Обозреватель - Observer |
Внутренняя политика
|
Проблема обеспечения безопасности России в сфере лицензионной деятельности.член-корреспондент Академии качества, консультант Комитета Совета Федерации ФС РФ по экономической безопасности |
Методы системного анализа предполагают, чтобы разработка специальных
понятий для безопасности в сфере лицензионной деятельности начиналась с
рассмотрения надсистемного уровня существования этих понятий с дальнейшей
их конкретизацией под особенности исследуемой проблемы. В общем виде понятие
"безопасность" сформулировано в статье I Закона Российской Федерации "О
безопасности" от 5 марта 1992 г.:
Жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворе ние которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальные ценности". Механизм реализации правового регулирования в сфере лицензионной деятельности определяется Постановлением Правительства Российской Федерации № 333 от 15 апреля 1995 г. Закон же о лицензионной деятельности в настоящее время проходит обсуждение в Государственной Думе Российской Федерации. Субъекты деятельности в лицензионной сфере законодательно закреплены в Гражданском Кодексе Российской Федерации (1995 г.). Кроме того, из ст. 4 Закона Российской Федерации "О безопасности", гласящей, что "безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономическо го, политического, организационного и иного характера, адекватного угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства" можно сделать вывод, что обеспечение безопасности в сфере лицензионной деятельности — это осуществляемая на государственном и региональном уровнях нормативная, организационная, правоохрани тельная, контрразведывательная и иная деятельность государственных и негосудар ственных органов и организаций по созданию условий для действенного функциони рования этой деятельности с целью прогрессивного развития личности, общества и государства. В свою очередь деятельность в лицензионной сфере можно разбить на две составляющие: первая составляющая (лицензионная деятельность) —
Так, содержание лицензионной деятельности определяется следующими элементами: рассмотрение заявки о выдаче лицензии;
Основанием для отказа в выдаче лицензии являются:
Вторая составляющая — непосредственно деятельность субъектов, получивших лицензию, охватывает фактически всю сферу человечес кой деятельности, за исключением тех отраслей, которые функционально возложены и закреплены за государством, например, оборона, разведка и т.д., и закреплены действующим законодательством и международными договорами, например, производство и распространение наркотиков. В соответствии с I статьей Закона Российской Федерации "О безопасности" и выведенным выше определением: "обеспечение безопасности в сфере лицензионной деятельности" в дальнейшем будем рассматривать лишь ту деятельность, отнесенную ко второй составляю щей, которая является жизненно важной для интересов личности, общества и государства и которую в первую очередь нужно защищать от внутренних и внешних угроз. Угрозы в свою очередь тесно связаны с интересами. Наличие противоречий интересов различных сторон является причиной возникновения угроз. Рассмотрим основные интересы отдельных субъектов. Иностранные спецслужбы реализуют интересы собственного государства, которые проявляются в следующих устремлениях:
Со стороны федеральных и региональных властей также существуют угрозы деятельнос ти в лицензионной сфере, обусловленные реально существующими противоречиями между интересами федеральных и региональных органов власти, отсутствием четкого разграничения полномочий, стремлением федеральных органов к максимальному исполнению федерально го бюджета в ущерб интересам региональных образований, а также возможной некомпетент ностью и коррумпированностью должностных лиц. При определенном неблагоприятном сочетании факторов и условий вышеназванные интересы могут оформиться в реальные угрозы для безопасности России. Основные угрозы, условно, можно объединить в две группы (внешние и внутренние) в соответствии с субъектами угроз. Так, внешние угрозы связаны с интересами и устремлениями: иностранных спецслужб, иностранных фирм и организаций, международных криминальных структур. Внутренние угрозы связаны с интересами и деятельностью: российских органов власти, отечественных фирм и организаций, российских криминальных структур. Как следует из вышеизложенного, безопасность деятельности в лицензионной сфере является важнейшей составляющей общенацио нальной безопасности. Вышеназванные угрозы в обобщенном виде изложены в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "О национальной безопасности" и опубликованы в "Независимой газете" 14.06.96 г. Для решения же самой проблемы обеспечения безопасности в сфере лицензионной деятельности необходимо провести серьезное комплексное исследование с выходом на практические подразделения, разработать и законодательно оформить нормативную базу, произвести необходимые организационно-штатные изменения. |
|