Обозреватель - Observer |
Духовное наследие
|
А.Шефов,
заслуженный работник культуры РСФСР,
лауреат Государственной премии СССР
Впоследние годы не часто приходилось бывать у своих друзей — художников в их творческих мастерских, встречаться с ними на открытии художественных выставок. Не исключением была и мастерская московского скульптора Николая Андреевича Щербакова, с которым я знаком более тридцати лет.
Его биография характерна для многих послевоенных представителей творческой интеллигенции: участник Великой Отечественной Николай прошел дорогами войны Украину, Австрию, Венгрию, Чехословакию и Германию. После войны поступил в Московский художественный институт декоративного и прикладного искусства. В начале 50-х (1951 г.) ученик известного скульптора Е.Ф.Белашовой выиграл конкурс на скульптурное оформление главного вестибюля станции метро «Краснопресненская». В 1954 г. станция была открыта, а на арках свода главного вестибюля посетители увидели 14 барельефов, посвященных теме революций 1905 и 1917 гг.
Фото Н.Кочнева
В этой работе Щербакову Н.А. помогали скульпторы Ю.П.Поммер, Ю.Г.Ушков, В.А.Федоров, Г.Н.Колесников в содружестве с архитекторами В.С.Егеревым, М.П.Константиновым, Ф.А.Новиковым, И.А.Покровским.
Безусловно, этот первый серьезный успех начинающего художника принес ему известность. Достаточно вспомнить, что подобные заказы ранее доверяли только маститым мастерам — скульптурное оформление станций «Площадь Революции» (1937—1939 гг.) и «Измайловский парк» (1944 г.) — М.Г.Манизера, «Бауманской» (1944 г.) — скульптора В.А.Андреева, архитектора Б.М.Иофана и др.
Молодой художник живо интересовался не только событиями тех лет, его как каждого творческого работника волновали новые герои-современники — знаменитые ученые, знатные колхозники, космонавты, известные писатели, герои Великой Отечественной войны, политические деятели нашей страны, международного рабочего движения. Часто бывая в те годы в мастерской Николая Андреевича я всегда видел новые эскизы или готовые работы, поражаясь одержимостью, с которой он работал.
Особое место в творчестве талантливого художника на многие годы заняла ленинская тема. Начиная с 60-х годов его скульптурные композиции можно было увидеть в экспозиции Центрального музея В.И.Ленина и музея Революции в Москве, в Академии Общественных наук. Им были созданы и установлены памятники В.И.Ленину в Артеке, в г. Комсомолец Кустанайской области и в Актюбинске в Казахстане, в одном из древнейших городов Средней Азии — Ходженте (Ленинабад). За эту работу автору было присвоено почетное республиканское звание лауреата Государственной премии им. А.Рудаки (1975 г.).
Важной, этапной вехой в творчестве художника стало участие в конкурсе на памятник В.И.Ленину для Кремля (1966 г.).
Кроме Щербакова Н.А. со встречными проектами выступило еще 26 ведущих скульпторов нашей страны, т.е. почти в три раза больше заказных работ, предоставленных девятью творческими коллективами. Всего на конкурсе было 57 проектов.
Скульптурная композиция Н.А.Щербакова (архитектор А.Н.Душкин) была признана лучшей среди встречных проектов и рекомендована правительственной комиссией для установки в санатории «Барвиха» под Москвой. Открывала памятник в «Барвихе» в 1968 г. министр культуры СССР Е.А.Фурцева.
Сегодня во многих музеях можно видеть его работы. В музее Антропологии МГУ — портрет известного скульптора и графика, народного художника В.А.Ватагина (50-е годы), Мемориальном музее Н.О.Остров-ского — портрет Зои Космодемьянской (60-е годы), в костромском музее — портрет А.С.Пушкина и др. В конце 80-х годов во всесоюзном лагере «Орленок» близ Туапсе был установлен его памятник Н.Островскому.
По специальному заданию правительства им были выполнены в красном граните портрет Ф.Кастро и мраморный бюст Л.Корвалана.
Небольшую часть его работ в гипсовых отливках сегодня можно видеть у него в мастерской.
Летом этого года мне довелось снова побывать в хорошо знакомой мастерской.
Первое впечатление при встрече — время не властно над ваятелем — передо мной был все такой же веселый, жизнерадостный, удивительно моложавый человек, давно разменявший седьмой десяток. Он рассказал мне о своих работах, которые создал за последние годы и в первую очередь о скульптурном портрете своего ушедшего из жизни друга, — известного художника А.П.Кибальникова.
— Сейчас моя работа выполнена в мраморе, возможно, ее установят в Саратове, где открывается культурный центр его имени, — с гордостью сказал художник.
Я рассказал Николаю о цели своего визита и от имени инициативной группы попросил известного московского скульптора принять участие в увековечении памяти Д.Т.Шепилова — выдающегося ученого и государственного деятеля. Узнав, что Шепилов Д.Т. закончил войну в Вене в чине генерала, художник улыбнулся и сказал:
— Я тогда тоже был в Вене, но мы не встречались — дистанция огромного размера! Я с радостью выполню твою просьбу, — ответил скульптор. Тем более, что я его все же видел, у меня даже есть кинолента, на которой он запечатлен. Это было в 1964 г. Я пришел на открытие выставки С.Т.Коненкова, по случаю его 90-летия. На открытие (Кузнецкий мост, 2) поздравить знаменитого русского мастера пришли многие известные художники — Б.В.Иогансон, А.А.Дейнека, Н.В.Томский, А.П.Кибальникова, Е.Ф.Белашова и др. Пришли и Д.Т.Шепилов, который сразу оказался в центре внимания — многих художников он, видимо, хорошо знал, к нему они потянулись со всех сторон. Видишь, поэтому, кроме всего у меня есть и свой багаж зрительных впечатлений, ну а ты мне как всегда поможешь советом.
В мастерской было много новых, неизвестных мне произведений. Заметив мой интерес к его новым работам, Николай Андреевич улыбнулся и сказал:
— Я покажу тебе мою последнюю работу, над которой все время продолжаю трудиться.
Он стал развертывать большую, хорошо укутанную скульптуру. Я меньше всего думал увидеть в мастерской фигуру древнегреческого философа — передо мной был Сократ в последние минуты жизни, держащий в правой руке чашу с ядом цикуты.
Видя мое недоумение художник пояснил:
— Меня давно волновала судьба этого необычного, удивительно интересного человека. Он не побоялся выступить открыто с критикой власти и не отказался от своих идейных проповедей даже под страхом смерти.
Для мены очень важны и очень современны были сказанные им слова: «Управлять — должны знающие», «Лучше давать, чем получать». Он был непримиримым борцом за справедливость...
Я смотрел на мощную фигуру, вылепленную из глины, от которой веяло несокрушимой
силой... Почти 2500 лет прошло с тех пор, подумал я, а тема добра и зла,
борьба за справедливость вечна... Сколько истории известно таких примеров?
Сегодня я предлагаю художнику создать скульптурный портрет человека, который
всего каких-то сорок лет тому назад, уже в другую эпоху, бросил в лицо
тогдашнего руководителя страны:
«Неграмотный человек не может руководить государством». Шепилов не
был насильно отравлен, как Сократ, но он немедленно был снят со всех постов,
его имя было предано забвению, длившемуся до конца его дней, но Дмитрий
Трофимович не сдался и не отказался от сказанного...
Прошло немного времени, и в мастерской художника, почти рядом друг против
друга, стоят две работы — великий древний философ Сократ, чей взор устремлен
на небо в последние минуты жизни как бы ища там ответ в справедливости
им сказанного, и Дмитрий Трофимович Шепилов с хорошо известной современникам
приветливой, правдивой улыбкой — один из выдающихся ученых, государственных
деятелей, нашего государства 50-х годов, чье имя не смогли захлестнуть
ни ложь, ни клевета, ни насилие временщиков.
Время подтвердило пра-воту, сказанную им...
Настоящий мастер всегда создает произведения, которые нужны людям.
Я спросил художника о его сегодняшних творческих планах.
— Какие планы? Сегодня мы никому не нужны! Живу на пенсию, которую изредка получаю, так как мой дом, где я прописан, находится в московской области. Заказов нет.
Но я делаю вещи, которые считаю сегодня нужны.
|