера, дающим права на определенных условиях осуществлять конкретный вид деятельности в течение установленного срока. Действие лицензии имеет силу на территории Российской Федерации, а также в учреждениях России, находящихся за границей. 

Механизм реализации правового регулирования в сфере лицензионной деятельности определяется Постановлением Правительства Российской Федерации № 333 от 15 апреля 1995 г. Закон же о лицензионной деятельности в настоящее время проходит обсуждение в Государственной Думе Российской Федерации. 

Субъекты деятельности в лицензионной сфере законодательно закреплены в Гражданском Кодексе Российской Федерации (1995 г.). 

Кроме того, из ст. 4 Закона Российской Федерации "О безопасности", гласящей, что "безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономическо го, политического, организационного и иного характера, адекватного угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства" можно сделать вывод, что обеспечение безопасности в сфере лицензионной деятельности — это осуществляемая на государственном и региональном уровнях нормативная, организационная, правоохрани тельная, контрразведывательная и иная деятельность государственных и негосудар ственных органов и организаций по созданию условий для действенного функциони рования этой деятельности с целью прогрессивного развития личности, общества и государства. В свою очередь деятельность в лицензионной сфере можно разбить на две составляющие: 

первая составляющая (лицензионная деятельность) — 

    это непосредственно сам механизм, осуществляющий лицензирование той или иной деятельности, включающий в себя государственные органы, федеральные или местные, нормативная база и т.д.; 
вторая составляющая — 
    это сама деятельность субъектов рыночных отношений, получивших на нее лицензию от уполномоченных органов. 
Рассмотрим подробнее каждую из этих составляющих. 

Так, содержание лицензионной деятельности определяется следующими элементами: 

рассмотрение заявки о выдаче лицензии; 

  • организация и проведение в необходимых случаях специальных экспертиз; 
  • принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензий; 
  • осуществление контроля за соблюдением условий лицензионной деятельности; 
  • принятие решений о приостановлении действия лицензии или о ее аннулировании. 
Кроме того, на уполномоченный орган возлагаются: 
  • разработка нормативно-методических документов по вопросам лицензирования; 
  • привлечение в случае необходимости представителей заинтересованных министерств и ведомств для проведения экспертиз; 
  • ведение реестра выданных, приостановлен ных и аннулированных лицензий. 
Необходимо также рассмотреть, в каких случаях может быть отказано в выдаче лицензии, а также аннулировано действие лицензии. 

Основанием для отказа в выдаче лицензии являются: 

  • наличие в документах, предоставленных заявителем, недостоверной или искаженной информации; 
  • изменение рода деятельности от задекларированного в лицензии; 
  • отрицательное заключение экспертизы в ходе контроля, например, ухудшение экологической обстановки вследствие нарушения технологий, нарушение финансовой дисциплины, работы со сведениями, содержащими государственную тайну и др.; 
  • занятие наряду с основной задеклариро ванной деятельностью запрещенным промыслом, например, торговлей и изготовле нием наркотиков, оружия и т.д. 
Рассматривая первую составляющую следует также остановиться еще на одной важной проблеме. Так, до настоящего времени в процесс оформления лицензии законодательно не разработано и не закреплено положение, запрещающее в результате своей деятельности наносить ущерб безопасности Российской Федерации. Последнее фактически безнаказанно дает возможность акционерным обществам в энергетической сфере в одном случае отключить электроэнергию Центрального пункта управления Ракетами стратегического назначения РФ, во втором случае отключить электроэнергию Базы Северного Флота РФ. 

Вторая составляющая — непосредственно деятельность субъектов, получивших лицензию, охватывает фактически всю сферу человечес кой деятельности, за исключением тех отраслей, которые функционально возложены и закреплены за государством, например, оборона, разведка и т.д., и закреплены действующим законодательством и международными договорами, например, производство и распространение наркотиков. 

В соответствии с I статьей Закона Российской Федерации "О безопасности" и выведенным выше определением: "обеспечение безопасности в сфере лицензионной деятельности" в дальнейшем будем рассматривать лишь ту деятельность, отнесенную ко второй составляю щей, которая является жизненно важной для интересов личности, общества и государства и которую в первую очередь нужно защищать от внутренних и внешних угроз. Угрозы в свою очередь тесно связаны с интересами. Наличие противоречий интересов различных сторон является причиной возникновения угроз. 

Рассмотрим основные интересы отдельных субъектов. 

Иностранные спецслужбы реализуют интересы собственного государства, которые проявляются в следующих устремлениях: 

  • получение доступа к новейшим научным разработкам и технологиям, имеющим стратегическое значение; 
  • создание агентурных позиций с целью проведения разведывательно-подрывной деятельности; 
  • переманивание специалистов, обладающих высоким творческим потенциалом, на работу в собственные страны; 
  • создание условий, благоприятствующих проникновению национального капитала и товара на российский рынок на выгодных для иностранных государств условиях; 
  • разрушение оборонного и мобилизацион ного потенциала России; 
  • ослабление позиций России на мировом рынке; 
  • иные интересы. 
Для иностранных фирм и организаций можно отметить следующие интересы: 
  • получение доминирующего влияния на российском рынке, приобретение в собственность объектов, имеющих высокий научно-технический и производственный потенциал; 
  • получение доступа к новейшим научным разработкам и технологиям, дающим преимущество над конкурентами, а также к информационным ресурсам страны; 
  • сдерживание российских конкурентоспо собных разработок и технологий, ослабляющих позиции иностранных фирм на мировом и российском рынках; 
  • получение доступа к сырьевым ресурсам страны; 
  • ослабление позиций российского предпринимательства на мировом рынке товаров и услуг;
  • использование российских служб безопасности и страховых фирм для обеспечения безопасности иностранного капитала; 
  • подготовка условий для быстрого свертывания ресурсов, принадлежащих иностранно му бизнесу, и перевода их в другие страны; 
  • иные интересы. 
Для криминальных (международных и российских) структур: 
  • создание позиций для расширения нелегального бизнеса; 
  • отмывание "грязных" денег; 
  • использование несовершенства российско го законодательства и правоохранительной системы для отчуждения государственной (народной) собственности; 
  • иные интересы. 
Для российских предпринимателей следует упомянуть интересы, побуждающие к нарушению антимонопольного законодательства (недобросовестная конкуренция) и лицензированной деятельности. 

Со стороны федеральных и региональных властей также существуют угрозы деятельнос ти в лицензионной сфере, обусловленные реально существующими противоречиями между интересами федеральных и региональных органов власти, отсутствием четкого разграничения полномочий, стремлением федеральных органов к максимальному исполнению федерально го бюджета в ущерб интересам региональных образований, а также возможной некомпетент ностью и коррумпированностью должностных лиц. 

При определенном неблагоприятном сочетании факторов и условий вышеназванные интересы могут оформиться в реальные угрозы для безопасности России. 

Основные угрозы, условно, можно объединить в две группы (внешние и внутренние) в соответствии с субъектами угроз. 

Так, внешние угрозы связаны с интересами и устремлениями: иностранных спецслужб, иностранных фирм и организаций, международных криминальных структур. 

Внутренние угрозы связаны с интересами и деятельностью: российских органов власти, отечественных фирм и организаций, российских криминальных структур. 

Как следует из вышеизложенного, безопасность деятельности в лицензионной сфере является важнейшей составляющей общенацио нальной безопасности. 

Вышеназванные угрозы в обобщенном виде изложены в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "О национальной безопасности" и опубликованы в "Независимой газете" 14.06.96 г. 

Для решения же самой проблемы обеспечения безопасности в сфере лицензионной деятельности необходимо провести серьезное комплексное исследование с выходом на практические подразделения, разработать и законодательно оформить нормативную базу, произвести необходимые организационно-штатные изменения. 





   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]