Обозреватель - Observer
Экономика

Новые контуры мировой торговли

С. Волков,
Кандидат экономических наук
А. Погодин,
Кандидат юридических наук

В Сиэтле (30 ноября — 3 декабря 1999 г.) проходила очередная конференция Всемирной торговой организации (ВТО). Сама конференция и события вокруг нее имели в определенной степени веховое значение для будущего мировой торговли и ознаменовали собой наступление качественно нового этапа международного экономического сотрудничества. Целесообразно проанализировать некоторые итоги работы конференции с точки зрения эволюции внешнеторговой стратегии США и интересов российских экспортеров металлопродукции.

Наиболее расхожим мнением при подведении итогов конференции стала констатация факта ее провала. В доказательство приводится тезис о том, что участникам встречи так и не удалось преодолеть разделяющие их разногласия и что ими даже не была принята де-кларация о начале нового раунда глобальных торговых переговоров. Безусловно, с позиций дальнейшей либерализации мировой торговли конференция ВТО закончилась провалом. Однако есть все основания предполагать, что этот провал был подготовлен и обусловлен действиями Соединенных Штатов. С этой точки зрения провал встречи в Сиэтле явился неоспоримым успехом американских переговорщиков.

По мнению торгового представителя Европейского Союза (ЕС) П.Лэйми, была допущена ошибка при выборе времени проведения конференции, которое совпало с началом предвыборной кампании в США. Но трудно поверить в то, что этот фактор не просчитывался заранее. Напротив, время и место проведения конференции были выбраны не случайно. Занятую американской делегацией позицию на конференции ВТО и события, развернувшиеся вокруг нее, необходимо рассматривать именно в контексте предстоящих в США президентских выборов.

Как показывают социологические исследования, большинство американцев выступают против либерализации внешней торговли. По данным проведенного центром «PEW RESEARCH» в апреле 1999 г. общенационального опроса общественного мнения, 52% респондентов считают, что в будущем экономическая глобализация нанесет удар по благосостоянию средних американцев. Откровенно враждебную позицию в отношении либерализации торговли и ВТО занимает крупнейшая профсоюзная организация США Американская федерация труда — Конгресс производственных профсоюзов (АФТ—КПП), объединяющая в своих рядах 13 млн. членов (с членами семей — 40 млн. чел.). В резолюции 23 съезда АФТ—КПП, состоявшегося в 1999 г., отмечается, что непродуманная торговая политика США ведет к «увеличению внешнеторгового дефицита, потере сотен тысяч высокооплачиваемых рабочих мест и формированию системы международных правил, которые подрывают принимаемые внутри страны меры, направленные на защиту прав человека и окружающей среды». Выступая в Национальном пресс-клубе накануне открытия конференции ВТО, президент АФТ— КПП Дж.Суитни подчеркнул, что, несмотря на продолжающийся экономический рост, Соединенные Штаты за последние 18 месяцев потеряли более 500 тыс. рабочих мест в обрабатывающей промышленности вследствие некон-тролируемого увеличения импорта.

Симптоматично, что незадолго до форума в Сиэтле руководство АФТ—КПП официально объявило о своей поддержке на предстоящих президентских выборах вице-президента США А.Гора, если его кандидатура будет выдвинута от демократической партии. Логично предположить, что за поддержку профсоюзов администрация Клинтона заплатила ужесточением своей позиции в отношении импорта иностранных товаров.

Именно АФТ—КПП выступила главным организатором акций протеста против ВТО, в которых приняли участие более 50 тыс. чел. Причем эти акции были спланированы за год до проведения конференции. На улицах Сиэтла к профсоюзам примкнули правозащитники, защитники окружающей среды и животных, фермеры, представители религиозных организаций, групп защиты потребителей. Интересно, что в своем выступлении на конференции президент Клинтон, на словах призывая к дальнейщей либерализации международной торговли, практически солидаризировался с требованиями протестующих и подчеркнул необходимость учета роли и интересов профсоюзов и экологических организаций при ведении торговых переговоров. Похоже, что профсоюзы во время акций протеста практически озвучивали позицию администрации (за исключением вопроса о принятии КНР в ВТО).

При формулировании внешнеторговой концепции правительство США вынуждено учитывать усиливающиеся протекционистские настроения контролируемого республиканцами Конгресса. В ноябре 1999 г. 228 членов Палаты представителей Конгресса направили письменное обращение президенту Клинтону и торговому представителю США Барщефски, содержащее требование отстаивать на конференции ВТО в Сиэтле действующие антидемпинговые законы.

Еще до начала работы конференции американская сторона, вопреки активному противодействию ЕС, Японии и развивающихся стран, настояла на исключении из повестки дня антидемпинговой проблематики. Зато выступивший перед участниками встречи президент Клинтон призвал ввести в практику торговых отношений «трудовые и экологические стандарты» (соблюдение прав рабочих на создание профсоюзов, на заключение коллективных договоров с работодателями, запрет дет-ского труда, дискриминации при приеме на работу, охрана окружающей среды) и настаивал на применении санкций к тем сторонам торговых соглашений, которые не придерживаются упомянутых стандартов.

В развитие инициативы Клинтона министр труда США А.Херман предложил, применительно к торговым соглашениям, рассматривать права наемных рабочих в плоскости прав человека. Предложения американ-ской стороны вызвали неодобрение представителей развивающихся стран, справедливо квалифицировавших их как форму торгового протекционизма. Спровоцированная США коллизия и предопределила провал переговоров.

Министр торговли ЮАР А.Эрвин напрямую обвинил Соединенные Штаты в срыве переговоров. Он считает, что США использовали массовые акции протеста в Сиэтле как предлог для включения в повестку дня конференции вопроса о так называемых «трудовых и экологических стандартах». По словам Эрвина, «ВТО превратилась в заложницу неадекватной реакции Соединенных Штатов на свои собственные внутренние проблемы».

Даже видные представители американской политической элиты вынуждены были признать провокационный характер демарша Клинтона. Так, председатель подкомитета по торговле комитета путей и средств Палаты представителей Кон-гресса Ф.Крейн уверен в том, что заявление американского президента о введении санкций «породило у наших торговых партнеров подозрения, что США намерены принести исповедуемые ВТО идеалы открытого рынка в жертву собственным интересам».

Представитель Малайзии справедливо заметил, что «трудовые стандарты» должны обсуждаться не в рамках ВТО, а в рамках Международной организации труда. Заявленные Клинтоном «трудовые и экологические стандарты», прозвучавшие угрозы применения санкций за их нарушение противоречат принципам свободной торговли и больше соответствуют нормам управляемой торговли.

Однако объяснение фактического отхода Соединенных Штатов от принципов свободной торговли исключительно предвыборными соображениями было бы явно недостаточным. Укрепление военно-политических (распад СССР, продвижение НАТО на Восток, успешная операция в Косове), экономических (один из самых длительных за всю историю экономических подъемов) и финансовых (упрочение доллара относительно евро) позиций США предопределяют их стремление установить гегемонию в сфере мирохозяйственных связей. В Сиэтле Соединенные Штаты имплицитно объявили о переходе к внешнеторговой стратегии «избирательного протекционизма», основанной на учете новых мировых реалий и геополитических интересов страны.

Суть этой стратегии заключается в максимальном поощрении национальных экспортеров и отгораживании внутреннего рынка от иностранных конкурентов. Корни новой стратегии, по мнению старшего вице-президента Торговой палаты США К.Джонстона, лежат в «традиционной ксенофобии и склонности Америки к изоляционизму». Причем, в случае победы на предстоящих выборах республиканской партии, следует ожидать усиления «избирательного протекционизма», поскольку экономическая платформа республиканцев традиционно постулирует необходимость жесткого протекционист-ского курса в области внешнеторговой политики.

Важной темой обсуждения, хотя и вынесенной за скобки официальной повестки дня конференции, но так или иначе затрагивавшейся многими делегациями и самими организаторами форума, были установленные ВТО антидемпинговые процедуры и проводимые Соединенными Штатами по отношению к некоторым экспортерам стали на американский рынок антидемпинговые расследования. Ко времени проведения конференции сложилась мощная «антиамериканская коалиция» государств, пострадавших от действий администрации Соединенных Штатов, направленных на сокращение импорта стали.

Япония добивается от ВТО изменения положений Соглашения о применении статьи VI Генерального соглашения о тарифах и торговле (Антидемпингового соглашения) в русле смягчения антидемпинговых процедур. Одновременно она настаивает на изменении ущемляющих интересы японских поставщиков стали американских антидемпинговых законов. С Японией солидарны другие страны Юго-Восточной Азии и их производители. Так, президент крупнейшей тайваньской сталелитейной компании CHINA STEEL, отрицает факт демпинговых продаж на американском рынке и считает, что низкие цены экспортных поставок отражают мировые цены, которые резко упали вследствие азиатского экономического кризиса.

Президент крупнейшего в мире производителя стали, южнокорейского концерна POSCO обвиняет США в протекционизме, который подрывает их авторитет как сторонника свободной торговли.

ЕС специально к конференции в Сиэтле подготовил проект декларации, призывающей к пересмотру правил ВТО, регулирующих применение антидемпинговых мер.

Проект декларации содержит:
1. Рекомендации по изменению положений Соглашения о субсидиях и компенсирующих таможенных пошлинах, а именно: об ослаблении ограничений импорта товаров из развивающихся стран, при производстве которых используются государственные субсидии.

Кстати, от подобных ограничений страдают экспортеры не только развивающихся, но и развитых стран. К примеру, в 1999 г. ЕС обратился с жалобой в ВТО на действия американских властей, которые в 1994—1996 гг. ввели компенсирующие таможенные пошлины на продукцию United Engineering Steels, выделившуюся из специализированного подразделения англий-ской компании British Steel, обвинив ее в том, что эта компания уже после приватизации пользовалась выгодами от государственных субсидий, полученных до приватизации. Власти США считают, что в сталелитейной промышленности такие выгоды накапливаются в течение 15 лет с момента получения государственных субсидий. ВТО посчитала, что в результате приватизации компании «на расстоянии вытянутой руки» и по обоснованной рыночной цене создается новая компания, которая не может рассматриваться в качестве бенефициара полученных в прошлом государственных субсидий.

Решение ВТО может стать прецедентным, поскольку компенсирующие таможенные пошлины применяются к производителям стали, находившимся ранее в государственной собственности, во многих странах, включая Францию, Италию и Испанию.

2. Предложение об определении размера взимаемых пошлин в зависимости от размера ущерба, причиненного вследствие товарного демпинга. Согласно ныне действующим правилам, размер пошлин определяется на основе разницы между ценой товара и его себестоимостью.

Недовольство антидемпинговыми мерами США проявляют также многие латиноамериканские страны и Россия.

С другой стороны, американские сталелитейные компании, мощный отраслевой профсоюз United Steel-workers of America и АФТ-КПП выступают за сохранение и ужесточение антидемпингового законодательства в целях недопущения импорта по низким ценам изделий из стали, способного привести к сокращению рабочих мест и снижению прибылей корпораций. В подтверждение высказываемых опасений приводятся случаи банкротства мелких американских производителей стали и сокращение числа занятых в сталелитейной отрасли на 9 тыс. чел. за последние два с половиной года.

Для доказательства фактов демпинга руководители сталелитейных корпораций наняли частных детективов, которым было поручено выведывание деталей контрактов, заключенных между иностранными поставщиками стали и их американскими контрагентами. Добытых сведений оказалось достаточно для того, чтобы правительство США начало антидемпинговые расследования против поставщиков горячекатанной стали из Японии, Бразилии и России.

Но, как считают представители сталелитейной отрасли США, правительственные меры оказались малопродуктивными. По утверждению Т.Ашера, президента крупнейшего американского производителя стали — компании USX, сокращение импорта из упомянутых трех стран было компенсировано увеличением поставок из КНР, Индии и Индонезии. «Попытки перекрыть импорт стали по демпинговым ценам равносильны попыткам перекрыть пальцем плотину»,— иронизирует он.

На конференции в Сиэтле американская сторона заняла бескомпромиссную позицию по вопросу отмены или смягчения антидемпингового законодательства. В интервью информационному агентству BLOOMBERG NEWS 1.12.99 г. заместитель министра торговли США Д.Аарон призвал Японию отказаться от попыток оказания давления на Соединенные Штаты с целью смягчения последними действующих антидемпинговых законов.

В интервью газете Seattle post-intelligencer 30.11.99 г. президент Клинтон заявил, что США никогда не пойдут на пересмотр действующих антидемпинговых законов. Такой подход Клинтон аргументировал тем, что американский рынок — самый открытый в мире, и эта открытость обходится США в 250 млрд. долл. торгового дефицита в год. Иными словами, на конференции ВТО Соединенные Штаты противопоставили себя всему мировому сообществу.

Фактором, объективно способствующим смягчению антидемпингового регулирования в США, является продолжающийся там экономический рост и наблюдаемое на протяжении последних двух лет увеличение спроса на сталь, предъявляемого в первую очередь автомобилестроением и строительной индустрией. Это, в свою очередь, может вызвать повышение спроса на импортную сталь. Самый емкий в мире американский рынок стали, который специалисты называют рынком «в последней инстанции» («destination of last resort»), по-прежнему будет притягивать к себе иностранных поставщиков.

Однако агрессивная эволюция внешнеторговой стратегии США и обострение конкурентной борьбы за американский рынок потребуют применения новых, порой нестандартных, подходов.


[ СОДЕРЖАНИЕ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]