Обозреватель - Observer |
Экономика
|
Интегационная роль«СИБИРСКОГО СОГЛАШЕНИЯ»В.ВЫБОРНОВА
|
Изменение характера экономики страны, механизмов
ее регулирования означало формирование новой системы управления и переноса
Правительством Российской Федерации тяжести реформ в регионы. Субъекты
Федерации, не имея возможности для преодоления кризисной ситуации поодиночке,
начинают объединяться. В такой обстановке возникают нетрадиционные формы
регулирования хозяйственных отношений между регионами — ассоциации экономического
взаимодействия. В ассоциации объединяются субъекты Федерации, имеющие сходные
природно-географические, социально-экономические, социокультурные условия
жизнедеятельности, ресурсные возможности, общую транспортную сеть и энергосистему.
Одной из таких новых форм регулирования экономики явилась межрегиональная ассоциация "Сибирское соглашение". |
Создание МАСС
Межрегиональная ассоциация "Сибирское соглашение" (МАСС) была образована в октябре 1990 г. как добровольное межрегиональное объ- единение экономического взаимодей ствия. Она объединяет 19 регионов Сибири. Ее учредителями выступают высшие органы представительной и исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей и автономных округов. Причиной создания МАСС прежде всего было то, что, стратегичес ки выстроенное, но не выдержавшее "реформ", хозяйство Сибири быстро разрушалось дезинтеграционными процессами. Экономика Сибири вошла в глубокий кризис. Его масштабы для сибирских территорий, в силу особой структуры хозяйства, были шире и глубже, чем в большинстве европейских субъектов Федерации. Резко возросла безработица в результате сокращения государствен ной финансовой поддержки важнейших отраслей хозяйства (оборонных, сырьевых, транспортных и т.д.). Рост транспортных тарифов отдалил сибирских производителей от европейских и дальневосточных рынков сбыта продукции. Межрегиональное сотрудничество обусловливалось также и наличием огромных природных ресурсов, высокого промышленного и сельскохозяйственного потенциала, которыми располагает Сибирь. Восточные регионы России (Зауралье), — а они в основном и вошли в МАСС, — занимают более одной десятой материковых пространств планеты и превышают в полтора раза каждую из крупных стран мира — Китай, США, Бразилию. По современным оценкам, только разведанных полезных ископаемых здесь на 30 трлн. долл. На начало 90-х годов Сибирь по отношению ко всему производству России давала (%):
газа — 90, угля — 65, меди, алюминия, никеля — более 50, платиноидов — от 90 до 100, электроэнергии — 25, древесины — 35. На 1990 г. сумма безвозмездно вывозимого валового национального продукта составляла 190 млрд. долл. (75% от вала России). На это же время здесь производилось по 850 кг зерна на человека (столько же на Украине). К началу реформ Сибирь по своей экономической мощи уступала немного только Центральной России. Но с 1986 по 1992 г. в Западной и Восточной Сибири рождаемость снизилась на 40—37%, что больше, чем в целом по России. Рост смертности достиг 3—10%. Естественный прирост населения за 1985—1992 гг. сократился в Западной Сибири в 11,8 раза, в Восточной Сибири в 5,8 раза. Началась миграция населения в европейскую часть страны. Резко ухудшилась экология крупных промышленных центров. В виду того, что рушилась система государственного управления и регулирова ния социально-экономическими отношениями и отсутствовала программа экономических реформ с учетом специфики регионов. Экономика Сибири характеризу ется дальнейшим сокращением объемов производства. В регионах растет удельный вес убыточных предприятий. Увеличивается и кредиторская, и дебиторская задолженность. Объем выпускаемой продукции к началу 1997 г. в крае по сравнению с 1991 г. в целом сократился более чем в 3 раза, а на предприятиях ВПК — в 4—5 раз. Кроме безработных, в вынужденных отпусках находилось 550 тыс. чел. Неплатежи в Сибири за энергоресурсы составили более 7 трлн. руб. Вместе с тем правительство России не реагирует на обращение сибирских регионов по скорейшей реализации федеральной программы ликвидации неплатежей. Кроме того, непонятным является тот факт, как считают члены "Сибирского соглашения", что в Правительстве РФ есть идеологи, которые поддерживают рекоменда ции Всемироного банка по свертыванию угольной отрасли в России и, в частности , в Кузбассе, хотя государственная поддержка угольного производства — это общепринятый способ регулирования цен. Сейчас 40% жителей Сибири живут ниже уровня прожиточного минимума. Растет число коллективных трудовых споров и забастовок. По мнению членов МАСС, росту социальной напряженности способствует, прежде всего, невыполнение государством обязательств по федеральному бюджету, оборонным заказам, отмена приоритетов по выплате заработной платы перед уплатой многочисленных налогов. В этих условиях субъекты Федерации взяли на себя инициативу укрепления горизонтальных отношений путем объединения в ассоциации экономического взаимодействия для разработки и реализации межрегиональной программы как необходимо го условия выхода из социально-эко номического кризиса и последующей стабилизации экономического развития не только Сибири, но и всей России. ОСНОВНЫМИ ЦЕЛЯМИ МАСС являются:
Высшим органом управления является совет, председателем которого является недавно избранный глава Новосибирской области Виталий Муха. В остав совета Ассоциации входят по 2 представителя от каждого субъекта — учредителя "Сибирского соглашения". Это — либо руководители законодательных собраний и правительств, либо главы администраций и председатели областных дум. Организационно-координационная деятельность, связанная с реализаци ей социально-экономических программ, принятых советом МАСС, осуществляется исполнительной дирекцией, представляющей ключевое звено в системе организационно-эко номического управления. Для выполнения уставных целей и задач МАСС образуются координационные советы (КС). Они представляют собой рабочий орган ассоциации и включают в свой состав представителей региональных властных структур, квалифицированных специалистов. Возглавляют КС руководите ли территориальных органов управления, входящих в состав ассоциации. В настоящее время в рамках МААС образованы и успешно работают 16 координационных советов по различным направлениям. Это совет по труду, занятости и миграции населения; финансам и инвестициям; экологии; охране здоровья; энергетике; сельскохозяйственной политике и продовольствию; по печати; внеш-ним связям; внешне-экономической деятельности; законотворчеству; по поддержке предпринимательства, транспорту, взаимодействию с Казахстаном, конверсии и т.д. Определены задачи координаци онных советов, их состав, структура, функции и полномочия, порядок работы, права и обязанности членов совета. При каждом координационном совете соответственно содержанию и объему деятельности созданы рабочие группы. В ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАСС заложены два базисных принципа:
Длительное время развивавшаяся по единому народнохозяйственном у ком-плексу, Сибирь и сегодня являет собой пример экономического парадокса. Будучи наиболее богатым регионом мира по масштабам и разнообразию природных ресурсов, она находится сейчас на одном из последних мест по материальному благосотоянию. В последнее время для сибиряков не было льгот по основным параметрам жизненного уровня. Даже заработаная плата в большинстве краев и областей Сибири растет медленнее, чем в целом по России. Катастрофические процессы происходят в базовых отраслях сибирской экономики: в топливной, лесной, деревообрабатывающей и химической промышленности, энергетике и металлургии. Критическое положение сложилось и в транспортной системе региона. Практически полное прекращение их централизованного инвестирования парализует эти отрасли, являющиеся основой всей российской экономики. Все большим детонатором социальной напряженности становятся предприятия оборонного комплекса, сконцентрированные в южной зоне Сибири. Теряет свой научный потенциал сибирская наука. Потеря производственного потенциала базовых отраслей Сибири, квалифициро ванных кадров сибирской науки имеет серьезные последствия в целом для России. Для преодоления этого, как считают учредители ассоциации, необходимо объявить Сибирь сферой первоочередных государствен ных интересов и сосредоточить на общегосударственном уровне концентрацию средств и приоритетов для сибирских регионов. Однако такие шаги не дожны рассматриваться как попытка получения односторонних преимуществ за счет других территоррий России. Практика экономического протекционизма должна быть официально узаконена в отношении регионов Сибири, обладающих уникальными ресурсами, расположенных в суровых природно-климатических условиях. Экономический протекционизм для районов, от развития которых зависит судьба государства, широко применяется в зарубежных странах мира. Но такой протекционизм должен осуществляться путем государственного инвестирования и субсидирования наиболее приоритетных государственных программ (программы конверсии, сохранения базовых отраслей, привлечения иностранного капитала, обеспечения сибиряков продоволь ствием и развития потенциала сибирской науки, сохранения сельского хозяйства и его развития). Эти программы могут рассматриваться в качестве основной части общегосудар ственной структурной перестройки экономики и внешнеэкономической деятельности, но средства на их реализацию должны выделяться в совокупности по Сибири, а не по отраслевому принципу. С ПОЯВЛЕНИЕМ "СИБИРСКОГО СОГЛАШЕНИЯ" ПРОИЗОШЛА СМЕНА КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИ И: от идеи интеграции в рамках единого народнохозяйствен ного комплекса с целью обеспечения наилучших результатов в целом по стране к идее взаимодействия в едином экономическом пространстве с целью получения наибольше го эффекта от территориальной кооперации и обеспечения баланса интересов всех участников, включая и государство. Сверхзадача ассоциации — интеграция сибирских регионов в интересах повышения экономического, а следовательно, и жизненного уровня населения Сибири в рамках целостного Российского государства. Помимо государственных инвестиций в самой экономике Сибири имеются дополнительные резервы. Одним из наиболее могущественных резервов выхода хозяйства из кризиса и перевода его на траекторию устойчивого развития является ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ. Каждый регион имеет свои преимущества и свои недостатки. При выживании в одиночку преимущества не реализуются полностью, а недостатки и проблемы доминируют. Лишь экономическое взаимодополнение ресурсов способно нейтрализовать те колоссальные и весьма специфические проблемы, которые стоят перед республиками, краями и областями Сибири и которые могут быть решены только на основе интеграционных связей. Однако сегодня регионы Сибири относительно слабо связаны друг с другом. Практически отсутствует масштабная кооперация производства, ее отрасли и регионы разделены ведомственными и территориаль ными барьерами, значительная часть произведенной продукции идет на вывоз в другие районы, а собственные потребности удовлетворяются за счет ввоза. Сегодня межрегиональная интеграция выражается в двух основных типах: экономической интеграции товаропроизводителей и экономичес кой интеграции регионов. Преимущественное развитие на территории Сибири получила лишь первая организация интеграционных процессов. Это явилось естественной реакцией товаропроизводителей на разрыв хозяйственных связей. Интеграция проявляется в инициативе предприятий на новом уровне, организующих эти связи под конкретные проекты, имеющие общесибирское значение. Однако потенциальные возможности экономического взаимодей ствия регионов гораздо выше. Ядром интеграции должен стать реконструируемый машиностроительный комплекс Сибири, решение вопросов транспортного обеспечения интеграционных связей сибирских регионов. В связи с этим возникла настоятель ная необходимость преобразования Игарского морского порта для обслуживания многих территорий Сибири через Севморпуть, усиления железнодорожных транспортных связей Запада и Востока страны. Путем продолжения БАМа с переходом его в широтную железнодорожную магистраль Севсиб до Урала с выходом в Европейскую часть и др. Эти и подобные проекты поддерживают ся "Сибирским соглашением". Кроме отсутствия финансовых средств для интеграции, сдерживаю щим фактором их реализации является, по сути дела, сырьевая направленность хозяйства Сибири и гипер-трофированное развитие отраслей, работающих преимущественно на вывоз продукции из Сибири. В обозримой перспективе эти негативные явления преодолеть едва ли удастся, поэтому судьбу Сибири пока будут определять внешние, а не внутренние связи. В укреплении и углублении экономической интеграции "Сибирское соглашение" делает попытку ориентироваться на различные формы объединения территорий по нескольким факторам: географическому, однотипности хозяйственных комплексов, их взаимодополняемости, общности ресурсного потенциала и др. Сегодня можно выделить следующие пять:
Практика других государств, имеющих федеративное устройство, свидетельствует о том, что подобные "неполитические" связи способствуют укреплению внутригосударственного устройства прежде всего благодаря глубокой экономической взаимосвязи между регионами. Ассоциации экономического взаимодействия стремятся к тому, чтобы не шло экономическое отставание отдельных регионов. "Сибирское соглашение" считает одним из важнейших путей решения задач экономического развития Сибири активизацию внешнеэкономичес кой деятельности в Тихоокеанском регионе, так как это развитый и наиболее динамично функционирующий район, имеющий устойчивые темпы экономического роста. Сейчас на его долю приходится 56% мирового валового продукта. А к началу следующего тысячелетия, по прогнозам, он будет производить более 2/3 мирового валового продукта. Кроме того что здесь сосредоточны основные инвестиционные ресурсы. Учитывая это, МАСС стала учредителем Российского национального комитета по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (РНК ТЭС). В июле 1993 г. был создан Сибирский региональный центр РНК ТЭС. Изменение геополитической ситуации, в связи с распадом СССР и появлением новых государств у наших западных границ, как бы отодвинуло Россию от Европы и приблизило к Тихому океану. Поэтому, с созданием Сибирского регионального центра РНК ТЭС, все меры по улучшению режима внешней торговли, созданию условий для иностранных инвестиций, международного научно-технического сотрудичества теперь в полной мере будут распространяться и на Сибирский регион. Сибирь и Дальний Восток в недалеком будущем будут во многом решать судьбу нашего государства. Предполагают, что в XXI веке центр мирового развития скорее всего переместится из Атлантического региона в Тихоокеанский. Перспективы МАСС Сегодня можно считать, что период самоутверждения ассоциации завершен. Она получила не только окончательно организационно-структурное оформление, но принят и частично реализован ряд программ социально-экономического развития по выводу региона из кризиса, обоснованы эффективные механизмы стабилизации производственного и финансового потенциала, проводится практическая работа по сокращению безработицы. Несмотря на короткий срок, прошедший после создания МАСС, ассоциация значительно расширила "поле" своей деятельности, в основном сформировалась система активного участия членов совета, руководства ее исполнительной дирекции в вопросах законотворчества в Парламенте и Правительстве РФ. В первую очередь можно отметить деятельность на постоянной основе по подготовке законов, предложений и других нормативных актов. Так, например, много серьезных предложений было внесено ассоциацией при формировании федерального бюджета на 1997 г. при постановке проблем законодатель ного регулирования корпоративных векселей, рынка драгоценных металлов, их экспорта из РФ, жилищно-коммунальной реформы, работы транспорта в регионе и др. Координационный совет по минеральным ресурсам и недропользованию только за 1997 г. подготовил предложения по семи законодательным актам в сфере недропользования, в том числе "О государственной собственности на природные объекты" (ресурсы), проект "Горного Кодекса", Федеральный закон "О порядке лицензирования пользования недрами" и др. Координационный совет по недропользованию в начале текущего года заключил Соглашение с министерством природных ресурсов РФ и ведет совместную с ним работу по различным законодательным и подзаконным актам РФ в сфере недропользования и природопользования, намечается разработка федеральных программ по освоению недр Сибири, участию в формировании межрегиональных связей по обеспечению социального и экономического развития территорий на долговременной основе. В целом "Сибирское соглашение" разработало и предложило Государственной Думе РФ более 100 поправок к федеральным законам и не менее этого к региональным, хотя усилия сибиряков в этом направлении не всегда находят поддержку в центральных органах власти. Деятельность ассоциации не ограничивается решением только экономических проблем. Реализуются многие совместные проекты в сферах здравоохранения, социальной защиты населения, развития образования, культуры, экологической безопасности. За время своей деятельноси руководство ассоциации "Сибирское соглашение" и его подразделения разработали, утвердили и частично реализовали 31 программу и соглашение: экологическая программа "Соглашение" субъектов Межрегиональной ассоциации по вопросам Топливо-энергетического комплекса, Программа освоения производства городских автобусов ЛиАЗ-5256, Программа совместных действий членов ассоциации по внешнеэконо мической деятельности и др. Эти и другие региональные программы являются составляющими общесибирс кой программы "Сибирь". В настоящее время исполнитель ная дирекция МАСС организует работу по выполнению принятых решений: ведутся преговоры о создании органов, регулирующих интеграционные процессы, изучаются возможности применения планово-распределитель ных методов работы и т.п. Кроме того, решением совета ассоциации создан Инвестиционно -консалтинговый центр для обеспечения комплексного социально-эконо мического развития региона в 1997—2005 гг. Общий пакет инвестиционных предложений территорий, входящих в ассоциацию, оценивается в 600—700 трлн. руб. Сегодня основная задача центра — поиск инвесторов для реализации всей программы. Почти одновременно были созданы две общественные организации, работающие в тесном содружестве с "Сибирским соглашением" — "Форум торговопромышленных палат Сибири" и "Транссибирская информационная ассоциация" (ТИА). Основными задачами этих объединений становится защита интересов Сибири, обеспечение ее экономической, торговой и информационной безопасности. Много внимания МАСС уделяет социальным проблемам: безработи це и миграции населения, подготовке кадров, их рациональному использованию, переподготовке, вопросам обучения в вузах региона и т.п. Координационный совет по проблемам труда, занятости и миграции признал необходимость осуществле ния единой региональной политики в области профессионального образования, предложил разработать и реализовать программу, которая помогла бы обеспечить сбалансированность объемов и профилей подготовки кадров. Проблемы миграции в регион решено реализовать усилиями всех членов МАСС. Конференция приняла важные направления деятельности: вопреки отсутствию государственно го подхода к миграции (распыление сил и средств между различными организациями), МАСС рассматрива ет миграцию населения как важную социальную задачу по улучшению социальной защиты населения региона, подчеркивает необходимость создания организационно-хозяйственной инфраструктуры, которая обеспечила бы информационное пространство, механизмы накопления средств для строительства жилья и обустройства мигрантов. В целях переселения высвободившихся трудовых ресурсов из северных регионов, Средней Азии и Казахстана создана негосударственная организация "Сибирское некоммерческое партнерство содействия миграции". Кроме того, МАСС взяла на себя организацию системы социального партнерства. Во всех краях и областях Сибири 3—5 лет действует трехсторонняя комиссия по урегулирова нию социально-трудовых отношений: заключаются региональные соглашения, ведется постоянный диалог между объединениями работодате лей и профсоюзами при участии органов исполнительной власти по наиболее острым социальным проблемам территорий. Значительное распространение получили отраслевые и межотраслевые соглашения, заключенные на уровне городов и районов, коллективных договоров организаций всех форм собственности. Такая работа чрезвычайно важна для региона, ибо неурегулирован ность трудовых отношений приводит к массовому ущемлению прав работников, социальной и политичес кой напряженности, росту коллективных трудовых споров и забастовок. В первом квартале 1997 г. по сравнению с аналогичным периодом 1996 г. количество последних возросло в Западной Сибири с 29 до 395, то есть в 13,6 раза. Выражая озабоченность складывающейся ситуацией, Координацион ный совет по проблемам труда, занятости и миграции считает необходимым просить МАСС направить в Государственную Думу и Правитель ство РФ обращение о мерах по развитию социального партнерства, где говорится о необходимости скорейшей доработки и принятии федеральных законов "Об основах социального партнерства", "Об объединении работодателей", "О тарифном регулировании оплаты труда", "Новый трудовой кодекс" и т.д. Общий вывод из анализа интеграционной роли "Сибирского соглашения" заключается в следующем: с точки зрения реализации тактических целей и задач перехода к новым экономическим отношениям позиции Сибири оказываются менее выгодными, чем в целом по России. Однако в стратегическом плане Сибирь, используя природные ресурсы, накопленный производственный потенциал, "человеческий фактор", эффекты экономической интеграции регионов, обладает большими адаптационными возможностями по выходу из кризиса и переходу к устойчивому экономическому развитию. |
|