Экономика
Обозреватель - Observer



РАЗРУШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БАЗЫ СУВЕРЕНИТЕТА
(экономический обзор)
 
Ю.ВОРОНИН,
доктор экономических наук,
академик АТН РФ,

Ю.МАРКИН,
доктор экономических наук

Н.САВЕЛЬЕВ,
экономист


Правительство - банкрот

В 1992 г., в самый разгар гайдаровских усилий по получению кредитов от Международного валютного фонда, ученые страны и государственные деятели предупреждали: для России одним из главных условий этого будет требование отказаться от иммунитета государственного суверенитета.

Быть суверенным - это иметь стабильную экономическую базу на основе конкурентоспособного промышленного и сельскохозяйственного производства, обеспечивающую достойные условия жизни людей, устойчивость национальной валюты, независимое денежное обращение и безопасность страны.

Разрушение экономической базы суверенитета страны является единственным стабильным показателем кардинальных российских "реформ".

В целом по России спад производства за три года "реформ" составил 47%. В большинстве регионов оставшийся к началу 1995 г. производственный экономический потенциал, по экспертным оценкам, составлял от 10 до 45%.

Практически полностью разрушены кредитно-финансовая система, денежное обращение. В конце 1994 г. уже до 90% объемов реализации осуществлялось в виде натурального бартерного обмена между предприятиями или посредством наличных денег.

В стране имеют доходы ниже прожиточного минимума 45 млн.чел., или 30% от общей численности населения. Все больше нарастает поляризация населения по уровню получаемых доходов. Темп роста доходов у наиболее высокодоходной группы населения в 3,5 раза выше, чем у наименее обеспеченных граждан.

По сравнению со среднегодовым за 1986- 1990 гг. жизненный уровень населения снизился вдвое. Вдвое уменьшилось потребление населением мяса, молока, масла, сахара, рыбы, фруктов.

Все, что было признано в мире как бесспорные преимущества социализма: гарантированное право на труд, бесплатное образование и здравоохранение, защита материнства и детства, высочайшее развитие фундаментальной и прикладной науки, - полностью ликвидировано за три с лишним года "реформ".

Разрушив производственную базу доходной части бюджета, Правительство загнало себя в безвыходную ситуацию. Если в бюджете не хватает доходов, то приходится брать в долг. Только по официальным данным, общий внешний долг России в 1995 г. превысил 130 млрд.долл. Можно посчитать, что если расплачиваться темпами, принятыми сегодня, то долги будут выплачены лишь через двести лет. Но если погасить долг деньгами страна не в состоянии, то расплачиваться она должна своей собственностью: промышленностью, недрами, землей, стоимость которых занижается в десятки и сотни раз, т.е. той самой базой, которая и составляет основу реального, подлинного суверенитета.

На этой формуле долговых требований и построена жесткая бюджетная политика 1996 г.:

Наркотическая игла долгов

Финансовая поддержка российских "реформ" со стороны МВФ с самого начала была запрограммирована на устойчивую долговую привязку страны к Западу и итоговую расплату суверенитетом. Главным звеном в этом механизме являлся постоянный рост зависимости жизнеобеспечения населения России от импортных поставок.

Крах собственного производства вызвал с самого начала "реформ" стремительный рост импортной зависимости России. К концу прошлого года в большинстве регионов страны почти половина розничного товарооборота стала обеспечиваться за счет реализации импортных товаров, а в Москве этот показатель превысил 65%. В целом же по стране объем импорта относительно собственного производства за прошлый год вырос с 4,4 до 32%. Если для закупки импорта не окажется денег, то ситуация в стране станет социально непредсказуемой.

Нетрудно понять, что в сложившейся ситуации Правительство уже в ближайшее время все свои действия вынуждено будет подчинить решению двух проблем:

  • первая - где взять деньги для импортных закупок, стоимость которых с каждым месяцем возрастает;
  • вторая - чем, кроме денег, можно расплатиться за импорт.

В 1994 г. при падении мировых экспортных цен на железную руду, нефть, лес на 16-33% и росте цен импорта на пшеницу и кукурузу на 14-31% положительный итог внешней торговли Правительство РФ сумело получить лишь за счет увеличения физических объемов самого экспорта. Внутренние потребности России были уже не в счет. Отпуск дизельного топлива и поставки автобензина в целом по стране упали при росте экспорта нефтепродуктов на 280-290%.

В 1995 г. Правительство РФ вообще было вынуждено снять практически все ограничения во внешнеэкономической деятельности, вплоть до беспрепятственного экспорта нефти без учета состояния ее поставок для внутренних нужд.

К критической точке подошло обеспечение страны зерном. В 1994 г. внутренние цены на зерно почти сравнялись с мировыми, и целому ряду регионов стало выгоднее покупать зерно за рубежом, чем в России.

Весь дефицит зерна компенсируется за счет государственных запасов. За дефицитом зерна в 1995-1996 гг. вновь будет скачок цен на продовольствие и далее по всей цепочке внутренних цен, что снова снизит эффективность экспорта. К проблеме катастрофической нехватки зерна стоит лишь добавить сообщение о том, что ежегодно уменьшаются посевные площади: сейчас используется меньше 1/10 части пахотных земель.

Будет нарастать кризис в угледобыче. Стоимость добычи угля всегда превышала стоимость его реализации и поэтому была предметом государственной поддержки.

За последние б лет в России не было новой закладки шахт и разрезов, а сокращение мощностей по добыче опережало их ввод почти в 30 раз; 46% шахт не реконструировались более 40 лет. Износ горношахтного оборудования превышает 50%.

В 1995 г. в связи с прекращением государственной поддержки цены на уголь выросли в 3-3,5 раза, что превышает мировые цены в 1,3-1,5 раза.

Непрекращающийся рост внутренних цен, с одной стороны, и снижение мировых цен реализации - с другой уменьшают эффективность экспорта.

На фоне долгосрочного ухудшения конъюнктуры мировых цен ценовая вилка экспорта, дававшая в прошлом высокие прибыли по нефти и другим ресурсам, в результате роста издержек и самих внутренних цен резко уменьшилась. В 1993 г. резко упала рентабельность экспорта угля, в 1994 г. стал нерентабельным экспорт удобрений. В 1995 г. повышение ставок экспортных пошлин "съело" эффективность экспорта карбамида, метанола, аммиака, фосфорных удобрений. Кроме того, одним из требований Международного валютного фонда в 1995 г. было условие, что в случае предоставления кредита в 6,25 млрд.долл. должно идти поэтапное снижение экспортных пошлин с 23 до 17 ЭКЮ, то такая льгота для экспортеров при росте внутренних цен выльется в снижение доходов бюджета и еще большее ухудшение государственного торгового баланса.

В этой ситуации обеспечение страны импортными продовольствием, медикаментами и другими товарами требует все более высокой платы.

Кредитное похолодание

Долговая зависимость с 1995 г., по сути, заслонила все остальные проблемы, превратив Правительство и саму страну в настоящего долгового наркомана, разговор с которым становится все более жестким и неприязненным со стороны внешних инвесторов.

По оценкам зарубежных аналитиков, по критерию надежности инвестиций Россия занимает 100-е место в мире и стоит после Туниса, Кении, Непала, Сенегала и Камеруна.

Главной проблемой внутреннего рынка России остается непредсказуемая ценовая ситуация. С начала 1995 г. настоящей лихорадкой охвачен нефтяной комплекс, составляющий основу интересов иностранного капитала. В первом квартале 1995 г. увеличение средних цен на продукцию нефтеперерабатывающей промышленности (20,7%) значительно превысило изменение цен на сырьевые энергетические ресурсы (10,2) и отпускные тарифы на электроэнергию (4,5).

С начала 1995 г. цены предприятий-изготовителей на автомобильный бензин выросли на 86,2% при изменении розничных цен, которые с апреля 1995 г. соответственно тоже пошли вверх, лишь на 63,3%.

Акции нефтяного рынка за первый квартал пережили застой, затем обвал и незначительное оживление. В феврале 1995 г. произошло рекордное за 9 месяцев падение котировок нефтяных акций. Ситуация была абсурдной: тонна запасов нефти российских компаний оценивалась, по данным разных источников, в 5-6 центов.

Лихорадка охватила и рынок ценных бумаг. Изменение курсов акций нефтяных компаний по отдельным периодам составляло от плюс 67,47% (Урайнефтегаз) до минус 47,07% (Ноябрьск-нефтегаз).

Нефтяные компании начали выпуск дополнительных акций, переоценку основных фондов и увеличение за счет этого уставных капиталов, что неизбежно влечет падение прибыли и очередной рост цен.

На массовую инфляционную эмиссию акций накладывается падение мировых цен на нефть и уменьшение прибыльности ее экспорта. Иностранные инвесторы, контролировавшие к концу прошлого года, по оценкам экспертов, до 80% фондового рынка России, уже начали свой уход и перепродажу купленных у нас акций.

Отвлекают инвесторов и внешние факторы. Компании всего мира ждут отмены эмбарго на экспорт нефти из Ирака. Тоща цены на нефть и эффективность ее экспорта из России упадут еще больше. Плюс к этому увеличивает добычу нефти Мексика (примерно на 8% ее экспорта). Все эти факторы способствуют уходу иностранных инвесторов с российского рынка.

Внутренние противоречия и политическая нестабильность в России привели к заметному охлаждению ее внешнеполитических отношений с Европой и США, особенно после начала войны в Чечне. Европа, идущая к новой ступени своей интеграции - введению единой валюты и открытию границ, переводит отношения с Россией в состояние "холодного мира".

В похолодавшем политическом климате вполне объяснима беспрецедентная послушность российского Правительства всем требованиям МВФ, ставшего практически монопольным кредитором не только нашей страны, но и СНГ.

Жесткими требованиями МВФ с 1995 г. продиктована уже, по сути, вся внутренняя политика Правительства.

Главное среди них - подавить инфляцию.

В реализуемом виде борьба с инфляцией окончательно убьет отечественных товаропроизводителей, и собственность России за долги уйдет к кредитору.

Антиинфляционная политика жестко ориентирована на внешние заимствования.

На усиление привязки России к кредитам МВФ направлено и его требование, принятое Правительством в Меморандуме об экономической политике, о ликвидации в течение года российских государственных казначейских обязательств, выпускавшихся на внутреннем рынке для покрытия части бюджетного дефицита. В этом случае с 1996 г. практически единственным средством покрытия превышения расходов бюджета над доходами для страны будут лишь внешние заимствования.

За долги приходится идти на все большие уступки для кредиторов. На 1995 г. Правительство вместо поддержки отечественной промышленности - единственного источника независимого существования страны и ее граждан - вынуждено было открыто пойти на ее дискриминацию, законодательно освободив иностранные компании от уплаты налогов с прибыли, в то время как непомерное налоговое бремя на российские предприятия осталось практически прежним.

Однако смягчить похолодавший климат отношения к России снижением показателей инфляции Правительству все же не удалось. Ее показатель за третий квартал 1995 г. составил 4,5%, что близко к предельно минимальным значениям в условиях нынешней хозяйственной среды. Дефицит бюджета уменьшился с 10% ВВП в 1994 г. до менее 4% по итогам 9 месяцев 1995 г. В 1995 г. снизилась скорость обесценения рубля. Соответственно уменьшились процентные ставки межбанковского кредита. Но эти показатели обманчивы, и специалисты, в том числе и за рубежом, относятся к ним критически.

Их беспокоит то, что Центробанк РФ ведет сдерживание денежной массы с большим темпом, чем рост цен.

Если снижается инфляция при росте цен, значит, никто никому не платит. В этом случае есть все основания ожидать всплеска инфляции. При этом рост доллара искусственно сдерживается таким же искусственным отсутствием рублей, но не ростом их покупательной способности. За этим может последовать его очередной всплеск с непредсказуемыми последствиями.

Нестабильность инфляции во многом будет определяться и долготерпением граждан России в отношении неспособности Правительства к погашению своих внутренних долгов.

По экспертным оценкам, в обозримом будущем полноценное обслуживание внутреннего и внешнего долга будет требовать средств больше, чем дает увеличение поступления налогов в самых радужных прогнозах. В этой обстановке на смягчение требований по выплате долгов рассчитывать не приходится.

Правительство это прекрасно понимает и, по всем признакам, готовит переход к жесткому режиму управления страной. Анализ правительственных вариантов многих законопроектов прямо на это указывает. В соответствии с законопроектом "О естественных монополиях" для их регулирования создается новая вертикаль органов управления, дублирующая сегодняшние отраслевые министерства и ведомства и выходящая на подчинение в Правительстве лишь одному человеку, курирующему вопросы экономики. Такая же вертикаль новых органов создается и замыкается на то же лицо и в сфере антимонопольной деятельности. При чем большая часть базовых отраслей, особенно нефтедобыча, уже не включается в состав естественных монополий и намечена для разукрупнения и распродажи предприятий в обмен на погашение части внешних долгов. В этой связи в Меморандуме для МВФ российские власти обещали ввести и процедуру ускоренного оформления прав собственности на землю тем предприятиям, которые эту землю занимают.

Грядет новый передел собственности. Ваучерные акции граждане России могут оставить лишь как память о небывалом в истории обмане народа.

Собственность России притягательна не только для иностранцев. Усиление конкуренции со стороны МВФ не могло не вызвать встречную защитную реакцию российских финансовых элит, имеющих в этом смысле не меньший интерес. Это проявилось в их внезапном предложении Правительству о предоставлении финансовых средств под залог акций предприятий, находящихся в руках государства. То, что этот залог Правительством не будет выкуплен, очевидно. За этим видна последующая передача сброшенных Правительству обесценившихся денег "новых русских" на руки основной массе населения, новый виток инфляции и подготовка к проведению денежной реформы. Основные фонды, переведенные таким образом в частное владение, будут переоценены в сторону увеличения до полной восстановительной стоимости, а деньги на руках у большинства граждан - заморожены. Богатые станут еще богаче, бедные - еще беднее.

В этом вдруг возникшем альянсе российских финансовых элит с Правительством есть и другая причина: их боязнь прихода иностранных банков. Весовые категории и надежность зарубежных и российских банков несравнимы. Российские банки будут просто смяты.

В обращении Правительства за деньгами к российским банкам есть и моральная сторона. Она состоит в том, что Правительство полностью дискредитировало себя перед обществом, беря деньги у тех, кто еще недавно делал их на фальшивых авизо.

Наглядно и обобщенно охарактеризовал линию экономической политики Правительства Центробанк РФ. Ссылаясь на правительственную программу "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 гг.", он подтверждает, что в целях достижения макроэкономической стабилизации по согласованию с Международным валютным фондом предполагается осуществлять меры по дальнейшему ограничению темпов инфляции, сокращению государственных расходов, прежде всего на финансирование капитальных вложений, существенное уменьшение размеров дотаций и льгот, в том числе аграрному сектору и угольной промышленности.

Правда, Центробанк РФ все же оговаривает, что российскую экономику "будут определять тенденции, характерные для стадии депрессии... с нерегулируемым характером структурных сдвигов в экономике". При этом "развитие безработицы будет оказывать все более существенное воздействие на усиление региональных диспропорций в экономике".

Разрушители отечества

В неприглядной роли правящий российский режим выступает не только в отношении Российской Федерации, но и СНГ.

Ухудшение экономического состояния ее субъектов и государств Содружества ведет к развитию внутриполитической ситуации по схеме, повторяющей развал СССР.

Внутри России нарастает противостояние по линии Центр - регионы: от конституционной суверенизации до изоляции финансовых систем путем удержания субъектами Федерации платежей в федеральный бюджет. В прошедшем году это парализовало инвестиционные программы в регионах с недостаточными источниками собственных доходов. Будучи бессильным в решении этого вопроса. Правительство было вынуждено признать и согласиться с закреплением особых бюджетных отношений с Татарстаном, Якутией, Башкортостаном, Карелией, Свердловской областью и другими регионами.

Неуклонному разрушению подвергается экономическое пространство СНГ. К концу прошлого года практически весь экспорт не только России, но и других бывших республик СССР переориентировался на дальнее зарубежье при общем ухудшении конъюнктуры мировых цен.

Нарастает натянутость отношений между членами СНГ. Более того, каждая из стран все больше привязывается в своей внешней политике к условиям, диктуемым все теми же кредиторами - МВФ и США.

Казахстан и другие республики Средней Азии в этой связи активизируют проведение собственных интеграционных программ и подготовку создания нового Союза Азиатских республик.

Продолжающийся развал российской экономики и обнищание населения на фоне богатеющего на глазах узкого слоя компрадорской буржуазии, резкое похолодание внешнеполитических отношений, аморфное состояние СНГ, затяжной кризис на Кавказе и самоизоляция субъектов Федерации от Центра не оставляют Правительству РФ практически никаких альтернатив.

Ближайшие месяцы поставят перед правящим режимом ряд конкретных проблем, связанных с реальной оценкой энергетического сектора, разваливающимися экономическими связями стран СНГ, последствиями продолжения либерализации цен и торговли, отсутствием условий для иностранных инвестиций и обострением социального обнищания населения.

В нынешней фазе кризиса, когда в экономике типа "рантье" богатое меньшинство стоит против обездоленного и возмущенного большинства, Правительство, по всей вероятности, прибегнет к указам Президента РФ, вводя временное государственное регулирование цен и силовые методы управления страной.

На этом фоне будет закрепляться линия "жесткое государственное регулирование экономики - второй этап элитарной приватизации - конфискационная денежная реформа" с соответствующей мутацией конституционных основ государства под контролем МВФ. Все это неизбежно подтолкнет процессы дезинтеграции России как федеративного государства.

Прежний курс неореформаторов, ведущий не только Россию, но и все республики еще недавно единого СССР в дикий капитализм образца прошлого века, доказал свою историческую несостоятельность. Пожалуй, это сейчас понимают практически все, кто не перестал видеть в России свою Родину.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]