Обозреватель - Observer
Экономика

Дальний Восток в зеркале геополитики

Р.Моисеев,
директор Камчатского института экологии и природопользования Дальневосточного отделения РАН

Дальний Восток, со времени включения его в состав Российской Империи, постоянно занимал особое место в планах, прогнозах и практической деятельности по управлению развитием России, Советского Союза, Российской Федерации.

Здесь Российское государство вышло к Тихому океану — природному рубежу распространения своего влияния на Восток. Здесь качественно изменилась не только природная и социально-экономическая, но и геополитическая среда, с которой впредь приходится считаться, решая задачи не только этого региона, но и государства в целом.

Дальневосточному краю (ДВК) как наиболее удаленному от обжитых районов России региону со стороны органов государственного управления уделялось то больше, то меньше внимания в зависимости от возможностей страны и мудрости власти. Но специфическое значение региона осознавалось всегда.

Роль природных ресурсов, в том числе драгоценных и цветных металлов, Дальнего Востока в экономике России и в определении позиций России в соответствующих секторах мирового рынка несомненно выше, чем была в СССР. Использование же этого потенциала пока явно недостаточно, хотя часть прав в этой сфере передана с федерального уровня на региональный и могла бы способствовать развитию региональной экономики.

Золото и цветные металлы Дальневосточного края

Добыча золота, для всякого государства представляющая несомненный геополитический и геоэкономический интерес, в России и, в частности, на Дальнем Востоке проявляет тенденции к снижению. На этот процесс накладывается и географическая особенность: снижение происходит тем быстрее, чем севернее находятся разрабатываемые месторождения.

Причины этого имеют в основном внутригосударственное происхождение: золотодобывающая отрасль России почти изолирована от мирового рынка; условия ее функционирования жестко регулируются, а реализация ее продукции на мировом рынке монополизирована государством. Естественно, что мировой рынок пока только приценивается к еще только формирующемуся «золотому рынку» России.

Возможности выхода экономики Дальнего Востока на мировой рынок цветных металлов, напротив, в большей степени зависит от особенностей последнего. Для него характерны:

  • высокая динамичность;
  • резкие изменения структуры производства, потребления и цен;
  • своеобразие способов инвестиционной подготовки и посреднического поведения;
  • жесткая конкурентная борьба методами, которые недостаточно хорошо освоены россий-скими экономическими субъектами.

    Все это не позволяет надеяться, что в ближайшее время может быть реально поставлен вопрос о самостоятельном, расширяющемся и экономически эффективном выходе российских экономических металлодобывающих субъектов на мировой рынок. Вовлечение же в этот процесс иностранных инвесторов невозможно без предоставления экономических привилегий, резко выходящих за рамки, характерные для мирового рынка. На практике это осуществляется за счет увеличения нормы прибыли путем традиционного сокращения затрат на инфраструктуру и природоохранные мероприятия.

    Учитывая отсутствие возможностей для реальных внутрироссийских инвестиций и сокращение потребностей российской экономики в металле, можно ожидать, что достаточно длительное время освоение минеральных ресурсов Дальнего Востока будет ориентировано на потребности мирового рынка по выбору и сценариям реальных ино-странных инвесторов. Такое освоение может стать эффективным или неэффективным в зависимости не только от условий продукта реализации, но и от плохо поддающихся регулированию темпов выхода экономики России из стадии, характеризующейся слабостью стимулов к экономической рациональности.

    При переходе же к рациональным стадиям развития экономики, цветная металлургия Дальнего Востока имеет возможность через определенное время занять устойчивое экономически эффективное место на мировом рынке.

    Лесные ресурсы

    Менее определенна ситуация с оценкой роли на мировом рынке лесных ресурсов Дальнего Востока. Россия располагает крупнейшими в мире потенциальными лесными ресурсами, но является далеко не самым крупным заготовителем леса.

    В 1993 г. круглых лесоматериалов больше, чем в России, произведено: в США — в 2,76;
    в Китае — в 1,7;
    в Индонезии — 1,06;
    в Канаде — в 1,02 раза.

    Если учесть, что эти страны относятся к Азиатско-Тихоокеанскому региону, наиболее доступному для сбыта продукции лесодобывающей отрасли Дальнего Востока России, становится понятно, что по объему лесозаготовок Дальний Восток не может рассчитывать на заметное место ни на внутрироссийском, ни на мировом, ни на Тихоокеанском рынке леса.

    Эта отрасль экономики Дальнего Востоке может занять экономически эффективное место на мировом рынке только за счет качества продукции, адресности и устойчивости экономических связей, умения реагировать на изменения конъюнктуры.

    Транспортные системы

    Что касается использования географического положения Дальнего Востока России в развитии системы транспортной сети глобального значения, можно назвать следующие основные направления:

  • Северный морской путь вдоль российского побережья Северного Ледовитого океана — самая короткая морская грузовая транспортная связь между северными странами Тихоокеанского бассейна и Европой.

  • Транссибирская железнодорожная магистраль, как уже существующая единственная железнодорожная связь между этими же крупнейшими экономическими системами.

  • Предполагаемые в перспективе проходящие над Дальним Востоком транзитные воздушные сообщения широтного направления: Северная Америка — Северная Азия; Восточная Европа — Западная Европа — Северная Америка, а также меридиональные трансарктические направления Юго-Восточная и Восточная Азия — Северная Америка.

    Кроме того, существующие воздушные сообщения между Северной Америкой и Восточной и Юго-Восточной Азией нуждаются по экономическим и навигационным соображениям в промежуточном транзитном аэропорте на отрезках Анкоридж — Токио, Анкоридж — Сеул и т.п.

    Можно выделить следующие принципиальные положения, связанные с использованием названных возможностей: необходимо учитывать, что каждое направление следует реализовать своевременно. В противном случае могут быть найдены другие варианты решения. И тогда на Дальний Восток России может выпасть функция размещения не основных, а дополнительных звеньев в транспортных системах. Узловые пункты сообщений могут оказаться вне нашей территории.

    Нет необходимости подробно перечислять приобретаемые или утрачиваемые при этом возможности экономического развития. Транспортные сообщения могут дать региону не только первичные экономические функции по их обслуживанию, но и мощные вторичные стимулы для широкомас-штабного освоения природных ресурсов и развития обрабатывающей промышленности и инфраструктуры.

    В качестве примера можно указать ситуацию с передачей Россией Китаю крохотных участков территорий в районе р. Туманган, в результате чего Китай получит выход к побережью Японского моря.

    Строительство здесь нового морского порта, соединение его с железнодорожными сетями Китая, продолжение этих сетей на запад приведет к созданию трансцентро-азиатской железнодорожной магистрали широтного направления, связывающей экономические гиганты Восточной Азии с рай-онами Центральной Азии, Ближним Востоком и Европой. Это неизбежно приведет к снижению экономического значения россий-ской Транссибирской железнодорожной магистрали, порта Восточный, а частично и Северного мор-ского пути.

    В материалах, опубликованных по поводу межгосударственных территориальных «урегулирований», нет сведений об анализе российскими государственными органами такого рода последствий. Если они действительно не рассматривались и не предусматривались варианты их нейтрализации, то это представляется крупной геоэкономической ошибкой Российского государства, конечным результатом которой окажется общее снижение экономического потенциала Дальнего Востока России.

    Реализовывать экономические возможности, заложенные в развитии транспортных систем Даль-него Востока, Россия может только с привлечением крупных или даже крупнейших зарубежных инвесторов. Капиталоемкое и технически сложное оборудование и обслуживание современных транспортных магистралей неадекватно современным финансовым возможностям российской экономики. Эта сфера отдаленных перспектив развития пока не совпадает с сегодняшними внутрироссийскими экономическими потребностями и не может быть даже скоординирована с назревшей крупномасштабной реконструкцией существующих транспортных сооружений.

    Для полноценного включения Дальнего Востока в развитие глобальных транспортных связей со стороны российских государственных органов необходимы нестандартные, нетривиальные подходы к формированию инвестиционной политики. Без таких решений возможности просто окажутся исторически упущенными. Главной особенностью таких решений, кроме новизны подходов, должна быть глубокая оценка геоэкономических и геополитических последствий принимаемых решений для развития России и Дальнего Востока.

    Топливно-энергетический комплекс

    Сложнейшие эколого-экономические проблемы глобального и субглобального масштаба связаны с оценкой возможностей и последствий освоения топливно-энергетических природных ресурсов Дальневосточного шельфа.

    Прогнозы о нефтегазоносности шельфа Охотского и Берингова морей известны давно. Около 10 лет ищутся подходы к широкомасштабной добыче нефти на шельфе острова Сахалин. Разработаны программы освоения нефтяных и газовых месторождений на всем шельфе Дальнего Востока. Несомненно, что эта задача имеет глобальное экономическое и энергетическое значение, хотя следов учета этого обстоятельства в доступных анализу ведомственных материалах не обнаруживается.

    Топливно-энергетические ресурсы шельфа Дальнего Востока, несомненно, имеют значение не только для российской, но и для мировой энергетики. Поэтому при принятии решений об их освоении целесообразна постановка таких вопросов, как:

  • в какие сроки и в каких объ-емах осваивать эти ресурсы;
  • в какой очередности осваивать месторождения;
  • в какой степени ориентировать эти ресурсы на экспорт и внутрироссийское потребление;
  • в какой мере вывозить нефть в сыром виде и развивать перерабатывающие мощности;
  • как увязать сроки и темпы освоения нефтегазовых месторождений на Дальнем Востоке с освоением других месторождений страны.

    Этот круг вопросов теснейшим образом связан с проблематикой финансового и материально-ресурсного обеспечения освоения. Капиталоемкая и технически сложная организация нефте- и газопромыслов на шельфе Охотского и Берингова морей возможна в настоящее время только за счет иностранных инвестиций. Но ситуация требует взвешенного подхода по многим направлениям: от увязки со стратегиями национальной энергетической независимости (безопасности) до чисто технической аудиторской проверки дееспособности соискателей лицензий.

    Морские экосистемы

    Сложным, важным и до последнего времени комплексно не рассмотренным остается вопрос об оценке воздействия на природную среду при разведке и разработке нефтегазовых месторождений на шельфе Дальнего Востока и о комплексном рациональном использовании природных ресурсов в затрагиваемой этими воздействиями зоне. Прилегающие к Дальнему Востоку воды Мирового океана и шельф богаты многими видами природных ресурсов, из которых в настоящее время наиболее широко используются биологические водные ресурсы, занимающие заметное место в продовольственном балансе не только России, но и мира. Воспроизводство этих ресурсов находится в прямой связи с сохранением состояния природной среды, а необходимость этих ресурсов для человечества неоспорима.

    По важности для развития общества энергетическая и продовольственная проблема не уступают друг другу. В связи с этим экосистемный анализ и комплексная оценка природно-ресурсной базы океанической и морской экономической зоны и шельфа, безусловно, должны предварять разработку программ разведки и эксплуатации нефтегазовых месторождений.

    Это требование, являющееся по характеру и внутрироссийской, и международной необходимостью, продиктовано не только региональным природно-ресурсным подходом. Оно укладывается в общую глобальную тенденцию экологизации природопользования, которую в России называют общечеловеческой и национальной стратегией «устойчивого развития», она пока еще не утвердилась в форме обязательного для всех поведения, но неизбежно будет набирать силу и станет одной из основных в развитии общества.

    Тенденция к «устойчивому развитию» предполагает в качестве составных частей:

  • сохранение и восстановление близкого к естественному состоянию природной среды;
  • сбережение и восстановление природно-ресурсной базы;
  • сохранение биологического разнообразия и многие другие требования, в полной мере значимые для развития Дальнего Востока.

    Многие районы Дальнего Востока России и прилегающих к нему морских и океанических зон пока относятся к наименее затронутым антропогенными воздействиями и в целом составляют достаточно крупную природную систему с относительно сохранившимся природно-ресурсным потенциалом.

    Экологические системы на Дальнем Востоке сохранили способность к самовосстановлению и могут быть ядром для восстановления близкого к естественному состоянию природной среды в прилегающих районах. Здесь могли бы быть выработаны эталоны для формирования экологически рационального поведения человека.

    Связанный с природными системами открытых районов Тихого океана, прияпонских и приамериканских океанических и морских зон, Дальний Восток России входит в субглобальную природную систему, влияя на ее состояние и, в свою очередь, находясь в зависимости от нее. И с этих позиций развитие экономики Дальнего Востока на основе рационального природопользования, на основе региональной программы «устойчивого развития» имеет значение, несомненно, выходящее за рамки государственных границ.


    [ СОДЕРЖАНИЕ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]