Обозреватель - Observer |
Духовное наследие
|
А.Подберезкин
Перед нами встает извечный вопрос: зачем нужно лично, может быть, ценой многих неудобств и издержек, занимать осознанную активную гражданскую позицию? Почему эта часть жизни такая же неотъемлемая, как и частная?
Ответ, как мне кажется, заключается в простой идее: человек должен (для себя прежде всего) занимать свою позицию, свой путь, который он должен пройти в этой жизни до конца, стараясь как можно меньше отклоняться от него на соблазны — мнимую выгоду, конформизм, мнимые ценности и т. д. Тогда он становится личностью, сумевшей себя реализовать. И тогда он становится гражданином, который достоин нашей великой Родины. Такая личность-гражданин не задает себе дурацкого обывательского вопроса (столь людного среди наших доморощенных либералов), “что дает нам эта страна?” Он сам пытается дать своей стране как можно больше. Это является частью его личной жизни, естественной потребностью. Тогда, только тогда, когда такие люди будут доминировать в обществе и формировать общественное мнение, у государства, у Нации быстро пойдет процесс выздоровления.
Это глубоко личный, даже интимный процесс воспитания личности и гражданина.
Человек, и только сам человек, в конечном счете может решать, как ему истратить
этот бесценный дар — жизнь. Можно — на злобу, зависть, гордыню, раздражение,
тщеславие, максимальное удовлетворение инстинктов и амбиций.
Можно — на любовь, радость познания, самореализацию. До 1991 г. по
своему это пытались делать КПСС и государство. После 1991 г. — никто, а
точнее — пытались разрушать духовные, личностные и гражданские основы.
Убежден, что этот период заканчивается. Я вижу, что с каждым днем внутреннее
сопротивление соградан нарастает. Появляются и крепнут, пусть до конца
не осознанные, убеждения в ценности духовных основ личности, принципов,
норм взаимоотношений. Складывается стихийно свой внутренний моральный
кодекс, убеждение, что свои принципы нельзя отдавать ни за какие блага.
Эти внутренние принципы, эту уверенность нельзя бесконечно копить в себе. Эти слова уже ждут от нас. Сегодня наша задача — сказать Нации, что у нее не только есть великое будущее, но, может быть, и великое настоящее. Сделать это реальностью — задача нынешнего поколения русских людей, способных и желающих изменить ситуацию сегодня, сейчас. У Нации, в принципе, для этого есть все, кроме Веры и Воли. Не хватает Веры и Воли у политического руководства, Веры и Воли у активной части русских, способных осуществить перемены, избежать беды. Но наша святая обязанность предупредить: придет время, и зло будет наказано, возмездие неизбежно для разрушителей и предателей Отечества. И наступит оно, судя по всему, уже скоро, ибо любому терпению приходит конец.
Вновь и вновь необходимо напоминать вечную истину: “Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие” (Ев. от Луки). Эта вечная истина — универсальна для любого времени, любой культуры. Еще в середине ХVII в. великий мастер фехтования в Японии Миямото Мугаси писал: “Глупцам трудно отстраниться от заботы о своем благосостоянии. Поэтому, когда начинаешь какое-нибудь дело, вначале сосредоточься на Четырех Заповедях и устрани себялюбие. Тогда неудача станет невозможной.
Вот они:
В нынешней России “Русский Путь” — это путь воина, иногда одиночки, идущего в соответствии со своими принципами. Это может быть и “последний воин великой Империи” — последний оставшийся боеспособный офицер. Это может быть и не сдавшийся ученый, не поддавшийся соблазнам конформизма чиновник. Это может быть учитель, который на свой страх и риск, вопреки утвержденным программам и соросовским учебникам, вспахивает пласты обывательского отупения. Не важно, кто этот Воин. Важно, что он делает.
Так же важно, что он понимает, что Путь Воина это трудная жизнь, что добиться скорого результата вряд ли возможно. Более того, быстрый эффект, крикливость, яростные удары в грудь и митинговщина имеют очень мало общего с истинной борьбой, с достижениями действительного результата. Мы сброшены в слишком глубокую пропасть (многие до сих пор не осознали, как глубоко), чтобы рассчитывать легко из нее выпрыгнуть.
Вспомним статью Льва Толстого “Политическим деятелям”:
“Было бы очень хорошо, если бы можно было скоро, сейчас, взрастить лес. Но этого нельзя сделать, надо ждать, пока семена дадут ростки, потом листки, потом стебли и потом вырастут деревья.
Можно натыкать ветки, и на короткое время это будет похоже на лес, но это будет только подобие. То же самое и со скорым благоустройством общества”.
Таким образом, можно сказать, что “Русский Путь” — это процесс совершенствования личности, воспитания нового человека-гражданина, обладающего прежде всего Верой и Волей, человека гордого. Из критической массы таких личностей и создается новая великая Держава, подлинно Великое Государство, величие которого определяется его интеллектуальным и духовным лидерством в мире. Эта новая личность — носитель государственно-патриотической идеологии — сочетает в себе истинные духовные и нравственные ценности русского народа, православия и всей человеческой цивилизации с современными реалиями, интеллект — с действием, конкретной прагматической работой, национальные ценности — с общечеловеческими. Эта новая личность — ТВОРЕЦ-ПАТРИОТ, понимающий, что только через осуществление великих целей человек обнаруживает в себе великий характер, делающий его маяком для других.
Борясь сегодня за выживание, человек должен понимать, что с такой приземленной целью не выживешь! Это — как в концлагере, где, те, кто цеплялись любой ценой за жизнь, обязательно погибали. И наоборот: те, у кого были более высокие нравственные установки, смогли выжить.
Что же касается нас всех, то в конечном счете все внешне- и внутриполитические действия России должны вписываться в стратегическую цель: восстановление искусственно разрушенного великого государства, превращение его в мирового интеллектуального и духовного лидера, в авангард славянских народов и ядро будущей Восточнославянской империи. Это — наша сверхидея, сверхзадача, решение которой способно не только возродить Россию, но и дать толчок развитию всего человечества.
И последнее. Хочется надеяться, что удалось подойти ближе к ответам
на вопросы, вызванные дискуссией о национальной идее и государственно-патриотической
идеологии. Сегодня, видимо, и не следует претендовать на то, чтобы попытаться
формулировать четкие ответы, особенно в рамках какой-то одной партийной
идеологии, — важен вектор размышлений и действий. Важно определить
направление движения. Наконец, определив этот вектор, поверив в
этот Путь, важно сделать первый шаг. Первый шаг личности и гражданина.
|