Обозреватель - Observer
Эксклюзив

Экстремальный банкир
консервативного банка
А.Раззоренов,
г. Санкт-Петербург (фото автора)

Мечта увидеть мир, отдохнуть на известных курортах мира всегда жила в душе русского человека. Однако далеко не каждому из нас удалось удовлетворить этот понятный всем интерес на практике. Основная причина этого печального факта есть и, скорее всего, еще долго будет оставаться в банальном отсутствии денег. Но есть способ, который сокращает расходы на путешествие до минимума. Это — автостоп. Анатолий Раззоренов — сотрудник Управления кредитования Санкт-Петербургского банка Сбербанка России и один из активных сторонников именно такого вида путешествия.

Для меня это не экономия денег, а скорее способ путешествия, располагающий к разного рода знакомствам, которых никогда бы не состоялось, передвигаясь традиционным способом. Кроме того, в этом случае ты не привязан жестко к экскурсионной программе, можешь сам выбирать себе маршрут и даже менять его по ходу продвижения. Так, перед этой поездкой в Европу я не собирался заезжать в Бельгию, Голландию, но хорошее настроение и удачное стечение обстоятельств подтолкнули меня в эти страны.

Петербург — колыбель не только
социалистической революции

Автостоп как вид путешествия зародился до горбачевской «оттепели». Еще в конце семидесятых были в стране люди, не желающие сидеть в своих квартирах, а ровно и платить за свои перемещения в пространстве кровно заработанные монеты. Разумеется, тогда речь, конечно, не могла идти о зарубежных странах, далеких островах и экзотических курортах. Первые вольные путешественники довольствовались поездками по просторам нашей необъятной Родины, однако, учитывая, что страна в то время занимала шестую часть суши, мест для культурной программы было предостаточно. Есть мнение, что именно в Ленинграде зародился этот необычный для России вид путешествий. Трасса Е95 Ленинград — Москва была для многих первых «авто»-путешественников школой жизни, где оттачивались навыки автостопа, нарабатывался опыт. Уже тогда некоторые предпринимали попытки и дальних путешествий на Русский Север, на Кавказ и Забайкалье.

Это были пробные шаги, положившие начало развитию большой общности людей, именующих себя «вольными путешественниками».

Покорение Европы

Мысль осуществить тур по странам Западной Европы возникла уже давно, но возможность осуществить это путешествие появилась только летом 1999 г. В дорогу, как обычно, был взят маленький рюкзак с самыми необходимыми в дороге вещами, атлас автомобильных дорог и небольшая сумма в инвалюте. Желание было увидеть именно Западную Европу, поэтому до Праги добрался самолетом. Дальнейший путь по маршруту Прага — Вена — Венеция — Флоренция — Рим — Ницца — Монако — Марсель — Париж — Брюссель — Антверпен — Амстердам — Берлин — Прага, длиной 4500 км был пройден на попутных машинах. За это время сменил порядка 60 автомобилей, от громадных грузовиков до скоростных легковушек.

Какие моменты путешествия понравились более всего? Разумеется, в памяти остались сказочные старинные города, великолепные музеи и памятники. Для человека, первый раз выбравшегося в Европу, все это было в диковинку. Если говорить о самом передвижении, то, наверное, самая запомнившаяся часть пути была в Австрии. Выехав из Вены рано утром, уже через 2 часа я был в предгорьях Альп. На очередном паркинге, после бутылочки фанты я «стопанул» спортивную Альфа Ромео. Поездка на этой машине была понастоящему незабываемой. Водитель — молодой парень, наверное, сын богатых родителей, был настоящий лихач. Несмотря на большое движение на автобане, он умудрился поддерживать скорость не менее 160 км/час, лавируя между машинами. Когда же машин стало меньше, он стал давить на педаль еще сильнее и скорость достигла 250(!!!) км/час. Это рекорд, который вряд ли кто из наших соотечественников сможет побить в ближайшее время. Мы мчались по горной автостраде в Альпах под визг мощных шин на пологих поворотах, мимо мелькали мосты, тоннели и обгоняемые нами машины. Я изо всех сил старался удержаться в кресле и никак не мог поверить в реальность происходящего.

Люди другого мира

До поездки много приходилось слышать, что в благополучной Европе тоже есть свои бандиты. Наверное, есть. Но мне за все время пребывания там попадались исключительно милые и весьма отзывчивые люди. Так было в Вене, когда познакомившись в метро с местным парнем по имени Хосе, последний запросто пригласил меня к себе в гости. В Италии, когда английский парень сам остановился на шоссе и подбросил меня до Рима, по пути терпеливо исправляя мой «школьный» английский. Запомнилась и шумная компания молодых людей, ехавших с моря в Марселе. Весело проболтав с ними в пути на интернациональные темы (у французов темы марксизма, фашизма, борьбы трудящихся за свои права пользуются особой популярностью), в конце пути мне не нужно было даже предпринимать усилия по остановке следующей машины. Они сами застопили мне грузовик и попросили водителя, когда тот будет сворачивать с автострады, найти по рации другую попутку.

В Амстердаме у меня возникла небольшая проблема с деньгами, вернее, с их отсутствием. Выручила меня черная женщина, которая подарила мне 2 гульдена, чтобы я мог добраться до центра и обменять свои дорожные чеки. В благодарность я сделал ответный жест и подарил этой милой женщине монету в 2 рубля. Во время своего возможного пребывания в Питере это позволит ей также проехать один раз на автобусе.

В наших газетах часто пишут, что люди в Европе живут веселее нас. И это действительно так. Они даже зарабатывают на жизнь, не забывая свое чувство юмора. Например, в Амстердаме я наблюдал за пожилыми людьми, одетыми в красиво вышитые (своими руками?) старинные костюмы и загримированными под царственных особ прошлого. Они неподвижно стояли на небольших самодельных постаментах на центральной площади города до тех пор, пока кто-нибудь из туристов не кидал им в емкость монетку. Тогда они артистично разводили руками и кланялись. За монетку они также с удовольствием фотографировались, мило обнимая клиента.

Европа, какая она есть

Безумная гонка по дорогам Старого Света, бесконечная череда маленьких городков и мегаполисов, горные пейзажи и зеленые равнины образовали неповторимый калейдоскоп впечатлений.

Наиболее яркие — запомнилась, конечно, Венеция. Этот сказочный город действительно поражает. Старые облупившиеся дома, узкие улочки и каналы, зеленая вода — все это не портит впечатления, а придает особый шарм. Здесь встречаешь великое множество туристов со всего света, снующих по улицам, сидящих в открытых ресторанах, катающихся на гондолах, катерах и трамвайчиках или просто развалившихся на дороге или ступенях многочисленных дворцов. Я был поражен всем этим великолепием и пробыл в этом чудесном городе с раннего утра до позднего вечера.

Следующим по пути был Рим. Древний город с его красивейшими историческими памятниками, музеями, фонтанами сам по себе может с полным правом называться музеем. Здесь сразу бросилось в глаза разгильдяйство местных водителей. Такого я еще никогда не видел. Я понимаю, что можно превысить скорость, можно подрезать, но здесь (по крайней мере, на окраинах) не просто едут на красный свет. Водители даже не пропускают машины, идущие на зеленый.

В Риме, впрочем, как и везде в Италии, в магазинах, когда тебе дают сдачу, не кладут монетки аккуратно на прилавок, а небрежно их кидают, как бы всем своим видом показывая пренебрежение к этой мелочи. Очень занятно.

Во Франции большую часть времени при своих перемещениях я провел в кабинах грузовиков. Большие, современные тягачи, превращенные владельцами в уютные и комфортабельные дома на колесах, оснащены рациями, по которым местные драйверы круглые сутки болтают со своими коллегами. Если сравнивать с нашими дальнобойщиками, жизнь французских водителей — это малина, излишества которой не скоро будут доступны простому российскому шоферу.

Париж — тема отдельного разговора. Разумеется, побывал я в Лувре, поднялся на Эйфелеву башню, съездил в Версаль, но понравилась здесь больше всего сама атмосфера города. Здесь кажется, что в самом воздухе витает дух раскованности и веселья. Ближе к вечеру многочисленные уличные кафе заполняются людьми, начинают свои выступления уличные музыканты. С большой легкостью можно разговориться с совсем незнакомым человеком, который будет непременно тащить тебя в какой-нибудь ресторанчик для знакомства со своими друзьями.

Амстердам. Я ходил по его улицам, вдоль каналов и не мог налюбоваться на все это суровое великолепие. В этот день стояла пасмурная погода, пытался моросить мелкий дождик и это еще больше увеличивало чувство привязанности. На мой взгляд, такая погода наиболее соответствует духу этого места.

Все знают, что главной достопримечательностью Амстердама является квартал красных фонарей. Расположенный не так далеко от центра, этот район заманивает в свои сети огромное море туристов. Попал в них и я, проведя здесь без малого всю ночь.

Вообще, гуляя по узеньким улочкам этого места, надо быть достаточно осторожным. Здешние женщины имеют разный темперамент. Одни спокойно сидят или кривляются за стеклом в своих кабинках, дожидаясь очередного клиента. Другие же, сами выскакивают на улицу и силой пытаются затащить прохожих к себе. Уже за полночь я чуть не попался на такую наколку. Спокойно гуляя по кварталу, я попался в объятия немолодой черной дамы. Я еле отбился от этой тетки. Со стороны это, наверное, выглядело довольно забавно. Один к одному, кадр из фильма «Бриллиантовая рука».

На каждом шагу предлагают наркотики. Этого добра здесь не много, а очень много, причем любых видов: от официально разрешенной марихуаны до кокаина и героина. Как мне показалось, бизнес этот целиком принадлежит неграм. Они здесь всем заправляют, причем чувствуют себя очень вольготно. Торговля наркотиками, по-моему, вообще никак не маскируется и о ней может не знать только слепой. Такая наплевательская политика властей, мне кажется, не случайна. Именно это ощущение вседозволенности создает уникальный облик Амстердаму и привлекает сюда это море туристов. Бороться с курицей, несущей золотые яйца, было бы не разумно.

Берлин, после шумного Рима, веселого Парижа, напротив, показался строгим и неприветливым. Разумеется, ничего плохого в нем нет, но и особенно хорошего тоже. В центре мне бросилось в глаза невзрачное 9-этажное здание, на стенке которого было сделано мозаичное панно на тему «рабочий и колхозница», а рядом красовался недавно построенный небоскреб с зеркальными стеклами.

Последний день своего путешествия я решил полностью посвятить осмотру достопримечательностей Праги. И надо сказать, нисколько не пожалел об этом. Одна из прелестей этого города в том, что он достаточно мал, и осмотреть все можно, гуляя пешком. И разумеется, как дополнение к культурной программе, изумительное чешское пиво. Пиво, как говорят, варят здесь аж с XIV в. и ко времени моего пребывания там, по-моему, достигли в этом деле совершенства.

Автостоп в Европе

Если кратко, автостоп в Европе работает, и работает очень хорошо. Моя средняя скорость перемещения, разумеется, без учета осмотра городов, составляла в среднем 100 км/час. При этом среднее время ожидания машины 20—25 минут. Были, разумеется, и моменты, когда ожидание попутной машины затягивалось, но это скорее исключение из правила. Иногда водители, даже сами, без всякого участия с моей стороны, останавливались и предлагали подвезти. В общем, все было очень неплохо и жаловаться на жизнь не приходилось.

Надо сказать, что местная молодежь активно использует автостоп для своих путешествий и в некоторых местах организовались настоящие очереди у дороги. Но «дикой» конкуренции нет. Наоборот, всегда можно было рассчитывать на взаимовыручку. В Германии, например, я познакомился с чешскими ребятами. Они путешествовали по Европе вчетвером!!! Как это у них получалось, я до сих пор не понимаю. После знакомства они показали мне машину с литовскими номерами и попросили помочь им вписаться в нее. Судя по телевизионным репортажам, литовцы не очень-то любят русских, поэтому мое участие в переговорах могло все испортить. Однако бывший соотечественник оказался своим человеком (один отправился на УАЗе в путешествие до Парижа) и без националистических прибабахов. Встретил нас очень радушно и сразу угостил бутербродами с чаем. Во Франции у него сломался двигатель, и машина начала сильно дымить. Ехал он поэтому очень медленно. Через 15 минут нашего движения на этой машине за нами установилось плотное облако гари. Со стороны это выглядело очень впечатляюще: едет непонятная машина со скоростью 60 км/час и оставляет за собой дымовую завесу, скрывающую все вокруг. Каждый проезжающий мимо водитель считал своим долгом долго сигналить, может быть, думая, что машина горит, а мы этого не замечаем.

Курьезные моменты

Это произошло в Ницце. Греясь на камнях после очередного купания, я умудрился уснуть под палящим солнцем часа на два. За это время я не просто сгорел, а сгорел так, что хотел звонить в страховую компанию на предмет оплаты посещения врача. Кстати, врача я так и не посетил: сначала не нашел телефон, потом боль начала спадать, и мне стало просто лень, хотя ношение рюкзака на некоторое время осложнилось. И еще, уже на следующий день я заметил, что на груди у меня ярко выделяется на красном фоне белый контур моей ладони: спал я, к сожалению, положив руку на грудь.

Забавный случай произошел под Грацем. Там я попал в полосу ливней. Дождь был настолько силен, что, несмотря на зонтик, через 5 минут я окончательно промочил ноги и решил собрать палатку под навесом уже закрывшейся на ночь автомобильной мастерской. Я рассуждал так: кому нужен этот въезд ночью — никому, а мне здесь будет очень уютно и сухо. Все, что нужно было сделать, это утром проснуться пораньше и освободить территорию. Однако рано утром я проснулся оттого, что бригада слесарей, приехавших на работу, переносила меня вместе с палаткой в сторону от входа. Ничего не понимающий, я вылез из палатки и... услышал сердечные извинения этих ребят за столь грубое обращение: выхода у них не было, надо было открывать мастерскую, а из-за меня в нее нельзя было даже войти.

Расходы на путешествие

Ко всем прелестям путешествия автостопом добавляется и его дешевизна. Всем понятно, что оплачивать свои передвижения в пространстве не требуется. Расходы на все остальное зависят от потребности каждого в уровне комфорта. Некоторые умудряются вообще не тратить деньги, даже на еду. Но это слишком экстремально. В моем случае это выглядело следующим образом: я тратил деньги на все, что мне нравилось. От гамбургеров в придорожных кафе и ресторанах до поездок на такси в крупных городах, и экономил только на стоимости перемещения между городами. В результате общие затраты на это путешествие (включая авиаперелеты до Праги и обратно) составили порядка 500 долл. США. Это сравнимо со стоимостью туристических путевок, но те впечатления, которые я получил за эти две недели, на мой взгляд, многократно превосходят то, что ощущают туристы, путешествующие цивильным способом.

Будущее, которое обязательно будет

Что можно сказать об этой поездке? С одной стороны, в конце немного тянуло домой, а с другой — жаль, что все заканчивалось. Этот двухнедельный круиз еще больше разжег во мне дух путешествий. Теперь очень хочется поехать еще куда-нибудь, скажем, в Америку — пересечь два континента с севера на юг, от Аляски до Чили. Это в сто раз сложнее сегодняшнего путешествия и в тысячу раз интереснее. Очень тянет в Азию: в Корею, Сингапур, Бангкок. Обязательно надо побывать в Японии, в Австралии. В общем, посмотрим, на следующий год будет видно.

P.S. Уже сейчас я определился с планами на следующий год: весной 2000 г. я отправляюсь в Австралию. Маршрут этого круиза охватывает все крупнейшие города зеленого континента. Протяженность маршрута — 14 000 км. Длительность — 30—40 дней.


[ СОДЕРЖАНИЕ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]