Обозреватель - Observer
Научно-практическая конференция ВОПД «Духовное наследие»

Научно-практическая конференция «Стратегия развития России для будущего Президента»

Концепция избирательной кампании кандидата в Президенты Российской Федерации А.Подберезкина «Русский путь»

1. Главная задача власти — обеспечить благоприятные материальные и духовные условия для развития каждого гражданина нашей страны. Прежде всего, его творческого потенциала, возможности полной самореализации. Качество жизни каждого русского человека-творца, созидателя — вот высшая цель Государства и Власти.

2. Россия может существовать только как империя в своих исторических границах (СССР). Это означает, что она должна быть:

  • восстановлена в своих естественных границах;
  • унитарным государством;
  • обеспечена имперской идеологией, предполагающей, что за всю историю в Европе существовало две империи — Святая Русь и Римская, которые составляли единое целое при сохранении своих ценностей и культурных особенностей.

    3. Русская Империя всегда существовала как сильное государство, обладающее сильными государственными институтами, способными обеспечить суверенитет и развитие самобытной культуры, защиту от внешней и внутренней угрозы. Сильная армия, флот, правоохранительная система — обязательное условие не только существования государства, но и защиты прав личности, отдельного гражданина и его семьи.

    4. Мир вступил в эпоху развития ноосферы, которую называют на Западе «глобализацией». Это эпоха наукоемких технологий, прежде всего в области информатики и связи, это — уровень развития экономики и всего государства. Опережающие темпы развития науки, образования, культуры — обязательные атрибуты передового государства, включая и решение таких проблем, как: экология, создание рабочих мест, здравоохранение. Для нас важна не форма собственности, а ее эффективность для государства и личности.

    5. Особую роль в наше время занимают проблемы духовности и нравственности общества. Мы — за всемирную поддержку и сотрудничество. Государства и общества с традиционными религиями и конфессиями.

    Мы считаем, что время противопоставления науки и религии прошло. Наступила эпоха их синтеза.

    6. Русская Империя означает, что все те, кто проживает в России, ассоциируют себя с ее историей, культурой и национальными интересами, — русские. Речь идет, подчеркиваем, не об этническом признаке, а об ассоциации себя с русской нацией, ее будущим. Речь идет, в том числе, и о тех русских, которые против своей воли оказались за рубежом или временно проживают на «независимых» территориях.

    7. Государство обязано заботиться прежде всего о слабых, а не о сильных. Русский не может оставить беспомощным инвалида, пенсионера, ребенка. Государство обязано взять на себя недвусмысленные и строгие обязательства по защите той части нации, которая не может обеспечить себе нормальные материальные и духовные условия своей жизни.

    Морская политика — важнейший элемент стратегии развития Российской Федерации

    Всостав стратегических целей России входит укрепление ее геополитического статуса, расширение масштабов участия страны в мировой экономике, обеспечение максимально возможного доступа к ресурсам планеты, пока не подчиненным или не полностью подчиненным юрисдикции отдельных государств мира. Эти целевые установки в перспективе будут весьма значимыми для обеспечения роста качества жизни российского населения — главной цели и основного критерия оценки деятельности государства.

    Среди направлений, способствующих достижению таких стратегических целей, важнейшая роль принадлежит развитию морской мощи России.

    Во-первых потому, что масштабы морской деятельности государств традиционно и существенно влияют на их роль в мировой политике.

    Во-вторых, военное и хозяйственное присутствие России на морских пространствах укрепляет ее наци-ональную безопасность, ослабляя вероятность угроз с океанических направлений, включая типичные для по-следних десятилетий притязания сильных стран-морепользователей на ресурсы и пространства Мирового океана, в том числе на те из них, которые находятся в зонах действия юрисдикции России.

    В-третьих, географическое положение нашей страны и природные богатства ее исключительной экономической зоны и шельфа обусловливают ее высокий геоэкономический потенциал.

    Например, в пределах шельфа России сосредоточена преобладающая часть мировых запасов углеводородов. Северный морской путь и транзит через территорию России между морскими портами Дальнего Востока, Балтийского и Южного бассейнов являются наиболее экономичными направлениями грузопотоков, связывающих такие центры глобальной экономики, как Северная Америка, Западная Европа и Азиатско-Тихоокеанский регион.

    Развитие морского хозяйства существенно влияет на динамику экономической и социальной ситуации в 24 прибрежных субъектах РФ, которые в совокупности выходят к морским акваториям на протяжении около 14 тыс. км и в которых проживают более половины населения страны, а также сосредоточен весьма значительный производственный и научно-проектный потенциал, традиционно соприкасающийся с морской деятельностью страны.

    Стратегически важно, что развитие морской деятельности уже в среднесрочной перспективе может обеспечить использование Россией морских природных ресурсов, сейчас не являющихся жизненно необходимыми, но через 15—20 лет могущих стать более приоритетными по отношению к материковым аналогам.

    Наконец, различные виды морской деятельности, объективно связанные как технологическим производственным взаимодействием, так и научно-проектной идентичностью, обеспечивают полезную загруженность крупных отраслей экономики страны (судостроение, судоремонт, «шлейфовое» машиностроение, приборо-строение и др.), эффективную реализацию конверсионных направлений, транспортное обслуживание внешнеторгового оборота и в этом плане становятся важ-ными рычагами ускорения экономического роста, разрешения проблем занятости трудоспособного населения и развития научно-технического потенциала страны.

    Масштабы мировой деятельности постоянно расширяются. За последние 10 лет объемы морских грузоперевозок в мировом хозяйстве выросли на 25%, уловы морских гидробионтов — на 15%, добыча морских углеводородов — более чем на 50%.

    На этом фоне cнижающаяся динамика российской морской как оборонной, так и хозяйственной деятельности выглядит весьма тревожно, поскольку может привести к обоснованным притязаниям ведущих стран-морепользователей на ресурсы и пространства, находящиеся в зонах действия российской юрисдикции, но недоиспользуемые Россией. То же самое, даже с большей вероятностью, относится к выделенным России ресурсам морского дна, объявленным общим достоянием человечества.

    Учитывая значимость изучения, освоения и использования Россией ресурсов и пространств Мирового океана, а также объективную комплексность всех видов морской деятельности — все это сейчас является преимущественно ведомственным, — это должно быть подчинено единой скоординированной государственной морской политике.

    Реализация долговременной государственной мор-ской политики потребует формирования механизма надведомственного механизма управления взаимодействием отдельных федеральных и региональных органов исполнительной власти и коммерческих структур, осуществляющих различные виды морской деятельности. Центром такого мезанизма может быть совокупность органов управления ФЦП «Мировой океан», включая Межведомственную комиссию по координации деятельности органов исполнительной власти при реализации Программы и Минэкономики России в качестве Государственного заказчика — координатора этой ФЦП. После утверждения государственной морской политики, очевидно, должен быть усилен статус ФЦП «Мировой океан» и органов управления ею, пролонгированы сроки реализации Программы при соответствующем развитии состава ее мероприятий, а также расширены функции органов управления Программой до масштабов координации морской деятельности всех структур страны, а не только включенных в действующую сейчас ФЦП «Мировой океан».

    В.Раненко,
    директор Центра «Мировой океан» СОПС Минэкономики России и РАН,
    кандидат экономических наук

    Разрешение проблемы неплатежей — основная неотложная задача для развития экономики России

    Поразивший Россию системный кризис в финансовой и денежно-кредитной сфере в первую очередь связан с проблемой неплатежей, которую можно разбить на четыре наиболее актуальные составляющие:

  • во-первых, неплатежи Российского государства по своим обязательствам (как внутренним, так и внешним);
  • во-вторых, неплатежи банков по вкладам населения;
  • в-третьих, неплатежи между предприятиями;
  • в-четвертых, неплатежи в бюджет.

    1. Неплатежи по государственным обязательствам

    С целью восстановления доверия к российским властям со стороны внешних и внутренних кредиторов возможны следующие меры:

  • ускорение выполнения постановления Совета Федерации по итогам работы Временной комиссии по расследованию причин, обстоятельств и последствий при-нятия решений от 17 августа 1998 г.;
  • для частичного возврата валютных средств, вывезенных за рубеж нашими соотечественниками, предлагается следующая цепочка: валютные средства на счетах зарубежных банков а обычный (мягкий) рубль а инвестиции в реальный сектор а чистая прибыль а твердый рубль (еврорубль) а новые инвестиции или накопления в России, либо перевод в любые иностранные активы;
  • введение дифференцированного контроля на вывоз валютных средств за рубеж, в частности, путем введения нескольких валютных курсов в зависимости от вида операции.

    2. Неплатежи по обязательствам банков перед вкладчиками

    Попытка решить проблему краха финансовой пирамиды ГКО-ОФЗ за счет вкладчиков порочна по своей сути.

    Предлагаемый ныне запрет валютнообменных операций внутри страны — очередной удар по широким слоям населения. Только уверенность в том, что оно не потеряет свои сбережения в результате инфляции, успокоит население и снизит социальную напряженность.

    Очередной обман населения может закончиться гигантским социальным взрывом. Более целесообразно сказать правду: нет у нас сейчас денег и в ближайшие месяцы не предвидится — для выплаты по всем обязательствам физическим лицам. А в законе закрепить порядок сохранения реальной величины накоплений и поэтапного погашения обязательств перед вкладчиками.

    3. Неплатежи между предприятиями

    В качестве мер по решению данной проблемы могли бы быть следующие:

  • проведение взаимозачетов, подобно тому, как это было сделано в 1992 г.,
  • направление усилий правительства и Центрального банка России на временное прекращение практики перетока капиталов в непроизводственную сферу;
  • приоритетное развитие энергетического комплекса и некоторых крупных производств, включая тяжелую промышленность, поскольку без этого немыслимо создание отечественного малого и среднего бизнеса;
  • сокращение разрешительных функций бюрократического аппарата;
  • проведение инвентаризации, оценки стоимости и создание информационного банка данных государст-венных ресурсов для использования их в качестве залога под кредиты или как обеспечение облигационных займов;
  • ускорение принятия Закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», проект которого внесен в Госдуму Советом Федерации;
  • деятельность банковской системы поставить под государственный контроль не аморфного Банковского совета при Совете директоров Центробанка, а действительно государственного органа, способного контролировать всю кредитную систему, включая Банк России.

    4. Бюджетные неплатежи

    Для предотвращения кризиса неплатежей в бюджетной сфере возможны следующие меры:

  • скорейшее проведение налоговой реформы, предусматривающей отмену неоправданных налоговых льгот, а также упрощение взимания и снижения нормы отчислений налогов;
  • повышение качества структуры денежной массы одновременно с процессом укрепления платежной дисциплины;
  • введение государственной монополии на ряд товаров, прежде всего на алкогольную продукцию;
  • умеренная эмиссия денег, с одной стороны, не допускающая возможности гиперинфляции, а с другой — направленная на конкретные цели, что можно достичь, если основной упор сделать на выпуск обеспеченных товарами кредитных денег (в частности авалированных векселей);
  • временное введение строгого государственного контроля и регулирования процесса ценообразования в стране, в первую очередь на энергоносители и продукты питания;
  • введение параллельного обращения мягкого (обычного) и твердого рубля (еврорубля);
  • восстановление прямого кредитования Банком России правительственных программ;
  • выполнение уже принятых законов о «бюджете развития» хотя бы начиная с 2000 г.;
  • пересмотр взаимосвязи между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации (вертикально), увязав ее с отношениями между регионами (горизонтально).

    Таким образом, принятие предлагаемых мер по разрешению проблемы неплатежей могло бы стать одной из важнейших составных частей достижения глобальной цели:

  • создания правового государства,
  • восстановления внутреннего и внешнего доверия к властям,
  • развития реального сектора экономики путем усиления регулирующей роли государства.

    В.Шенаев,
    профессор

    Парадигма космизма как база выработки стратегии для оссии

    1. Конец XX в. отмечен резким обострением ценностного противостояния «Запада» и «Не-Запада» (в геополитике: «торговой цивилизации» и «цивилизации, ориентированной на духовные ценности»). Россия как «Восток—Запад» стала его «заложницей», и с новой силой раздирается конфликтом между «патриотами-державниками» и отечественными «западниками»:

  • позиция «патриотов-державников» — «у России есть особое служение, она призвана нанести поражение Западу как цивилизации чистогана и указать человечеству путь духовного возрождения»;
  • «западническая» позиция — «чем скорее Россия забудет о своей так называемой особой роли в мире, чем скорее она встанет на путь настоящих демократических и рыночных реформ, тем быстрее преодолеет она все стоящие перед ней проблемы».

    2. Невозможно построить стратегию развития России на базе только одной из позиций — ответить на вопрос: «что лучше?»: «рынок или нерынок», «демократия или недемократия». Нет на него однозначного ответа.

    Проблема: Практика показала, что рынок является эффективным регулятором производства и потребления, способен быстро дать изобилие товаров и услуг. Однако он порождает имущественное расслоение людей и предлагает людям преимущественно те общественные приоритеты, которые имеют денежное выражение. То есть, по нравственным критериям рыночная экономика критики не выдерживает. Вместе с тем, любые попытки «заменить» регулирование через рынок — внерыночным управлением чиновничества приводили к возникновению дефицита на важнейшие товары и услуги. В то же время «мобилизационные методы» позволяют быстро сосредоточить огромные ресурсы в руках государства для решения важных общественных проблем. Иными словами, невозможна однозначная оценка ни рыночной экономики, ни «экономики без рынка».

    Проблема: «демократия — недемократия». Демо-кратические институты стали огромным шагом вперед по сравнению с любыми формами политической власти прошлого, ибо позволили освободить личность от всесилия государственной бюрократии. Но демократия отнюдь не гарантирует ни выработки страной оптимального курса, ни защиты от злоупотреблений со стороны властей. Ибо резкое возрастание числа людей, участвующих в управлении государством (например, в ходе выборов разных уровней) означает, что важнейшие решения все чаще принимаются непрофессионалами. В таких условиях невозможно избежать манипулирования взглядами и поведением населения. Альтернативой же демократии является только диктатура, тоталитаризм. Но лишь при тоталитаризме можно добиться консолидации общества вокруг некоторой системы идей — чего крайне сложно достичь в условиях идейного плюрализма при демократии. То есть, нельзя однозначно оценить демократическую и противоположную ей формы правления.

    3. Ответить на вызов можно на базе логики космизма, представителями различных направлений которого бы-ли наши выдающиеся соотечественники: В.Соловьев, В.Вернадский, Е.Рерих, А.Чижевский, П.Сорокин, Л.Гумилев и др. Вот — важнейшие его постулаты: Основой Мироздания (Космоса) является тонкоматериальная Сверхчеловеческая Реальность — Мировая энерго-информационная Среда (МЭИС), называемая в христианстве «Царством Небесным». МЭИС «встраивает» человечество в «эволюционный коридор». И тогда у каждого человека формируется отношение к жизни на Земле не более, чем к этапу, необходимому для бесконечного продолжения эволюции его бессмертного «духа». В том числе, и вне Земли. И тогда вся гамма физиологических потребностей (связанных только с земной жизнью человека) постепенно перестает играть доминирующую роль в системе его жизненных ценностей. Это и есть механизм формирования высшей нравственности. История «западного» человечества есть смена альтернативных систем культуры (П.Сорокин), различающихся типом отношений «человечество — МЭИС». Ныне пройдена одна и практически завершена вторая из них: «является личным делом каждого — верить в существование Сверхчеловеческой реальности или нет; человек всего в жизни должен добиваться сам». Этим открывались огромные возможности для общественного развития. Однако акцент на «самостоятельность» объективно означал, что «западное человечество» в значительной мере перестало управляться МЭИС.

    4. Отсюда — фундаментальный вывод. Если вера в существование Сверхчеловеческой Реальности превратилась в «личное дело каждого», то стал нужен иной механизм организации общества, который «заменил» бы «внутренний» регулятор (боязнь «кары за грехи», «Страшного Суда») — «внешним» по отношению к человеку регулятором. Им и стало государство, строящееся на принципе разделения властей и на институте частной собственности (на рыночной экономике). Следовательно: рыночное регулирование и демократическая форма правления исторически преходящи и нужны только пока человечество живет вне Высшего Водительства — в условиях второй системы культуры.

    5. Следовательно, «снять» противостояние наших «антизападников» и «западников» возможно лишь в рамках интегральной системы культуры — в рамках мировоззрения космизма. Тогда больше не придется «выбирать» между «рыночно-демократической» или «нравственно-надмирной» моделями правления (и оценивать — «что лучше?!»). Поскольку на пути к будущему обществу сначала неизбежно использование в той или иной форме первой из названных моделей: завершение же пути будет означать переход ко второй из них.

    6. Путь к «внерыночному» устройству будет иметь свои этапы. Так, переход от товарной к прямой форме обмена (социализм) станет возможным, когда:

  • система жизненных ценностей большинства россиян радикально преобразится (ибо физиологические потребности уйдут с «первого плана»);
  • происходящее на этой основе их нравственное преображение позволит возложить регулирующие функции рынка и института частной собственности на государственные структуры;
  • по мере возрастания производительного потенциала национального хозяйства;
  • человеческая природа качественно изменится (+ общество получит возможности для невиданного роста своего производительного потенциала) — впервые появятся условия для реализации коммунистического принципа: «От каждого по способностям — каждому по потребностям».

    7. «Внедемократическое» устройство». Политология знает три основных типа взаимоотношений в государстве:

  • по образцу семейных (на базе взаимной преданности, добровольного самопожертвования и т.д.);
  • свободные договорные отношения (стороны договариваются на основе взаимного интереса и выгоды);
  • принудительные отношения (одна из сторон навязывает другой некоторое поведение против ее воли). Войдя в интегральную систему культуры, люди, независимо от национальности и вероисповедания, постепенно осознают себя членами одной Семьи, и вся система взаимоотношений станет развиваться по типу семейных.

    Ю.Ковалев,
    кандидат философских наук,
    ведущий научный сотрудник Отделения философии,
    социологии, психологии и права РАН


    [ СОДЕРЖАНИЕ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]